За чей счет метод проб и ошибок?

(Савельев С.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 30)

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК?

С. САВЕЛЬЕВ

Сергей Савельев, газета «ЭЖ-Юрист».

В мае 2010 года я приобрел автотранспортное средство марки «Шевроле». В 2011 году я просрочил ТО-1 на месяц. При прохождении ТО-1 я указал в заказ-наряде неисправность (через 30 — 50 км начинал мигать датчик масла), дилер отказал мне в гарантии, ссылаясь на то, что я несвоевременно прошел ТО (действительно, в гарантийной книжке есть такое условие и обязанность проходить ТО у официального дилера). После чего мне было предложено оплатить стоимость ремонта (замену датчика давления масла) — всего 600 руб. Я согласился. В тот же день ТО-1 был пройден и датчик заменен. Мне по телефону сообщили, что машина готова и исправна. Забрав машину, я обнаружил, что датчик все еще мигает. Мне было предложено заменить моторное масло (аргумент «вдруг поможет»). Я опять согласился. Замена масла не помогла. После было предложено заменить масляный насос. Тоже не помогло. Можно ли лишить гарантии за несвоевременное прохождение ТО?

Если мне работник сервиса предложит «перепахать» всю машину в поисках неисправности, должен ли я платить за его некомпетентность? За что я должен заплатить в данной ситуации? Какие шансы, если меня обяжут все это уплатить, взыскать расходы через суд?

З. Кудзиев, г. Саранск

В соответствии п. п. 1, 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Согласно ст. ст. 454, 469, 475, 476 ГК РФ и ст. ст. 4 и 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» по договору купли-продажи одна сторона обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену.

Качество товара при этом должно соответствовать условиям договора купли-продажи.

Как следует из п. 6 ст. 5 Закона N 2300-1, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст. ст. 18 и 29 Закона N 2300-1 (п. 6 ст. 5 Закона N 2300-1).

Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1 и п. 2 ст. 476 ГК РФ продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечают за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В то же время на основании ст. 6 Закона N 2300-1 изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

В соответствии с п. 6 ст. 18 Закона N 2300-1 в отношении товара, на который продавцом (изготовителем) предоставлена гарантия качества, продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Как следует из п. 1.1 Положения о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники, РД 37.009.025-92, утв. Приказом Департамента автомобильной промышленности Минпрома России от 01.11.1992 N 43 (далее — Положение), предприятие-изготовитель гарантирует соответствие продукции требованиям Технических условий в течение гарантийного периода эксплуатации при условии соблюдения владельцем правил, изложенных в руководстве или инструкции по эксплуатации.

Положение определяет функции и ответственность предприятий — изготовителей продукции; предприятий (организаций), выполняющих обслуживание и ремонт продукции, права и обязанности владельцев продукции при ее эксплуатации, производстве работ по обслуживанию и ремонту в пределах гарантийного периода.

Согласно п. 4.16.1 Положения гарантийные обязательства предприятия-изготовителя утрачивают силу на продукцию в целом, в частности, в случае несоблюдения владельцем автомобиля периодичности и объемов выполнения работ по его техническому обслуживанию.

В этой связи вам правомерно отказали в проведении гарантийного ремонта. Такая позиция подтверждается и судами.

Так, Ульяновский областной суд Определением от 09.09.2008 N 33-***-2008 признал правильным отказ суда в удовлетворении требований потребителя о расторжении договора купли-продажи по причине непрохождения ТО в сроки, установленные в руководстве по эксплуатации автомобиля (аналогичные решения: Кировского районного суда г. Самары от 14.04.2010).

ВС РФ в Определении от 29.09.2009 N 46-В09-22 указал, что гарантийные обязательства завода-изготовителя, предусмотренные Законом и ГК РФ, действительны при своевременном выполнении планового технического обслуживания на предприятиях сервисно-сбытовой сети, которые указаны в приложении N 1 к гарантийному талону, и утрачивают силу в случае нарушения покупателем правил эксплуатации автомобиля.

Однако, руководствуясь абз. 3 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1, Вы вправе потребовать от сервисной организации проведения за ее счет экспертизы в целях установления причинно-следственной связи неисправности давления масла и нарушения сроков прохождения ТО-1. Также Вы вправе присутствовать при проведении экспертизы автомобиля продавцом (изготовителем), а в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если сервисная организация предложит Вам искать неисправность автомобиля методом проб и ошибок, то от некачественного ремонта вас защищают Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 (далее — Правила). Для этого Вам необходимо заключить с сервисным центром соответствующий договор, в котором подробно описать неисправность автомобиля. Договор может быть оформлен в виде заказ-наряда, квитанции или иного документа, удостоверяющего объем выполненных исполнителем услуг (п. 15 Правил). Факт оказания услуги оформляется приемо-сдаточным актом.

При обнаружении недостатков выполненной работы Вам нужно немедленно письменно заявить об этом исполнителю, направив ему соответствующую претензию. Наличие претензий позволит в суде оспорить стоимость некачественно выполненной исполнителем работы.

По нашему мнению, Вы вправе потребовать от продавца или сервисной организации проведения экспертизы. Указанная экспертиза должна выявить причину и обстоятельства возникновения неисправности.

——————————————————————