Правовые стимулы и ограничения в энергоснабжении

(Отюцкая Е. И.)

(«Общество и право», 2011, N 5)

ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ЭНЕРГОСНАБЖЕНИИ

Е. И. ОТЮЦКАЯ

Отюцкая Елена Игоревна, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарно-технического института.

Энергосбережение представляет собой комплекс мер, направленных на повышение эффективности потребления энергии. В связи с этим законодательство устанавливает систему правовых стимулов и ограничений, побуждающих производителей энергии и ее потребителей производить вложения в сфере модернизации энергетического оборудования.

Ключевые слова: энергосбережение, правовой стимул, правовое ограничение, льготы, запреты на ограничение энергоснабжения, государственная политика в области энергоэффективности.

Energysaving presents itself complex of the measures, directed on increasing of efficiency of the consumption to energy. In this connection legislation installs the system legal stimulus and restrictions, spurring producers to energy and its consumers to produce embedding in sphere of the modernizations of the energy equipment.

Key words: energysaving, legal stimulus, legal restriction, priveleges, forbid on restriction of the power supply, state policy in the field of energyeffectivness.

Правовые стимулы и правовые ограничения являются юридическими средствами в механизме правового регулирования гражданского права, позволяющие подключить внутреннюю мотивацию к формированию определенной линии поведения участников гражданских правоотношений. Стимулы, как правило, подталкивают субъектов гражданского права к определенным позитивным действиям, нацеливают на получение, в конечном счете, определенного позитивного результата. Правовые ограничения, в свою очередь, понуждают граждан и юридических лиц воздерживаться от определенных действий, либо терпеть действия обязанных лиц в рамках определенного правоотношения.

Осуществление предпринимательской деятельности в сфере энергоснабжения и энергопотребления в современной России регламентируется общими нормами гражданского и предпринимательского права, а также специальным законодательством. Совокупность нормативных актов, регулирующих энергоснабжение и энергопотребление некоторыми учеными именуется «энергетическим правом», хотя данная точка зрения во многом представляется дискуссионной [1].

Правовое регулирование энергоснабжения, равно как и любой предпринимательской деятельности, осуществляется с использованием таких правовых механизмов, как правовые стимулы и правовые ограничения в форме запретов и предписаний.

Нельзя не отметить, что если понятие правового ограничения представляется в науке достаточно устойчивым, то понятие правового стимула, которое весьма активно разрабатывалось А. В. Малько, до настоящего времени недостаточно изучено в теории права. По мнению А. В. Малько, правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования [2].

Признаком наличия и реализации правовых стимулов в нормативных актах об энергосбережении является то, что они:

— связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей;

— сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

— обозначают собой положительную правовую мотивацию;

— предполагают повышение позитивной активности;

— направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Правовые стимулы и ограничения в энергоснабжении содержатся как в общих нормах Гражданского, Земельного, Налогового кодексов, так и в специальных нормативных актах — Законах «Об электроэнергетике» [3], «О газоснабжении в Российской Федерации» [4], «О концессионных соглашениях» [5], Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности [6], Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений [7]. Процедурные особенности реализации правовых стимулов и ограничений в энергоснабжении закрепляются подзаконными актами — постановлениями Правительства РФ [8], приказами Федеральной службы по тарифам, приказами Федеральной антимонопольной службы.

В силу особой значимости в электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля: государственное регулирование и контроль субъектов естественных монополий; государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуги), определенные федеральными законами; государственное антимонопольное регулирование и контроль; управление государственной собственностью; техническое регулирование; государственный надзор за соблюдением субъектами электроэнергетики нормативных правовых актов (п. 2 ст. 20 Закона об электроэнергетике).

Стимулы и ограничения в энергоснабжении призваны обеспечить реализацию принципов доступности и надежности энергоснабжения. Так, гарантиями надежного обеспечения электроэнергией потребителей являются:

запрет ограничения режима потребления энергии, в том числе его уровня, потребителей, не имеющих задолженности по оплате электроэнергии и исполняющих иные обязательства, предусмотренные законодательством и соглашением сторон;

запрет веерных отключений выполняющих обязательства потребителей, за исключением случаев возникновения аварийных режимов;

наличие на розничных рынках специализированных организаций — гарантирующих поставщиков, заключающих с потребителями публичный договор (ст. 38 Закона об электроэнергетике).

Вместе с тем сфера прав и свобод в предпринимательской деятельности столь специфична, что, например, общие положения о взаимосвязи стимулов и ограничений в праве как парных категорий нуждаются в оговорках [9]. Ограничения прав предпринимателей не предполагают обязательно посягательство на конкретное право. Напротив, воплощаемая в праве свобода только усиливается ограничением этой свободы во имя свободы других. Ограничения права, таким образом, не обязательно связаны с неблагоприятными последствиями для собственных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере энергоснабжения и, следовательно, не обязательно обозначают собой отрицательную правовую мотивацию. Законодателю нет большой необходимости устанавливать стимулы в реализации прав и свобод. Последние по определению заключают в себе соответствующие стимулы. Ограничение, в свою очередь, не направлено на стимулирование реализации предоставленного права.

Цели создания стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах, посвящены нормы подзаконных актов, например, нормы Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ [10], которые предусматривают включение в тарифы расходов на осуществление инвестиционных программ, в том числе направленных и на внедрение энергосберегающих технологий.

Общий правовой стимул в энергосбережении закреплен ст. 4 Закона об энергосбережении 2009 г.: правовое регулирование в области энергосбережения основывается в том числе на принципе стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Необходимо учитывать, что осуществление энергосберегающей политики требует организации не только должного учета и контроля за расходованием энергетических ресурсов, но и создания стимулов для производителей, поставщиков и потребителей энергетических ресурсов в повышении эффективности их использования.

К функциям органов государственной власти Закон об энергосбережении 2009 г. (ст. 9) относит установление запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей.

К сожалению, положения о государственных стимулах энергосбережения (ст. 27 Закона об энергосбережении 2009 г.) носят декларативный характер. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна осуществляться с применением мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (налоговые кредиты), а также путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в этой области.

Одной из форм государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является предусмотренное ст. 27 Закона об энергосбережении право органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного регулирования цен (тарифов), устанавливать социальную норму потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженные цены (тарифы), применяемые при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов (услуг по их доставке), соответствующий социальной норме потребления. Указанная форма поддержки реализуется органом местного самоуправления при условии обязательной компенсации организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов, оказание услуг, соответствующей части затрат на их осуществление.

Распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 1830-р утвержден план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В данном документе определены как необходимые к проведению мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, так и ответственные за их проведения исполнители.

В целях стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности одновременно предусмотрено внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Градостроительный, Налоговый, Жилищный кодексы и т. д.).

Можно сделать вполне определенный вывод: в Российской Федерации началось формирование нормативно-правовой базы для установления устойчивого развития энергоэффективной экономики, и для этого имеется немалый потенциал. Это обстоятельство предполагает выработку такого гражданско-правового механизма отношений энергоснабжения, который делал бы совершенно невыгодным для энергоснабжающей организации допускать перебои в энергоснабжении со ссылкой на крайне изношенное состояние линий электропередач и оборудования трансформаторных подстанций, а также низкое качество электроэнергии, приводящее к выходу из строя электроприборов потребителей энергии.

Литература

1. Лахно П. Г. Энергетическое право — что это такое? / Энергетика и право. Вып. 2 // СПС «Гарант». 2010.

2. Большой юридический словарь / Под ред. А. В. Малько. М.: Проспект, 2009. С. 56.

3. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 31.03.2003. N 13. Ст. 1177.

4. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 05.04.1999. N 14. Ст. 1667.

5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 25.07.2005. N 30 (часть II). Ст. 3126.

6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // СЗ РФ. 28.07.2008. N 30 (часть I). Ст. 3579.

7. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 5.

8. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // СЗ РФ. 30.05.2011. N 22. Ст. 3168; Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» // СЗ РФ. 05.06.2006. N 23. Ст. 2501.

9. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: В 3 т. // Общая теория государства и права. Академический курс. М.: Норма, 2007. Т. 3. С. 364 — 365.

10. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» // СЗ РФ. 01.03.2004. N 9. Ст. 791.

——————————————————————