Договор энергоснабжения в системе гражданско-правовых договоров

(Гончарова Е. В.) («Право и политика», 2009, N 3)

ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ

Е. В. ГОНЧАРОВА

Гончарова Елизавета Викторовна — аспирантка Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра правового обеспечения рыночной экономики.

Аннотация: в статье исследуется правовая природа договора энергоснабжения и его место в системе гражданско-правовых договоров. В рамках нового законодательства, регулирующего отношения участников рынка, договор снабжения электрической энергией сохранил свое значение. Однако правовая структура отношений по снабжению электроэнергией качественно изменилась.

Ключевые слова: юриспруденция, договор, энергоснабжение, система, электроэнергия, купля-продажа, оптовый, розничный, рынок, реформирование.

Датой начала реформирования электроэнергетического комплекса России принято считать момент утверждения Единой государственной концепции реформирования электроэнергетики <1>. Правовые основы экономических отношений, возникающих на рынке электрической энергии, определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» <2> (далее — Закон «Об электроэнергетике»). Нормативное регулирование отрасли дополняют подзаконные акты, принимаемые Правительством РФ. Большая часть положений о деятельности участников содержится в Правилах оптового рынка <3> и Правилах розничных рынков <4> (далее — Правила РРЭМ). Создание правовой базы целевой структуры электроэнергетики завершится после утверждения норм, регулирующих оборот мощности. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 (в ред. от 01.02.2005) «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 16.07.2001. N 29. Ст. 3032. <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1177. <3> Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 N 643 (в ред. от 29.12.2007) «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.11.2003. N 44. Ст. 4312. <4> Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (в ред. от 29.12.2007) «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.09.2006. N 37. Ст. 3876.

Законодательство оформило качественно новую структуру договоров рынка электрической энергии. Система договоров сложилась под влиянием объективных экономических явлений. Основными принципами реформирования отрасли являются <5>: ——————————— <5> Абз. 10 гл. I Постановления Правительства РФ от 11.07.2001 N 526.

— разделение видов деятельности, осуществляемых субъектами электроэнергетики, на естественно-монопольные (передача, распределение и диспетчеризация) и потенциально конкурентные (генерация и сбыт) сферы; — демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т. д.); — обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка; — обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики; — создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли; — создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии, привлечение в отрасль крупных частных инвестиций. Главенствующей задачей является создание полноценного конкурентного оптового рынка электрической энергии (мощности) и формирование эффективных розничных рынков. Темпы перехода к либерализованному рынку электрической энергии утверждены Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ (в ред. от 04.11.2007) <6> (далее — Закон переходного периода). Предполагается, что с 1 января 2011 года купля-продажа энергии в полном объеме будет осуществляться по свободным ценам. Реструктуризация осуществляется с учетом зарубежного опыта реформирования энергокомплекса <7>. ——————————— <6> Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ (в ред. от 04.11.2007) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1178; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 4. <7> Более подробно см., например: Hogan, William W. Market-based Transmission Investments and Competitive Electricity Markets. Electricity Choices: Deregulation and the Future of Electric Power / Ed. Andrew N. Kleit. Independent Institute and Rowman & Littlefield Publishers, 2007. 288 p. P. 198 — 232.

Цели и задачи реформирования потребовали обновления системы договоров энергоотрасли. Участникам рынка было предоставлено право заключать договоры, ранее не известные гражданскому законодательству России. Роль и место существовавших правовых институтов изменилась. Все соглашения участников рынка можно классифицировать на договоры, заключаемые в естественно-монопольной сфере электроэнергетики, и договоры, оформляемые в потенциально конкурентной области энергорынка. В прежней структуре отношений договор энергоснабжения выступал в качестве основного соглашения, на основании которого осуществлялась реализация электроэнергии. Регулированию энергоснабжения посвящен отдельный § 6 главы 30 ГК РФ. Обстоятельное теоретическое исследование юридической природы договора энергоснабжения и его места в общей системе договоров было проведено С. М. Корнеевым <8>, Б. М. Сейнароевым <9>, А. М. Шафир <10>, Е. В. Блинковой <11>, другими авторами. Многие научные выводы остаются актуальными и в свете нового законодательства об электроэнергетике. ——————————— <8> Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М.: Госюриздат, 1956. 107 с. <9> Сейнароев Б. М. Правовое регулирование снабжения электроэнергией социалистических предприятий и организаций. М.: Статут, 1977. 147 с. <10> Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М.: Юридическая литература, 1990. 144 с. <11> Блинкова Е. В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации. М.: ИД «Юрист». 432 с.

В научной литературе договор энергоснабжения квалифицировался как самостоятельная разновидность договора купли-продажи. В ГК РФ критериями обособления отношений по снабжению энергией в отдельную группу выступают предмет договора и особенности его исполнения <12>. Объектом отношений сторон выступает энергия, как товар, обладающий особыми свойствами. Профессор Б. М. Сейнароев к специфическим характеристикам электроэнергии относит следующие <13>. Ее невозможно зрительно обнаружить как вещь и накопить на складе в значительном объеме для промышленного потребления. По отношению к энергии как к вещи ограничено применение принципа владения и распоряжения. Моменты производства и потребления электроэнергии совпадают, это единый во времени процесс. ——————————— <12> Более подробно см., например: Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. N 3. С. 36; Блинкова Е. В. Указ. соч. <13> Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6. С. 128.

Новый этап научного исследования начался после вступления в силу Закона «Об электроэнергетике». Анализ юридической специфики отношений энергоснабжения проводился в условиях динамики нормативного материала и отсутствия достаточного объема правоприменительной практики. Большинство авторов отмечали, что система договоров находится в стадии становления, что позволяло выявить только ее отдельные свойства. Роль договора энергоснабжения по-прежнему остается значительной. Согласимся с мнением А. Д. Жанэ о том, что доводы о замене изучаемого соглашения иными договорными формами являются необоснованными <14>. Преобладающее количество сделок заключается в целях снабжения электрической энергией граждан. Промышленные потребители также вправе задействовать рассматриваемую правовую конструкцию. Это в полной мере согласуется с общим принципом свободы договора в сфере потенциально конкурентных видов деятельности, позволяющим участникам, среди прочего, заключить смешанный договор. ——————————— <14> Жанэ А. Д. Договор энергоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика. 2005. N 8. С. 52.

Сторонами договора снабжения электрической энергией являются продавец (поставщик) и покупатель. На стороне продавца электрической энергии могут выступать (ст. 37 Закона «Об электроэнергетике», п. 3 Правил РРЭМ): — гарантирующий поставщик; — энергосбытовые организации; — энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии; — коммунальные организации; — производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке. Покупателями по договору являются потребитель (физическое или юридическое лицо, приобретающее электрическую энергию для удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд), производитель электрической энергии, приобретающий электроэнергию на розничном рынке для собственных нужд, а также сетевая организация, приобретающая электрическую энергию для собственных нужд и компенсации потерь электроэнергии в принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях. Легальное определение договора содержится в пункте 6 Правил РРЭМ только для случая, когда на стороне продавца электрической энергии действует гарантирующий поставщик. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Типовая форма договора энергоснабжения, заключаемого между гарантирующим поставщиком и гражданином-потребителем, является приложением к Правилам РРЭМ. Договор снабжения электрической энергией является консенсуальным, взаимным и возмездным. Определение правовой природы договора предполагает рассмотрение его квалифицирующих признаков. Предмет договора снабжения электроэнергией включает в себя действия по купле-продаже (поставке) электрической энергии, действия по оказанию услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, связанных с процессом энергообеспечения. Предмет договора можно охарактеризовать как комплексный или смешанный. Основное содержание прав и обязанностей сторон составляют действия, направленные на реализацию электрической энергии. Данное распределение объема обязательств обусловлено запретом на совмещение деятельности в естественно-монопольной и потенциально конкурентной сферах электроэнергетики (абз. 14 ст. 6 Закона переходного периода). Обязанность по транспортировке электрической энергии на поставщика по общему правилу не возлагается. Оказание потребителю услуг по передаче электрической энергии осуществляется двумя способами: — гарантирующий поставщик самостоятельно оказывает услуги по передаче энергии по сетям; — поставщик привлекает для исполнения данных обязанностей третьих лиц. В исключение из общего правила, гарантирующему поставщику предоставлено право совмещать естественно-монопольную деятельность по передаче электроэнергии с генерацией и продажей (потенциально-конкурентные виды) <15>. Энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг в интересах обслуживаемых ими потребителей. ——————————— <15> Исключения действуют и для некоторых других категорий участников. К ним относятся, в частности, хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, хозяйствующие субъекты, производящие электрическую энергию с использованием принадлежащих им на законном основании энергообъектах, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, и некоторые другие.

Обязательным признаком договора энергоснабжения является заключение потребителем соглашения для удовлетворения собственных производственных и (или) бытовых нужд. Обратим внимание на то, что нормативное определение договора, содержащееся в Правилах РРЭМ, не включает данный признак в качестве обязательного. Необходимость условия выявляется по результатам сравнительного анализа законодательства. Статьей 3 Закона «Об электроэнергетике» предусмотрено, что потребителями электрической энергии признаются лица, приобретающие ее для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Материалами судебной практики подтверждается вывод о том, что целью приобретения энергии по договору энергоснабжения является ее собственное потребление. Так, например, в Постановлении ФАС МО от 25 ноября 2004 года по делу N КГ-А40/10965-04 <16> арбитражный суд признал необоснованным применение к отношениям сторон статей 426 и 445 ГК РФ и удовлетворение иска о понуждении к заключению договора энергоснабжения. Поскольку истец не представил доказательств того, что он является потребителем электрической энергии, приобретающим энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. ——————————— <16> СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, цель приобретения энергии для последующей перепродажи третьим лицам исключает возможность отнесения соглашения к виду договора энергоснабжения. Необходимость соответствия договорных отношений сторон указанному выше признаку обусловливает невозможность применения конструкции договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и энергосбытовой организацией. Закон «Об электроэнергетике» (например, абз. 5 п. 2 ст. 37) упоминает только договор купли-продажи в качестве возможного варианта правового оформления. Критерий присоединения либо отсутствия присоединения сети к энергоустановке потребителя не рассматривается в качестве признака, отграничивающего изучаемый договор от смежных форм. Законом «Об электроэнергетике» обязанность поставщика по подаче электроэнергии через присоединенную сеть не отнесена к числу обязательных условий договора энергоснабжения. Соглашение может быть оформлено с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям поставщика электрической энергии, и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства (п. 6 Правил РРЭМ). Конструкция договора, предусмотренная § 6 главы 30 ГК РФ, напротив, включает как обязательное непосредственное присоединение энергоустановки к сети энергоснабжающей организации. В юридической литературе критерий наличия присоединения ранее признавался одним из квалифицирующих признаков договора энергоснабжения <17>. ——————————— <17> Более подробно см., например: Блинкова Е. В. Указ. соч. С. 124 и далее.

Субъектный состав договора также не рассматривается в качестве квалифицирующего признака. В сфере розничных рынков сторонам предоставлена наибольшая степень свободы договорных отношений. При условии соответствия другим критериям конструкция энергоснабжения может быть применена всеми участниками розничных рынков. Правовую природу договора снабжения электрической энергией можно определить как самостоятельную разновидность договора купли-продажи. По мнению ученого С. А. Свиркова, «договор снабжения электроэнергией как обладающий определенной спецификой договор энергоснабжения является самостоятельной разновидностью договора купли-продажи, особенности которого регулируются ГК и другими актами законодательства» <18>. ——————————— <18> Свирков С. А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006. С. 39.

Другую точку зрения обосновывает А. Д. Жанэ. Автор указывает на то, что Законом «Об электроэнергетике» договоры купли-продажи, поставки и энергоснабжения позиционируются в качестве самостоятельных инструментов регулирования оборота электрической энергии на розничных рынках. Однако, как подчеркивает ученый, «…такое разграничение представляется не соответствующим заложенной в ГК РФ концепции регулирования договорных отношений по купле-продаже» <19>. В соответствии с пунктом 5 статьи 454 ГК РФ договоры поставки и энергоснабжения отнесены к отдельным видам договора купли-продажи. Это означает, что «всякий договор поставки или энергоснабжения является разновидностью купли-продажи, а это, в свою очередь, не позволяет рассматривать договоры поставки (энергоснабжения) и купли-продажи в качестве самостоятельных договорных видов» <20>. Данный вывод не учитывает пункт 4 статьи 539 ГК РФ, устанавливающий субсидиарное применение норм Кодекса к отношениям по снабжению электрической энергией. Законодательные поправки были внесены Федеральным законом от 26.03.2003 N 37-ФЗ <21> одновременно с принятием Закона «Об электроэнергетике». Возможность изложения § 6 главы 30 ГК РФ в новой редакции не исключена, что соответствующим образом повлияет на научные взгляды. ——————————— <19> Жанэ А. Д. Комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005. С. 53. <20> Там же. С. 53. <21> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1179.

Объем прав и обязанностей сторон позволяет отграничить договор энергоснабжения от других договоров энергорынка. Законом «Об электроэнергетике» договор купли-продажи и договор снабжения электроэнергией регулируются как два самостоятельных вида договора. В предмет договора купли-продажи не включаются обязательства поставщика по транспортировке электрической энергии до покупателя. В этом состоит основное отличие от отношений по энергоснабжению, включающих в себя не только продажу электрической энергии, но и оказание различных услуг, сопутствующих процессу энергоснабжения. В отношениях купли-продажи покупателю предоставлено право самостоятельно урегулировать отношения по оперативно-диспетчерскому управлению и по оказанию услуг по передаче энергии по сетям, заключив необходимые договоры. По справедливому замечанию О. А. Городова, конструкция договора снабжения электрической энергией, предусмотренная Правилами РРЭМ, тяготеет к договору купли-продажи (поставки) электроэнергии <22>. Преобладающая часть норм о договоре купли-продажи применима к отношениям снабжения электроэнергией. ——————————— <22> Городов О. А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 219.

Изучаемое соглашение не является разновидностью договора энергоснабжения, предусмотренного ГК РФ (§ 6 главы 30 ГК РФ). Отграничение договорных форм проводится по ряду признаков. Главенствующим из них является то, что подача электроэнергии через присоединенную сеть не является обязательным условием договора снабжения электроэнергией. Кроме того, на поставщика может не возлагаться обязанность транспортировки электрической энергии. Схема договора энергоснабжения, предусмотренная Кодексом, совпадает с договором снабжения электрической энергией единожды. Это случай, когда на стороне продавца действует гарантирующий поставщик, а на стороне покупателя — потребитель-гражданин, приобретающий энергию в целях удовлетворения собственных бытовых нужд. В. В. Витрянский, подводя итоги изменения правового регулирования, отмечает, что далеко не все договоры, заключаемые участниками энергорынка, могут быть признаны договорами энергоснабжения или его разновидностями. «Таковыми являются лишь договоры, заключаемые энергоснабжающими организациями с потребителями (абонентами) либо последними с субабонентами» <23>. Справедливой критике подвергается позиция А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого о том, что договор снабжения электрической энергией, равно как и договоры снабжения газом, договоры снабжения тепловой энергией, водой, нефтью и нефтепродуктами и другими ресурсами, являются разновидностями договора энергоснабжения <24>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). —————————————————————— <23> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о передаче имущества (Книга 2). М.: Издательство «Статут», 2005. С. 66. <24> Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1998. С. 85.

Существенным условием договора снабжения электрической энергией является его предмет. Количество и качество поставляемой энергии определяется в порядке, аналогичном для отношений купли-продажи. Объем потребления электрической энергии согласовывается сторонами в договоре (п. 66 Правил РРЭМ). Планируемое к потреблению количество заявляется покупателем (за исключением граждан-потребителей) гарантирующему поставщику в установленные сроки. Граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, потребляют энергию в необходимом им количестве (п. 73 Правил РРЭМ). Качество электроэнергии должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям. Цена не является существенным условием договора энергоснабжения. Порядок формирования стоимости энергии устанавливается статьей 40 Закона «Об электроэнергетике», разделом VII Правил РРЭМ, постановлениями Правительства РФ <25>. Федеральной службе по тарифам России предоставлено право утверждения подзаконных актов по вопросам определения цены энергии, реализуемой на розничных рынках. По регулируемым ценам поставляется часть электрической энергии, приравненная к объему энергии, приобретенному поставщиком по регулируемым договорам на оптовом рынке. Прежний порядок тарифообразования сохраняется до 1 января 2011 года. После этой даты на розничных рынках государственному регулированию будет подлежать сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. ——————————— <25> См., например: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 (в ред. от 29 декабря 2007 г.) «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (вместе с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации) // Собрание законодательства Российской Федерации. 01.03.2004. N 9. Ст. 791; 03.01.2005. N 1 (часть II). Ст. 130.

В договоре энергоснабжения определяются также (п. 66 Правил РРЭМ): — порядок компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления; — дата и время начала исполнения обязательств по договору каждой из сторон; — срок исполнения покупателем обязательства по оплате электрической энергии (срок платежа). В условиях договора указывается зона деятельности гарантирующего поставщика и точки (группы точек) поставки, в которых осуществляется исполнение договора. Место исполнения обязанности по поставке влияет на определение иных условий обязательства (например, цены реализуемой энергии). В тексте договора энергоснабжения обязательно устанавливается одна из трех категорий надежности энергоснабжения <26>. ——————————— <26> Это условие в равной мере важно для отношений купли-продажи электрической энергии. В связи с этим в тексте договора купли-продажи рекомендовано указывать категорию надежности энергоснабжения.

Основными обязанностями покупателя являются оплата и обеспечение учета потребленной энергии. Срок платежа согласовывается сторонами в договоре с учетом положений Правил РРЭМ. В случае неисполнения покупателем обязательства по учету электрической энергии и поддержанию приборов учета в надлежащем состоянии объем потребления может быть определен расчетным способом (п. 122, 136 Правил РРЭМ). Порядок заключения договора различается в зависимости от статуса поставщика и покупателя. Порядок оформления договора с гарантирующим поставщиком нормативно урегулирован пунктами 62 — 63 Правил РРЭМ. Заключение договора с гражданином-потребителем может не оформляться письменно, а подтверждаться документом об оплате потребленной электроэнергии. Договор снабжения электрической энергией, заключаемый с гарантирующим поставщиком, отнесен к числу публичных (п. 5 ст. 38 Закона «Об электроэнергетике»). Практическим последствием квалификации договора как публичного является предоставление заинтересованному лицу дополнительных механизмов защиты. Право предъявления требования о понуждении к заключению договора принадлежит участнику «всякий раз, когда речь идет об обязанности заключить договор» <27>. Сторона, обращавшаяся с предложением о заключении публичного договора, имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора в случае, если другая сторона необоснованно уклоняется от оформления соглашения (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ). ——————————— <27> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения (Книга 1). М.: Издательство «Статут», 2001. С. 108.

Пункт 61 Правил РРЭМ к основаниям правомерного отказа гарантирующим поставщиком в заключении договора относит следующие: — отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; — нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика. В отличие от гарантирующего поставщика энергосбытовые (энергоснабжающие) организации свободны в заключении договоров (п. 8 Правил РРЭМ). В этом состоит один из аспектов принципа свободы отношений сторон в сфере розничных рынков. Согласование срока действия договора энергоснабжения относится к усмотрению сторон. Пункт 75 Правил РРЭМ устанавливает возможность автоматической пролонгации срока действия соглашения. Покупатель, приобретающий электрическую энергию по договору с гарантирующим поставщиком, имеет право перейти на обслуживание к энергосбытовой организации или иному гарантирующему поставщику. Лицо, реализующее данное право, несет риск выбора недобросовестного поставщика электрической энергии и отвечает перед третьими лицами за убытки, возникшие у них в связи с таким выбором (п. 83 Правил РРЭМ). В свою очередь, энергосбытовая организация, на обслуживание которой переходит потребитель, обязана урегулировать отношения с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). Датой начала поставки электрической энергии в этом случае является дата вступления в силу договора энергоснабжения (договора купли-продажи электрической энергии). Порядок принятия покупателей электрической энергии на обслуживание гарантирующим поставщиком в случаях смены гарантирующего поставщика или энергоснабжающей организации регламентируется главой VI Правил РРЭМ. Гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по договору в случае неоплаты покупателем приобретенной им электроэнергии за два и более расчетных периода. Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления регулируется Правилами РРЭМ (раздел XIII) и жилищным законодательством. В отношении отдельных категорий покупателей не допускается ограничение режима потребления ниже уровня аварийной брони. Ответственность сторон по договору купли-продажи электрической энергии регламентируется главой 25 ГК РФ с особенностями, предусмотренными разделом VIII Правил РРЭМ. Качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, осуществляющих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями, сетевыми организациями, системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления, а также производителями (поставщиками) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничном рынках электрической энергии (п. 112 Правил РРЭМ). Если договор энергоснабжения предусматривает обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электроэнергии и оперативно-диспетчерским управлением, то поставщик несет ответственность перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств по договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение. В заключение отметим, что договор снабжения электрической энергией сохранил свое значение в новой структуре отношений энергорынка. Однако его место в системе гражданско-правовых договоров изменилось. Правовую природу соглашения можно определить как самостоятельную разновидность договора купли-продажи. Договор энергоснабжения, предусмотренный законодательством об электроэнергетике, не является разновидностью договора, регулируемого § 6 главы 30 ГК РФ. Правила Кодекса могут применяться к отношениям сторон, возникающим по поводу реализации электрической энергии, в субсидиарном порядке. В потенциально конкурентной сфере электроэнергетики соглашения, заключаемые с гарантирующим поставщиком, являются единственными публичными видами договора. В отношениях энергоснабжения применяются механизмы государственного регулирования, свойственные монопольному сектору энергорынка. Прежде всего это тарифообразование величины сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Список литературы

1. Hogan, William W. Market-based Transmission Investments and Competitive Electricity Markets. Electricity Choices: Deregulation and the Future of Electric Power / Ed. Andrew N. Kleit. Independent Institute a nd Rowman & Littlefield Publishers, 2007. 288 p. P. 198 — 232. 2. Блинкова Е. В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации. М.: ИД «Юрист». 432 с. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). —————————————————————— 3. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о передаче имущества (Книга 2). М.: Издательство «Статут», 2005. 796 с. 4. Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. N 3. С. 34 — 49. 5. Городов О. А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. 256 с. 6. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1998. 784 с. 7. Жанэ А. Д. Комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005. 192 с. 8. Жанэ А. Д. Договор энергоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика. 2005. N 8. С. 52 — 55. 9. Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М.: Госюриздат, 1956. 107 с. 10. Свирков С. А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006. 253 с. 11. Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6. С. 128 — 141. 12. Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М.: Юридическая литература, 1990. 144 с.

——————————————————————