Исправляем ошибки ИФНС

(Дегтярев И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 46)

ИСПРАВЛЯЕМ ОШИБКИ ИФНС

И. ДЕГТЯРЕВ

Иван Дегтярев, старший юрист, г. Москва.

Бывает, что общество получает выписку из Единого реестра юридических лиц и в ней обнаруживает ошибки. Однако механизма, регламентирующего исправление таких ошибок, не существует. Рассмотрим на конкретном примере, что делать юрлицу в подобном случае?

История одного дела

Межрайонная инспекция ФНС России 24 апреля 2013 года внесла запись в Единый государственный реестр юридических лиц о внесении изменений к четвертой редакции устава ООО «Ромашка».

В соответствии с изменениями к четвертой редакции устава ООО «Ромашка» были зарегистрированы изменения в одном из пунктов устава, в котором закрепляется стоимость доли (размер уставного капитала) единственного участника ООО. В связи с изменениями доля составила 117000,86 руб.

Участник обратился 05.11.2013 за выпиской из ЕГРЮЛ. Но в выписке он обнаружил ошибку. Согласно этой выписке размер уставного капитала был указан правильно, а вот в сведениях об учредителях юридического лица номинальная стоимость доли (в рублях) указана неверно.

На основании абз. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в РФ ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах, соответствующие документы. Сведения, содержащиеся в реестре, должны соответствовать действительности. Как же определить эту действительность?

Пока не изменены — действительны

Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 129-ФЗ ведение государственного реестра осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Правила ведения ЕГРЮЛ и представления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (далее — Правила ведения ЕГРЮЛ).

В случае несоответствия между записями на бумажных носителях и на электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра (абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ).

При несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям документов, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (абз. 17 п. 5 Правил ведения ЕГРЮЛ).

В силу абз. 18 п. 5 Правил ведения ЕГРЮЛ изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

Если после осуществления государственной регистрации сведений выявлено их несоответствие сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, необходимо внести соответствующие изменения в реестр.

Как именно исправить ошибку?

Несмотря на то что в Законе N 129-ФЗ отсутствует механизм исправления допущенных при государственной регистрации технических ошибок, это совсем не означает отсутствия возможности у регистрирующего (налогового) органа исправить ситуацию в случае обнаружения технической ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях.

Порядок внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ, связанных с технической ошибкой регистрирующего (налогового) органа, изложен в п. 4 Порядка включения сведений о постановке на учет в налоговом органе в базы данных Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденного Приказом ФНС России от 12.12.2005 N САЭ-3-09/667@. Отметим, что регистрирующий орган, обнаружив ошибки в ЕГРЮЛ, вправе самостоятельно вносить соответствующие исправления (Постановления ФАС ВВО от 05.10.2004 N А17-1335/5-2004, ФАС МО от 30.11.2009 N КГ-А40/12292-09).

В случае обнаружения технической ошибки заинтересованное лицо составляет заявление в свободной форме на имя регистрирующего органа с требованием об исправлении технической ошибки.

В тексте заявления общества следует изложить ситуацию, указать номер записи в реестре с обнаруженной ошибкой, а также обязательно подчеркнуть, что ошибка произошла по вине регистрирующего органа. Подтвердить это возможно посредством приложения к заявлению дополнительных документов с верными сведениями о юридическом лице (например, выписки из ЕГРЮЛ, утвержденных изменений к уставу общества с печатью налогового органа).

Необходимо также помнить о том, что обязанность исправления ошибки и приведения сведений в электронной версии ЕГРЮЛ в соответствие со сведениями, содержащимися в документах, представленных при государственной регистрации, возложена на регистрирующий орган и не может быть поставлена в зависимость от того, обращалось ли заинтересованное лицо в суд с соответствующим заявлением (Постановление ФАС МО от 15.12.2008 N КГ-А40/11582-08).

——————————————————————