Гражданско-правовые средства защиты интересов собственника при прекращении права собственности

(Живихина И. Б., Филиппов П. М.) («Гражданское право», 2011, N 4)

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ СОБСТВЕННИКА ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ <*>

И. Б. ЖИВИХИНА, П. М. ФИЛИППОВ

——————————— <*> Zhivikhina I. B., Filippov P. M. Civil-law means of protection of interests of owner in case of termination of right of ownership.

Живихина Ирина Борисовна, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Московского государственного областного социально-гуманитарного института, доктор юридических наук, заслуженный экономист России.

Филиппов Петр Мартынович, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Московского государственного областного социально-гуманитарного института, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.

В статье рассматриваются особые способы защиты, которые имеют целью защиту интересов собственника, что отличает их от классических способов защиты права собственности. Данные способы направлены на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в законе.

Ключевые слова: право собственности, защита права, гражданско-правовые средства, интересы собственника.

The article considers special means of protection which aim at protection of interests of owner which differentiate them from classical means of protection of ownership right. These means aim at protection of interests of owner in case of termination of ownership right on the grounds provided for by law.

Key words: right of ownership, protection of right, civil-law means, interest of owner.

Наряду с собственно способами защиты права собственности в доктрине в качестве самостоятельной группы способов защиты выделяют гражданско-правовые средства, которые направлены на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в законе <1>. К ним относятся гарантии, установленные на случай обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация); при изъятии в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер; при изъятии у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд и в ряде других случаев. ——————————— <1> См.: Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1996. С. 400.

Полагаем, что при нарушении права собственности данные гарантии реализуются в зависимости от способа защиты, который изберет потерпевший, в виде обязательственно-правовых средств защиты (когда речь пойдет о возмещении убытков) либо иных средств защиты (в случаях признания актов государственных органов или органов местного самоуправления недействительными). Однако в методологических целях упорядочивания проводимого исследования воспользуемся классификацией А. П. Сергеева. Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо только в случаях, прямо перечисленных в п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Перечень таких случаев сформулирован исчерпывающим образом, что является одной из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника помимо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом. Изъятие имущества у собственника в названных случаях по общему правилу производится на возмездных основаниях, т. е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей) <2>. Оно допускается: 1) при обращении взыскания на имущество по обязательствам; 2) при отчуждении имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе (вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте); 3) при отчуждении недвижимости (зданий, строений и т. п.) в связи с изъятием земельного участка; 4) при выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; домашних животных; 5) при реквизиции имущества; 6) при конфискации; 7) при выплате компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле; 8) при приобретении права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке; 9) при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда; 10) при изъятии у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением предписаний законодательства; 11) при продаже с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения; 12) при национализации имущества собственников в силу принятия специального закона <3>. ——————————— <2> См.: Суханов Е. А. Приобретение и прекращение права собственности // Хозяйство и право. 1998. N 6. С. 10. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография В. А. Тархова, В. А. Рыбакова «Собственность и право собственности» включена в информационный банк согласно публикации — Юрист, 2007 (3-е издание, дополненное). —————————————————————— <3> См.: Тархов В. А., Рыбаков В. А. Собственность и право собственности: Монография. Уфа, 2001. С. 162 — 163.

Принудительное изъятие путем обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника производится только на основании судебного решения, что является важной гарантией и имеет непосредственное отношение к защите права собственности. Прекращение права собственности на имущество, которое не может принадлежать данному лицу в силу закона (ст. 238 ГК РФ), преследует прежде всего защиту публично-правовых интересов. При данном способе прекращения права собственности можно выделить несколько гарантий. Во-первых, по данному основанию может быть изъято лишь то имущество, которое по прямому указанию закона либо изъято из оборота, т. е. может находиться исключительно в государственной собственности, либо ограничено в обороте, в частности подлежит приобретению лишь по специальному разрешению государственных органов. Во-вторых, владелец такого имущества вправе сам произвести его отчуждение любым допускаемым законом способом в течение года, если только специальным законом не предусмотрен иной, как правило более краткий, срок. В-третьих, если владелец самостоятельно отчуждение не производит, суд может принять решение либо о принудительной продаже такого имущества, либо о его передаче в государственную или муниципальную собственность. Содержание такого решения определяется прежде всего характером и назначением соответствующей вещи. В-четвертых, бывший собственник вправе требовать компенсации за утраченное имущество (либо в виде вырученной от продажи суммы за вычетом необходимых расходов по реализации вещи, либо в виде определенной судом компенсации) <4>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <4> См.: Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. В. А. Суханова. М., 1997. С. 445.

В случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном ст. 279 — 282 и 284 — 286 ГК РФ <5>. Гарантии в данном случае следующие: выкуп такого недвижимого имущества либо его продажа с публичных торгов возможны только по решению суда, но не в административном порядке; обязательным условием изъятия является доказанность в суде невозможности использования изымаемого участка без прекращения прав собственника находящейся на участке недвижимости. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография В. А. Тархова, В. А. Рыбакова «Собственность и право собственности» включена в информационный банк согласно публикации — Юрист, 2007 (3-е издание, дополненное). —————————————————————— <5> См.: Тархов В. А., Рыбаков В. А. Указ. соч. С. 164.

Принудительный выкуп у частного собственника бесхозяйственно содержимых культурных ценностей допускается лишь при наличии таких условий (ст. 240 ГК РФ). Во-первых, речь идет не о любых, а только об особо охраняемых государством культурных ценностях <6>. Во-вторых, в судебном порядке требуется установить не только факт бесхозяйственного содержания этих ценностей, но и реальную угрозу утраты ими своего значения в результате соответствующего бездействия или действий их собственника. В-третьих, собственник изымаемых культурных ценностей получает за них компенсацию — либо в виде вырученной от их продажи суммы, либо в виде иной компенсации, установленной по соглашению с выкупающим их органом государства или решением суда. Аналогичны условия изъятия и домашних животных при жестоком обращении с ними. ——————————— <6> Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости ВС и СНД РФ. 1993. N 20. Ст. 718; Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» // Ведомости ВС и СНД РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1799.

Реквизиция представляет собой «традиционное для всякого правопорядка основание прекращения права собственности граждан и юридических лиц» <7> и стоит в одном ряду с национализацией имущества, однако производится только в следующих целях: а) для устранения обстоятельств, носящих чрезвычайный характер; б) для экстренного устранения вреда, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций. ——————————— <7> См.: Нам К., Горбачев Д. Конституционные гарантии охраны права собственности // Хозяйство и право. 1997. N 11. С. 125.

Конфискация представляет собой безвозмездное изъятие имущества у собственника в случаях, предусмотренных законом. Как правило, она назначается в виде меры наказания, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, а также при совершении административных проступков и таможенных правил. Конфискация может производиться как на основании судебного решения (например, как санкция за совершенное преступление в соответствии с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации), так и в административном порядке (например, таможенными органами) <8>. ——————————— <8> См.: Горбачев Д., Нам К. Конституционные гарантии охраны права собственности // Хозяйство и право. 1997. N 11.

Следующая группа гарантий — это гарантии при прекращении долевой собственности и выплате имущественной стоимости доли. Вопрос о выплате денежной компенсации вместо выдела доли в натуре решается судом в каждом конкретном случае на основании исследования и оценки в совокупности всех доказательств, подтверждающих, в частности, нуждаемость в использовании имущества в силу возраста, состояния здоровья, профессиональной деятельности, наличия детей, других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, и т. д. Поэтому в отдельных случаях суд может передать неделимую вещь — автомашину, библиотеку, оборудование — в собственность одному из участников независимо от размера долей остальных участников общей собственности, с компенсацией последним стоимости их долей. Отличаются спецификой гарантии прав собственника при изъятии земельных участков для государственных нужд. При необходимости использования земельного участка, принадлежащего лицу на праве собственности, для государственных и муниципальных нужд такой участок может быть изъят у собственника путем выкупа, т. е. с уплатой собственнику соответствующей стоимости данного участка в соответствии со ст. 281 ГК РФ. Земельный кодекс РФ (ст. 49) предусматривает, что изъятие, в том числе выкуп, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных: с выполнением международных обязательств Российской Федерации; с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов; с иными обстоятельствами, установленными федеральными законами. При этом принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по решению суда (ст. 55) <9>. ——————————— <9> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М., 2002. С. 417.

Ограничения изъятия установлены для земель отдельных категорий. Так, возможность изъятия для государственных и муниципальных нужд участков земель сельскохозяйственного назначения зависит от качества этих земель и от целей их дальнейшего использования. Не могут быть изъяты для иных целей вообще особо продуктивные сельскохозяйственные угодья, включенные законодательством субъекта РФ в специальный перечень. Лишь в исключительных случаях, перечисленных в п. 3 ст. 79 ЗК РФ, допускается изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой стоимостью, превышающей среднерайонный уровень. К таким случаям, кроме выполнения международных обязательств РФ, отнесены: обеспечение обороны и безопасности государства; разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных); содержание объектов культурного наследия РФ; строительство и содержание объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного их размещения. В остальных случаях возможно изъятие только земель, не пригодных для сельскохозяйственного производства, либо сельскохозяйственных угодий худшего качества по кадастровой оценке <10>. ——————————— <10> См.: Ельникова Е. В. Прекращение права собственности на землю // Бюллетень нотариальной практики. 2003. N 1.

Следует также подчеркнуть, что принудительное отчуждение недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан, допускается в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и по требованию государственного органа или органа местного самоуправления. Следующее основание прекращения права собственности — изъятие у собственника земельного участка, используемого с грубым нарушением предписаний законодательства. ЗК РФ в ст. 45 содержит основания изъятия земельных участков в подобных случаях у землевладельцев и землепользователей, но не распространяет их на собственников. Основания же прекращения права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его назначением либо используется с нарушением законодательства, предписаны в ст. 284 и ст. 285 ГК РФ. Так, земельный участок может быть изъят у собственника не в любом случае неиспользования его по назначению, а лишь в случае, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст. 284 ГК РФ). Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Таким образом, изъятие земельного участка применяется лишь в случаях грубого нарушения земельного законодательства. Отметим, что ни в земельном, ни в гражданском законодательстве четко не определен порядок изъятия земельных участков у собственников при ненадлежащем их использовании. Статья 286 ГК РФ для установления органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков в случае ненадлежащего их использования, а также порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях отсылает к земельному законодательству. Статья 54 ЗК РФ устанавливает такой порядок лишь для землевладельцев и землепользователей. Таким образом, определенный правовой вакуум в данном вопросе присутствует. Вторым моментом является вопрос о возмездности-безвозмездности изъятия земельного участка в указанном случае. Авторы комментариев к земельному законодательству чаще склоняются к безвозмездности изъятия <11>. Думается, что такая трактовка не вполне соответствует основам гражданского законодательства. В ГК РФ имеется подобная норма о прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение (ст. 293), которая однозначно предусматривает по решению суда продажу с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов по исполнению судебного решения. Аналогичная норма установлена в ст. 240 ГК РФ. При выкупе бесхозяйственно содержимых ценностей собственнику возмещается их собственность в размере, установленном соглашением, а в случае спора — судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов. Полагаем, более верным будет включение в земельное законодательство гарантий изъятия у собственника таких земельных участков, в частности правила о возмездности изъятия. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации О. И. Крассова включен в информационный банк согласно публикации — НОРМА, 2009 (2-е издание, переработанное). —————————————————————— <11> См.: Комментарий к Земельному кодексу // Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации. М., 2002; Крассов О. И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002.

Следующее основание прекращения права собственности — бесхозяйственное содержание жилого помещения. Использование жилого помещения не по назначению, либо систематическое нарушение собственником такого помещения прав и интересов соседей, либо бесхозяйственное обращение собственника со своим жильем могут стать основанием для принятия судом по иску органа местного самоуправления решения о продаже такого жилого помещения с публичных торгов, т. е. о принудительном отчуждении принадлежащей собственнику недвижимости. Собственник жилья должен быть предварительно предупрежден органом местного самоуправления о необходимости устранения допущенных им нарушений (в том числе с установлением соразмерного, разумного срока для этих целей, включая необходимый ремонт разрушаемого помещения). Лишь после этого он подвергается риску судебного изъятия и принудительной реализации принадлежащего ему объекта недвижимости (ст. 293 ГК РФ) <12>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права» (том 2) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <12> См.: Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд. М., 1998. С. 429.

Гарантиями в случаях прекращения права собственности на жилые помещения по данному основанию выступают: предварительное предупреждение собственника, предоставление срока для устранения нарушений, судебный порядок изъятия, продажа с публичных торгов. Существуют и административные гарантии в случаях прекращения права собственности. Например, Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1086 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации. Главной задачей указанного государственного органа является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в частности обеспечения прав и законных интересов граждан и государства. Последним основанием прекращения права собственности выступает национализация. Действующий закон не исключает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ). Однако оно может осуществляться лишь на основании специального федерального закона и с возмещением собственнику не только стоимости вещи (имущества), но и всех причиненных этим убытков. Названные нормы ГК РФ противоречат п. 3 ст. 35 Конституции РФ, который устанавливает: «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Следовательно, возмещение подлежит выплате предварительно, т. е. до издания акта, предусматривающего принудительное отчуждение имущества. Конституция не предусматривает возмещения убытков и, естественно, не требует наличия причинной связи между актом, предусматривающим принудительное отчуждение, и убытками <13>. Полагаем, что при национализации имущества следует руководствоваться положениями Конституции, а не федерального кодифицированного закона, поскольку именно Конституция имеет высшую юридическую силу. ——————————— <13> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный) / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. М., 2002. С. 513.

Итак, гарантиями при национализации являются предварительное и равноценное возмещение стоимости имущества, издание федерального закона о национализации. Как уже было отмечено ранее, указанные гарантии реализуются в вещно-правовых, обязательственно-правовых или иных способах защиты права собственности. Однако их включение в законодательство имеет самостоятельное значение, поскольку позволяет в полной мере защитить субъективное право собственника в случаях изъятия его имущества.

——————————————————————