О правах бывших работников из числа гражданского персонала на занимаемые служебные жилые помещения после окончания работы

(Шукюров А. Т.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2011, N 8)

О ПРАВАХ БЫВШИХ РАБОТНИКОВ ИЗ ЧИСЛА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА

НА ЗАНИМАЕМЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

А. Т. ШУКЮРОВ

А. Т. Шукюров, юрисконсульт, соискатель ученой степени кандидата юридических наук.

В статье рассмотрены проблемы выселения гражданского персонала из служебных помещений после прекращения трудовых отношений.

Ключевые слова: гражданский персонал, служебное жилье, выселение.

About the rights of the civilian personnel office at the apartment after work

A. T. Shukurov

The problems of eviction from the civilian personnel office premises after termination of employment.

Key words: civilian personnel, service housing, eviction.

В воинских частях и иных военных организациях для закрепления рабочих и специалистов им предоставлялись служебные квартиры. Право на предоставление служебных квартир работникам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно связанных с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, предусматривалось п. 20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, который утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» и Приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1297. На эти цели выделялось 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежали выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семей военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение и который умер;

4) инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I и II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Указанным гражданам предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. При этом выселение таких граждан из служебных жилых помещений с предоставлением других жилых помещений должно осуществляться прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

Кроме того, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР (далее — ЖК РСФСР) предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены, в частности:

— инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

— участники Великой Отечественной войны, пребывающие в составе действующей армии;

— семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

— семьи военнослужащих;

— инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

— лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием;

— пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

— члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

— инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

— одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Указанные граждане не могут быть выселены из занимаемых жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если они заселились в служебные квартиры до вступления в силу ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 43 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 отметил, что судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.

Однако нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации не установлен механизм выселения таких граждан из служебных квартир с предоставлением других жилых помещений. Не определено, какие органы должны этим заниматься, не выделяются жилые помещения для этих целей. Все это способствует тому, что десятки лет служебные жилые помещения, в которых должны проживать военнослужащие и члены их семей, занимают граждане, не имеющие отношения к военной службе.

Возможно, одним из выходов в сложившейся ситуации могло бы быть разрешение гражданам, проживающим в служебных квартирах и признанных нуждающимися в жилых помещениях, приватизировать занимаемые жилые помещения. Но военные организации, за которыми эти жилые помещения закреплены на праве оперативного управления, разрешения на приватизацию не дают.

В то же время законом предусмотрена возможность приватизировать служебное жилое помещение. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Но в ч. 2 указанной статьи устанавливается, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственника вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений.

При этом следует учесть, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 441-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой Нины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Ниже автор настоящей статьи рассмотрит несколько случаев.

Случай 1. Далеко не всегда квартира, которая считается служебной, была в установленном порядке отнесена к таковой. До 1 марта 2005 г. жилые помещения относились к служебным постановлением органа местного самоуправления, издаваемого по ходатайству воинской части, военной организации. Если не имеется постановления органа местного самоуправления об отнесении квартиры к служебной, то даже наличие служебного ордера не может свидетельствовать об отнесении ее к таковой. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2006 г. (дело N 35-В06-12) указывается следующее.

Разрешая дело и отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что занимаемая истицей жилая площадь является служебной и поэтому в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой служебные жилые помещения не подлежат приватизации, она не подлежит приватизации.

Между тем, по мнению заявителя, судом сделан вывод о том, что спорная жилая площадь является служебной, без достаточных оснований и в нарушение требований норм материального права.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебной данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиками не представлено.

Случай 2. В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве служебного допускается только после отнесения его к таковому в установленном порядке. Факт вселения в квартиру до отнесения ее к служебной может быть подтвержден отметками в паспортах о регистрации по месту жительства. Соответственно, можно говорить, что квартира отнесена к служебным незаконно и сложились отношения социального найма жилого помещения, что обусловливает возможность приватизации занимаемого жилого помещения.

——————————————————————