О порядке передачи имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность

(Жевлакович М. С.) («Российская юстиция», 2011, N 12)

О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

М. С. ЖЕВЛАКОВИЧ

Жевлакович М. С., кандидат юридических наук, консультант отдела правового обеспечения Правового управления Управления делами Президента Российской Федерации.

В статье освещены особенности передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями российского законодательства.

Ключевые слова: муниципальная собственность, федеральное имущество, право собственности, передача имущества.

In article features of transfer to the public property of the government property, which intended for the decision of questions of local value according to requirements of the Russian legislation, are investigated.

Согласно ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <1> (далее — Закон N 131-ФЗ) взаимное перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями должно быть завершено до 1 января 2008 г. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

Несмотря на то, что процесс передачи имущества из собственности одного публичного образования в собственность другого до сих пор не завершен, тем не менее истечение указанного срока не освобождает исполнителя от необходимости выполнить соответствующее поручение законодателя. Вышеназванная просрочка обусловлена возникновением потребности в перераспределении имущества между публично-правовыми образованиями по мере передачи новых полномочий муниципальным образованиям, следовательно, процесс перераспределения имущества сложно определить точными временными рамками. В письме Минэкономразвития России от 19.06.2008 N 8150-АЛ/Д08 <2> дается разъяснение, что указанный срок завершения перераспределения имущества не является пресекательным, после его истечения сохраняется возможность передавать имущество, руководствуясь нормами п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <3> (далее — Закон N 122-ФЗ). ——————————— <2> СПС «КонсультантПлюс». <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1. Ст. 25, N 40. Ст. 3985; 2006. N 1. Ст. 10, N 44. Ст. 4537; 2007. N 1. Ст. 21; N 43. Ст. 5084.

В соответствии с ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться: — имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий (далее — ФГУП) и федеральных государственных учреждений (далее — ФГУ), отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; — имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; — имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников ФГУП и ФГУ, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений. Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен Законом N 122-ФЗ, в соответствии с которым находящееся в федеральной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: — если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; — если указанное имущество используется органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 50 Закона N 131-ФЗ. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. В результате исполнения государственной функции по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность могут быть приняты следующие решения: — о передаче имущества на иной уровень собственности; — о внесении соответствующих изменений в реестр федерального имущества; — об отказе в передаче имущества. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, устанавливается Правительством Российской Федерации. Для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную необходимо представить следующие документы: а) выписку из реестра федерального имущества, содержащую сведения о предлагаемом к передаче имуществе; б) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданную не ранее чем за один месяц до ее направления в соответствующий государственный орган; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления ФГУП, ФГУ соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); д) согласие (письмо) ФГУП, ФГУ на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо); е) заверенную в установленном порядке копию устава ФГУП, ФГУ, предлагаемых к передаче либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; ж) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФГУП, ФГУ, предлагаемых к передаче либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, соответственно, предлагается к передаче; з) справку организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества; и) кадастровую карту (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации; к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества; л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, в случае, если указанное имущество используется органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам; м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено ФГУП, ФГУ, предлагаемые к передаче либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества. К предложению о передаче имущества наряду с названными документами прилагается перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, в двух экземплярах, в том числе один экземпляр на магнитном носителе. Форма перечня утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» <4>. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 25. Ст. 2734.

Перечень оснований для отказа в передаче имущества на иной уровень собственности: — передача не относится к правоотношениям, урегулированным ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ; — имущество не может находиться в муниципальной собственности; — перечень представленных заявителем документов не соответствует нормативу. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия решений органу местного самоуправления, осуществляющему принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок. Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества. В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке. Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности. Права на находящиеся в муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Передача имущества, закрепленного за ФГУП или ФГУ, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае передаточный акт от передающей стороны подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения. Право собственности на федеральное имущество, передаваемое в муниципальную собственность, возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями. Процессуальным законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность обжаловать действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции по передаче федерального имущества в муниципальную собственность, в суде, в соответствии с подведомственностью дел. Например, ФГУП «АПК «Воскресенский» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения в поселке Назарьево (далее — спорные объекты), а также об обязании администрации Одинцовского муниципального района Московской области в трехмесячный срок принять от ФГУП «АПК «Воскресенский» в муниципальную собственность спорные объекты. Спорные объекты находятся на балансе ФГУП «АПК «Воскресенский» и представляют собой единый комплекс муниципального водоснабжения в поселке Назарьево, обеспечивающий решение задач, не входящих в компетенцию предприятия, поскольку оказание коммунальных услуг муниципальному образованию и содержание объектов ЖКХ не свойственны профилю деятельности сельскохозяйственного предприятия и не предусматриваются его уставной деятельностью. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ организация водоснабжения населения в границах поселения отнесена к вопросам местного значения поселения. Кроме того, спорные объекты относятся к муниципальной собственности в силу прямого указания в п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (далее — Постановление N 3020-1), а также в абз. 4 п. 1 приложения N 3 к этому Постановлению сказано, что объектами, относящимся к муниципальной собственности, являются, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов. Данный вывод подтвержден в п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15. Спорные объекты находятся на территории поселка Назарьево, непосредственно подсоединены к жилым домам этих поселков и используются для водоснабжения этих домов. Следовательно, указанные объекты предназначены для организации водоснабжения населения поселка Назарьево, то есть для решения вопросов местного значения этого поселка, и в силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 131-ФЗ должны находиться в собственности данного муниципального образования. Поскольку спорные объекты не отвечают требованиям абз. 1 — 4 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ, они не могут находиться в федеральной собственности и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность того муниципального образования, для решения вопросов местного значения которого они предназначены (п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 131-ФЗ, абз. 6 — 8 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ). Следовательно, спорные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении ФГУП «АПК «Воскресенский», должны быть переданы в собственность Одинцовского муниципального района Московской области. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 ФГУП «АПК «Воскресенский» в 2005 году подготовило для передачи в муниципальную собственность Одинцовского района перечень спорных объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ФГУП «АПК «Воскресенский» и находящихся в собственности Российской Федерации. Однако администрация Одинцовского района указанный перечень до сих пор не согласовала, решение по приемке спорных объектов в муниципальную собственность не приняла, несмотря на обязанность по принятию спорных объектов в муниципальную собственность (п. 5 Постановления N 3020-1). В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 (далее — Постановление N 235), п. 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность, утвержденного Постановлением N 235, п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп. Органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме (п. 5 Постановления N 235). Заявитель неоднократно обращался в администрацию Одинцовского района и в правительство Московской области с просьбой ускорить процедуру передачи спорных объектов в муниципальную собственность. Однако администрация Одинцовского района не произвела действий, предусмотренных Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, а также Постановлением N 235. Следовательно, бездействие администрации Одинцовского района, выразившееся в уклонении от принятия в муниципальную собственность спорных объектов, незаконно <5>. ——————————— <5> Об этом же свидетельствует и судебная практика (например, Определение ВАС РФ от 03.07.2009 N ВАС-7468/09, Постановления ФАС Центрального округа от 22.04.2009 по делу N А54-2743/2008-С8, ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 по делу N А65-29388/2009, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 по делу N А48-3156/2010, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 N 18АП-1239/2008, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 N 17АП-5347/2010-ГК, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 N 15АП-10305/2010, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 N 15АП-7975/2008, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу N А65-29388/2009, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу N А78-5053/2010).

——————————————————————