О некоторых вопросах совершенствования организационно-правового обеспечения проверок банков — участников системы страхования вкладов

(Барчуков В. П., Виноградова М. М.) («Банковское право», 2011, N 3)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОВЕРОК БАНКОВ — УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ <*>

В. П. БАРЧУКОВ, М. М. ВИНОГРАДОВА

——————————— <*> Barchukov V. P., Vinogradova M. M. On certain issues of improvement of organizational-law ensuring audits of banks-members of the system of insurance of deposits.

Барчуков Владимир Петрович, заместитель директора департамента организации страхования вкладов государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», кандидат юридических наук.

Виноградова Маргарита Михайловна, начальник отдела проведения проверок банков — участников системы страхования вкладов департамента организации страхования вкладов государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Статья посвящена анализу одной из функций государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» — участию в проводимых Банком России проверках банков, привлекающих денежные средства физических лиц, по вопросам соблюдения ими требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Ключевые слова: Агентство по страхованию вкладов, выплата возмещения по вкладам, проведение проверок банков — участников системы страхования вкладов.

The article is devoted to analysis of one of functions of state corporation «Deposit Insurance Agency» (hereinafter — Agency) — participation in audits of banks attracting monetary means of natural persons with regard to the issues of observation by them of requirements of Federal Law «On Insurance of Deposits of Natural Persons in Banks of the Russian Federation», carried out by the Bank of Russia.

Key words: Deposit Insurance Agency, payment of compensation under deposits, carrying out of audits of banks — participants of system of insurance of deposits.

В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон) <1> на банки, привлекающие денежные средства физических лиц, возлагается ряд обязанностей, вытекающих из необходимости обеспечения стабильного функционирования системы страхования вкладов. ——————————— <1> СЗ РФ. 2003. N 52. Ст. 5029.

Согласно статье 6 Закона банки — участники системы страхования вкладов обязаны уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов <2>; вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий ему сформировать реестр обязательств, а также предоставлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам и размещать эту информацию в доступных для вкладчиков помещениях банка. ——————————— <2> Согласно статье 33 Закона фонд обязательного страхования вкладов представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, принадлежащих Агентству на праве собственности и предназначенных для финансирования выплаты возмещения по вкладам.

В целях контроля за выполнением банками вышеуказанных обязанностей государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) как организация, осуществляющая выплаты возмещения по вкладам, наделена полномочиями по участию в проверках банков, проводимых Банком России в рамках осуществления им надзорных функций (ст. 27 Закона). Работники Агентства привлекаются к участию в проверках в качестве членов рабочей группы Банка России и на период проверки обладают тем же объемом прав и обязанностей, которые установлены для служащих Банка России. В ходе проверок работники Агентства руководствуются нормативными актами Банка России, регулирующими порядок их проведения, прежде всего Инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» <3>, а также указанием Банка России от 13 января 2005 г. N 1542-У «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» <4>. ——————————— <3> Вестник Банка России. 2003. N 67. <4> Вестник Банка России. 2005. N 7.

Проводимые с участием Агентства проверки, как правило, носят плановый характер. Необходимость во внеплановых проверках возникает, во-первых, при обнаружении Банком России в ходе проверки, проводимой без участия работников Агентства, нарушений банком требований Закона, и во-вторых, по предложению Агентства при выявлении им фактов неисполнения банком обязанностей, установленных Законом и нормативными актами Банка России. Основной целью проверок, проводимых с участием работников Агентства, является получение информации об исполнении (либо неисполнении) банком обязанностей, предусмотренных Законом, в том числе о своевременности и полноте уплаты страховых взносов, о надлежащем ведении банком учета обязательств перед вкладчиками, о готовности сформировать реестр обязательств (ст. 32 Закона). При выявлении в ходе проверок нарушений, приводящих к искажению расчета страховых взносов и, как следствие, к их недоплате, Агентство вправе направить банку требование произвести перечисление на счет, на котором учитываются средства фонда обязательного страхования вкладов, неуплаченных страховых взносов и начисленных пени, а также обратиться в соответствии со статьей 27 Закона в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <5>. ——————————— <5> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Всего с начала реализации Агентством функции страхования вкладов (с 2005 г.) по вопросам страхования вкладов проверено 565 банков (в том числе банки, прекратившие впоследствии свою деятельность в результате реорганизации или ликвидации). В 21 субъекте Российской Федерации (27% общего числа субъектов) проверены все действующие банки, зарегистрированные на их территории. Проведенные проверки позволяют сделать вывод о том, что все проверенные банки в основном выполняют требования Закона. Вместе с тем имеются некоторые проблемы общего характера, обусловленные различными аспектами участия банков в системе страхования вкладов (далее также — ССВ).

1. Идентификация застрахованных обязательств банка

В соответствии со статьей 2 Закона страхованию подлежат денежные средства, размещаемые физическими лицами в банке на основании договора банковского вклада или договора банковского счета. При этом не страхуются денежные средства, размещенные на банковских счетах индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета открыты для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, вклады на предъявителя, средства, находящиеся в доверительном управлении, а также размещенные в зарубежных филиалах российских банков (ст. 5 Закона). Оценка каждого договора с клиентом и отнесение принятых банком на основании этого договора обязательств к подлежащим либо не подлежащим страхованию осуществляется банком самостоятельно, исходя из правовой природы договора, статуса клиента и других обстоятельств. Результат такой оценки выражается во включении (невключении) банком соответствующего обязательства в расчет страховых взносов и в реестр обязательств. Практически всеми проверенными банками такая оценка в отношении типовых банковских продуктов осуществляется корректно. По статистике, более 99,7% остатков денежных средств физических лиц, учитываемых на счетах по учету вкладов в российских банках — участниках ССВ, подлежит страхованию. Вместе с тем до настоящего времени некоторыми банками допускаются ошибки при правовой квалификации отдельных видов своих обязательств. Так, например, возникает вопрос о страховании денежных средств, привлекаемых банком от клиентов в качестве обеспечения возврата ключей от банковских ячеек. Учитывая, что договоры об аренде банковской ячейки могут быть расценены как договоры смешанного типа (как и многие другие договоры, заключаемые банком с клиентами, — кредитные, универсального банковского обслуживания, договоры на выдачу и обслуживание банковской карты и т. п.), полагаем, что обязательным условием отнесения вышеуказанных денежных средств к средствам, подлежащим страхованию, является наличие в договоре элементов договора банковского вклада (счета).

2. Полнота уплаты страховых взносов

В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона банки обязаны уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов со дня их внесения в реестр банков — участников системы страхования вкладов и до дня отзыва (аннулирования) лицензии банка на осуществление банковских операций или до дня исключения банка из указанного реестра. При этом Закон устанавливает все элементы страхового взноса: расчетный период, расчетную базу, процентную ставку и срок уплаты страховых взносов. Так, согласно части 1 статьи 36 Закона расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года, а срок для их уплаты составляет двадцать пять дней со дня окончания соответствующего (расчетного) квартала (ч. 11 ст. 36 Закона). Расчетная база для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию (ч. 2 ст. 36 Закона). Процентная ставка страхового взноса является единой для всех банков — участников системы страхования вкладов и не может превышать 0,15% расчетной базы. Конкретный размер процентной ставки в соответствии с частью 7 статьи 36 Закона устанавливается советом директоров Агентства и в настоящее время составляет 0,1% расчетной базы <6>. ——————————— <6> Решение совета директоров Агентства от 23 сентября 2008 г. (Протокол N 3) // Российская газета. 2008. 26 сентября.

Учитывая, что фонд обязательного страхования вкладов, являясь финансовой основой системы страхования вкладов, формируется преимущественно за счет страховых взносов банков <7>, вопрос полноты и правильности их исчисления и уплаты банками является одним из наиболее важных вопросов проверок банков с участием работников Агентства. ——————————— <7> По состоянию на 1 января 2011 г. размер фонда обязательного страхования вкладов составил 130,8 млрд. руб. При этом в структуре источников фонда страховые взносы банков достигли 105,3 млрд. руб. (81%), капитализированная прибыль — 17,6 млрд. руб. (13%), имущественный взнос Российской Федерации — 7,9 млрд. руб. (6%).

Большинство проверенных банков перечисляют страховые взносы в полном объеме и в установленные сроки. Вместе с тем некоторые банки допускают ошибки при определении расчетной базы для исчисления страховых взносов из-за некорректного отнесения обязательства к объектам страхования. Так, например, некоторые банки остатки на счетах, открытых для учета операций с использованием банковских карт, ошибочно квалифицируют как средства, не подлежащие страхованию в соответствии с Законом. И наоборот, в ряде случаев в расчет страховых взносов и в отчетность по форме 0409345 ошибочно включаются денежные средства юридических лиц, находящиеся на балансовых счетах N 40814 «Юридические и физические лица нерезиденты — счета типа «К» (конвертируемые)», N 40818 «Специальные банковские счета нерезидентов в валюте Российской Федерации», которые предназначены для учета средств как физических, так и юридических лиц. Кроме того, банки допускают при расчете взносов технические ошибки, не связанные с определением объекта страхования. В частности, в ходе проверок установлены случаи включения банками в отчетность остатков денежных средств в иностранной валюте на выходные (праздничные) дни, пересчитанных по курсу, установленному Банком России не на эти дни, а на последний рабочий день перед выходными (праздничными) днями, что не соответствует положениям указания Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» <8>. Такое нарушение приводит, помимо пересчета суммы страхового возмещения, к необходимости пересдачи банками отчетности, хотя суммы недоплаты (переплаты) являются, как правило, незначительными. ——————————— <8> Вестник Банка России. 2009. N 75 — 76.

3. Полнота данных о вкладчиках

Одной из основных функций Агентства является организация и обеспечение своевременной выплаты возмещения по вкладам при наступлении страхового случая. В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Агентство обязано в течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств направить каждому вкладчику сообщение о месте, времени и порядке приема заявлений о выплате страхового возмещения, а также в сжатые сроки начать эти выплаты. В этой связи большое внимание во время проверок уделяется состоянию и технологии ведения банком учета сведений о вкладчиках. Перечень данных о вкладчиках, необходимых для целей формирования реестра обязательств, определен указанием Банка России от 1 апреля 2004 г. N 1417-У «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками» <9> (далее — указание N 1417-У). Кроме стандартного набора идентифицирующей информации о клиенте, учет которой исторически ведется в банках (фамилия, имя, отчество, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес регистрации), указанием N 1417-У введено требование об отражении в реестре адреса для почтовых уведомлений, из чего следует, что такие сведения должны содержаться в учетной системе банка. ——————————— <9> Вестник Банка России. 2004. N 24.

Как показала практика проверок, не во всех банках автоматизированные банковские системы (АБС) позволяют вести учет нескольких адресов вкладчика. Как правило, это АБС, разработанные специалистами банка задолго до начала функционирования системы страхования. Вместе с тем имеются случаи, когда даже при наличии технической возможности ведения учета почтовых адресов сведения о них у вкладчиков не запрашиваются при заключении договоров банковского вклада (счета). При этом адреса должны быть структурированы и соответствовать действующему Классификатору адресов Российской Федерации (КЛАДР). В то же время «пробелы» бывают в самом КЛАДР: отсутствие информации (воинская часть, дом офицерского состава и т. п.), несоответствие адресной информации, указанной в КЛАДР, данным паспорта. Полагаем, что в случае несоответствия указанных в паспорте адресных данных сведениям КЛАДР следует в целях последующей однозначной идентификации вкладчика вносить в учетную систему адресные данные, указанные в паспорте. При этом при отсутствии в паспортных данных отдельных реквизитов, предусмотренных КЛАДР (например, почтовый индекс, наименование области или края и др.), указанные данные могут быть дополнительно уточнены банком на основании дополнительной информации, предоставленной вкладчиком. Вместе с тем банку при заключении договоров банковского вклада (счета) рекомендуется уведомлять вкладчиков о возможных последствиях непредоставления ими полной, достоверной и актуальной информации, в том числе сведений об адресах.

4. Информирование вкладчиков

Одной из важных обязанностей банков, привлекающих денежные средства граждан, является обязанность информирования своих вкладчиков об участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения страхового возмещения (ст. 6 Закона). Соответствующая осведомленность вкладчиков способствует повышению их финансовой и правовой грамотности, а также росту их доверия к банковской системе. В целом это требование Закона успешно выполняется банками — участниками ССВ. Банки в основном следуют рекомендациям Агентства о порядке информирования вкладчиков по вопросам страхования вкладов путем размещения в своих офисах соответствующих печатных материалов. Работники банков, осуществляющие непосредственное обслуживание физических лиц, достаточно осведомлены о механизмах действия системы страхования и дают достаточно квалифицированные консультации вкладчикам. Вместе с тем встречаются определенные недостатки в этом вопросе. Например, банки, осуществляющие привлечение вкладов путем переводов через другие кредитные организации или сеть своих партнеров, не всегда доводят до вкладчиков информацию о том, что денежные средства до зачисления их на счет в банке (т. е. находящиеся в процессе денежного перевода) не застрахованы. Для устранения этого недостатка при внесении физическими лицами денежных средств во вклады путем почтовых переводов банкам необходимо уведомлять вкладчиков о том, что такие денежные средства будут являться застрахованными с момента заключения соответствующих договоров банковского вклада (счета). Указанную информацию рекомендуется включать в тексты договоров, размещать в помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, а также включать в рекламные материалы банка, касающиеся соответствующих видов вкладов.

5. Формирование реестра обязательств банка

Как уже отмечалось выше, банк — участник системы страхования обязан обеспечить учет своих обязательств перед вкладчиками, позволяющий ему оперативно сформировать реестр обязательств при наступлении страхового случая, а в целях тестирования — на любой день по требованию Банка России. Реестр обязательств — это стандартизованная форма предоставления информации о вкладчиках и застрахованных обязательствах банка перед вкладчиками, позволяющая третьему лицу (страховщику или банку-агенту, действующему по поручению и за счет страховщика) производить быструю выплату возмещения любому вкладчику без необходимости обращения к учетной системе банка или к первичным документам (договорам, карточкам с образцами подписей, выпискам по счетам и т. д.), подтверждающим остатки на счетах по состоянию на дату формирования реестра. Это означает, что все данные в реестре обязательств должны быть действительными, полными, непротиворечивыми, достаточными для однозначной идентификации каждого клиента и его счета. В этой связи особое внимание в ходе проверок уделяется оценке способности банка сформировать реестр, соответствующий установленным требованиям. Одним из важнейших принципов формирования реестра является принцип уникальности клиента (в англоязычной литературе — single customer view, или сокращенно — SCV), вытекающий из установленного Законом требования об исчислении размера страхового возмещения по сумме всех обязательств банка перед вкладчиком за вычетом суммы всех встречных требований банка к вкладчику. Данное требование реализуется путем консолидации, группировки или информационной «привязки» к уникальному номеру вкладчика в реестре обязательств данных о самом вкладчике и всех его счетах обязательств и требований. Из этого принципа также следует запрет на дублирование (повтор) данных о вкладчике в реестре, хотя явно такой запрет и не сформулирован в указании N 1417-У (что иногда вызывает споры с банками при оценке ошибок реестра). Анализ предоставленных банками реестров обязательств показывает, что в большинстве из них имеют место случаи повторного включения в реестр одних и тех же вкладчиков с одинаковыми или незначительно различающимися идентифицирующими сведениями, позволяющими даже без обращения к первичным документам сделать вывод о фактическом или вероятном «дублировании» клиентов. Такие повторы, как правило, легко выявляются техническими средствами: Агентство использует специально разработанную программу тестирования реестра ASVCHECK. EXE, опубликованную на сайте и доступную любому банку для самостоятельного поиска ошибок. Вместе с тем встречаются и случаи «скрытого» (не очевидного) дублирования клиентов, имеющих существенные отличия в реквизитах документов, адресах, иногда даже в фамилиях. Основной наиболее распространенной причиной таких ошибок является отсутствие единой клиентской базы, т. е. реализованного программными и техническими средствами объединения клиентов в одной универсальной учетной системе, обслуживающей все операции банка в режиме реального времени, либо в едином хранилище данных, обновляемом и пополняемом из нескольких автономных или разнородных учетных систем с определенной периодичностью (как правило, ежедневно). При этом в банках, где создана единая клиентская база, случаи дублирования вкладчиков единичны и составляют менее 0,01% общего числа записей. Это очень важно, поскольку при наличии единой клиентской базы эффективнее решаются и другие задачи бизнеса банка, связанные с обслуживанием клиентов. В этом случае вкладчик становится более «прозрачным» для банка: упрощается возможность проанализировать, какие банковские продукты клиентом востребованы, оценить доходность клиента, предложить ему новые продукты и т. д. Такой анализ в конечном счете способствует укреплению позиций банка на рынке банковских услуг. В условиях отсутствия единой клиентской базы чаще проявляются иные причины, приводящие к дублированию вкладчиков в реестре. Это в первую очередь бессистемное или несвоевременное обновление данных о клиенте при его последующих обращениях в банк. Нередко смена паспорта или места жительства вкладчика, обращающегося в банк за новой услугой (например, кредитом), приводит к повторной регистрации клиента, без обновления данных, ранее внесенных в другую учетную систему, обслуживающую депозиты. Также встречаются случаи записи измененных реквизитов без сохранения их «истории». Автоматическое объединение данных о таком клиенте в целях однократного формирования реестра обязательств не приведет к успеху, если банком на регулярной основе не производится анализ клиентских данных в целях их «синхронизации» по всем АБС. Существенную долю ошибок (в среднем они выявляются в 0,5 — 1,5% клиентских анкет) составляют банальные опечатки, на которые руководители банков предпочитают «сваливать» большинство проблем, выявляемых при проверках банков. Более детальный анализ автоматизированного рабочего места операциониста, как правило, выявляет стабильную зависимость количества опечаток от наличия и развитости автоматизированных средств защиты от ошибок при вводе данных (речь идет о разнообразных шаблонах — «масках» для заполнения даты, паспортных данных, средствах заполнения адреса по встроенному справочнику адресов на основе КЛАДР, средствах контроля уникальности Ф. И.О. клиента и номера паспорта и т. д.). Как показывает российский и зарубежный опыт, способность банка сформировать реестр, соответствующий установленным требованиям, является важнейшим фактором, обеспечивающим соблюдение жестких сроков начала страховых выплат. Результаты проверок, а также понимание особенностей учетных технологий банков, полученное в ходе проверок, дают возможность оперативно приступить к выплате страхового возмещения и осуществлять его без существенных сбоев и нарушений положений Закона. В заключение необходимо также отметить, что выполнение банками предусмотренных Законом обязанностей (по ведению надлежащего учета своих обязательств перед вкладчиками, информированию их об участии в системе страхования вкладов и др.) значимо не только для целей успешного функционирования системы страхования вкладов, а в конечном итоге — для развития розничного бизнеса самих банков и повышения их конкурентоспособности.

——————————————————————