Понятие договора на строительство, модернизацию энергетических объектов и его отличия от иных договоров в электроэнергетике

(Романова В. В.)

(«Общество и право», 2011, N 4)

ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА НА СТРОИТЕЛЬСТВО, МОДЕРНИЗАЦИЮ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ИНЫХ ДОГОВОРОВ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

В. В. РОМАНОВА

Романова Виктория Валерьевна, кандидат юридических наук, партнер российско-британской юридической фирмы «Мусин, Ибрагимов и партнеры».

В настоящей статье автор проводит правовой анализ особенностей договора на строительство и модернизацию энергетических объектов, выявляет общие признаки и отличия от других договоров в электроэнергетике, обращает внимание на пробелы в действующем законодательстве и на возможные варианты их восполнения.

Ключевые слова: договор, стороны договора, объект договора, смешанный договор, виды обязательств.

In this article author makes legal analysis of peculiarities of the contract for construction and modernization of power engineering objects, shows up common features and distinctions from other contracts in electric energy industry, pays attention to legal gaps in the current legislation and to possible variants of their filling in.

Key words: contract, parties to the contract, object of the contract, mixed contract, types of contract.

Договор на строительство и модернизацию энергетического объекта отвечает многозначному представлению о договоре, которое, как справедливо отмечают М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, существовало еще в римском праве, и позволяет рассматривать договор как основание возникновения правоотношения, само правоотношение, возникшее из этого основания, как форму, которое данное правоотношение принимает [1].

Поскольку основное содержание договора составляют выполнение подрядчиком строительных работ и передача заказчику энергетического объекта, для исследования особенностей данного договора необходимо учитывать, что отношения сторон по подряду, в том числе по строительному подряду, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными законодательными, а также многочисленными подзаконными актами.

Гражданско-правовой договор, в частности договор строительного подряда, был предметом правовых исследований таких ученых, как Ю. Г. Басин, И. Л. Брауде, М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, С. С. Занковский, В. А. Кабатов, В. С. Кичатова, Н. С. Кузнецова, О. В. Макаров, В. Ф. Попондопуло, Ю. В. Романец, Е. А. Суханов, Ю. К. Толстой, М. Я. Черняк [2].

К конститутивным признакам подряда М. И. Брагинский, В. В. Витрянский относят три, которые включают в себя выполнение работы по заданию заказчика, обязанности подрядчика выполнить работу и передать результат заказчику, корреспондирующая с этой обязанностью обязанность заказчика принять результат и оплатить его и третий, заключающийся в том, что предмет договора носит всегда индивидуальный характер [3].

Ю. В. Романец правильно обращает внимание, на то, что большинство норм п. 3 гл. 37 обусловлено такими признаками, как сложность и значимость выполняемых работ [4]. В то же время не является бесспорным сделанный далее вывод о необходимости выделения специального вида договора подряда, основанного на системном признаке особой значимости и сложности выполняемых работ и формулирования для него унифицированных норм, отражающих указанный признак как таковой [5].

Специфика работ со сложными промышленными объектами, в том числе энергетическими, едва ли может быть охвачена какими-либо общими унифицированными нормами. Гораздо большую пользу принесли бы соответствующая отраслевая систематизация и актуализация имеющихся нормативных актов, в первую очередь специализированных, включая стандарты и правила соответствующих саморегулируемых организаций, а также восполнение пробелов в действующих законодательных актах.

При исследовании особенностей договора на строительство и модернизацию энергетических объектов проблемные аспекты могут быть сформированы в две группы. Первая группа вопросов касается выявления особенностей, характерных для предмета договора, сторон договора, объекта строительства и содержания договора. Вторая группа вопросов связана с выявлением общего и различий договора на строительство и модернизацию энергетических объектов с иными договорами в сфере энергетики.

Правовой анализ первой группы вопросов договора на строительство и модернизацию энергетических объектов показывает следующее. Как верно указывает В. Ф. Попондопуло, предметом договора подряда являются выполнение подрядчиком определенной работы и передача ее результата заказчику, и обе составляющие предмета, как порядок осуществления работы, так и требования к ее овеществленному результату, подвергаются правовому регулированию [6]. В случае если заказчику необходимо получить новый энергетический объект, подрядчик должен будет построить по заданию заказчика в установленный договором срок определенный энергетический объект, а заказчик должен будет создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену. Понятие строительства имеется в Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, согласно п. 13 ст. 1 Градостроительном кодексе Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Определение понятия договора, по которому должна осуществляться модернизация энергетического объекта, может быть осуществлено по результатам комплексного анализа действующего законодательства, в том числе положений Энергетической стратегии России до 2030 г. [7], международных соглашений, заключенных в данной сфере [8], поскольку, несмотря на многочисленные указания о необходимости не только расширенного строительства, но и модернизации действующих энергетических объектов, создания инновационного и эффективного энергетического сектора страны, понятия модернизации энергетического оборудования на сегодняшний день в законодательстве нет [9]. С учетом имеющихся положений действующего законодательства можно сделать вывод о том, что по договору на модернизацию энергетического оборудования подрядчик по заданию заказчика должен осуществить строительные работы, направленные на совершенствование имеющегося энергетического объекта с использованием результатов интеллектуальной деятельности, и передать заказчику энергетический объект, наделенный новыми качественными характеристиками, а заказчик должен будет создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену.

Применение принятых критериев классификаций гражданско-правовых договоров показывает, что договор на строительство, модернизацию энергетического объекта является возмездным, консенсуальным, взаимным.

Особенности договора на строительство, модернизацию энергетического объекта касаются и сторон договора. С одной стороны, заказчиком по договору на строительство, модернизацию энергетических объектов, как правило, выступают лица, осуществляющие производство электрической энергии, оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть субъекты электроэнергетики. Понятие субъектов электроэнергетики приводится в ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» и охватывает лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии (мощности), приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии (мощности). Поскольку в единую энергетическую систему включена вся совокупность объектов электроэнергетики, то, соответственно, заказчиком может быть любой субъект электроэнергетики, так как отношения по строительству, модернизации могут коснуться любого объекта электроэнергетики, в т. ч. объекта электросетевого хозяйства.

Что касается второй стороны договора, то если в отношении договоров, объектом которых является электрическая энергия, понятийный аппарат включает не только определение субъектов электроэнергетики, но также потребителей электрической энергии и потребителей мощности, то в ситуации с энергостроительством такое определение на сегодняшний день отсутствует [10]. Требования в отношении подрядчика содержатся в гл. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где закреплено, что выполнение видов работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, возможно только при наличии свидетельства о допуске к выполнению определенного вида работ, выдаваемого соответствующей саморегулируемой организацией.

Рассматривая особенности договора на строительство и модернизацию энергетического объекта, нельзя не обратить внимание на следующее обстоятельство. К отличительным особенностям гражданско-правового договора принято относить следующие: договор выражает волю сторон, договор непосредственно рассчитан на регулирование поведения только его сторон — для тех, кто не является сторонами, договор может создавать права, но не обязанности [11]. В п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

Правовой анализ норм Градостроительного кодекса Российской Федерации показывает следующее. В соответствии с пунктами ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса правилами саморегулирования могут устанавливаться требования к исполнителям работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатами этих работ; требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования; требования о страховании иных связанных с выполнением строительно-монтажных работ рисков, о страховании работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица от несчастных случаев и болезней, условия такого страхования. Таким образом, в данном пункте закреплены полномочия саморегулируемой организации устанавливать не только права для третьих лиц, но и обязанности, которые касаются предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, условия страхования. Страховые компании являются третьими лицами по отношению к заказчику и подрядчику договора подряда. Фактически у саморегулируемых организаций появляется право субординирования отношения как между заказчиком и подрядчиком, так и между подрядчиком (либо заказчиком) и страховой компанией. В случае если саморегулируемой организацией утверждены правила, включающие вышеперечисленные условия, данные условия должны быть в договоре подряда, притом что членом саморегулирующей организации является только подрядчик. Нормы ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации отличаются по своему содержанию от содержания п. 1 ст. 427 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати. В п. 1 ст. 427 Гражданского кодекса Российской Федерации отражается принцип свободы договора, закрепленный в п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено право саморегулируемой организации устанавливать обязательные правила, которые должны быть включены сторонами в договор. Таким образом, саморегулируемая организация имеет предоставленное законодателем право «воздействовать» на договорные отношения лиц, не являющихся ее членами. Возможно, данное полномочие саморегулируемых организаций обусловлено спецификой регулируемых отношений и необходимостью соблюдения основного принципа организации экономических отношений в электроэнергетике — обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации.

Особенности объекта строительства обусловлены технологическими качествами объекта, а также тем, что энергетические объекты относятся к категории опасных промышленных объектов в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности» [12]. Особенности содержания договора на строительство, модернизацию энергетических объектов обусловлены спецификой объекта строительства, это выражается, в частности, в том, что сторонами договора на строительство, модернизацию энергетического объекта заключается, как правило, смешанный договор, сочетающий в себе элементы различных договоров, строительного подряда, поставки, договора на выполнение проектных, изыскательских работ, оказание услуг и других. Более того, структура договорных связей осложняется, когда подрядчик имеет право привлечь субподрядчиков, и, как справедливо подчеркивает В. Ф. Попондопуло, структура договорных связей еще более осложняется, если заказчик имеет право заключать договоры на выполнение отдельных работ с другими подрядчиками [13].

Следует отметить, что смешанные договоры характеры для строительства промышленных установок, что нашло отражение в Руководстве по составлению договоров на сооружение промышленных объектов (Европейская экономическая комиссия ООН, ECE/TRADE/117, 1973 г.), где обращается внимание на сложности в регулировании договорных отношений, когда обязанности по договорам поставки и оказания услуг должны сочетаться со строительными и инженерными работами, что выражается в том числе в различных сроках гарантии на строительные и инженерные работы и на поставки и монтаж промышленных установок, в различиях, касающихся перехода рисков по строительным и инженерным работам и по поставкам [14].

Таким образом, специфика договора на строительство, модернизацию энергетического объекта заключается также в максимальном объеме обязанностей подрядчика, включая период после сдачи результата работ заказчику.

Рассматривая вторую группу вопросов, касающихся договорного регулирования отношений по строительству и модернизации энергетических объектов, необходимо обратить внимание, что для регулирования отношений в энергетике используются различные договоры.

Договоры, заключаемые в сфере энергетики, в том числе договоры энергоснабжения, договоры, заключаемые в процессе осуществления доступа к электрическим сетям, договоры, заключаемые в процессе оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка, были предметом исследований российских [15] и зарубежных ученых [16].

Рассматривая вопрос о правовой природе энергетических отношений, активизации исследований в области правового регулирования энергетики, В. Ф. Попондопуло справедливо отмечает, что такие отношения опосредуются различными договорами, к которым относятся договор энергоснабжения, договор возмездного оказания услуг инфраструктуры сетей и другие [17]. Следует также обратить внимание, что в обобщении результатов сравнительно-правового анализа энергетического права России и Германии П. Г. Лахно также подчеркивает, что современное договорное право в области энергетики активно формируется, о чем свидетельствует появление большого количества новых договорных форм, требующих научно-практического осмысления и устоявшейся практики их применения [18].

Следует обратить внимание, что в научно-правовой литературе обосновываются также и различные классификации договоров в электроэнергетике. Так, Е. А. Суханов выделяет следующие виды договоров, связанных с реализацией и приобретением электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии: договор присоединения к торговой системе оптового рынка электрической энергии; двусторонний договор купли-продажи электрической энергии; договор купли-продажи электрической энергии по равновесной цене оптового рынка; договоры купли-продажи, а также поставки электрической энергии на розничных рынках; договор купли-продажи электрической энергии у гарантирующего поставщика; договор об оказании услуг по передаче электрической энергии; договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) к электрической сети; договор об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, при этом справедливо подчеркивается, что для всех договоров, которыми оформляются отношения по реализации (приобретению) электрической энергии на оптовом и розничных рынках (включая и договор энергоснабжения), общим остается то обстоятельство, что их объектом является электрическая энергия.

С. А. Свирков, исследуя договорные обязательства в электроэнергетике, подчеркивает, что теоретической целью классификации данных обязательств является выработка единой упорядоченной системы обязательств, в рамках которой каждый обязательственный институт будет занимать определенное место, и выделяет несколько групп договорных отношений, которые в совокупности составляют единую систему обязательств в электроэнергетике. Данные группы сформированы по юридическим и экономическим признакам: 1) организационные обязательства; 2) обязательства по реализации (приобретению) электроэнергии; 3) обязательства по оказанию услуг [19]. Данная классификация основана на позиции автора о том, что в качестве предмета (объекта) обязательств в электроэнергетике выступает электроэнергия [20]. О. А. Городов считает возможным разграничить договоры, заключаемые в сфере электроэнергетики, на четыре относительно самостоятельные группы, а именно: договоры, заключаемые в процессе организации управления и осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка; договоры, заключаемые в процессе осуществления доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии; договоры, заключаемые в процессе функционирования оптового рынка электроэнергии; договоры, заключаемые в процессе функционирования розничных рынков электроэнергии [15].

Нельзя не согласиться с выводом О. А. Городова о том, что по мере изменения законодательства в области электроэнергетики появлялись новые договорные формы, из которых в электроэнергетике стала складываться целая система договоров [15]. Правовой анализ различных классификаций договоров в сфере электроэнергетики показывает, что данные классификации связаны с договорами, объектом которых является электрическая энергия.

Поскольку объектом договоров на строительство и модернизацию является не энергия, а энергетический объект, возникает вопрос о том, может ли договор на строительство, модернизацию энергетических объектов относиться к договорам в сфере энергетики, учитывая разницу в объектах приведенных выше договоров в энергетике и договора на строительство, модернизацию энергетических объектов.

Правовой анализ норм Федерального закона «Об электроэнергетике» показывает следующее. Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «Об электроэнергетике» электроэнергетика — отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. В данной статье также закреплено, что единая энергетическая система России представляет собой совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Таким образом, объекты электроэнергетики включены в единую энергетическую систему.

Общим для договоров на строительство и модернизацию энергетических объектов и иных договоров в сфере энергетики является то, что одной из сторон договора является предусмотренный Федеральным законом «Об электроэнергетике» субъект электроэнергетики.

Относимость договоров по энергостроительству к энергетическим договорам в силу специфики объекта строительства, входящего в единую энергетическую систему, подтверждена на практике. Так, при формировании саморегулируемых организаций в области строительства лицами, осуществляющими строительство энергетических объектов, была образована саморегулируемая организация в области энергостроительства [21], которой были приняты соответствующие стандарты и правила, учитывающие выполнение работ по созданию энергетических объектов в электроэнергетике.

Вышеизложенный довод находит подтверждение и в работе В. Ф. Яковлева, П. Г. Лахно, которые, определяя, что топливно-энергетический комплекс страны представляет собой систему связанных энергетических отраслей, предприятий, организаций, имеющих в своей основе единство выполняемых ими функций по добыче (производству), переработке, преобразованию, хранению, транспортированию и распределению энергоносителей и энергетических ресурсов, включают в данную систему также сооружение и эксплуатацию объектов энергетики и подчеркивают, что основная задача рынка мощности заключается в обеспечении наличия в рамках Единой энергетической системы России такого количества действующих генерирующих мощностей, которых достаточно для покрытия спроса на электрическую энергию в системе в любое время с соответствующими параметрами надежности и качества (включая резервы генерирующих мощностей) [22].

Субъекты электроэнергетики, к которым относится заказчик строительства, находятся во взаимосвязи между собой. Как правильно отмечает Франц Юрген Зеккер, тот, кто желает построить новую электростанцию, строит ее только в том случае, если у него при планировании есть уверенность, что при завершении строительства данная электростанция будет технологически присоединена к сети электропередачи без снижающих рентабельность дефицитов пропускной способности сети, чтобы обеспечить надежное обслуживание своих клиентов [23]. Рассматривая вопрос об энергоправовых условиях для эксплуатации электросетей, Кристофер Рихманн отмечает, что финансирование инвестиций в ближайшее время будет значительно превышать стоимость существующих электрических сетей, в связи с чем обосновывает установление стимулирующего нормативного регулирования с целью оправдания инвестиций для сетевых организаций [24].

Учитывая вышеизложенное, думается возможной постановка вопроса о дополнении имеющихся классификаций договоров в энергетике энергостроительными договорами (т. е. договорами, по которым осуществляется строительство, модернизация энергетических объектов).

Литература

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

——————————————————————

1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. 3-е изд., тер. М.: Статут, 2008. Книга первая: Общие положения. С. 14.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг» (книга 3) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание исправленное и дополненное).

——————————————————————

2. Басин Ю. Г. Договор подряда в капитальном строительстве. Алма-Ата: Наука, 1961; Брауде И. Л. Договоры по капитальному строительству. М.: Госюриздат, 1962; Брагинский М. И. Совершенствование законодательства о капитальном строительстве. М.: Стройиздат, 1982; Брагинский М. И. Договор подряда и подобные ему договоры. М.: Статут, 1999; Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2008. Книга третья: договоры о выполнении работ и оказании услуг; Занковский С. С. Предпринимательские договоры. М.: Волтерс Клувер, 2004; Кабатов В. А. Законодательство о капитальном строительстве. М.: Юрид. лит., 1969; Кичатова В. С. Гражданско-правовая ответственность в отношениях по подряду на капитальное строительство: Автореф. дис. … на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. Свердловск, 1979; Кузнецова Н. И. Правовое регулирование подрядных договорных отношений в строительстве (гражданско-правовой аспект): Автореф. дис. … на соиск. учен. степ. докт. юрид. наук. Киев, 1993; Макаров О. В. Цивилистические проблемы предпринимательской деятельности в строительстве: Автореф. дис. … на соиск. учен. степ. докт. юрид. наук. Саратов, 2002; Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008; Российское гражданское право: Учеб.: В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2010. Т. II: Обязательственное право; Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М.: Юристъ, 2006; Толстой Ю. К. Договор подряда на капитальное строительство. М.: Юрид. лит., 1964; Черняк М. Я. О договорных отношениях в капитальном строительстве (замечания к главе «Подряд на строительство»). М.: Наука, 1960.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг» (книга 3) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание исправленное и дополненное).

——————————————————————

3. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2008. Книга третья: договоры о выполнении работ и оказании услуг. С. 15.

4. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М.: Юристъ, 2006. С. 380.

5. Там же. С. 380 — 381.

6. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 577.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии от 15.02.1996 // Бюллетень международных договоров. 1997. N 5; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии об экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 08.05.2007 // Бюллетень международных договоров. 2009. N 10; Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 // Бюллетень международных договоров. 1993. N 1.

9. Определение модернизации включено на сегодняшний день в положения Налогового кодекса Российской Федерации, согласно абз. 2 п. 2 ст. 257 к работам по модернизации основных средств относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340). В Положении по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, закреплено, что модернизация относится к одному из видов восстановления основных средств // Российская газета. 2001. 16 мая.

10. Таким образом, в ситуации с договорами, объектом которых является энергия, на законодательном уровне определены понятия сторон, но отсутствует понятие объекта договора, а в ситуации с энергостроительством в законе имеется понятие одного из субъектов договора и понятие объекта.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

——————————————————————

11. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2008. Книга первая: Общие положения. С. 13.

12. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

13. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 576 — 577.

14. Руководство по составлению договоров на сооружение промышленных объектов (Европейская экономическая комиссия ООН, ECE/TRADE/117, 1973 г.). С. 13 // ИС «Техэксперт».

15. Блинкова Е. В. Договор энергоснабжения и подобные ему договоры. Энергетика и право / Под ред. П. Г. Лахно. М.: Юрист, 2008; Вершинин А. П. Энергетическое право: Учеб.-практ. курс. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета; Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007; Городов О. А. Договоры в сфере электроэнергетики: Науч.-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007; П. Г. Лахно. Энергия, энергетика и право. Энергетика и право / Под ред. П. Г. Лахно. М.: Юрист, 2008; Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития. Энергетика и право / Под ред. П. Г. Лахно. М.: Юрист, 2008; Свирков С. А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006; В. Ф. Яковлев, П. Г. Лахно. Энергетическое право как комплексная отрасль права России. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред. рус. изд. М.: Юрист, 2011; Ф. Ю. Зеккера немец. изд. Verlag C. H. Beck. Munchen, 2010.

16. Вайер Хармут. Право охраны окружающей среды в энергетике в Германии; Зеккер Франц Юрген. Развитие электрических и газовых сетей; Рихманн Кристоф. Электрические сети // Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред. рус. изд. М.: Юрист, 2011; Ф. Ю. Зеккера немец. изд. Verlag C. H. Beck. Munchen, 2010.

17. Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Энергетика и право: Сборник / Под общей редакцией П. Г. Лахно. М.: Юрист, 2008. С. 205 — 206.

18. Лахно П. Г., Франц Ю. З. Сравнительно-правовые выводы. Обобщение результатов сравнительно-правового анализа. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред. рус. изд. М.: Юрист, 2011. С. 1071.

19. Свирков С. А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006. С. 13.

20. Там же. С. 8.

21. Так, «членами СРО НП «ЭНЕРГОСТРОЙ» являются организации, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт энергетических объектов, сетей и подстанций». URL: http://www. sro-ess. ru.

22. Яковлев В. Ф., Лахно П. Г. Энергетическое право как комплексная отрасль права России. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред.: рус. изд. М.: Юрист, 2011. С. 48, 59.

23. Зеккер Ф. Ю. Развитие электрических и газовых сетей. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред. рус. изд. М.: Юрист, 2011. С. 485.

24. Рихманн К. Электрические сети. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред.: рус. изд. М.: Юрист, 2011. С. 413.

——————————————————————