Право военнослужащих на владение ценными бумагами и участие в управлении организациями

(Душкин И. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 6)

ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ВЛАДЕНИЕ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ И УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

И. В. ДУШКИН

Душкин И. В., заместитель начальника отдела правового управления ГКВВ МВД России, подполковник.

В статье обоснована позиция, что военнослужащий не вправе приобретать ценные бумаги (доли в уставном капитале общества), а также быть их владельцем.

Ключевые слова: военная служба, военнослужащий, ценные бумаги.

The right of military personnel to own securities and participation in the management of organizations I. V. Dushkin

The article substantiates the position that the soldier may not acquire securities (equity stake in the company), as well as being their owner.

Key words: military service, military, securities.

Проводимая в российском законодательстве систематизация нормативных правовых актов и приведение законодательства в соответствие с европейскими стандартами и обязательствами, закрепленными в различного рода конвенциях, должны быть нацелены прежде всего на соблюдение интересов, прав и свобод граждан Российской Федерации, определенных в Конституции Российской Федерации. По сути, основные задачи конвенций, использованные в процессе формирования нормативной базы государства, отвечают национальным потребностям и учитывают сложившиеся традиции, а также опыт, накопленный в развитии правовой системы страны. Историко-правовой аспект показывает, что систематизация одной из отраслей законодательства, а именно военного законодательства или, как его еще называют в юридической литературе, законодательства о военной службе и статусе военнослужащих, на первый взгляд прошла достаточно быстро и качественно, существенных изменений правового положения военнослужащих не произошло. Вместе с тем приведение законодательной базы всей системы государственной службы к единому целому не могло не отразиться и на законодательстве о военной службе и статусе военнослужащих. Единые подходы привели к тому, что, с одной стороны, стали применяться нормы, апробированные и использованные на государственных гражданских служащих в процессе применения нормативных правовых актов, а с другой стороны, совершенно новые нормы, которые никогда не применялись ранее в законодательстве о военной службе и применение которых с учетом законодательства о государственной гражданской службе вызывает у юристов, не говоря уже о простых читателях, затруднения при применении. По мнению автора настоящей статьи, к таким неоднозначным по применению нормам можно отнести отдельные положения ст. 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Статья 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», введенная в действие Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ с 10 января 2009 г., распространила на военнослужащих, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В свою очередь, ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень запретов, связанных с прохождением гражданской службы, а в соответствии со ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указанные запреты распространены и на военнослужащих. Поскольку военнослужащим установлены дополнительные к законодательству о военной службе ограничения, запреты и обязанности, то для правильного их применения необходимо их понимание в той редакции, в какой законодатель изложил их с использованием юридической техники. Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Доверительное управление ценными бумагами регулируется гл. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> «Доверительное управление имуществом» с учетом специфики передаваемого имущества. ——————————— <1> Далее — ГК РФ.

Далее следует рассмотреть некоторые особенности передачи в доверительное управление ценных бумаг. По мнению большинства юристов-процессуалистов, главная особенность доверительного управления ценными бумагами заключается в том, что правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами должны быть определены в договоре доверительного управления. Другими словами, доверительный управляющий вправе совершать только такие распорядительные сделки с ценными бумагами, которые прямо указаны в договоре доверительного управления. Кроме того, ГК РФ предоставляет возможность передачи в доверительное управление ценных бумаг в порядке, определяемом Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Передача ценных бумаг в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них доверительному управляющему (ст. 1012 ГК РФ). Названный Федеральный закон более детально уточняет положения по управлению ценными бумагами профессиональным участником рынка ценных бумаг на условиях, определенных в договоре доверительного управления. В свою очередь, Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами утвержден Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 3 апреля 2007 г. N 07-37/пз-н «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами». Согласно ст. 142 ГК РФ под ценной бумагой понимается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Вместе с тем основным существенным отличием договора данного вида от других гражданско-правовых договоров является то, что доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом, к которому относятся и ценные бумаги. Однако в договоре может быть прописано вознаграждение доверительному управляющему за управление переданным ему имуществом. В зависимости от условий договора доверительный управляющий осуществляет управление имуществом в интересах учредителя управления. Все доходы от доверительного управления имуществом управляющий перечисляет учредителю управления за вычетом своего вознаграждения и сумм расходов, связанных с осуществлением доверительного управления и возмещаемых учредителем управления. Следовательно, учредитель получает доход от переданного имущества. Сразу же возникает вопрос: как рассматриваемая норма корреспондирует с нормой, изложенной в п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»? Пункт 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит императивную норму, в соответствии с которой военнослужащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение. В соответствии со ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Получается, что военнослужащий, владеющий ценными бумагами либо передавший их по договору доверительного управления в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в любом случае извлекает систематически самостоятельно либо через доверенное лицо прибыль от пользования имуществом (ценными бумагами), что специальным законодательным актом ему делать запрещено. Таким образом, по мнению автора настоящей статьи, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему (военнослужащему) право владеть ценными бумагами предоставляется с возможным ограничением в виде передачи их в доверительное управление только в случае возникновения конфликта интересов, а военнослужащему, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», владение ценными бумагами запрещено независимо от возникновения каких-либо условий. Понятие конфликт интересов на государственной или муниципальной службе дано в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Под «конфликтом интересов» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Соответственно такой запрет распространяется и на военнослужащих. Однако и указанное положение не содержит ответы на все вопросы, которые возникают при применении норм закона в отношении военнослужащих. В качестве одного из примеров можно привести ситуацию, когда гражданин при призыве (поступлении) на военную службу уже имел в собственности ценные бумаги и получал по ним доход в виде дивидендов. В этом случае возникает вопрос: может он продолжать владеть ценными бумагами или нет? На этот вопрос, по мнению автора настоящей статьи, можно ответить, применив в совокупности нормы гражданского и военного законодательства. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», изданный для определения прав, свобод и ответственности военнослужащих, выполняющих обязанности особого характера и имеющих особенный статус, запрещает им заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями. В свою очередь, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственному гражданскому служащему предоставляет право владеть ценными бумагами через доверенных лиц, если это не приводит к конфликту интересов. Казалось бы, к военнослужащему, находящемуся на военной службе, относящейся к одному из видов системы государственной службы, должны применяться единые нормы, применяемые к государственному гражданскому служащему. Однако из анализа норм Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», применяемого в части, касающейся военнослужащих, и полностью применяемого к государственным гражданским служащим, вытекает иное. Как уже отмечал автор настоящей статьи, возможность передачи государственным гражданским служащим в доверительное управление ценных бумаг является одним из способов выхода из ситуации, когда владение ценными бумагами может привести к нарушению запрета и увольнению с государственной гражданской службы. Указанная норма применима только в отношении государственных гражданских служащих, но никак не в отношении военнослужащих. Что касается участия военнослужащего в управлении коммерческой организацией, здесь следует выяснить, что же включает в себя управление коммерческой организацией, в связи с чем автор настоящей статьи предлагает проследить процесс управления коммерческой организацией изнутри, на примере акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Этим же Федеральным законом определен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания, в том числе и принятие решения о выплате (объявлении) дивидендов (ст. ст. 47, 48). Из этого следует, что деятельность акционеров направлена на участие в общем собрании акционеров и извлечение прибыли (дивидендов) из данной деятельности, поскольку само акционерное общество создается именно для этих целей. Аналогичные положения установлены в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и для участников общества, так называемых дольщиков. Независимо от того, имеет военнослужащий акции либо долю в уставном капитале общества, он принимает участие в управлении этим обществом. Возможности владеть другими видами ценных бумаг и приобретать другие виды ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ): государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, приватизационные ценные бумаги и другие документы, — которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг, у военнослужащего, в отличие от государственного гражданского служащего, по мнению автора настоящей статьи, нет. Таким образом, военнослужащий не вправе приобретать ценные бумаги (доли в уставном капитале общества), а также быть владельцем их, а в случае призыва (поступления) на военную службу гражданина, имеющего ценные бумаги (доли), он должен передать их по договору купли-продажи до призыва (поступления) на военную службу.

——————————————————————