О мерах по обеспечению безопасности лиц, находящихся на борту воздушного судна во время полета

(Абрамов В. Н., Березкин А. М., Степаненко Ю. В.) («Современный юрист», 2013, N 4 (Октябрь-Декабрь))

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА

В. Н. АБРАМОВ, А. М. БЕРЕЗКИН, Ю. В. СТЕПАНЕНКО

Абрамов Вадим Николаевич, начальник отделения системного анализа и зонального контроля организационно-контрольного управления Главного управления на транспорте МВД, Москва.

Березкин Антон Михайлович, помощник начальника (по правовой работе) Главного управления на транспорте МВД России, Москва.

Степаненко Юрий Викторович, профессор кафедры «Административное и информационное право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник транспорта России, Москва.

В статье освещены неурегулированные вопросы обеспечения авиационной безопасности, связанные с организацией сопровождения воздушных судов в полете сотрудниками полиции. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» полиции при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне предоставлено право сопровождать его во время полета. Установлена обязанность полиции участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации. Вместе с тем до настоящего времени на уровне федерального законодательства не установлен порядок сопровождения воздушных судов, а также не урегулированы вопросы, связанные с передачей и поступлением соответствующей информации о нарушении требований авиационной безопасности, при наличии которой необходимо организовать сопровождение воздушного судна в полете. На практике меры административного и уголовного воздействия на нарушителей общественного порядка на воздушном судне, находящемся в полете, возможно реализовать при условии наличия на борту соответствующего уполномоченного должностного лица. В качестве таких должностных лиц наиболее эффективно могут выступить сотрудники полиции, которые при сопровождении воздушных судов будут обеспечивать охрану общественного порядка на борту, а также в случае выявления правонарушений составлять процессуальные документы и применять меры административного принуждения. При этом четкое нормативное правовое закрепление участия в данном процессе служб авиационной безопасности будет иметь положительный эффект.

Ключевые слова: авиационная безопасность, требования авиационной безопасности, воздушное судно, сопровождение воздушных судов.

On measures to ensure the safety of persons on board an aircraft in flight V. N. Abramov, A. M. Berezkin, Yu. V. Stepanenko

In clause are taken up not settled questions of maintenance of the aviation safety, the supports of air courts connected with the organization in flight by employees of police. According to the Federal law «About police» at presence of the information on possible infringement of requirements of aviation safety on an air vessel the right to accompany with it during flight is given to police. The duty of police is established to participate according to the legislation of the Russian Federation in maintenance of aviation safety in the field of civil aircraft. At the same time till now at a level of the federal legislation the order of support of air courts is not established, and also the questions connected with transfer and receipt of corresponding information on infringement of requirements of aviation safety at which presence it is necessary to organize support of an air vessel in flight are not settled. In practice of a measure of administrative and criminal influence on nuisancers on the air vessel which is being flight, probably to realize under condition of presence onboard the corresponding authorized official. As such officials employees of police who at support of air courts will provide protection of a public order onboard most effectively can act, and also in case of revealing offences to make remedial documents and to apply measures of administrative compulsion. Thus, precise normative legal fastening of participation in the given process of services of aviation safety will have a positive effect.

Key words: aviation safety, requirements of aviation safety, an air vessel, support of air courts.

К числу нерешенных проблем обеспечения авиационной безопасности относится вопрос организации сопровождения воздушных судов в полете сотрудниками полиции. Он обсуждается уже на протяжении продолжительного времени начиная с конца 80-х годов минувшего столетия, когда в стране произошел очередной всплеск так называемого воздушного терроризма. В соответствии с Приказом МВД России от 29 октября 2001 г. N 951 «О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России» Главным управлением внутренних дел на транспорте и специальных перевозок МВД России совместно с Государственной службой гражданской авиации Минтранса России велась проработка вопроса о целесообразности сопровождения нарядами транспортной милиции международных и внутренних авиарейсов (осуществлялись расчеты, проводились рабочие встречи, изучалось мнение специалистов). Однако до настоящего времени этот вопрос так и не решен. При этом по результатам проведенного в тот период изучения мнения сотрудников органов внутренних дел на транспорте положительный ответ на вопрос: «Считаете ли Вы целесообразным возврат к сопровождению воздушных судов нарядами милиции?» — дали 82% респондентов. На наш взгляд, восстановление этого института в современных условиях является актуальной и важной задачей. В конце 2012 — начале 2013 г. на объектах воздушного транспорта Российской Федерации произошло значительное количество резонансных происшествий, связанных с неадекватным поведением пассажиров <1>. Часть из них имела место непосредственно на борту воздушного судна, находящегося в полете. Анализ указанных случаев показал, что наиболее часто пассажиры ведут себя неадекватно в состоянии алкогольного опьянения: курят на борту самолета, повреждают оборудование салона, угрожают и нападают на членов экипажа воздушного судна и пассажиров. Такие действия не только создают опасность для лиц, находящихся на борту воздушного судна, но и в целом негативно влияют на обеспечение авиационной безопасности. При этом необходимо отметить, что вопросы непосредственного противодействия таким угрозам в настоящее время недостаточно урегулированы правом. ——————————— <1> Данная работа выполнена с использованием СПС «КонсультантПлюс».

Одним из основных нормативных правовых актов, регламентирующих указанные правоотношения, является Воздушный кодекс Российской Федерации [1]. Подпунктом 4 пункта 5 статьи 84 этого Закона установлено, что при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета. Положениями об управлениях государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по федеральным округам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденными соответствующими Приказами Ространснадзора [2 — 8], закреплено право управлений сопровождать воздушное судно во время полета при наличии информации о возможности нарушения на воздушном судне требований авиационной безопасности. Организация сопровождения воздушного судна во время полета инспекторским составом в соответствии с Положением об Управлении транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным Приказом Ространснадзора от 28 декабря 2010 г. N ГК-1437фс <1>, возложена на указанное Управление, которое является структурным подразделением центрального аппарата Ространснадзора. ——————————— <1> Документ опубликован не был.

Права полиции в указанной сфере нашли свое отражение в пункте 27 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» [9]. Так, полиции при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне предоставлено право сопровождать его во время полета. Данное право взаимосвязано с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции», которым установлена обязанность полиции участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации [10. С. 73]. Необходимо также отметить, что МВД России в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [11] принимает участие в разработке мер по обеспечению авиационной безопасности в области гражданской авиации, обязанность реализовывать которые в соответствии со статьей 84 Воздушного кодекса Российской Федерации возложена на лиц, осуществляющих прием, отправку или обслуживание воздушных судов. Вместе с тем до настоящего времени на уровне федерального законодательства не установлен порядок сопровождения воздушных судов, а также не урегулированы вопросы, связанные с передачей и поступлением соответствующей информации о нарушении требований авиационной безопасности, при наличии которой необходимо организовать сопровождение воздушного судна в полете. Решение указанных вопросов постоянно откладывается [12 — 14]. Важно отметить, что сложившаяся система в части предоставления соответствующих прав по сопровождению воздушных судов полиции и инспекторам Ространснадзора в целом соответствует рекомендациям руководящих документов ИКАО [15]. Ими предусмотрено, что сотрудник службы безопасности на борту определяется как служащий государственного учреждения (такие сотрудники должны являться служащими правительственных организаций), которому правительством государства эксплуатанта и правительством государства регистрации разрешено находиться на борту воздушного судна с целью защиты этого воздушного судна и находящихся на его борту лиц от актов незаконного вмешательства. Данные положения корреспондируют с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [16]. Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции: федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Статьей 11.3.1 КоАП РФ за нарушение требований авиационной безопасности установлена административная ответственность. Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной нормой, должностные лица органов, уполномоченных в области авиации, прежде всего Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которые также уполномочены составлять соответствующие протоколы об административных правонарушениях. Нарушение соответствующих требований авиационной безопасности, как правило, связано с неисполнением Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» [17] и Приказа Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2005 г. N 7321) [18], которым установлены Требования, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта. Кроме того, ряд авторов работ по данной тематике [19, 20] указывают на то, что правовое регулирование в рассматриваемой области включает в себя нормы, установленные Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» [21], Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» [22], Приказом Минтранса России от 5 сентября 2008 г. N 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» [23], Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 90 «Об утверждении Инструкции по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах Российской Федерации» [24]. Специализированная статья 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил поведения граждан, в том числе на воздушном транспорте, устанавливает наказание за курение на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов (дела рассматривают в том числе органы внутренних дел), а также за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна (дела рассматривают органы, уполномоченные в области авиации, органы внутренних дел такие дела не рассматривают). Представляется, что объективная сторона указанного состава правонарушения не включает в себя действия пассажиров, устраивающих дебош на борту воздушного судна. Данные действия наиболее соответствуют составам правонарушений, предусмотренным статьями 20.1 («Мелкое хулиганство»), 20.20 («Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах») и 20.21 («Появление в общественных местах в состоянии опьянения») КоАП РФ, или составам преступлений, предусмотренным статьями 211 («Угон судна воздушного…») и 213 («Хулиганство») Уголовного кодекса Российской Федерации [25]. Перечисленные меры административного и уголовного воздействия на нарушителей общественного порядка на воздушном судне, находящемся в полете, на практике возможно реализовать при условии наличия на борту соответствующего уполномоченного должностного лица. Однако указанное должностное лицо должно не только обладать определенным объемом властных полномочий, но и быть способно своими действиями предотвратить соответствующие административные правонарушения и преступления, возможность совершения которых существует на борту воздушного судна. Представляется, что в качестве таких должностных лиц наиболее эффективно могут выступить сотрудники полиции, которые при сопровождении воздушных судов будут обеспечивать охрану общественного порядка на борту, а также в случае выявления правонарушений составлять процессуальные документы и применять меры административного принуждения. Необходимо будет решить вопросы, связанные с реализацией соответствующих мер административного воздействия, например административного задержания, в условиях нахождения воздушного судна в полете. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о введении дополнительных, аналогичных по содержанию, принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями, осуществляемых на основании положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации [26] в целях обеспечения безопасности лиц, находящихся на борту воздушного судна. Безусловно, заслуживают внимания предложения, связанные с установлением права перевозчиков формировать и публиковать списки пассажиров, допустивших нарушения правил поведения на борту воздушного судна, создающих угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также не выполнивших распоряжения командира воздушного судна, и отказывать пассажирам, включенным в указанные списки, в заключении договора воздушной перевозки (так называемые черные списки пассажиров). Указанная мера воздействия носит гражданско-правовой характер и, как представляется, будет весомой частью комплекса мер, принимаемых для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, при условии тщательной проработки процедурных, организационных и иных вопросов, связанных с принятием подобных решений. Вместе с тем видится преждевременной реализация предложений по возложению на сотрудников служб авиационной безопасности дополнительных функций по поддержанию общественного порядка на борту воздушного судна в полном объеме. По сути, это будет означать наделение работников коммерческих и некоммерческих организаций (авиакомпаний) специфическими правоохранительными полномочиями, свойственными только государственным органам и представляющим их должностным лицам. Между тем четкое нормативное правовое закрепление участия в данном процессе служб авиационной безопасности будет, по нашему мнению, иметь положительный эффект.

Список литературы

1. Воздушный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. N 12. Ст. 1383. 2. Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-468фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». 3. Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-469фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». 4. Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-470фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». 5. Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-464фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». 6. Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-465фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». 7. Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-466фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». 8. Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-467фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». 9. Федеральный закон «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.02.2011. N 7. Ст. 900. 10. Барсуков С. И., Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М.: Деловой двор, 2011. 11. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.03.2011. N 10. Ст. 1334. 12. План мероприятий, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в 2007 году по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах, утвержденный Приказом Ространснадзора от 26.02.2007 N ГК-109фс (пункт 18 Плана). 13. План мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств на 2008 год по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах, утвержденный Приказом Минтранса России от 17.03.2008 N 44 (пункт 13). 14. План мероприятий, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в 2010 году по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах, утвержденный Приказом Ространснадзора от 30.12.2009 N ГК-1479фс (утратил силу в связи с изданием Приказа Ространснадзора от 26.01.2010 N ГК-48фс) (пункт 22). 15. Руководство по авиационной безопасности. Doc 8973/8. 16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.01.2002. N 1 (ч. I). Ст. 1. 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.08.1994. N 15. Ст. 1795. 18. Приказ Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2005 г. N 7321) // Российская газета. 17.08.2007. N 180. 19. Авдейко А. Г., Антонов С. Н., Бачило И. Л. и др. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под общ. ред. Н. Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011. 20. Семенихин В. В. Ответственность организаций и их руководителей. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2012. 21. Приказ Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» // Российская газета. 17.08.2007. N 180. 22. Приказ Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» // Российская газета. 10.10.2007. N 225. 23. Приказ Минтранса России от 5 сентября 2008 г. N 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 06.10.2008. N 40. 24. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 90 «Об утверждении Инструкции по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Российская газета. 15.05.2003. N 91. 25. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954. 26. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

References

1. The Air code of the Russian Federation // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 24.03.1997. N 12. Item 1383. 2. Order Federal service on supervision in sphere of transport from 06.02.2011 N AK-468fs «About the statement of Position about Management of the state aviation supervision and supervision of maintenance of transport safety on the Central federal district of Federal service on supervision in sphere of transport». 3. Order Federal service on supervision in sphere of transport from 06.02.2011 N AK-469fs «About the statement of Position about Management of the state aviation supervision and supervision of maintenance of transport safety on the Siberian federal district of Federal service on supervision in sphere of transport». 4. Order Federal service on supervision in sphere of transport from 06.02.2011 N AK-470fs «About the statement of Position about Management of the state aviation supervision and supervision of maintenance of transport safety on Southern federal district of Federal service on supervision in sphere of transport». 5. Order Federal service on supervision in sphere of transport from 06.02.2011 N AK-464fs «About the statement of Position about Management of the state aviation supervision and supervision of maintenance of transport safety on the Ural federal district of Federal service on supervision in sphere of transport». 6. Order Federal service on supervision in sphere of transport from 06.02.2011 N AK-465fs «About the statement of Position about Management of the state aviation supervision and supervision of maintenance of transport safety on Privolga to federal district of Federal service on supervision in sphere of transport». 7. Order Federal service on supervision in sphere of transport from 06.02.2011 N AK-466fs «About the statement of Position about Management of the state aviation supervision and supervision of maintenance of transport safety on Far East federal district of Federal service on supervision in sphere of transport». 8. Order Federal service on supervision in sphere of transport from 06.02.2011 N AK-467fs «About the statement of Position about Management of the state aviation supervision and supervision of maintenance of transport safety on Northwest federal district of Federal service on supervision in sphere of transport». 9. The Federal law «About police» // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 14.02.2011. N 7. Item 900. 10. Barsukov S. I., Boriss A. N. Comment to the Federal law «About police» (under clauses). M.: The Business court yard, 2011. 11. The decree of the President of the Russian Federation from March, 1st, 2011. N 248 «Questions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 07.03.2011. N 10. Item 1334. 12. A plan of measures, spent by Federal service on supervision in sphere of transport in 2007 on realization of the Concept of administrative reform in the Russian Federation in 2006 — 2008, approved by Order Federal service on supervision in sphere of transport from 26.02.2007 N GK-109fs (item 18 of the Plan). 13. A plan of measures of the Ministry of transport of the Russian Federation, federal services subordinated to it and federal agencies for 2008 on realization of the Concept of administrative reform in the Russian Federation in 2006 — 2010, approved by the Order of Ministry of Transport of Russia from 17.03.2008 N 44. Item 13. 14. A plan of measures, spent by Federal service on supervision in sphere of transport in 2010 on realization of the Concept of administrative reform in the Russian Federation in 2006 — 2010, approved by Order Federal Service on Supervision in sphere of transport. From 30.12.2009 N GK-1479fs (has become invalid in connection with the edition of Order Federal service on supervision in sphere of transport from 26.01.2010 N GK-48fs. Item 22). 15. A management on aviation safety. Doc 8973/8. 16. The Code of the Russian Federation about administrative offences // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 01.07.2002. N 1 (part 1). Item 1. 17. The governmental order of the Russian Federation from July, 30th, 1994 N 897 «About Federal system of maintenance of protection of activity of civil aircraft from certificates of illegal intervention» // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 08.08.1994. N 15. Item 1795. 18. The Order of Ministry of Transport of Russia from November, 28th, 2005 N 142 «About the statement of Federal aviation rules «Requirements of aviation safety to the airports» (it is registered in Ministry of Justice of the Russian Federation on December, 28th, 2005 N 7321) // The Russian newspaper. 17.08.2007. N 180. 19. Avdejko A. G., Anton S. N., Bachilo I. L., etc. The comment to the Code of the Russian Federation about administrative offences (itemized) / Under the general edition by N. G. Salishchevoj. 7. M.: The Prospectus, 2011. 20. Semenikhin V. V. Responsibility of the organizations and their heads. M.: GrossMedia; ROSBUH, 2012. 21. The Order of Ministry of Transport of Russia from July, 25th, 2007 N 104 «About the statement of Rules of carrying out preflight and after flight surveys» // The Russian newspaper. 17.08.2007. N 180. 22. The Order of Ministry of Transport of Russia from June, 28th, 2007 N 82 «About the statement of Federal aviation rules «The General rules of an airline traffic of passengers, luggage, cargoes and requirements to service of passengers, consignors, consignees» // The Russian newspaper. 10.10.2007. N 225. 23. The Order of Ministry of Transport of Russia from September, 5th, 2008 N 141 «About the statement of Federal aviation rules «Rules of transportation of dangerous cargoes air courts of civil aircraft» // The Bulletin of statutory acts of federal enforcement authorities. 06.10.2008. N 40. 24. The Order of Minister of Defence of the Russian Federation from March, 26th, 2003 N 90 «About the statement of the Instruction on the organization of an airline traffic in Armed forces of the Russian Federation» // The Russian newspaper. 15.05.2003. N 91. 25. The Criminal Code of the Russian Federation // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 17.06.1996. N 25. Item 2954. 26. The Constitution of the Russian Federation // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 26.01.2009. N 4. Item 445.

——————————————————————