Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах

(Белицкая А. В.) («Предпринимательское право», 2009, N 2)

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

А. В. БЕЛИЦКАЯ

Белицкая А. В., аспирантка кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Статья посвящена актуальной теме государственно-частного партнерства. Автором дается определение государственно-частного партнерства и проводится типология правовых форм его осуществления, а именно выделяется договорная, корпоративная и иные формы. В статье анализируется возможность использования концессионных соглашений, договоров аренды, аутсорсинга, венчурных фондов, агентств по привлечению инвестиций, организаций со смешанной формой собственности и других в качестве таковых. Несмотря на то что специальный федеральный закон о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации в настоящее время не принят, в статье приводится обоснования наличия достаточного числа юридических конструкций, которые позволяют осуществлять такое партнерство.

The article is devoted to topical subject of state-private partnership. The author gives definition of state-private partnership and conducts typology of legal forms of effectuation thereof, namely distinguishes contract, corporative and other forms. The article analyses possibility of use of concession agreements, lease contracts, outsourcing, venture funds, investment attraction agencies, organization with mixed form of ownership and others. In spite of the fact that such special federal law on state-private partnership in the Russian Federation is not adopted so far the article substantiates existence of certain legal constructions which allow to conduct the said partnership <*>. ——————————— <*> Belitskaya A. V. Legal forms of state-private partnership in Russia and foreign countries.

Государственно-частное партнерство (в зарубежной доктрине и практике используется термин «public-private partnership» (PPP)) — это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций публичной власти и субъектов частного предпринимательства в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, предполагающее распределение рисков между партнерами, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение. Государственно-частное партнерство характеризуется также в качестве принципа взаимодействия государства и бизнеса и в качестве правовой формы такого взаимодействия <1>. ——————————— <1> См.: Вилисов М. Государственно-частное партнерство: Политико-правовой аспект // Власть. 2006. N 7.

В экономической литературе и трудах по политологии выделяются различные модели и формы государственно-частного партнерства. При этом отмечается, что их перечень не является исчерпывающим. Выбор конкретной формы государственно-частного партнерства зависит от экономической эффективности реализации проекта. Существуют определенные сложности классификации форм государственно-частного партнерства. Так, профессор В. Г. Варнавский, указывая на то, что государственно-частное партнерство имеет широкий спектр таких форм, относит к ним разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг; на управление, на поставку продукции для государственных нужд; контракты технической помощи; арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования; соглашения о разделе продукции (СРП); государственно-частные предприятия; концессии <2>. Некоторые экономисты идут дальше простого перечисления и выделяют базовые модели государственно-частного партнерства, основываясь на критериях того, какую роль каждый из партнеров выполняет в отношении собственности, управления и финансирования. При этом выделяют модели: оператора, кооперации, концессии, договорную и лизинга <3>. ——————————— <2> См.: Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. N 6. <3> См.: Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004. N 2.

В диссертационных исследованиях экономисты предлагают и более сложные классификации, при этом существует тенденция упорядочения форм государственно-частных партнерств в зависимости от степени огосударствления имущества и доходов. Предлагается следующая типология: сервисные контракты (контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг, поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи), управляющие контракты (контракты на обслуживание объекта, на управление объектом, контракты «под ключ»); аренда и временная передача прав (лизинг, СРП, инвестиционные контракты); концессионные соглашения, а также акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия) <4>. Другие специалисты помимо вышеперечисленных моделей выделяют также модель планирования социально-экономического развития (информационную, структурированного роста, централизованного планирования, программного управления) <5>. В принципе похожие типологии предлагают и зарубежные авторы <6>. ——————————— <4> См.: Грицай С. В. Использование частногосударственного партнерства для повышения эффективности деятельности промышленного предприятия: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2006. <5> См.: Фильченков В. А. Формирование государственно-частного партнерства в социальной сфере: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2008. <6> См.: Brooks, Stephen: The Mixed Ownership Corporation as an Instrument of Public Policy. In: Comparative Politics. Vol. 19(1987). No. 2. S. 173 — 191; Budaus, Dietrich (Hg., 9): Kooperationsformen zwischen Staat und Markt. Theoretische Grundlagen und praktische Ausprflagungen von Public Private Partnership, Schriftenreie der Gesellschaft fur offentliche Wirtschaft, Heft 54, Baden-Baden 2006; D Joseph Darr. Current trends in Public-Private Partnership laws // Construction Lawyer Summer. Copyright 2008 by American Bar Association; Ellen M. Erhardt. Caution ahead: changing laws to accommodate Public-private partnerships in transportation // Copyright 2007 by Valparaiso University Law Review.

Следует отметить, что классификация форм государственно-частных партнерств проводится не только в экономической литературе. В реализации культурной политики рассматривают такие формы государственно-частных партнерств, как доверительное управление историко-культурными комплексами и недвижимостью сферы культуры (зданиями музеев, библиотек, театров и т. п.); безвозмездную передачу частному бизнесу объектов культурного наследия и культуры, находящихся в аварийном или руинированном состоянии с обеспечением их реставрации или капитального ремонта за счет средств последних; проведение творческих конкурсов; охрану авторских и смежных прав; создание частными инвесторами электронных библиотек, музеев, архивов и др. <7>. В сфере науки отдельно выделяют внебюджетные отраслевые и межотраслевые фонды поддержки научной, научно-технической деятельности <8>. В инновационной сфере государственно-частное партнерство, по мнению специалистов, обретает формы мегапроектов или крупных инновационных проектов, наукоградов и кластерного развития НИОКР, свободных экономических зон, технопарков и бизнес-центров, концессионных соглашений <9>. По мнению политологов, государственно-частное партнерство может выражаться в формах консультации представителей власти и бизнеса в рамках ассоциаций предпринимателей; независимой экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти разных уровней; подготовки и внесения предложений по реализации тех или иных направлений государственной политики; защиты внутреннего рынка; государственной поддержки экспортеров; информационного обеспечения взаимодействия власти и ассоциаций, объединений предпринимателей, отраслевых союзов товаропроизводителей <10>. С политологами соглашаются и некоторые юристы, выделяя в качестве форм государственно-частного партнерства совместное правотворчество, а точнее, активное участие представителей бизнеса в правотворчестве субъектов права законодательной инициативы: проведение экспертизы по заказу соответствующего государственного органа независимыми саморегулируемыми организациями проектов федеральных законов, нормативных актов Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных нормативных актов <11>. Некоторые авторы выделяют институт «соучастия в деятельности официальных институтов», когда граждане и их группы, общественные объединения, хозяйственные союзы и отраслевые ассоциации предприятий, банков включаются в договорные отношения с ними (например, социальные соглашения между губернаторами, мэрами, с одной стороны, и экономическими субъектами, корпорациями — с другой, о сотрудничестве в решении вопросов социальной инфраструктуры, занятости) <12>. Другие авторы предлагают термин «сорегулирование (бизнеса и власти)» <13>, т. е. совместное регулирование тех или иных общественных отношений государством и представителями определенных кругов бизнеса (долгосрочные публичные договоры о сотрудничестве, участие в целевых комплексных программах, некоторая «самостоятельность» представителей бизнеса в рамках государственного управления, выполнение заказов для государственных и муниципальных нужд, совместные государственно-частные проекты, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, дерегулирование, т. е. передача отдельных функций государственных органов саморегулируемым и иным негосударственным организациям) <14>. ——————————— <7> См.: Белозор А. Ф. Взаимодействие государства и бизнеса в культурной политике России: Автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2008. <8> См.: Хатаева М. А., Цирин А. М. Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Журнал российского права. 2008. N 10. <9> См.: Войнатовская М. А. Институт частногосударственного партнерства на транспорте // Транспортное право. 2006. N 1. <10> См.: Махортов Е. А., Семченков А. С. Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России. 25.01.2008. URL: http://www. lobbying. ru/print. php? article_id=2359#_ftnref6. <11> См.: Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство в России // Право и экономика. 2006. N 8. С. 3 — 7. <12> См.: Тихомиров Ю. А. Право официальное и неформальное // Журнал российского права. 2005. N 5. <13> См.: Принципы и процедуры оценки целесообразности мер государственного регулирования. М., 2002. <14> См.: Игнатюк Н. А. Указ. соч. С. 3 — 7.

В юридической литературе государственно-частное партнерство характеризуется в качестве принципа взаимодействия государства и бизнеса и в качестве правовой формы такого взаимодействия <15>. Под правовой формой в данной статье понимается объективно выраженная и устойчивая связь между составляющими право элементами, а также между правом и неправовыми явлениями, нуждающимися в правовой регламентации. Возникновение правовой формы всегда обусловлено объективной социально-экономической ситуацией. Однако идеальной ее предпосылкой выступают товарные отношения, в которых массовидность индивидуальных споров приводит к созданию универсальной формы их решения — правовой формы <16>. ——————————— <15> См.: Вилисов М. Указ. соч. <16> См.: Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм // Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 50.

Согласно концепции П. И. Стучки правовая форма включает три основных уровня (или формы): правоотношение, норму и правосознание (идеологию). Если два последних, подчеркивает он, носят абстрактный характер, то первый — вполне конкретный, поскольку близко примыкает к экономическому отношению, подчас сливаясь с ним <17>. По мнению Разумовского, правовая форма как нечто самостоятельное, независимое от экономического содержания возникает только на такой стадии развития производственных отношений, когда от конкретно-полезного труда обособляется понятие труда вообще, а от конкретно производящей и обменивающей личности — абстрактный субъект права, олицетворяющий материальное содержание товарных отношений <18>. ——————————— <17> См.: Стучка П. И. Право — закон — техника // Советское государство и революция права. 1930. N 1. С. 100. <18> См.: Разумовский И. П. Категория субъекта в советском праве // Революция права. 1927. N 3. С. 25 — 26.

Правовая форма осуществления государственно-частного партнерства должна в идеале отвечать двум основным требованиям: обеспечить для инвестора привлекательность, безопасность вложения средств в государственную собственность и реализовать основную цель проекта, а именно развить ту сферу, которая стратегически важна для государства <19>. ——————————— <19> См.: Лысихина О. И. Концессионное соглашение как форма государственно-частного партнерства в транспортной сфере // Транспортное право. 2007. N 4.

С юридической точки зрения в общем виде можно провести типологию государственно-частных партнерств по критерию того, что положено в основу реализации проекта — соглашение или создание проектной компании. Форма кооперации между государством и частным сектором, как отмечают юристы, может быть как долгосрочной, реализуемой на постоянной основе и институционально закрепленной, так и временной, относительно неформализованной, реализуемой на основе срочных договорных отношений <20>. Таким образом, целесообразно разделить формы государственно-частных партнерств на корпоративные, договорные и иные. ——————————— <20> См.: Волосов А. И. Теория и методология государственного управления инвестиционной деятельностью: Автореф. дис. … докт. экон. наук. СПб., 2008.

Корпоративные формы предполагают создание юридического лица или совместного предприятия. Но такие юрлица и совместные предприятия создаются под конкретный проект, в виде так называемой компании специального назначения (в международной практике special purpose vehicle (SPV)). При акционировании степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется его долей в акционерном капитале (чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения) <21>. Наибольший опыт применения данной формы государственно-частных партнерств накоплен во Франции, где функционирует большое количество смешанных обществ (SEM), причем господствует тенденция сосредоточения все более значительной части активов в руках государственного сектора <22>. ——————————— <21> См.: Варнавский В. Г. Указ. соч. <22> См.: Попова А. Б. Юридические аспекты государственно-частного партнерства в России. URL: http://www. eatu. ru/?gstrAction=DOC&gintDocID;=72.

Стоит отметить, что некоторые отечественные исследователи настаивают на том, что термин «государственно-частное партнерство» не имеет никакого отношения к организационно-правовым формам юридического лица — простого и коммандитного товариществ, а также гражданско-правовому договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) <23>, и считают такое рассмотрение понимания государственно-частного партнерства «чисто умозрительным» и неприменимым на практике <24>. Некоторые авторы обращают внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрено создание государственно-частного партнерства в качестве хозяйствующего субъекта <25>. Однако такой вывод представляется не совсем верным. Во-первых, такие правовые формы, как долевое участие республики в уставных (складочных) капиталах юридических лиц посредством предоставления им бюджетных инвестиций <26>, агентства по привлечению инвестиций и организации со смешанной формой собственности <27>, прямо определены в качестве таковых в региональном законодательстве, а во-вторых, Гражданский кодекс Российской Федерации содержит перечень организационно-правовых форм, которые в том числе могут опосредовать и государственно-частное партнерство. Под организационно-правовой формой юридического лица в данной статье понимается совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу лиц от всех остальных <28>. ——————————— <23> См.: Васильев В. Правовые вопросы осуществления государственно-частного партнерства // Транспорт Российской Федерации. 2006. N 4. С. 28. <24> См.: Вилисов М. Указ. соч. <25> См.: Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: Предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2007. <26> См.: Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай: Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 г. N 15-РЗ, ст. 6 // Сборник законодательства Республики Алтай. 2008. N 47(53). С. 34. <27> См.: Об основах государственно-частного партнерства в Томской области: Закон Томской области от 16 октября 2006 г. N 244-ОЗ, ст. 6 // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (Сборник нормативных правовых актов). 2006. N 57(118). <28> См.: Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. А. Л. Сергеева, Ю. К. Толстого. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2001. С. 173 — 174.

Некоторые отечественные специалисты считают, что перспективной правовой формой государственно-частных партнерств в России могут стать венчурные фонды <29>. Такого же мнения придерживается законодатель: на региональном уровне инвестиционные фонды, в том числе венчурные фонды, названы в числе правовых форм осуществления государственно-частного партнерства <30>. В настоящее время еще не решен вопрос выбора организационно-правовой формы для венчурных фондов (венчурные фонды осуществляют деятельность в форме ЗАО, коммандитного товарищества, простого товарищества) <31>. ——————————— <29> См.: Михеев В. А. Государственно-частное партнерство: политика и механизм реализации // Проблемы формирования государственных политик в России. Научный эксперт. М., 2006. <30> См.: Об основах государственно-частного партнерства в Томской области: Закон Томской области от 16 октября 2006 г. N 244-ОЗ, ст. 6 // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (Сборник нормативных правовых актов). 2006. N 57(118). <31> См.: Плетнев М. В. Проблемы правового регулирования деятельности венчурных фондов // Безопасность бизнеса. 2008. N 1.

Договорная правовая форма осуществления государственно-частных партнерств может быть представлена широким спектром соглашений, которые в разных странах имеют разные названия. В зарубежной практике типового контракта по PPP не существует, скорее, можно говорить о позициях, которые должны быть контрактно закреплены. К договорам, опосредующим государственно-частное партнерство, относятся концессионные соглашения, договоры аренды, аутсорсинга, договоры на выполнение работ и оказание общественных услуг, контракты на управление и операторские соглашения, договоры на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, соглашения о разделе продукции и многие другие. Отметим, что договоры, которые могут относиться к формам государственно-частного партнерства в одной стране, могут не подпадать под определения данного понятия в другой. Несмотря на то что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует специальный федеральный закон о государственно-частном партнерстве, существует довольно широкий спектр юридических конструкций, который позволяет осуществлять такое партнерство. Во-первых, это договорные конструкции, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Например, формой государственно-частного партнерства можно считать заключение бессрочного договора аренды земельного участка с условием, например, строительства какого-либо объекта, создания определенного количества рабочих мест, обеспечения определенного объема инвестиций <32>. Это может быть также строительный подряд для государственных нужд, поставка для государственных нужд, доверительное управление государственным имуществом, соглашение о разделе продукции и ряд иных правовых форм <33>. В региональном законодательстве в качестве одной из форм государственно-частного партнерства названы заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд <34>, совместное участие в реализации инвестиционных проектов, в том числе имеющих статус регионального значения, предоставление имущества, находящегося в собственности Республики Алтай, в доверительное управление, аренду, в том числе на льготных условиях <35>. ——————————— <32> См.: Силичева П. О. Компетенция банка развития в сфере управления публичными финансами // Налоги. 2008. N 2. <33> См.: Попондопуло В. Ф. Концессионное соглашение — правовая форма государственно-частного партнерства // Правоведение. 2008. N 4. <34> См.: Об основах государственно-частного партнерства в Томской области: Закон Томской области от 16 октября 2006 г. N 244-ОЗ, ст. 6 // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (Сборник нормативных правовых актов). 2006. N 57(118). <35> См.: Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай: Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 г. N 15-РЗ, ст. 6 // Сборник законодательства Республики Алтай. 2008. N 47(53). С. 34.

С помощью арсенала гражданско-правовых договоров, учитывая возможность участия государства в гражданских правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК), происходит регулирование отношений по принципу государственно-частного партнерства <36>. Важнейшая норма права содержится в ст. 421 ГК (свобода договора), которая устанавливает возможность сторон договора заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом, а также договор, включающий в себя элементы различных договоров (смешанный договор). Поэтому возможно заключение, например, инвестиционного контракта, в котором предусмотрено, что государство отказывается на определенный в контракте срок от получения фискальных доходов, давая частному предпринимателю завершить с использованием указанных средств инвестиционный проект, реализация которого имеет социально-экономический эффект. Некоторые ученые видят перспективы в осуществлении государственно-частных партнерств на основании соглашения об аутсорсинге. Внедрение в российскую практику аутсорсинга может существенно повлиять на формы государственно-частного партнерства, поскольку может произойти передача субъектам предпринимательской деятельности прав на оказание различного рода публичных услуг: государственных социальных, негосударственных социальных и др. <37>. ——————————— <36> См.: Васильев В. Правовые вопросы осуществления государственно-частного партнерства // Транспорт Российской Федерации. 2006. N 4. <37> См.: Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. N 10.

На практике для реализации проектов ГЧП чаще используются концессионные соглашения <38>. В настоящее время в России форма концессионных соглашений выбрана в качестве основной формы государственно-частных партнерств <39>. Понятия концессионного соглашения и государственно-частного партнерства соотносятся как частное и общее: концессионное соглашение — это лишь одна из правовых форм государственно-частного партнерства, хотя и наиболее распространенная <40>. Концессия — это система отношений между, с одной стороны, государством (концедентом) и, с другой стороны, частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства <41>. ——————————— <38> См.: Русинова А. Срок концессионного соглашения: значение и методы определения // Транспортное право. 2007. N 1. <39> См.: Попондопуло В. Ф. Концессионное соглашение — правовая форма государственно-частного партнерства // Правоведение. 2008. N 4. <40> См.: Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. N 6. <41> См.: Курбатов А. Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс».

Для концессионных договоров в зарубежных странах характерно наличие многих схем — BOT, BOOT, ROT, BTO, BOMT, BOO и прочих. Нередко они переплетаются между собой, создавая новые виды концессий. BOT (Build, Operate, Transfer — строительство — управление — передача) представляет собой классический вариант концессий, когда концессионер осуществляет строительство, а затем и эксплуатацию объекта за свой счет и на свой риск. По истечении срока договора, достаточного для окупаемости вложенных средств, объект возвращается государству. Модификацией данной схемы является ROT (Rehabilitate, Operate, Transfer — реконструкция — управление — передача), которая предусматривает реконструкцию уже существующего объекта. BTO (Build, Transfer, Operate — строительство — передача — управление) — схема, при которой концессионер сразу после завершения строительства передает объект в собственность государства, а уже после осуществляет его эксплуатацию с целью возмещения издержек и получения прибыли в соответствии с договором. Объект находится в пользовании частного партнера, но без передачи ему права владения. BOOT (Build, Own, Operate, Transfer — строительство — владение — управление — передача). В этом случае частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока соглашения, по истечении которого объект возвращается государству. Модификацией является BOO (Build, Own, Operate — строительство — владение — управление), при котором право собственности на объект остается за концессионером на постоянной основе. Некоторые страны используют также обратный BOOT, при котором государство финансирует и возводит объект, а затем передает его в доверительное управление частному партнеру, который по истечении времени может выкупить его в свою собственность. Существуют также специфические договоры BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer — строительство — управление — обслуживание — передача), где акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт объекта, DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer — проектирование — строительство — владение — управление — передача), где на инвестора возлагается дополнительная функция по проектированию объекта, DBFO (Design, Build, Finance, Operate — проектирование — строительство — финансирование — управление), где специально оговаривается ответственность частного партнера за финансирование строительства объекта. BBO (покупка — строительство — управление) — восстановление или расширение существующего объекта, государство продает объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления. Стоит отметить, что похожие правовые формы предусмотрены и в отечественном законодательстве на региональном уровне. Обратимся к Закону Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», который фактически предусматривает возможность использования широкого круга схем, предложенных в зарубежных странах. Санкт-Петербург предоставляет партнеру земельные участки, на которых располагается объект соглашения и (или) которые необходимы для осуществления партнером деятельности, предусмотренной соглашением, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, либо принадлежащие Санкт-Петербургу исключительные права в целях: 1) создания партнером объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в порядке и на условиях, которые определены соглашением, в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого партнер передает его в собственность Санкт-Петербурга; 2) осуществления партнером реконструкции объекта соглашения, право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в порядке и на условиях, которые определены соглашением, в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого партнер передает его в собственность Санкт-Петербурга; 3) создания партнером объекта соглашения, право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в течение определенного в соглашении срока, в порядке и на условиях, которые определены соглашением; 4) осуществления партнером реконструкции и последующей эксплуатации в порядке и на условиях, которые определены соглашением, объекта соглашения, право собственности на который будет принадлежать партнеру; 5) создания партнером объекта соглашения, право собственности на который будет принадлежать партнеру в течение определенного срока, по истечении которого партнер передает объект соглашения в собственность Санкт-Петербурга; 6) осуществления партнером реконструкции объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру в течение определенного срока, по истечении которого партнер передает объект соглашения в собственность Санкт-Петербурга; 7) предоставления Санкт-Петербургом партнеру определенных соглашением исключительных прав или имущества (объекта соглашения) в целях предоставления партнером в порядке и на условиях, которые определены соглашением, товаров, работ или услуг потребителям с использованием объекта соглашения; 8) использования в иных формах, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях», законами Санкт-Петербурга, а также нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга <42>. ——————————— <42> См.: ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 (в ред. от 10 апреля 2008 г.) «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2007. N 2.

Ряд авторов выделяют госкорпорации в качестве формы государственно-частного партнерства <43>. Например, предлагается создать государственные инсти туты развития, которые должны представлять собой по правовой форме государственные инновационные корпорации <44>. Однако данный вопрос требует дополнительного осмысления и исследования. Также сомнительным с точки зрения международной практики представляется отнесение на региональном законодательном уровне к государственно-частным партнерствам особых экономических зон. Представляется, что особые экономические зоны — это, скорее, координация деятельности государства и бизнеса в тех или иных социально-экономических проектах. ——————————— <43> См.: Балашов Е. Б., Наумов Е. А. О корпоративных моделях государственно-частного партнерства в сфере науки и инновационной деятельности // Государственно-частное партнерство в инновационных системах / Под общ. ред. С. Н. Сильвестрова. М., 2008. С. 4 — 49. <44> См.: Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай: Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 г. N 15-РЗ, ст. 6 // Сборник законодательства Республики Алтай. 2008. N 47(53). С. 34.

Тем не менее не стоит спешить с выводами. Концепция государственно-частного партнерства еще не сформировалась в Российской Федерации, и, возможно, данные правовые формы также станут хорошим инструментом реализации государственно-частных партнерств в нашей стране. Чтобы избежать сужения понятия государственно-частного партнерства, целесообразно добавить в предложенную типологию организационно-правовых форм осуществления государственно-частных партнерств помимо корпоративных и договорных форм иные формы государственно-частных партнерств, тем более что подобной позиции придерживается законодатель в региональных нормативно-правовых актах <45>, оставляя перечень открытым. ——————————— <45> См.: Там же.

——————————————————————