Узловые положения концепции систематизации транспортных организационных договоров

(Морозов С. Ю.) («Транспортное право», 2011, N 2)

УЗЛОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ

С. Ю. МОРОЗОВ

Морозов С. Ю., декан юридического факультета Ульяновского государственного университета, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, доцент, кандидат юридических наук.

Нерешенной проблемой современной цивилистической науки является отсутствие обоснованной системной дифференциации организационных договоров. Нормирование отношений по организации перевозочного процесса в настоящее время нельзя признать удовлетворительным. Указанные пробелы в теории договорного права должны быть устранены. Исходя из этого нами предпринята попытка комплексно исследовать транспортные организационные договоры с позиций системного подхода, исходя из правовой природы регулируемых ими общественных отношений. Единство системы транспортных организационных договоров предопределено единством правовой системы, и как следствие единством предмета гражданского права, а строение системы обусловлено внутренней дифференциацией регулируемых отношений. Проведенное в этой области исследование привело нас к следующим выводам: 1. Концепция систематизации транспортных организационных договоров опирается на существование в предмете гражданского права организационных отношений, которые представляют собой построенные на началах координации и субординации социальные связи, которые направлены на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников либо на формирование социальных образований <1>. Организационные отношения, урегулированные нормами права, приобретают форму правоотношений. В качестве объекта таких правоотношений следует считать организованность имущественных, неимущественных и корпоративных правоотношений. ——————————— <1> См.: Морозов С. Ю., Юренкова О. С. Направленность организационных транспортных договоров // Право и государство: проблемы теории и практики. 2010. N 10. С. 40 — 43.

2. Организационные отношения представляют собой систему, которая лежит в основе системного построения отрасли гражданского права. Поскольку организационные отношения призваны обслуживать иные отношения, регулируемые отраслью гражданского права, они не могут существовать в отрыве от них. Поэтому система правового регулирования организационных отношений повторяет систему гражданско-правовой отрасли. Важную роль в этой системе занимает подсистема транспортных организационных договоров. Системное исследование правового регулирования организационных отношений, составляющих предмет гражданского права, позволяет сделать ряд важных выводов по совершенствованию данной системы. Во-первых, необходимо нормативно закрепить существование в предмете гражданского права организационных и корпоративных отношений. Во-вторых, в число объектов гражданских прав необходимо включить организованность правоотношений. В-третьих, подотрасль обязательственного права должна содержать нормы об организационном договоре и о рамочном договоре. 3. Основным элементом исследуемой системы является транспортный организационный договор, который следует отличать от других видов гражданско-правовых транспортных договоров по предмету и направленности. Организационные договоры всегда направлены на организацию заключения и (или) исполнения иного обязательственного правоотношения. При этом организуется всегда именно правоотношение, а не общественное отношение <2>. Организационный договор может быть направлен на организацию как разовых обязательств, так и неоднократно повторяющихся договоров в течение длительного времени. Он может организовывать как имущественные, так и неимущественные гражданские правоотношения. Субъекты организационного и организуемого договоров могут частично не совпадать. ——————————— <2> См.: Там же. С. 40 — 43.

4. Предлагается дать следующее определение организационному договору. По организационному договору стороны обязуются выполнить определенные договором совместные действия, направленные на возникновение иного гражданско-правового обязательства между теми же либо иными лицами и (или) на его исполнение в соответствии с условиями организационного договора. Впервые в науке гражданского права дается определение транспортного организационного договора как соглашения, в силу которого стороны обязуются заключить либо организовать заключение иного транспортного договора между теми же либо иными лицами и (или) исполнить его в соответствии с условиями организационного договора. 5. Организационные договоры порождают самостоятельные обязательства с неимущественным содержанием. Объект обязательственного организационного правоотношения представляет самостоятельный интерес для его участников. Возникшее из организационного договора правоотношение является обязательством вне зависимости от того, возникнет ли имущественное договорное обязательство или нет. 6. Одной из основ формирования системы организационных транспортных договоров является их ролевая и функциональная общность, которая, в частности, проявляется во взаимосвязи гражданско-правовых организационных отношений с организуемыми имущественными отношениями. Взаимосвязь может проявляться на различных стадиях договорного регулирования перевозочных отношений: 1) на этапе возникновения имущественного правоотношения; 2) на этапе его исполнения; 3) на обоих этапах <3>. ——————————— <3> См.: Морозов С. Ю. Взаимосвязь гражданско-правовых организационных и имущественных договоров // Право и государство: проблемы теории и практики. 2010. N 8. С. 53 — 56.

На этапе возникновения имущественного правоотношения связь может проявляться двояким образом. Организационный договор может организовывать заключение договора на последнем этапе, т. е. организовать акцепт, и тогда возникновение организуемого договора неизбежно. Возможна организация одного из промежуточных юридических фактов, например, передачи вещи перевозчику или согласование заявки. Организационный договор в этом случае лишь обеспечивает возможность возникновения организуемого договора. На этапе исполнения организуется исполнение обязанности или ее части. Механизм взаимосвязи договоров может быть осложнен тем, что заключение договора перевозки организуется не напрямую, а посредством организации исполнения обязанности в ином организационном договоре. 7. Цели транспортных договоров и транспортных организационных договоров не только находятся в отношении подчиненности, но и взаимозависимы. Невозможность реализации цели какого-либо транспортного организационного договора влечет за собой невозможность достижения цели договора на оказание соответствующих услуг. Выделяются следующие функции транспортных организационных договоров: регулятивно-образующая; программно-координационная, определяющая правовой алгоритм деятельности сторон будущего имущественного договора; установления правовой связи между участниками будущего имущественного транспортного договора; обеспечения взаимозависимости организационного и организуемого договоров; определения и фиксирования общей цели, основанной на общих интересах сторон; планирования перевозок; обеспечения непрерывности процесса перевозки и др. <4>. ——————————— <4> См.: Морозов С. Ю. Цели и основные функции организационных транспортных договоров // Закон и право. 2010. N 4. С. 81 — 89.

8. Система транспортных организационных договоров включает в себя две интегрированные подсистемы: 1) подсистему транспортных организационных договоров, направленных на организацию систематических (регулярных) перевозок (буксировок); 2) подсистему транспортных организационных договоров, направленных на организацию разовых перевозок (буксировок). Каждая из них сочетает в себе две подсистемы, занимающие более низкий уровень в системной иерархии. Договоры подсистемы N 1, исходя из признака субъектного состава, делятся на: 1) рамочные договоры между грузоотправителями (грузовладельцами) и перевозчиками; 2) рамочные договоры между транспортными организациями. Договоры подсистемы N 2, в зависимости от стадии организуемого обязательства подразделяются на: 1) предварительные договоры перевозки; 2) договоры, обеспечивающие возможность заключения договора перевозки (буксировки) <5>. ——————————— <5> См.: Морозов С. Ю. Основы систематизации транспортных организационных договоров // Закон и право. 2010. N 10. С. 39 — 43.

9. Предлагается определить рамочный договор как соглашение двух или более лиц, направленное на систематическую организацию в будущем иных договорных обязательств (локальных договоров), как правило, между теми же лицами, путем определения наиболее общих условий их заключения (исполнения), без принятия на себя обязательств по заключению локальных договоров. 10. Договор о предъявлении груза к перевозке не является ни предварительным, ни рамочным организационным договором. Он занимает особое место в подсистеме транспортных организационных договоров, направленных на организацию разовых перевозок грузов. Организация заключения договора перевозки грузов осуществляется посредством установления порядка предъявления груза к перевозке. 11. Делается вывод о несправедливости положений ст. 117 УЖТ РФ, согласно которой перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение обязанности по подаче транспортных средств, возникшей из принятой заявки, в случае невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся платежей за осуществленные перевозки. Договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке является не ретроспективным, а перспективным в том смысле, что направлен на организацию не прошлых, а будущих правоотношений. Следует исключить предусмотренное ст. 94 УЖТ РФ такое основание ответственности грузоотправителя, как неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за уже осуществленные перевозки. Правовая связь между обязательством подать транспортные средства под погрузку и предыдущей перевозкой отсутствует. 12. Обосновывается невозможность признания предварительными договоров об организации перевозок (буксировок), «букингового» договора (booking-note), фиксчур-нота (fixchure-note), погрузочного ордера, поскольку они имеют иную направленность, чем транспортные организационные договоры. Можно признать предварительным договор перевозки грузов на особых условиях, направленный на заключение в будущем реального договора перевозки грузов на условиях предварительного договора. 13. Договор об организации перевозок грузов является транспортным организационным рамочным договором, который согласно действующему законодательству не является предварительным договором, договором подрядного типа и не может быть квалифицирован как договор перевозки. В настоящее время наблюдается некоторая несогласованность положений ст. ст. 798 и 791 ГК РФ относительно взаимосвязи рамочного и локальных договоров. Предлагается «расширить» предмет договора об организации перевозок грузов с тем, чтобы он был направлен на организацию правоотношений на всех стадиях перевозочного процесса. 14. Впервые в науке гражданского права России обосновывается гражданско-правовая природа договора об организации регулярных пассажирских перевозок. Предлагается следующее определение договора. По договору об организации регулярных пассажирских перевозок перевозчик обязуется регулярно в соответствии с установленным расписанием подавать исправные транспортные средства под посадку (высадку) пассажиров и осуществлять перевозки пассажиров на определенном договором маршруте, а заказчик перевозок обязуется обеспечить условия регулярных перевозок, включая организацию размещения и обустройства объектов транспортной инфраструктуры на маршруте регулярного сообщения <6>. ——————————— <6> См.: Морозов С. Ю., Смирнова Е. В. К вопросу об отраслевой принадлежности договора об организации перевозок пассажиров // Закон и право. 2009. N 12. С. 75 — 79; Морозов С. Ю., Сага А. Г. Понятие договора об организации регулярных пассажирских перевозок // Закон и право. 2010. N 1. С. 72 — 74.

15. Договор об эксплуатации железнодорожных подъездных путей и договор на подачу и уборку вагонов являются разновидностями договора об организации перевозок грузов. Это означает, что они относятся к категории рамочных организационных договоров, имеющих целью организовать правоотношения по предъявлению груза к перевозке и обязанность перевозчика по доставке и выдаче груза на систематической основе. Вместе с тем следует признать за ними смешанный характер. 16. Узловое соглашение и соглашение об организации прямых смешанных перевозок организуют исполнение обязанности перевозчика по доставке груза в прямом смешанном сообщении. Данные договоры следует считать рамочными организационными. Узловое соглашение формулируется как гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевозчики различных видов транспорта обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой в целях организации исполнения обязанности перевозчика по доставке груза в прямом смешанном сообщении. 17. Для организации перевозок предлагается применять соглашение об организации прямых смешанных перевозок грузов, пассажиров и багажа, которое формулируется как двух или многосторонний договор, между оператором смешанной перевозки и транспортной организацией или транспортными организациями, определяющее порядок организации и осуществления обязанности перевозчика (перевозчиков) по доставке груза, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении. Участие в соглашениях об организации прямых смешанных перевозок грузов в качестве стороны оператора смешанной перевозки грузов не превращает данные соглашения в договор транспортной экспедиции. 18. Договор между владельцами транспортных инфраструктур определяется как двух — или многосторонний рамочный организационный договор между владельцами транспортных инфраструктур, участники которого организуют на систематической основе взаимодействие при исполнении своих обязанностей по договорам об оказании услуг по предоставлению инфраструктур в пользование соответствующим перевозчикам <7>. ——————————— <7> См.: Морозов С. Ю. Договоры между владельцами транспортных инфраструктур // Хозяйство и право. 2009. N 7. С. 113 — 117.

19. Необходимо оптимизировать структуру системы транспортных организационных договоров. Общие системные признаки должны быть выведены на более высокий уровень системной иерархии. В Гражданском кодексе должен появиться раздел «Организация перевозок». В рамках названного раздела должен быть сформулирован договор об организации перевозок грузов таким образом, чтобы он охватывал организацию правоотношений на всех стадиях перевозки и был направлен как на заключение, так и на исполнение договоров перевозки (фрахтования).

——————————————————————