Не навреди дорогам

(Канцер Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 39)

НЕ НАВРЕДИ ДОРОГАМ

Ю. КАНЦЕР

Юрий Канцер, юрист, аспирант РАНХиГС при Президенте РФ, г. Волгоград.

Зачастую перегруженный служебный автомобиль, перевозя груз, подпадает под дорожный весовой контроль, после чего управление автомобильных дорог предъявляет иск к компании о возмещении вреда, причиненного дорожному покрытию. Что может помочь ответчику в ходе такого судебного разбирательства?

Законодательные основы

Основные документы, которыми должны руководствоваться участники спора о возмещении вреда дорожному покрытию, следующие:

1) Гражданский кодекс РФ: ст. ст. 15, 1064 и др.;

2) Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ст. 31 которого указано, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством РФ. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в случае движения указанных транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, Федеральный закон устанавливает обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов;

3) Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934, в п. 5 которого отмечено, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года;

4) аналогично указанному Постановлению N 934 в субъектах России утверждаются региональные правила;

5) Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утв. Приказом Минтранса России от 27.04.2011 N 125 (далее — Порядок);

6) Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утв. Минтрансом России 27.05.1996;

7) Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах»;

8) Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утв. Приказом Минтранса России от 21.07.2011 N 193 (далее — Регламент);

9) Постановление КС РФ от 17.07.1998 N 22-П, в котором отмечено, что перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, а это наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

Взвешивание автомобиля

Если речь идет о дорогах регионального значения, то истец обязан доказать (представить соответствующий правовой акт) принадлежность этого участка конкретному субъекту РФ.

Согласно ст. 28 Закона N 257-ФЗ пользователи автомобильных дорог имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах РФ, а также вправе получать оперативную информацию о маршрутах транспортных средств по автомобильным дорогам, об условиях, о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, допустимых нагрузках в расчете на одну ось, скорости движения транспортных средств и об иных предусмотренных законом сведениях.

Истец должен представить безоговорочные доказательства установки по пути следования транспортного средства ответчика дорожных знаков, запрещающих движение тяжелого транспорта (Постановление ФАС СКО от 20.05.2013 по делу N А63-12112/2012).

Взвешивание произведено на передвижном пункте и в динамическом режиме? Стопроцентное нарушение!

В соответствии с п. 1 Постановления N 1079 установлено, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.

Контроль транспортных средств на автомобильных дорогах, не предусмотренный федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также проводимый органами и организациями, не указанными в Постановлении N 1079, не допускается.

Также по смыслу п. 2.1.1.2 Порядка в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории РФ, осуществляется взвешивание транспортных средств лишь на стационарных контрольных пунктах.

В настоящее время отсутствуют правовые основания для весового контроля автомобиля на передвижном пункте.

Исходя из п. 20 Регламента должностное лицо проводит проверку весовых параметров транспортного средства: полной массы и нагрузки на ось транспортного средства. Проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме.

Если дорожная служба взвесила автомобиль с грузом в динамическом режиме (проезжающего через пункт, не останавливающегося полностью) без направления на контрольное взвешивание на специальную площадку в стационарном режиме, то данные действия не соответствуют закону, а составленный акт не может быть положен в основу будущего решения суда (Постановления ФАС ЗСО от 26.03.2013 по делу N А03-11435/2012, Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по делу N А31-9267/2012).

Составление акта

Основным доказательством при предъявлении иска дорожной службой о возмещении вреда является составленный акт при осуществлении весового контроля. При этом акт должен быть двусторонним, иначе он не будет доказательством.

Так, в одном деле (Постановление ФАС ЗСО от 20.05.2013 по делу N А03-10893/2012) заявлялись требования о возмещении вреда, причиненного автодороге общего пользования. Сотрудники управления госавтонадзора на пункте весового контроля произвели взвешивание транспортного средства, по результатам которого составлен акт. В нем зафиксировано превышение максимально допустимой нагрузки на оси транспортного средства. Но в удовлетворении требования было отказано, поскольку соблюдение процедуры весового контроля и действительность ее результатов не подтверждены: односторонний акт не является доказательством, позволяющим достоверно установить наличие оснований для взимания с предпринимателя обязательных платежей за провоз тяжеловесных грузов.

Пункт 2.1.1.2.2 Порядка устанавливает, какие сведения должны быть отражены в акте:

1) размер ущерба. Указанный в акте размер ущерба и цена иска должны соответствовать друг другу (Постановление ФАС СЗО от 22.04.2013 по делу N А56-38795/2012);

2) продолжительность пути. Формула для расчета вреда, причиняемого транспортными средствами (п. 6 Постановления N 934), осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, основывается на базовом показателе (кроме массы) — протяженности участка автомобильной дороги, в сотнях км (в таблицах, в рублях на 100 км). Исходя из этого определяется размер вреда. Поэтому фиксация на контрольных весах одного лишь веса без указания продолжительности пути, на протяжении которого создавалось нарушение, является нарушением;

3) маршрут движения. В акте должен быть отмечен маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам / по автомобильным дорогам регионального / межмуниципального/местного значения (в км);

4) данные как о превышении допустимой нагрузки по общей массе, так и о превышении допустимых нагрузок по осям автомобиля. Для этого в Постановлении N 934 приводятся две таблицы: таблица 1 «Размеры вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства», таблица 2 «Размеры вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства».

Необходимо обратить внимание на соответствие этих данных данным в свидетельствах о регистрации ТС, которые будут обязательно приобщаться к материалам дела истцом, где указаны разрешенные максимальные массы;

5) ссылки на наименование и техническое состояние оборудования, которым проверялась масса автомобиля ответчика. Одного лишь указания, что весовое оборудование было когда-то проверено со ссылкой на свидетельство, недостаточно. То есть отсутствие в акте указания на наименование, тип, модель, заводской номер используемого при осуществлении контроля средства измерения исключает возможность достоверного определения примененных в ходе контрольных мероприятий средств измерения и фактически указывает на нарушение процедуры проверки, ставит под сомнение правильность и достоверность результатов проведенных взвешиваний (Постановление ФАС УО от 20.03.2013 N Ф09-1285/13 по делу N А50-12450/12).

В пункте 10 Порядка указано, что весовое оборудование, применяемое на стационарном контрольном пункте, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям.

Важно!

В статьях 12.21 — 12.21.2 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение правил перевозки грузов, в том числе крупногабаритных, тяжеловесных и опасных. Однако привлечение лица к административной ответственности не освобождает истца от обязанности по доказыванию факта и размера причиненного ущерба. И наоборот, уплата штрафа в качестве ответственности по указанным административным нарушениям не освобождает от необходимости платить за причинение вреда, поскольку речь идет сначала об административной ответственности, а затем о гражданско-правовой (Постановление ФАС СКО от 20.05.2013 по делу N А63-12112/2012).

——————————————————————