О коммерческой тайне и ее защите

(Киракосян С. А., Максимич А. В.) («Юрист», 2011, N 20)

О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ И ЕЕ ЗАЩИТЕ

С. А. КИРАКОСЯН, А. В. МАКСИМИЧ

Киракосян Сусана Арсеновна, партнер юридической фирмы «Эсток-Консалтинг», кандидат юридических наук.

Максимич Андрей Владимирович, юрисконсульт юридической фирмы «Эсток-Консалтинг».

Правовое обеспечение защиты коммерческой тайны способствует экономическому развитию субъектов экономической деятельности. В статье рассматриваются различные меры по обеспечению сохранности коммерческой тайны. Выводы, изложенные в данном научно-практическом труде, имеют большое значение для развития правоприменительной практики.

Ключевые слова: коммерческая тайна, объект, интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность.

On commercial secret and protection thereof S. A. Kirakosyan, A. V. Maksimich

Legal support of protection of commercial secret promotes economic development of the subjects of economic activity. The article considers various measures with regard to ensuring preservation of commercial secret. The conclusions made in this scientific-practice work are important for development of law-application practice.

Key words: commercial secret, object of intellectual activity, intellectual ownership.

Уже достаточно давно в юридической литературе с теми или иными вариациями складывается представление о категории «коммерческая тайна». Институт коммерческой тайны имеет длительную историю развития, он не раз становился предметом научных исследований, однако при этом целый ряд аспектов его понимания носит дискуссионный характер, а некоторые вопросы являются слабо изученными, например о системе и механизмах защиты коммерческой тайны в корпоративных отношениях, а также в отношениях с третьими лицами (контрагентами и органами власти). Под коммерческой тайной принято понимать охраняемое законом право предприятия на засекречивание производственных, технологических, торговых, финансовых и других хозяйственных операций и документации по ним. Информация, составляющая коммерческую тайну, как своеобразный нематериальный актив дает предпринимателю гарантию устойчивости и экономической безопасности бизнеса <1>. Как показывает российская и зарубежная практика, более 50% угроз может быть ликвидировано путем введения и поддержания системы защиты коммерческой тайны. ——————————— <1> Мельникова Е. И. Некоторые вопросы правовой защиты коммерческой тайны // Юрист. 2008. N 10. С. 25.

В российском законодательстве понятие коммерческой тайны впервые было закреплено в ст. 33 Закона СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 «О предприятиях в СССР» <2>. В соответствии с указанным Законом под коммерческой тайной предприятия понимались не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определялись руководителем предприятия. ——————————— <2> Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 25. Ст. 460.

Далее, в п. 1 ст. 139 ГК РФ было дано определение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну. Однако с момента введения в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ ст. 139 ГК РФ утратила силу, и соответственно такой объект гражданских прав, как информация, был исключен. По мнению некоторых ученых, подобное изменение свидетельствует о том, что информация как таковая самостоятельным объектом гражданских прав быть не может, поскольку всегда имеет режим какого-либо иного объекта, т. е. является результатом интеллектуальной деятельности, коммерческой тайной либо нематериальным благом. По мнению А. П. Сергеева, «если именно это обстоятельство стало побудительной причиной для исключения информации из перечня объектов гражданских прав, а каких-либо иных разумных объяснений в голову не приходит, то данное решение является ошибочным» <3>. Действительно любой, и в особенности нематериальный, объект может рассматриваться как определенная совокупность информации. Тем не менее последнее не означает, что сама информация сводится к этим объектам. Несмотря на исключение информации из перечня объектов гражданских прав, содержащегося в ст. 128 ГК РФ, она по-прежнему может выступать их самостоятельным объектом. ——————————— <3> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учебно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. А. П. Сергеева. М.: Проспект, 2010 // СПС «КонсультантПлюс».

Несомненно, законодатель отошел от апробированной временем многоуровневой системы кодификации, объединив все нормы об интеллектуальной собственности в отдельную часть Кодекса и одновременно исключив самостоятельное существование всех специальных законов в сфере интеллектуальной собственности, кроме Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <4>. Данный подход является вполне логичным и обоснованным, однако он не способствует восполнению и устранению пробелов. Так, до сих пор не решен вопрос о соотношении коммерческой тайны с институтом ноу-хау. ——————————— <4> Российская газета. N 166. 2004.

В цивилистической доктрине на сегодняшний день существует четыре концептуальных подхода: начиная от признания тождественности понятий вплоть до поглощения одного института другим или определения ноу-хау в качестве нетрадиционного объекта интеллектуальной собственности, права на который охраняются в режиме коммерческой тайны. Разделяемый нами подход о включенности института ноу-хау в институт коммерческой тайны предполагает ряд оговорок. Во-первых, коммерческую тайну следует понимать именно как специфический режим, а ноу-хау как объект гражданского права, в отношении которого вводится режим коммерческой тайны. Во-вторых, этот режим предполагает обеспечение конфиденциальности информации через целый комплекс организационных, технических и юридических мер. Для наглядности приведем следующие примеры таких мер. Организационные меры: — утверждение приказом директора организации примерного перечня информационных областей, сведения из которых могут составлять коммерческую тайну организации; — формирование соответствующих структур и назначение ответственных работников; — утверждение учетной политики организации в отношении охраняемых результатов интеллектуальной деятельности; — обеспечение контроля исполнения положений и регламентов организации по охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, в частности: проведение экспертизы, ведение реестра объектов коммерческой тайны, ноу-хау, ведение реестра лиц, имеющих доступ к материальным носителям ноу-хау, проведение инвентаризаций. Технические меры: — формирование комплекта необходимых и разумно достаточных технических устройств (приборов, несгораемых шкафов, программного обеспечения и т. д.) для соблюдения работниками организации установленного режима коммерческой тайны. Юридические меры: — разработка и утверждение нормативно-распорядительных документов организации, регламентирующих: процедуру формирования, поддержания и контроля соблюдения режима коммерческой тайны; процедуру обращения с информацией, содержащейся в режиме коммерческой тайны; порядок и процедуру охраны конфиденциальности в рамках трудовых отношений; порядок и процедуру признания ноу-хау в качестве нематериального актива организации и снятия ноу-хау с бухгалтерского учета; порядок организации и процедуру работы экспертной комиссии; конкретные обязательства руководителя организации по обеспечению охраны конфиденциальной информации организации; — разработка и утверждение комплекта документов: договоров с работниками, третьими лицами (физическими и юридическими), договоров отчуждения ноу-хау, лицензионных договоров на использование ноу-хау; приказов по признанию ноу-хау, принятию к учету, снятию с учета; первичных учетных документов по ноу-хау; схем бухгалтерских проводок в отношении ноу-хау; реестров учетных документов. Комплекс указанных мер позволяет их обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду. Практика показывает, что подход большинства российских компаний к введению режима коммерческой тайны, формированию перечня информации, составляющей коммерческую тайну, максимально упрощен. Как правило, ограничиваются лишь утверждением типового положения о коммерческой тайне организации без учета ее особенностей. Данное мероприятие менее затратно. Вместе с тем оно не позволяет в должной мере собрать доказательную базу для предъявления претензий по фактам незаконного использования секрета производства (ноу-хау), неправомерного нарушения режима коммерческой тайны. Отсюда введение режима коммерческой тайны становится декларативным! Хозяйствующим субъектам, использующим в своей деятельности сведения, составляющие коммерческую тайну, зачастую приходится ее защищать превентивным мерами, путем установления жесткого режима коммерческой тайны, использования различных технических средств и профилактической работы с персоналом, так как привлечь к ответственности лицо, допустившее утечку информации, используя юридические инструменты на данном этапе развития законодательства, мягко говоря, проблематично. Самой распространенной причиной утечки информации в российских организациях является безответственность сотрудников. Она проявляется в нарушении правил и порядка использования конфиденциальной информации. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала <5>. ——————————— <5> Ищейнов В. Я., Мецатунян М. В. Защита конфиденциальной информации: Учеб. пособие. М.: ФОРУМ, 2009. С. 32.

Особое внимание хотелось бы обратить на проблему охраны информации в договорной сфере. Так, при передаче контрагентам или партнерам сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо удостовериться, сможет ли получатель информации обеспечить соответствующий режим хранения и пользования предоставленными сведениями. Условия передачи конфиденциальных сведений закрепляются в соглашении о неразглашении коммерческой тайны. Полагаю, что в таких соглашениях должны закрепляться обязанности принимающей стороны по обеспечению режима охраны конфиденциальности информации и недопущению различного рода утечек такой информации, способы проверки соблюдения заключенного соглашения. Таким образом, при добросовестном исполнении принимающей стороной совместных договоренностей и при надлежащем контроле за соблюдением порядка пользования коммерческой тайной раскрывающей стороной риск утечки можно существенно уменьшить, а в случае разглашения потерпевшая сторона будет иметь достаточную доказательную базу для защиты своих нарушенных прав. Подводя итоги, следует отметить, что сегодня Россия находится на этапе становления института коммерческой тайны, о чем свидетельствуют количество и качество принимаемых нормативных актов. Но, как известно, нормативное декларирование института не всегда гарантирует возможность его реального существования. Безусловно, нам необходим эффективный правовой механизм защиты коммерческой тайны, нацеленный на позитивный результат законодательных предписаний и правовую защищенность участников гражданского оборота.

——————————————————————