Специфика медицинской услуги как объекта гражданского права

(Шаяхметова А. Р.) («Бизнес, Менеджмент и Право», 2011, N 1)

СПЕЦИФИКА МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

А. Р. ШАЯХМЕТОВА

Шаяхметова А. Р., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин филиала Уральской государственной юридической академии, г. Уфа.

В статье проводится анализ современных подходов ученых по формированию понятия «медицинская услуга». Отдельное внимание уделяется вопросам выявления общих и специфических характеристик медицинских услуг.

Ключевые слова: медицинская услуга, объект гражданского права, специфика услуг, медицинская деятельность.

The specifics of a medical service as the object of civil law A. R. Shayahmetova

The article analyses the contemporary approaches of scientists to the development of the concept of «a medical service». Special attention is given to the identification of common and specific characteristics of health services and relationships to deliver them.

Key words: medical service, object of civil law, specific character of services, medical activity.

Впервые законодательное закрепление услуги в качестве самостоятельного объекта гражданского права произошло с принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Содержание термина услуги в гражданском законодательстве не раскрыто, но ее понятие содержится в Федеральном законе от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» <1>. В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 2 Закона услуга — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. ——————————— <1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.

В теории гражданского права данный вопрос неоднократно был предметом рассмотрения в многочисленных трудах ученых-цивилистов <2>. ——————————— <2> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Договоры о выполнении работ и оказании услуг (книга 3). М., 2002; Баринов Н. А. Услуги: Изд. 2-е доп. Саратов, 2003; Степанов Д. И. Указ. соч.; Санникова Л. В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2007.

Наибольший интерес представляет диссертационное исследование Е. Г. Шабловой, где услуга рассматривается как способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который связан с нематериальным результатом деятельности исполнителя, допускаемой действующим правопорядком, на возмездных началах <3>. ——————————— <3> Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Дис. … докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 87.

В свою очередь, в юридическом построении конструкций обязательственного правоотношения следует учитывать присутствие признаков объекта услуги, отличающих ее от иных объектов <4>. ——————————— <4> Шаблова Е. Г. Указ. соч. С. 87.

Услуга, как и любой объект гражданского права, обладает определенными квалифицирующими признаками. В своей работе А. В. Тихомиров выделял следующие характеристики услуги <5>: неосязаемость или нематериальный характер услуги; неразрывность производства и потребления услуги; неоднородность или изменчивость; неспособность услуг к хранению. ——————————— <5> Тихомиров А. В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. М., 2001. С. 55.

В свою очередь, А. А. Сироткина, напротив, указывает, что «услуга является материальным благом, поскольку создает полезный эффект материального характера», указывая вместе с тем, что эффект материальный носит неовеществленный характер <6>. ——————————— <6> Сироткина А. А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М.: Статут, 2004. С. 12.

Вместе с тем создание эффекта материального характера является, по нашему мнению, последствием надлежащего оказания услуг, результатом восприятия и не может относиться к характеризующим признакам. Результат услуги имеет большое значение для самого пациента, но не всегда может гарантироваться исполнителем услуги. Достижение эффекта от услуги возможно лишь лицом, которому она была оказана, в связи с чем передача эффекта другому лицу также невозможна. Все это позволяет выделить такие признаки услуги, как индивидуальность и взаимодействие производства и потребления услуг. «Важная отличительная черта услуги — их «сиюминутность» <7>. Услуги не поддаются хранению, они используются сразу по ходу действия. ——————————— <7> Тихомиров А. В. Указ. соч. С. 55.

Наравне с индивидуальностью, думается, правильным является выделение А. А. Сироткиной такого признака, как «тесная связь услуги с личностью исполнителя» <8>. Наряду с невозможностью передачи пациентом эффекта от услуги другому лицу не представляется возможным разграничить саму услугу от лица, ее оказывающего. Каждая услуга сама по себе индивидуальна и неповторима. Каждый исполнитель, доводя услугу до пациента, в процессе ее оказания использует все навыки и средства, характеризующие специфичность услуги. ——————————— <8> Сироткина А. А. Указ. соч. С. 12.

Следовательно, говоря об услуге как объекте гражданского права, необходимо учитывать ее нематериальный характер, индивидуальность, тесную взаимосвязь между производством и потреблением, неотделимость услуги от ее исполнителя. Понятие медицинской услуги законодательно не закреплено. На уровне подзаконных актов понятие медицинской услуги отражено в Системе стандартизации в здравоохранении Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 г. N 113 <9>. Данный документ рассматривает медицинскую услугу как мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. ——————————— <9> Приказ Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

В теории гражданского права выделяют следующие понятия медицинской услуги: — медицинская деятельность, реализуемая в рамках гражданско-правового договора и представляющая собой действия (деятельность) медицинского учреждения (индивидуального предпринимателя), имеющего соответствующее разрешение (лицензию), направленные на исследование, укрепление, сохранение, восстановление организма человека, его органов и тканей <10>; ——————————— <10> Елина Н. К. Правовые проблемы оказания медицинских услуг. Самара: Офорт, 2006. С. 56.

— определенный набор медицинских мероприятий в виде профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, протезирования, ортопедии и зубопротезирования <11>; ——————————— <11> Кванина В. В. Договор на оказание возмездных медицинских услуг. Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. С. 11.

— совокупность необходимых профессиональных действий исполнителя медицинской услуги, направленных на удовлетворение потребностей пациента (потребителя услуги) в поддержании здоровья, лечении заболеваний, их профилактике, диагностике в соответствии с согласием пациента подвергнуться конкретному медицинскому вмешательству <12>. ——————————— <12> Ломакина И. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 12.

По нашему мнению, вышеизложенные определения медицинской услуги не отражают в полной мере ее специфику. В связи с чем необходимо проанализировать отличительные черты медицинской услуги как объекта гражданского права. В законодательстве отмечены следующие черты, присущие медицинской услуге как правовой категории <13> (свойства медицинской услуги): неосязаемость; неотделимость от источников услуги; непостоянство качества. ——————————— <13> Методические рекомендации по расчету тарифов на медицинские услуги, утв. Минздравом РФ 12 июля 1992 г. N 1 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».

В свою очередь, современными исследователями выделен ряд особенностей медицинской услуги как специфического объекта гражданских правоотношений <14>: ——————————— <14> См.: Шевчук С. С. Личные неимущественные отношения: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 31; Тихомиров А. В. К вопросу об обязательствах вследствие причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг // Закон и право. 2001. N 8. С. 25; Капилевич Л. В. Проблема управления качеством в здравоохранении // Здравоохранение. 2002. N 1. С. 54.

1) особая сфера применения — медицинские услуги относятся к сфере лечения и профилактики заболеваний, сфере здравоохранения и социального обеспечения, что обусловливает их значимость не только для конкретного гражданина, обратившегося за медицинской помощью, и его близких, но и для государства и общества в целом, поскольку человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции Российской Федерации); 2) уникальность (индивидуальный характер услуги) — медицинская услуга уникальна тем, что пациент не только пассивно присутствует при оказании ему медицинской помощи, но и сам активно участвует, влияет на этот процесс. Индивидуальный характер услуги, таким образом, определяется не только общим состоянием здоровья пациента, длительностью заболевания, наличием показаний и индивидуальных реакций организма, но и отношением пациента к услуге, его содействием и желанием следовать рекомендациям врачей; 3) исключительная важность в силу ориентированности на особо ценные и значимые блага человека. А. В. Тихомиров указывает, что «медицинская услуга ориентирована на особое благо — здоровье» <15>. При этом услуга направлена на сохранение, восстановление или улучшение здоровья либо на сохранение или поддержание жизни, то есть на сохранность самых ценных и значимых из всех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ) — жизни и здоровья; ——————————— <15> Тихомиров А. В. Медицинская услуга: Правовые аспекты. М., 1996. С. 97.

4) профессиональный, потребительский характер (профессиональная деятельность). Как справедливо указывает Ю. В. Данилочкина, при оказании медицинских услуг законом предъявляются повышенные требования к квалификации исполнителя. На этом основывается подтверждающий дееспособность соответствующих лиц порядок выдачи лицензий на осуществление медицинской деятельности субъекту хозяйствования. К врачебной деятельности допускается только врач соответствующей квалификации <16>; ——————————— <16> Данилочкина Ю. В. Понятие и правовая природа медицинских услуг // Медицинское право. 2008. N 4.

5) профессиональный риск и наступление позитивных (негативных) последствий. Исполнитель практически в каждом случае оказания медицинской услуги принимает на себя риск возможности наступления негативных последствий, с учетом того что вероятность положительного эффекта многократно превышает вероятность негативных реакций и неоказание медицинской помощи может привести к ухудшению здоровья пациента и причинить ему вред; 6) ограниченная оборотоспособность (п. 2 ст. 129 ГК РФ) — нахождение медицинской услуги в обороте допускается по специальному разрешению (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности <17>»); ——————————— <17> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430.

7) направленность на достижение определенной цели. Применительно к медицинской услуге характерной особенностью является ее направленность на улучшение состояния принадлежащего человеку нематериального блага (здоровья), на удовлетворение потребности пациента в получении медицинской помощи, на сохранение, восстановление или укрепление здоровья; 8) создание материального (овеществленного) компонента (например, зубные пломбы или кардиостимулятор). Однако достижение такого овеществленного результата неразрывно связано с проведением различного рода медицинских обследований, лечения и составляет с ними определенное единство, то есть входит составной частью в способ лечения <18>; ——————————— <18> Соловьев В. Н. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих при реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь: Дис. … канд. юрид. наук. Красноярск, 1999. С. 24.

9) отсутствие гарантированного результата услуги. При оказании медицинских услуг довольно сложно гарантировать достижение положительного результата, поскольку организм человека еще недостаточно изучен современной медицинской наукой; невозможно однозначно спрогнозировать реакцию организма на медицинское воздействие; последствия оказания медицинской помощи могут зависеть от дальнейшего поведения пациента (питание, курение, употребление алкоголя, отсутствие чрезмерных нагрузок и т. п.); 10) стоимостный характер. Стоимостный характер услуг вытекает из возмездного характера договора возмездного оказания услуг и п. 1 ст. 781 ГК РФ, обязывающего пациента оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг; 11) врачебная тайна. Оказание медицинских услуг осуществляется на условиях неразглашения информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан <19>; ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» <20>); ——————————— <19> Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. от 28.09.2010) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318. <20> Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (в ред. от 27.07.2010) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

12) своевременность оказания услуги. Лишь своевременные диагностика и лечение могут способствовать предотвращению неблагоприятных для пациента последствий имеющегося у него заболевания; 13) важность условий оказания услуги (гигиенические условия, психологические условия). Медицинская услуга будет считаться оказанной надлежащим образом, если при ее оказании исполнитель обеспечил соблюдение правил асептики и антисептики, санитарно-противоэпидемического режима, ухода за пациентами. Нарушение указанных правил может причинить вред здоровью пациента и оказать непосредственное влияние на ожидаемый эффект от услуги. Однако не все отмеченные выше особенности можно отнести к медицинской услуге. Полагаем, что определяющими признаками медицинской услуги как объекта гражданских прав являются: — специфический характер объекта воздействия. Включает в себя такие вышеуказанные особенности, как «особая сфера применения» и «исключительная важность в силу ориентированности на особо ценные и значимые блага человека». Данный признак проявляется в том, что в процессе оказания медицинских услуг воздействие оказывается непосредственно на пациента, а также в том, что объектом воздействия являются здоровье и жизнь человека. Эта отличительная черта медицинской услуги характеризуется многоаспектностью. Во-первых, объект воздействия имеет высокую значимость — человек, его жизнь и здоровье являются высшей ценностью для него самого, его близких, государства и общества в целом (признак ценности). Во-вторых, указанные нематериальные блага не обладают свойствами устойчивости и многократности восстановления. В-третьих, в большинстве случаев воздействие на рассматриваемые объекты носит необратимый характер и прекращение оказания медицинской услуги не всегда прекращает ее последствия. Все указанные аспекты позволяют отнести наличие специфического объекта воздействия при оказании медицинских услуг к отличительным чертам медицинской услуги; — индивидуальность. Каждая медицинская услуга является уникальной и неповторимой. Индивидуальный характер услуги формируется из следующих моментов: состояние здоровья пациента, течение заболевания, особенности реакций организма на проводимое лечение, личность исполнителя и условия ее оказания, личность пациента и его готовность исполнять предписания врача, касающиеся подготовки к оказанию услуги; а также принятие определенных мер после оказания услуги, способствующих закреплению либо усилению эффекта от оказанной медицинской услуги; — направленность на достижение полезной цели. Несмотря на то, что достижение полезного эффекта целью услуги не является, услуга всегда должна быть направлена на удовлетворение потребности пациента в определенной медицинской услуге, конечной целью которой является восстановление или укрепление здоровья человека. В свою очередь, не видится необходимости выделения отмеченной выше особенности — «отсутствие гарантированного результата услуги» — в силу следующего: при оказании медицинских услуг довольно сложно гарантировать достижение положительного результата, невозможно однозначно спрогнозировать реакцию организма на медицинское воздействие; последствия оказания медицинской помощи могут зависеть от дальнейшего поведения пациента (питание, курение, употребление алкоголя, отсутствие чрезмерных нагрузок и т. п.); — профессиональный характер. Объединяет в себе следующие отмеченные ранее особенности: профессиональный, потребительский характер (профессиональная деятельность); профессиональный риск и наступление позитивных (негативных) последствий; важность условий оказания услуги (гигиенические условия, психологические условия); ограниченная оборотоспособность; врачебная тайна; своевременность оказания услуги. Профессионализм заключается в соответствии определенным требованиям как субъектов медицинской деятельности, так и оказываемых ими услуг. Исполнитель обязан оказать медицинские услуги в рамках разрешенной законом деятельности (лицензия, сертификат), соблюдать моральные и этические нормы (клятва Гиппократа, врачебная тайна). Кроме того, оказываемые исполнителем медицинские услуги должны быть качественными и безопасными; — неосязаемость, т. е. нематериальный характер услуги, выражаемый в невозможности демонстрации услуги до момента ее оказания. Исполнитель может описать услугу, охарактеризовать ожидаемые последствия ее оказания и возможные позитивные и негативные последствия, но показать наглядно ее невозможно, и пациент либо принимает описание услуги на веру и соглашается принять услугу, либо отказывается от медицинской услуги. В завершение следует отметить, что такая из ранее перечисленных особенностей медицинской услуги, как стоимостный характер, свойственна любой услуге, оказываемой в рамках отношений возмездного оказания услуг. Поэтому, полагаем, она не может рассматриваться в качестве самостоятельного признака.

——————————————————————