Проблемы правового регулирования судебной защиты прав потребителей возмездных (платных) образовательных услуг

(Мотехина М. В., Дьяконова О. Г.) («Российский судья», 2012, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВОЗМЕЗДНЫХ (ПЛАТНЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ <*>

М. В. МОТЕХИНА, О. Г. ДЬЯКОНОВА

——————————— <*> Motekhina M. V., D’yakonova O. G. Problems of legal regulation of judicial protection of rights of consumers of paid educational services.

Мотехина Марина Викторовна, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Российской правовой академии Минюста РФ (филиал в г. Туле), кандидат педагогических наук.

Дьяконова Оксана Геннадьевна, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российской правовой академии Минюста РФ (филиал в г. Туле), кандидат юридических наук.

Авторы статьи полагают, что теоретические исследования и судебная практика дают основание для изменения действующего гражданского законодательства, для усовершенствования правового регулирования прав потребителей возмездных (платных) образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательные услуги, договор о возмездном оказании образовательных услуг, высшие учебные заведения, суд, иски о защите прав потребителей.

The authors of the article believe that theoretical researches and judicial practice give grounds for amendment of the current civil legislation for improvement of legal regulation of rights of consumers of paid educational services.

Key words: educational services, contract on paid rendering of educational services, higher educational services, court, suits on protection of rights of consumers.

В последние годы во всем мире идет интенсивное развитие интеграционных процессов в области образования, которое существенным образом влияет на изменения подготовки высококвалифицированных кадров. Не менее важен данный аспект и для России, система образования которой в последние годы также претерпевает существенные изменения. В контексте реформ российского образования и присоединения России к Болонскому процессу особую значимость приобретают договорные отношения между услугодателями и услугополучателями. Высшее образование в рыночных условиях стало включаться достаточно активно в экономическую сферу в виде продаваемой образовательной услуги, обладающей высоким прибыльным потенциалом. Предпринимательский подход к высшему образованию привел к стимулированию процесса создания рынка возмездных образовательных услуг, имеющего высокую экономическую привлекательность. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики <1>. Так, ежегодно увеличивается число граждан, получающих образование на основе полного возмещения затрат в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Так, по итогам приема в 2009 г. в образовательные учреждения высшего профессионального образования (ВПО), из 1 329600 принятых в высшие учебные заведения (вузы) студентов только 544000 заняли бюджетные места с оплатой из федерального бюджета, всего 15800 с оплатой из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов, а основной контингент принятых в вузы — 769800 студентов — были вынуждены самостоятельно находить источники для оплаты своего обучения. Платных образовательных услуг населению только в 2009 г. было оказано на 306 млрд. руб. <1>. Эта тенденция нашла отражение и в государственном заказе на прием граждан в вузы, подведомственные Рособразованию, в 2010 г. предусмотрено только 358397 бюджетных мест <2>, в 2011 г. эта цифра достигает 433078, при этом она исчисляется по всем направлениям подготовки в вузах <3>. Приведенные статистические данные позволяют говорить об увеличении количества граждан, которые вступают в договорные отношения с вузами и самостоятельно оплачивают свое обучение. Оказание платных услуг облекается в правовую форму договора возмездного оказания образовательных услуг, который в настоящее время широко распространен в системе ВПО. ——————————— <1> Сведения взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/ <2> Приказ Минобрнауки РФ от 1 марта 2010 г. N 156 «Об утверждении федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении федеральные государственные образовательные учреждения, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета в 2010 г.» // Бюллетень Минобрнауки РФ. 2010. N 6. <3> Приказ Минобрнауки РФ от 15 марта 2011 г. N 1358. «Об утверждении федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении федеральные государственные образовательные учреждения, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2011 г.» URL: http:// www. edu. ru/ db-mon/ mo/ Data/ d_11/ prm1358-1.pdf.

Государственные и муниципальные вузы в пределах, установленных лицензией, вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий по приему студентов подготовку специалистов по договору с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами. Заключаемый договор является одним из видов договора возмездного оказания услуг в области высшего профессионального образования. Возникающие при этом отношения являются гражданско-правовыми и поэтому будут регулироваться нормами гражданского законодательства РФ. В частности, это нормы Общей части ГК РФ <4> в целом (раздел I), подразделов I и II раздела III «Общая часть обязательственного права», а также нормами главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», заключение договора оказания образовательных услуг с учетом его специфики регулируется положениями ст. ст. 447 — 449 и главы 57 ГК РФ <5>. Фактически деятельность по предоставлению образовательных услуг вузом на возмездной основе регулируется прежде всего гражданским законодательством. Как указывают С. Дегтярев и Е. Дятлов, необходимо учитывать ст. 3 ГПК РФ, устанавливающую, что нарушения договорных обязательств по договорам об оказании услуг должны нарушать свободы, законные права и интересы заявителя — лица, обращающегося за судебной защитой. Традиционно это сводится к требованиям по восстановлению статуса обучающегося, возмещению материального вреда, а также компенсации морального вреда (последнее предусмотрено ст. 39 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и подтверждено Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 июля 2002 г.) и др. Однако правовые последствия нарушений условий этого договора должны определяться истцом исходя из содержания договора, заключенного с образовательным учреждением, сам же договор не должен противоречить нормам ГК РФ <6>. ——————————— <4> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <5> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410. <6> Дегтярев С., Дятлов Е. Судебная защита прав потребителей платных образовательных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 5. С. 14.

Имеющиеся нормативно-правовые акты <7>, регулирующие оказание образовательных услуг на возмездной основе, не позволяют на сегодняшний день говорить о качественном правовом регулировании, что действительно вызывает правоприменительные проблемы. Помимо этого не существует единства мнений по поводу правовой природы договора возмездного оказания услуг в вузах и среди теоретиков гражданского права. Указанное, в свою очередь, порождает противоречия между услугодателями (вузами) и услугополучателями (потребителями), которое прослеживается в увеличении количества поданных исков в защиту прав потребителей, при этом среди них выделяется особая категория исков, обладающая некоторыми специфическими чертами. Эта категория исков может быть названа исками в защиту прав потребителей платных или возмездных услуг. Можно выделить следующие наиболее распространенные виды исковых заявлений, поданных в защиту прав потребителей платных образовательных услуг: о нарушении прав обучающихся на качественное образование, о нарушении прав обучающихся в аккредитованных образовательных учреждениях на отсрочку призыва на военную службу, о нарушении гарантий общедоступности и бесплатности образования и др. Однако наибольшее количество споров связано с несоответствием закону положений договора об оказании образовательных услуг. Весьма интересным является решение Арбитражного апелляционного суда по иску вуза к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей, в котором суд отказал в удовлетворении иска в связи со следующим: суд сделал вывод, что включение в договор о подготовке специалиста с высшим образованием условий, вынуждающих абитуриента приобретать одну услугу с обязательным приобретением других услуг, свидетельствует об ущемлении установленных Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 прав потребителей и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ <8>. ——————————— <7> Отношения по защите прав потребителей в сфере образования регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1, ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-1, разработанными на основе этих законов Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 и иными подзаконными нормативными актами. <8> Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2009 г. по делу N А56-42097/2008. URL: http://www. kadis. ru/texts/index.

Статья 29 Закона N 125-ФЗ <9> определяет, что платная деятельность вуза может осуществляться при соблюдении нескольких условий, во-первых, если это не противоречит федеральным законам и, во-вторых, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, в-третьих, такая деятельность указана в его учредительных документах. ——————————— <9> О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

При этом закон стоит на позиции, что платная образовательная деятельность вуза не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. При этом вуз самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству РФ и уставу данного вуза. Отсутствие в законе, в том числе и в ГК РФ, фактического закрепления требований, касающихся основных положений договора об оказании платных образовательных услуг, приводит к распространению в заключаемых договорах не соответствующих законодательству условий. Так, суд принял решение по делу, которое рассматривалось в отношении образовательного учреждения среднего профессионального образования, однако полагаем, что выводы суда показательны и для системы ВПО, в соответствии с которым увеличение учреждением оплаты стоимости услуг на 5% за каждый час пропуска занятий студентами связано с нарушением обучающимися учебной дисциплины, а не с предоставлением учреждением образовательных услуг, следовательно, включение указанного условия в договор об оказании платных образовательных услуг ущемляет права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей <10>. ——————————— <10> Постановление ФАС Уральского округа от 23 марта 2009 г. N Ф09-533/09-С1 по делу N А76-9317/08. URL: http:// www. lexed. ru/ sud3/ 02/ 07/ 73/ ?731.html.

При заключении договоров на оказание платных образовательных услуг необходимо учитывать требования Минобразования России, которое указало на условия, противоречащие законодательству и недопустимые к включению в договор. Среди них можно отметить включение в договоры в одностороннем порядке права расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию <11>, установление в договорах помимо платы за обучение «безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения», установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения <12>. В этом отношении интересным является дело, рассмотренное мировым судьей Тульской области по иску гр. Мироновой к НОУ ВПО МосАП, в котором истица требует возврата денежных средств, уплаченных ею по требованию вуза в качестве доплаты за сдачу государственных экзаменов и услуги государственной аттестационной комиссии. Выводы мирового судьи, удовлетворившего требования истицы, основывались на положениях п. 5 ст. 5 и ч. 1 ст. 29 Закона N 125-ФЗ, а также ч. 1 ст. 1102 ГК РФ <13>. ——————————— <11> Кратенко М. В. Несправедливые условия в договорах с потребителями: понятие, виды, способы судебной защиты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 4. <12> Письмо Министерства образования от 19 января 2000 г. N 14-51-59ин/04 «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг» // Бюллетень Минобразования РФ. 2000. N 4. <13> Архив судебного участка N 63 г. Тулы. Решение мирового судьи Т. В. Топильской от 25 октября 2010 г.

Представляется, что потребность в обновлении договорных отношений в системе ВПО связана как с возрастающей универсализацией образования, так и продиктована динамикой общественного развития. Проведенный анализ показывает, что судебная практика склоняется к тому, что к договору возмездного оказания платных образовательных услуг вузом применяются, во-первых, общие правила заключения, изменения и расторжения договора и, во-вторых, специальные нормы главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Материалы судебной практики свидетельствуют о необходимости дополнить ГК РФ отдельной главой, например главой 39.1 «Возмездное оказание образовательных услуг», закрепив в ней легальное определение договора об оказании возмездных (платных) образовательных услуг, указав при этом, что подразумевается под понятием «возмездная (платная) образовательная услуга», обозначить признаки такой услуги; определить предмет и основания заключения такого договора, форму, публичность договора или его индивидуальный характер; установить порядок заключения, изменения и расторжения договора об оказании возмездных образовательных услуг; правовой статус потребителя возмездных образовательных услуг, определить меры ответственности в случае нарушения договора каждой из сторон. В Законах N 125-ФЗ и N 3266-1 также должны найти свое отражение внесенные в ГК РФ изменения, касающиеся договора об оказании возмездных образовательных услуг. Следует привести данные законы в соответствие с нормами ГК РФ, чтобы исключить вероятность появления коллизионных норм.

——————————————————————