История нормативно-правового регулирования подрядных отношений в Российской Федерации: от Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. до Гражданского кодекса РФ 1994 и 1995 гг

(Макаров О. В.) («История государства и права», 2011, N 18)

ИСТОРИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДРЯДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОТ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РСФСР 1922 Г. ДО ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ 1994 И 1995 ГГ. <*>

О. В. МАКАРОВ

——————————— <*> Makarov O. V. History of normative-law regulation of subcontract relations in the Russian Federation from the Civil code of the RSFSR of 1922 to the Civil code of the RF of 1994 and 1995.

Макаров Олег Васильевич, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена анализу содержания и проблем становления правового режима подрядных отношений в условиях существования Советского государства и на рубеже перехода к рыночной экономике. Выявлены и исследованы особенности правового режима подрядных отношений и их разновидностей на различных этапах хозяйственного строительства в СССР и РСФСР; показаны предпосылки перехода к современной системе правового регулирования договорных подрядных отношений.

Ключевые слова: новая экономическая политика, Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., виды договора подряда, советская цивилистика о подряде, судебная практика, нарастание негативных явлений.

The article is devoted to analysis of contents and problems of formation of legal regime of subcontract relations in conditions of existence of the Soviet State and at the turn of transfer to market economy. The author reveals and researches the peculiarities of legal regime of subcontract relations and variants thereof at various stages of economic construction in the USSR and RSFSR; shows the prerequisites of transfer to contemporary system of legal regulation of contractual subcontract relations.

Key words: new economic policy, Civil Code of the RSFSR of 1922, types of subcontract contract, Soviet civil science on subcontract, judicial practice, increase of negative phenomena.

От Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. до Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.

Новая экономическая политика оживила хозяйственную конъюнктуру в стране. Это, в частности, привело к росту объема подрядных работ, тем более что нормативно-правовая база в качестве ГК РСФСР 1922 г. имелась. Кроме того, в стране проводились такие хозяйственно-организаторские мероприятия, которые объективно приводили к росту работ, выполняемых на подрядных началах. Девятнадцатого августа 1924 г. появилось Постановление ВЦИК и СНК СССР «О жилищной кооперации» <1>, предоставившее гражданам право создавать рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества и общегражданские жилищно-строительные товарищества. С этого момента в России развивается жилищно-строительная кооперация. В 1958 г. принимаются примерный устав жилищно-строительного кооператива и примерный устав дачно-строительного кооператива. Примерный устав жилищно-строительного кооператива обновляется в 1965 г. <2>. 9 сентября 1958 г. разрабатывается и принимается Положение о жилищно-строительном коллективе индивидуальных застройщиков <3>. Указанные нормативно-правовые акты создали организационно-правовые формы объединения личных средств советских граждан для вложения их в строительные работы. ——————————— <1> СЗ СССР. 1924. N 5. Ст. 60. <2> Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1967. Т. X. С. 64 — 77. <3> Там же. С. 94 — 99.

Еще в 1921 г. было принято Положение о государственных подрядах и поставках (30.09.1921) <4>, затем оно обновлялось 27 июля 1923 г. <5> и 11 мая 1927 г. <6> Это Положение применялось в том случае, если подрядчиком (поставщиком) было частное лицо или кооперативная организация. ——————————— <4> СУ РСФСР. 1921. N 68. Ст. 529. <5> Вестник ВЦИК, СНК и СТО Союза ССР. 1923. N 3. Ст. 54. <6> СЗ СССР. 1927. N 28. Ст. 292.

В 1929 г. в стране были созданы машинно-тракторные станции для обработки полей и уборки урожая колхозов. За 1929 — 1941 гг. вступило в эксплуатацию 9 тыс. крупных предприятий, т. е. по 600 — 700 ежегодно. Были построены десятки новых городов в разных районах страны <7>. ——————————— <7> См.: Тимошина Т. М. Указ. соч. С. 267.

В 1931 г. был построен Турксиб, объем капитальных вложений был огромен, но их основным источником были доходы от продажи водки <8>. Заключенные системы ГУЛАГ производили примерно 20% общего объема строительных работ в период 1929 — 1941 гг. Ни о какой достойной оплате их труда не было речи, подрядные начала для организации труда заключенных не применялись, хотя был изобретен и применялся особый договор о предоставлении рабочей силы из числа спецконтингента (так назывались в документах репрессивных органов осужденные за различные преступления). Договор о предоставлении рабочей силы из числа осужденных содержал некоторые элементы подрядных обязательств, например, в нем предусматривалась оплата выполненной осужденными работы, но по своему размеру оплата была настолько мала, что вряд ли можно говорить о какой-либо ее стимулирующей роли. ——————————— <8> Там же. С. 268 — 269.

В 1948 г. разрабатывается и вводится в действие «Сталинский план преобразования природы», обусловивший проведение многочисленных подрядных работ. В середине 1950-х гг. в СССР и РСФСР началось массовое жилищное строительство. За 1956 — 1960 гг. в новые квартиры переселилась почти четверть населения страны, большое распространение получила жилищно-строительная кооперация. И хотя качество и комфортабельность возводимого жилья были невысокими, советские люди радовались даже этому, поскольку длительное время не имели даже элементарных жилищных условий. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. не выделял разновидностей договора подряда: поэтому, например, допускались установление и реализация договоров на выполнение строительных работ по общим нормам, регулирующим подрядные отношения. Лишь позднее, в 30-х годах XX столетия, стали складываться предпосылки для признания договора на выполнение строительных работ в качестве разновидности подрядного договора в связи с необходимостью осуществления строительства только по утвержденным проектам и сметам, с расширением объема государственных инвестиций в народное хозяйство СССР, введением нормативно-технического регулирования в строительстве того времени. В учебнике по гражданскому праву 1944 г. договору подряда в капитальном строительстве уделяется самостоятельное место <9>. ——————————— <9> См.: Гражданское право / Под ред. М. М. Агаркова и Д. М. Генкина. М.: Госюриздат, 1944. Т. II. С. 86 — 91.

Одновременно складывается законодательство о выполнении проектных и изыскательских работ. Еще Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1928 г. «Об ответственности за нарушение законов о капитальном строительстве» <10> квалифицировало беспроектное и бессметное строительство как бесплановое и категорически его запретило. На основе накопленных нормативно-правовых актов 31 марта 1939 г. были приняты Правила о подрядных договорах на проектные и изыскательские работы <11>, а 25 мая 1959 г. указанные Правила были обновлены <12>. В 1963 г. В. А. Рассудовский квалифицировал договор на выполнение проектных и изыскательских работ как самостоятельный вид подрядных отношений <13>. Этот вывод выдержал проверку временем, поскольку в действующей главе 37 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на выполнение проектных и изыскательских работ рассматривается как разновидность договора подряда. ——————————— <10> СЗ СССР. 1928. N 12. Ст. 102. <11> Арбитраж в советском хозяйстве. М., 1948. С. 502 — 507. <12> Законодательство о капитальном строительстве в СССР. М.: Юридическая литература, 1961. Т. 1. С. 424 — 437. <13> См.: Рассудовский В. А. Договор на выполнение проектных и изыскательских работ. М., 1963. С. 154.

Восьмого декабря 1961 г. принятые Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик закрепляют в качестве самостоятельного вида договор подряда на капитальное строительство. ГК РСФСР 1964 г. в части регулирования отношений по капитальному строительству текстуально воспроизводит Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. В главе 31 ГК РСФСР 1964 г. предусматривается, что по договору подряда на капитальное строительство организация-подрядчик обязуется своими силами и средствами построить и сдать организации-заказчику предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в установленный срок, а заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку, передать ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование, принять законченные строительством объекты и оплатить их. Обеспечение строительства технологическим, энергетическим, электротехническим и общезаводским оборудованием и аппаратурой возлагается на заказчика, кроме случаев, предусмотренных специальным постановлением. Специальными постановлениями на заказчика может быть возложено обеспечение строительства материалами. Таким образом, договор подряда на капитальное строительство сложился как исключительно плановый договор (и анализу его плановой природы уделялось большое место в юридической литературе <14>), обладал многочисленными и сложными плановыми предпосылками для своего заключения и исполнения, содержание и исполнение договора подряда на капитальное строительство детально определялось действовавшими в то время источниками советского гражданского права. ——————————— <14> См., напр.: Договоры в социалистическом хозяйстве. М.: Юридическая литература, 1964. С. 202 — 224; Правовое регулирование капитального строительства в СССР. М.: Юридическая литература, 1970; Иоффе О. С. План и договор в социалистическом хозяйстве. М.: Юридическая литература, 1971; Быков А. Г. План и хозяйственный договор. М., 1975; Кравцов А. К. План и право. Воронеж, 1976; Он же. Плановые обязательства по советскому гражданскому праву. Воронеж, 1986.

Что касается новеллизации гражданско-правового регулирования подрядных отношений в ГК РСФСР 1964 г., то она в основном сводилась к следующему. В ст. 350 ГК РСФСР 1964 г. определялось, что по договору подряда подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Статья 353 ГК РСФСР 1964 г. дополняла, что подрядчик обязан выполнить работу, обусловленную договором, из своего материала и своими средствами, поскольку иное не установлено законом или договором. Таким образом, принадлежность материала не могла служить основанием для отграничения договора подряда от договора купли-продажи. Понятие «свое иждивение», применявшееся в ГК РСФСР 1922 г., было заменено понятием «свои средства»; однако принципиальной разницы между ними нет, что подтверждается возвратом к термину «свое иждивение» в ст. 704 второй части Гражданского кодекса РФ 1995 г. Сущность подрядных отношений в том и заключается, что подрядчик как рыночный специалист обязан выполнить работу полностью за счет своих внутренних и внешних издержек и может претендовать только на обусловленное договором вознаграждение. Что касается судебной практики, то она в это время в основном занималась отграничением договора подряда от трудового договора. В качестве примера можно привести рассмотренное Верховным Судом РСФСР дело Мокшина <15>. Обстоятельства дела были опубликованы под таким заголовком: если сам подрядчик ответствен за соблюдение техники безопасности, то он не вправе получить с организации, для которой производил работы, возмещение за вред, причиненный повреждением здоровья, а фабула дела свелась к следующему. Мокшин от имени бригады, состоявшей из пяти человек, заключил с колхозом «Искра» договор подряда на строительство овчарника из своего материала. Когда строительство в основном было завершено, с Мокшиным произошел несчастный случай. На трапе сломалась доска, в результате чего Мокшин упал на землю и сломал ногу. По заключению судебно-медицинской экспертизы Мокшин утратил общую трудоспособность на 45% и профессиональную — на 65%. Судебная коллегия по гражданским делам указала, что бригада производила для колхоза работу по договору подряда. В этом договоре нет никаких указаний о том, что колхоз обязан осуществлять контроль над соблюдением правил по охране и технике безопасности и руководить работами. Напротив, из объяснений Мокшина усматривается, что при выполнении работ, предусмотренных договором, он обязан был сам, как и другие рабочие, соблюдать нормы и правила по технике безопасности. ——————————— <15> См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1962. N 4. С. 3.

Отграничением договора подряда от трудового договора занимался Верховный Суд СССР в 1990 г. по делу В. В. Иорданяна. Изложение этого дела опубликовано под таким заголовком: при разрешении дела о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья лицу, выполнявшему строительные работы в колхозе, суд должен выяснить характер правоотношений между колхозом и потерпевшим, возникших в связи с выполнением этих работ. Верховный Суд СССР обоснованно обращает внимание на необходимость правильной квалификации и оценки правовых взаимосвязей между соответствующими субъектами. 20 марта 1977 г. между колхозом «Большевик» Кочкуровского района Мордовской АССР и ПМК-330 треста «Мордовсельстрой», с одной стороны, и строительной бригадой — с другой, был заключен договор на строительство жилого дома для специалистов колхоза. В феврале 1980 г. Иорданян В. В. обратился в суд с иском к колхозу «Большевик» о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья. В обоснование иска он указал, что работал в строительной бригаде и 2 сентября 1977 г. при производстве штукатурных работ на строительстве дома с ним произошел несчастный случай: струя раствора из лопнувшего шланга попала в лицо, в результате чего был поврежден левый глаз, и он стал инвалидом второй группы, утратив 100% профессиональной и 60% общей трудоспособности. Назначенная ему пенсия не возмещает потерю в заработке. Решением судебной инстанции от 26 апреля 1988 г. иск был удовлетворен. Передавая дело на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда СССР, в частности, указала, что остались невыясненными вопросы о характере договора, заключенного между колхозом, ПМК-330 и бригадой строительных рабочих (был ли он трудовым договором или договором подряда), о принадлежности компрессора и правильности его использования при производстве штукатурных работ. От установления этих обстоятельств зависит правильное определение вида договорных отношений между сторонами и ответственности за причиненный Иорданяну вред. Таким образом, действительным правовым вопросом в случае с Мокшиным и Иорданяном была надлежащая квалификация сложившихся правоотношений.

От Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. до Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 и 1995 гг.

Период с 1965 до 1991 г. вошел в историю как период «развитого социализма» и соответствующей ему экономики. Капиталовложения уходили в неэффективные животноводческие комплексы, в ненужную мелиорацию и химизацию почв, в реализацию планов переброски рек, в строительство Байкало-Амурской магистрали, завершенное, в сущности, лишь в последнее время. В народном хозяйстве СССР, и особенно в капитальном строительстве, господствовали неритмичность и штурмовщина <16>. ——————————— <16> См.: Шмелев Н. П. На переломе: экономическая перестройка в СССР. М., 1989. С. 11.

В этот период получило распространение «шабашничество», т. е. выполнение сезонных строительных работ временными бригадами. В одной из публикаций того времени отмечалось, что за пятилетку (1981 — 1986 гг.) временные бригады освоили строительно-монтажных работ на 2 млрд. руб., в целом в сельском строительстве — 27 млрд. руб. В ряде областей Казахстана на их долю падает 40 — 50% всех строительных объемов. Здесь предельно малы накладные расходы, высока выработка в день на человека. Жилой дом, построенный такой бригадой, стоит 14, а не 40 тыс. руб., если бы его (дом) строила межхозяйственная строительная кооперация <17>. Откликаясь на запросы практики, исполнительные органы Советского государства для регулирования отношений с участием временных строительных бригад разработали и ввели в действие Типовой договор на проведение сельскохозяйственных работ временными бригадами (отдельными лицами) от 19 ноября 1986 г. Пункт 1 данного Типового договора не допускал привлечения услуг сторонних предприятий и передачу выполнения работ другим лицам. Таким образом, временная строительная бригада обязана была выполнить подрядные работы исключительно своими силами. ——————————— <17> См.: Окуньков А. А. Новое в правовом регулировании временных трудовых коллективов в строительстве // Советское государство и право. 1986. N 10.

Продолжается научное исследование гражданско-правовых отношений, складывающихся в сфере бытового обслуживания. Достаточно устойчивым становится мнение о договоре бытового заказа как разновидности договора подряда <18>, особенности которого обусловливаются субъектным составом. ——————————— <18> См.: Иоффе О. С. Основы советского гражданского законодательства. М., 1962. С. 138; Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Отв. ред. С. Н. Братусь, О. Н. Садиков. М.: Юридическая литература, 1982. С. 430.

После принятия и введения в действие Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. складывается определенная практика его применения. Что касается подрядных отношений с участием граждан (договор бытового заказа), то судебная практика обобщается Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 3 сентября 1974 г. «О некоторых вопросах в практике судов РСФСР по гражданским делам, связанным с обслуживанием населения» <19> (обновленным в 1989 г., а еще позднее замененным постановлением, разъясняющим вопросы применения законодательства о защите прав потребителей). Хотя из названия данного Постановления вытекает его специальная направленность, изучение текста Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 3 сентября 1974 г. показывает, что оно пытается решать и более общие проблемы. Например, в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 3 сентября 1974 г. «О некоторых вопросах в практике судов РСФСР по гражданским делам, связанным с обслуживанием населения» формулируется такое правоположение: если отдельные правила, содержащиеся в ведомственных нормативных актах, противоречат закону, суду необходимо руководствоваться законом. ——————————— <19> Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР. 1961 — 1977. М.: Юридическая литература, 1978. С. 132 — 138.

Дело заключается в том, что в этот период объем ведомственных правил и инструкций увеличился настолько (например, в 1977 г. Министерством бытового обслуживания РСФСР впервые были утверждены Единые правила бытового обслуживания, вступившие в силу с 1 июля 1978 г.), что, по сути дела, заменил собой кодифицированное гражданское законодательство. Ведомственное регулирование, отражая интересы соответствующих министерств и ведомств, недостаточно защищало права и интересы населения, противоречило Гражданскому кодексу РСФСР. Поэтому разъяснение Верховного Суда РСФСР о приоритете закона над ведомственными правилами имело большое значение. Вообще, надо отметить, что судебная практика этого периода играла прогрессивную роль в формировании и защите подрядных правоотношений. Причем в некоторых случаях Верховному Суду РСФСР приходилось играть своеобразную роль субъекта сочетания принципа законности с принципом экономической целесообразности. СМУ, закончив основные строительные работы силами штатных работников и не имея рабочих для штукатурных и других отделочных работ, 4 августа 1969 г. вместе с колхозом «Заря» заключило договор подряда с бригадой рабочих во главе с Пачко для выполнения названных работ. Согласно этому договору СМУ выплачивает бригаде рабочих 6000 руб., а колхоз — 1000 руб. (такие варианты договорных подрядных отношений в то время были распространены). Считая, что сделка в части выплаты колхозом 1000 руб. неправомерна, прокурор предъявил иск в интересах колхоза о признании недействительным и взыскании 1000 руб. Вышестоящая инстанция указала, что отношения между подрядчиком и заказчиком регулируются главой 31 «Подряд на капитальное строительство» ГК РСФСР. Эти правовые нормы не содержат указаний о том, что колхоз не вправе заключать дополнительные к годовому подрядному договору соглашения с подрядчиком, связанные с обеспечением рабочей силой, материалами или денежными затратами, если это ускоряет завершение строительства объекта и экономически выгодно для колхоза. При рассмотрении дела народный суд установил, что дополнительное соглашение 4 августа 1969 г., согласно которому колхоз сверх сметной стоимости на строительство дома по государственным расценкам выплатил 1000 руб., было вызвано привлечением специалистов-строителей которых не было у подрядчика, для производства отделочных работ. В связи с этим строительство объекта закончено досрочно, жилой дом сдан в эксплуатацию, и стороны взаимных претензий не предъявляют <20>. Строго говоря, такие сделки не предусматривались законодательством о договорах подряда на капитальное строительство того времени, но Верховный Суд РСФСР занимал в разрешении возникавших споров верную правовую позицию. ——————————— <20> Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1971. N 10. С. 5 — 6.

Можно указать и на другие правомерные выводы и оценки, сделанные в то время высшими судебными инстанциями СССР и РСФСР в области правового регулирования подрядных отношений. Что касается арбитражной практики анализируемого периода, то она в основном сосредоточилась на рассмотрении и разрешении споров, вытекающих из договора подряда на капитальное строительство. В этот период в экономике страны нарастали негативные и застойные явления, экономический рост практически не наблюдался. Пытаясь оживить организационную и экономическую ситуацию, правительство предпринимает определенные шаги в форме экономических реформ: экономическая реформа 1964 г., первоначально распространявшаяся на промышленность, затем была проведена в других отраслях народного хозяйства, в том числе и капитальном строительстве; в 1979 г. совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» <21> было положено начало совершенствованию хозяйственного механизма; во второй половине 1980-х гг. проводилась политика перестройки экономических отношений. В 1985 г. была принята Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 — 2000 гг. <22>, но планируемые Комплексной программой показатели развития подрядных отношений остались невыполненными. Эти организационно-экономические и правовые мероприятия не затрагивали принципиальной основы хозяйственных отношений, не разрешили сложившихся социально-экономических проблем, и развитие событий привело в конце концов к смене социалистических производственных отношений отношениями рыночно-правового типа. В начале 1990-х гг. в Российской Федерации проводилась экономическая политика либерализации цен, приватизации государственных и муниципальных предприятий, поддержки частнопредпринимательской деятельности. Результатом этого экономического курса стало становление российской экономической системы рыночно-правового типа. Надо сказать, что проводившиеся в то время рыночно-правовые реформы благотворно сказались именно на развитии подрядных отношений, поскольку последние по своему существу требуют существования в экономической структуре общества самостоятельно хозяйствующего рыночного специалиста. ——————————— <21> СП СССР. 1979. N 18. Ст. 118. <22> Правда. 09.10.1985.

В 1991 г. было обновлено общесоюзное гражданское законодательство путем разработки и принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. <23>, включавших в свой состав главу 12 «Подряд». Глава 12 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. содержала общие положения, распространявшиеся на различные виды подрядных отношений; сохранялась самостоятельность договора подряда на капитальное строительство как разновидность договора подряда, и вводились такие разновидности договора подряда, как договор подряда на производство проектных и изыскательских работ (ст. 96) и договор о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ст. 97). Поскольку понятие договора о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было помещено в главу 12 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, то, видимо, этот договор рассматривался как разновидность договора подряда. Статьей 91 Основ 1991 г. предусматривалось, что по договору подряда подрядчик обязуется за свой риск выполнить определенную работу по заданию заказчика с использованием его или своих материалов, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. Цена работы определялась сметой, которая могла быть твердой или приблизительной. Правовое положение приблизительной сметы в Основах 1991 г. определялось практически так же, как и в действовавшем к тому времени ГК РСФСР 1964 г. Сжато фиксировалась система генерального подряда и складывающиеся в ее пределах взаимоотношения: подрядчик вправе привлечь к исполнению договора других лиц (субподрядчиков), отвечая перед заказчиком за результаты их работ. В этом случае подрядчик выступает перед заказчиком в качестве генерального подрядчика, а перед субподрядчиком — в качестве заказчика. ——————————— <23> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. N 26. Ст. 733.

Однако в связи с распадом СССР стало невозможным воплотить это правовое регулирование в республиканском законодательстве. Впрочем, вполне можно констатировать, что глава 37 действующей второй части ГК Российской Федерации принципиально не меняет гражданско-правового регулирования договора подряда, предусматривая, в общем-то, тот же набор существенных условий договора подряда, прав и обязанностей сторон. Новеллы в основном связаны с необходимостью организационно-правового обеспечения рыночного реформирования в народнохозяйственном комплексе Российской Федерации. Принятием и введением в действие второй части Гражданского кодекса РФ был заложен современный рыночно-правовой фундамент для совершенствования нормативно-правового и договорного регулирования подрядных отношений в Российской Федерации.

——————————————————————