Страхование рисков как форма защиты прав иностранных инвесторов

(Тюлякова Т. С.)

(«Юрист», 2011, N 12)

СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ КАК ФОРМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТОРОВ

Т. С. ТЮЛЯКОВА

Тюлякова Татьяна Сергеевна, адвокат адвокатского бюро «Информация и право» Адвокатской палаты города Москвы, соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.

В статье анализируются проблемы защиты прав иностранных инвесторов по действующему законодательству России. В частности, автором сделан вывод о несовершенстве законодательства в сфере иностранных инвестиций, а также о необходимости дальнейшего исследования возможных путей совершенствования законодательства и введении норм о страховании рисков иностранных инвесторов.

Ключевые слова: иностранный инвестор, юридические лица, защита права, иностранные инвестиции, страхование рисков.

Cover on risks — the forms of protection of foreign investors right

T. S. Tyulyakova

The article analyses problems of protections of rights of foreign investors in the current legislation of the RF. In particular the author makes a conclusion on the ambiguity of Legislation of foreign investments and also necessity of further research of possible ways of improvement of Legislation in this sphere and introduction norms cover on risks of foreign investors.

Key words: foreign investor, juridical persons, protection of right, foreign investments, cover on risks.

Основными участниками инвестиционной деятельности на региональном уровне выступают иностранные физические лица (индивидуальные инвесторы), иностранные организации (компании и другие корпоративные образования), обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы, представительства, созданные на территории Российской Федерации, а также российские организации с иностранным финансовым участием в капитале.

Как известно, плодотворной почвой для размножения юридических рисков иностранного инвестора на региональном уровне являются несовершенная нормативно-правовая база, некомпетентность правоприменительных органов и отсутствие закрепленных государственных гарантий.

Учитывая все перечисленные факторы, определяющее значение для защиты иностранных инвесторов имеет государственная поддержка, направленная на минимизацию таких рисков путем установления и поддержания благоприятного инвестиционно-правового климата.

В связи с этим с целью совершенствования российского регионального законодательства в сфере защиты прав иностранных инвесторов необходимо обратить особое внимание на следующее приоритетное направление — детально проработанную систему страхования различных видов рисков.

Одним из решающих условий активизации деятельности иностранных инвесторов становится страхование рисков иностранных инвесторов.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и своеобразным барометром для иностранного инвестора.

В мировом сообществе, как известно, современную Россию относят к государствам с высоким риском зарубежного инвестирования. При этом система страхования рисков частных иностранных инвестиций является первостепенным условием активизации инвестиционной деятельности как отечественных, так и зарубежных инвесторов. В связи с этим проработанная система страхования необходима для иностранных инвесторов в России, о чем достаточно часто упоминается в современной правовой литературе, но должного отклика в действующем законодательстве в данной области не находит.

На основе анализа международной практики именно прямые частные иностранные инвестиции имеют решающее значение в притоке зарубежного капитала, и в связи с этим именно они нуждаются в четком страховом обеспечении.

В отсутствие должного механизма страхования иностранных инвестиций возможности добиться благоприятного инвестиционного климата не представляется, в результате чего требуются соответствующие организационно-правовые формы инвестирования и создание соответствующих законодательных гарантий.

Иностранный инвестор при осуществлении инвестиционной деятельности в государствах переходной экономики с известной свойственной им как политической, так и экономической нестабильностью или в развивающихся странах рискует тем, что при изменении политической ситуации в стране его капиталы могут быть подвергнуты как определенным ограничениям, так и принудительному изъятию.

Иностранные инвестиции могут быть реквизированы без выплаты компенсации, своевременно и в полном объеме, как того требуют международные частноправовые нормы, закрепленные, в частности, в двусторонних инвестиционных договорах, а также и национализированы. Таким образом, речь идет о некоммерческих рисках, которые одновременно называются политическими рисками.

Необходимо отметить, не каждое государство может давать гарантии точного и неуклонного обеспечения интересов инвесторов на рынке. Особенно это актуально в случае политической нестабильности в стране. Единственное основное средство защиты имущественных интересов инвесторов — прибегнуть к международному страхованию и международным механизмам разрешения споров, что находится в области международного частного права.

Законодательство в сфере иностранных инвестиций в равной мере направлено на регулирование действий иностранных инвесторов и самого государства, принимающего иностранные инвестиции.

Издание специальных действующих норм, направленных на детальное и эффективное регулирование и защиту иностранных инвестиций, необходимо для того, чтобы иностранный инвестор мог заранее предположить возможные убытки, которые могут возникнуть в перспективе принятия тех или иных мер органами государства, принимающего иностранные инвестиции, и принять мотивированное решение относительно перспектив и разумной доли риска инвестирования капитала в экономику того или иного государства.

Таким образом, на региональном уровне необходимо создать систему дополнительных гарантий для защиты инвесторов от некоммерческих рисков, вытекающих из нестабильной политической обстановки, а также связанных с возможными репрессивными мерами органов государства. Один из предполагаемых элементов подобной системы дополнительных гарантий — это система страхования некоммерческих (политических) рисков.

В настоящее время участники рынка иностранных инвестиций в России четко осознают необходимость подобного страхования.

Так, при отсутствии национального агентства по страхованию иностранных инвестиций и невозможности осуществить страхование прямых капиталовложений государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» с 2008 г. наделена полномочиями страховать экспортные кредиты от некоторых видов политических рисков.

Традиционно под некоммерческими (политическими) рисками понимаются риски, возникающие в результате событий непреодолимой силы и имеющие политический характер, которые иностранный инвестор не может контролировать.

В обычном гражданском договоре страхования этот перечень рисков, как правило, относится к так называемой форс-мажорной оговорке, согласно которой нанесение ущерба имущественным интересам страхователя при наступлении перечисленных форс-мажорных событий не влечет за собой возникновения обязанности страховщика компенсировать нанесенный ущерб.

Некоторые ученые, например, предлагают совершенно новую классификацию политических рисков, которые наряду с пятью видами ранее выделенных американскими исследователями П. Комо и Н. Кинселлой (экспроприация (включая конфискацию и национализацию), de facto экспроприация, введение ограничений на операции с валютой, война и гражданские беспорядки, а также риск расторжения принимающим государством контракта с инвестором) предлагают включить:

— риск от невыполнения государством своих обязательств, подразумевающий не только расторжение принимающим государством контракта между ним и инвестором, но и нарушение им положений договора или принуждение инвестора к переговорам по поводу изменения его положений, дискриминационную по отношению к иностранному инвестору судебную и административную практику принимающего государства, ведущую к расторжению заключенных с его государственными органами и предприятиями договоров, а также невыплату принимающим государством долга инвестору по каким-либо обязательствам;

— риск убытков вследствие отзыва принимающим государством лицензии, предоставляемой инвестору уполномоченным государственным органом принимающего государства, что нередко приводит к невозможности осуществления деятельности объекта инвестирования, а также принятие законов в принимающем государстве, которые будут оправдывать нарушение прав интеллектуальной собственности инвестора и вопросов перемещения технологий (создание такой ситуации, когда инвестор не будет защищен законодательством принимающего государства об исключительных правах).

Исходя из этого, возникает необходимость включения условий о страховании в действующие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в отношении следующих рисков:

1. Некоммерческие риски, связанные с действиями принимающего государства, непосредственно ущемляющие право иностранного инвестора владеть, пользоваться, распоряжаться своим капиталом. К данной группе отнесены принудительные, как прямые, так и косвенные, формы изъятия иностранной собственности, а также конфискационное налогообложение.

2. Экономические риски. К данной группе относится девальвация или ревальвация иностранной валюты, так как эти процессы напрямую связаны с экономической политикой, проводимой в государстве, а также отказ государства выполнять свои обязательства перед инвестором вследствие ухудшения внутренней экономической ситуации. Речь также идет о введении ограничений в переводе сумм инвестиционной прибыли за границу; нарушении контракта.

3. Риски политического насилия — войны, гражданские беспорядки, революции. Страховыми рисками здесь будут являться события, исходящие от органов власти, управления, иных государственных образований, а также бунтующих народных масс.

Общее, что характерно для всех групп некоммерческих рисков, — это прямая или косвенная связь их наступления с деятельностью органов, должностных лиц принимающего государства. Страхование от политических рисков является своего рода решением вопроса об определении компенсации, который является ключевым в рамках общей проблемы защиты прав иностранного инвестора.

——————————————————————