Коллективный товарный знак: особенности правового режима и распоряжения правом на него

(Кононенко Р. О.)

(«Общество и право», 2011, N 1)

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА

И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВОМ НА НЕГО

Р. О. КОНОНЕНКО

Кононенко Роман Олегович, научный сотрудник Северо-Кавказского научно-исследовательского института актуальных проблем современного права.

В статье исследуются правовая природа и правовой режим коллективных товарных знаков. Автором исследуется вопрос о возможности коллективного товарного знака выступать в качестве объекта гражданского оборота.

Ключевые слова: товарный знак, коллективный товарный знак, гражданские правоотношения, распоряжение правом на коллективный товарный знак.

The legal nature and the legal regulation of collective trademarks are studied in the article. The author studies the question of possibility of collective trademark to play the role of the civil circulation object.

Key words: trademark, collective trademark, civil matter, disposal of the collective trademark right.

В привычном понимании обладателем исключительных прав на товарный знак является индивидуальный субъект — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Вместе с тем ч. 1 ст. 1510 ГК РФ предусматривает понятие коллективного товарного знака, когда правообладателем является объединение хозяйствующих субъектов (лиц). По этому критерию традиционно разделяют индивидуальные и коллективные товарные знаки.

Коллективные товарные знаки впервые в российском законодательстве были упомянуты еще в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1936 года «О производственных марках и товарных знаках», однако комплексного анализа они не получили и по настоящее время. Право на коллективный товарный знак, несомненно, введено в российское законодательство в соответствии со статьей 7.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, при этом пункт 2 указанной статьи предусматривает, что каждая страна сама определяет особые условия охраны коллективного знака.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 1510 ГК РФ коллективный знак — это товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, которые производятся или реализуются лицами, входящими в данное объединение.

Коллективный знак — особая категория товарного знака, что подтверждается выделением ст. ст. 1510, 1511 ГК РФ в отдельный подраздел 5 «Особенности правовой охраны коллективного знака» в рамках § 2 гл. 76 ГК РФ.

Коллективные знаки используются в различных целях. Например, использование коллективного знака может быть предпочтительным по сравнению с лицензированием обычного товарного знака прежде всего для лиц, имеющих право использовать коллективный знак, в частности, когда они в силу своего членства могут оказывать влияние на объединение — правообладателя коллективного знака. Коллективные знаки могут применяться ассоциациями и союзами для объединения сил вместо использования многочисленных индивидуальных товарных знаков.

Следует отметить, что коллективный товарный знак должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к индивидуальным товарным знакам. Однако правовой режим коллективных товарных знаков имеет ряд особенностей.

Прежде всего, такой товарный знак может принадлежать только объединению предприятий, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано. Логично предположить, что членами такого коллективного объединения должны быть субъекты права на товарные знаки: юридические, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Их объединение очень похоже на простое товарищество (договор о совместной деятельности), правовой режим которого, как представляется, можно использовать для регулирования указанных отношений. Вместе с тем правовой режим устава коллективного знака не дает оснований полагать, что именно этот договор объединил лиц в коллектив, испрашивающий охрану коллективного знака.

Как следует из пункта 1 статьи 1511 ГК РФ, указанное объединение лиц должно иметь документ, именуемый «устав коллективного знака», в котором и определяются существенные условия его использования. Он разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного товарного знака [1]. Устав коллективного знака должен содержать наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя; перечень лиц, имеющих право пользования этим знаком; цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком; условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение устава коллективного знака [2]. Это обстоятельство, однако, не означает, что данное объединение должно быть признано юридическим лицом. Следовательно, заявителем коллективного товарного знака может быть как юридическое лицо, так и объединение, не являющееся юридическим лицом. У договора же простого товарищества другой предмет — объединение вкладов для достижения целей, их режим и объем, распределение и т. п. Таким образом, предметом устава коллективного знака является его правовой режим, пересекающийся с предметом договора простого товарищества. Как отмечает Ю. Т. Гульбин, это чревато затруднением определения правовой материи для регулирования отношений, поэтому целесообразно распространить на отношения коллектива объединения режим договора о совместной деятельности (простого товарищества) [3].

В подпункте 1 пункта 1 статьи 1511 ГК РФ, а также во втором абзаце пункта 2 статьи 1511 ГК РФ объединение прямо называется правообладателем коллективного знака. В связи с этим обладателем исключительного права на коллективный товарный знак является все-таки объединение, а не входящие в него лица. Поскольку именно объединение вправе запрещать использование такого знака третьим лицам, не входящим в него и в перечень лиц, содержащийся в уставе знака, в том числе оно уполномочено осуществлять контроль за соблюдением единых общих характеристик товаров. Таким образом, по своему происхождению, генезису коллективный товарный знак является единым знаком.

Законодательством предусмотрено, что коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц в качестве единственного средства для обозначения товарного знака либо применять его наряду со своим индивидуальным товарным знаком. Однако можно заметить, что при использовании коллективного знака особой самостоятельности у лиц, входящих в объединение, нет, поскольку именно объединение в своем уставе должно указать: перечень товаров, которые будут маркироваться коллективным знаком; единые характеристики этих товаров (размеры, цвет и т. д.), в том числе характеристики их качества, а также условия использования товарного знака. Единственное право участника объединения, которое не подлежит ограничению, — право выхода из объединения; все остальные права могут быть ограничены уставом коллективного знака. Полагаем, что при наличии таких обстоятельств говорить о самостоятельности лиц, входящих в указанное объединение, не вполне корректно.

В связи с этим выявить какие-либо существенные основания, по которым законодатель в пункте 4 статьи 1229 ГК РФ посчитал, что права членов объединения на использование коллективного знака, зарегистрированного на имя этого объединения, являются самостоятельными исключительными правами, не представляется возможным. Таким образом, отнесение права на коллективный товарный знак к категории абсолютных и исключительных, с учетом их правового регулирования, представляется неверным ввиду того, что равным правом на использование указанным товарным знаком обладают разные лица. При этом интересно отметить, что В. А. Дозорцев относит право на коллективный знак к категории «квазиабсолютных» [4, с. 220].

В рамках нашего исследования необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1510 ГК РФ право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора, то есть указанным пунктом вводится ограничение на распоряжение правом на коллективный товарный знак, в связи с чем по смыслу законодательства право на коллективный товарный знак необоротоспособно и неотчуждаемо.

Однако, по нашему мнению, ограничение законодательством оборотоспособности коллективного знака и тем самым вытеснение его из рамок гражданско-правового оборота представляется не вполне оправданным.

При этом необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 1511 ГК РФ коллективный знак и заявка на коллективный знак могут быть преобразованы соответственно в товарный знак и в заявку на товарный знак и наоборот. Порядок такого преобразования установлен Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными Приказом Роспатента от 5 марта 2003 года N 32.

Так, согласно указанным Правилам заявка на товарный знак может быть преобразована в заявку на коллективный знак. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

ходатайство о преобразовании в заявку на коллективный знак подано до принятия решения по преобразуемой заявке;

ходатайство о преобразовании в заявку на коллективный знак подписано заявителем по заявке на товарный знак;

к ходатайству о преобразовании в заявку на коллективный знак приложены: устав коллективного знака, новое заявление, подписанное руководителем объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя.

Заявитель по преобразуемой заявке может быть включен в перечень лиц, имеющих право пользования коллективным знаком.

Заявка на коллективный знак может быть преобразована в заявку на товарный знак. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

ходатайство о преобразовании в заявку на товарный знак подано до принятия решения по преобразуемой заявке;

ходатайство о преобразовании в заявку на товарный знак подписано руководителем объединения — заявителем по заявке на коллективный знак;

к ходатайству о преобразовании в заявку на товарный знак приложено согласие на преобразование заявки лиц, имеющих право пользования этим знаком;

к ходатайству о преобразовании в заявку на товарный знак приложено новое заявление, подписанное лицом, уполномоченным зарегистрировать товарный знак на свое имя.

В новом заявлении в качестве заявителя должно быть указано лицо, входившее в состав объединения — заявителя по преобразуемой заявке и имевшее право пользования коллективным знаком.

Однако как в таком случае следует рассматривать преобразование заявки на коллективный знак в заявку на товарный знак? Притом что одним из условий указанного преобразования является получение согласия на преобразование заявки лиц, имеющих право пользования этим знаком. Ведь в данном случае лица, использующие право на коллективный знак, выражают свою волю на преобразование права, то есть прекращение их права на товарный знак и его передачу правоприобретателю. А распоряжение, в свою очередь, можно понимать как волеизъявление, непосредственно вызывающее утрату права или его изменение [5, с. 68; 6, с. 97]. В связи с чем полагаем, что преобразование права на коллективный знак в обычный знак, осуществляемое при соответствующих условиях, в том числе при условии согласия всех пользователей знака, необходимо рассматривать в качестве одного из видов распоряжения правом на товарный знак.

На основании изложенного представляется, что право на коллективный товарный знак возможно рассматривать в качестве оборотоспособного объекта гражданского права, с учетом соблюдения условия, установленного в уставе коллективного товарного знака, о перечне и единых характеристиках качества или иных общих характеристиках товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком. Необходимо предусмотреть, что распоряжение правом на коллективный товарный знак допускается по согласию на распоряжение правом лиц, входящих в объединение.

В результате вышеприведенного исследования представляется, что п. 2 ст. 1510 ГК РФ следует изложить в следующей редакции: «Право на коллективный знак может быть объектом договора об отчуждении права и лицензионного договора в случае согласия на распоряжение правом лиц, входящих в объединение, с учетом устава коллективного товарного знака, в части соблюдения условия, установленного в уставе коллективного товарного знака, о перечне и единых характеристиках качества или иных общих характеристиках товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком».

Литература

1. Разделкин А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ «О патентных поверенных» (постатейный) // Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2009.

2. Приказ Роспатента от 5 марта 2003 года N 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 23. 09.06.2003.

3. Гульбин Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров — товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М.: Статут, 2007.

4. Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2005.

5. Зом Р. Институции: история и система римского гражданского права. Ч. 2. Система. Вып. 1. Общая часть и вещное право. Сергиев Посад: Типография И. И. Иванова, 1916.

6. Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Т. 1. Полутом 2. М.: Издательство иностранной литературы, 1949.

——————————————————————