Доверяй, но проверяй

(Скворцов Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 49)

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Д. СКВОРЦОВ

Дмитрий Скворцов, юрист, г. Москва.

Проверка добросовестности контрагента не является обязанностью другой стороны, но с каждым годом ей уделяется все большее внимание. И это не случайно, ведь осуществление любой хозяйственной деятельности сопряжено с возникновением имущественных рисков. Их минимизация помогает субъектам предпринимательской деятельности оставаться на плаву и наращивать объем прибыли в условиях рыночной конкуренции.

Заключение любой сделки предполагает возникновение у сторон взаимных прав и обязанностей. Как правило, это обязанность одной стороны по отношению к другой выполнить определенную работу, оказать услугу, передать товар и т. д. У стороны — выгодоприобретателя появляется взаимное обязательство оплатить результат по договору. Другая сторона должна предпринять меры, перечисленные в ст. 329 ГК РФ, чтобы точно знать, что потенциальный контрагент является добросовестным хозяйствующим субъектом, способным надлежащим образом выполнять принятые на себя обязательства.

Недобросовестность одной из сторон влечет различные негативные последствия. К ним можно отнести возникновение задолженности; убытков, причиненных несвоевременным выполнением обязательств одной из сторон, и др.

Проверка добросовестности контрагента не является обязанностью другой стороны, но с каждым годом ей уделяется все большее внимание. И это неслучайно, ведь осуществление любой хозяйственной деятельности сопряжено с возникновением имущественных рисков. Их минимизация помогает субъектам предпринимательской деятельности оставаться на плаву и наращивать объем прибыли в условиях рыночной конкуренции.

Несмотря на отсутствие закрепленной в нормативных актах обязанности проверять своего контрагента, налоговые органы требуют, чтобы субъекты экономической деятельности, совершая сделки, проявляли должную осмотрительность при выборе контрагента. Налоговые инспекции и Минфин России дают рекомендации о возможных способах осуществления подобной проверки (письма ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84, Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 N 03-02-07/1-340; разъяснение ФНС России от 15.03.2010).

Мнение судов по вопросам необходимости проверки контрагентов неоднозначно. Во многих случаях суды принимают сторону добросовестной стороны и поддерживают ее в части отсутствия нормативного обязательства проверки контрагентов при заключении сделок (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 N 09АП-15369/2010, от 21.06.2010 N 09АП-13408/2010-АК). Есть и обратные примеры (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 N 09-АП-9616/2010-АК, ФАС МО от 26.10.2009 N КА-А40/11076-09).

Как правило, анализом добросовестности контрагента на предприятии занимается команда юристов либо служба безопасности. При этом выводы делаются на основе представленных документов и/или полученной своими силами информации.

К таким документам относятся:

1) Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с печатью ИФНС либо заверенные исполнительным органом контрагента их копии.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, следующие сведения и документы о юридическом лице:

— полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование;

— организационно-правовая форма;

— адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

— сведения об учредителях (участниках) юридического лица;

— сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

— сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

— размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала;

— фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

— сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

— сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

— ИНН, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

— коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

— сведения о банковских счетах юридического лица;

— сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;

— сведения о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала;

— стоимость чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на дату окончания последнего завершенного отчетного периода.

Выписка может быть получена организацией и самостоятельно.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы предоставляются за плату, размер которой устанавливается Правительством РФ. Срок предоставления сведений о конкретном юридическом лице по общему правилу не может составлять более пяти дней со дня поступления соответствующего запроса. Срочное предоставление сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса (п. 21 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438).

В то же время нельзя основываться лишь на сведениях из государственного реестра юридических лиц. Желательно требовать предоставления соответствующей информации и документов от самого потенциального контрагента. После можно сопоставить их с данными, содержащимися в государственном реестре юридических лиц;

2) заверенные контрагентом копии свидетельства о государственной регистрации общества и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;

3) заверенные контрагентом копии учредительных документов (устав общества). Следует учесть, что представленная копия устава должна быть полной и содержать все необходимые сведения (в частности, о видах деятельности общества, об органах управления в обществе);

4) заверенные контрагентом копии налоговых деклараций на последнюю отчетную дату с отметкой ИФНС о принятии;

5) копии протокола общего собрания учредителей (акционеров) общества или копия решения единственного участника общества, в котором в качестве одной из повесток дня будет вынесен вопрос об избрании исполнительного органа общества на основании устава;

6) копия приказа о вступлении в должность единоличного исполнительного органа общества;

7) заверенная контрагентом карточка учета сведений с образцом подписи единоличного исполнительного органа общества;

8) копии лицензий (с приложениями к ним), выданных контрагенту на осуществление деятельности, требующей прохождения процедуры лицензирования в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

9) документы, удостоверяющие полномочия лица на заключение сделок от имени общества.

Сведения, закрепленные в уставе общества, протоколе (решении) участников (акционеров) общества и в приказе о назначении на должность исполнительного органа (генерального директора), позволят сделать вывод о легитимности полномочий генерального директора, а также о сроке его полномочий.

При проверке контрагента необходимо также изучить информацию, содержащуюся в официальных источниках. На сайте ФНС (www. nalog. ru, где представлена информация о судебных делах всех судебных округов) проверить факт регистрации организации-контрагента по адресу «массовой регистрации» и факт дисквалификации ее руководителей. На сайте Федерального лицензирующего органа можно выяснить наличие у контрагента соответствующей лицензии и срок ее действия. На сайте ВАС РФ (www. arbitr. ru), сайтах федеральных арбитражных судов, апелляционных судов и судов первой инстанции можно узнать участвовала ли организация-контрагент в судебных разбирательствах.

Также можно обратиться в ИФНС по месту регистрации контрагента с просьбой подтвердить (опровергнуть) факт недобросовестности контрагента и получить информацию о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; сдает ли данное лицо бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации.

Следует отметить, что данная информация является открытой, это подтверждается позицией ФНС России, изложенной в письме от 05.03.2002 N ШС-6-14/252.

Арбитражные суды разделяют данную точку зрения. Так, ФАС ЗСО в Постановлениях от 11.12.2007 N Ф04-8404/2007 (40773-А67-32) и от 14.12.2007 N Ф04-67/2007 (77-А67-32) поддержал позицию нижестоящих судебных инстанций, признавших незаконными отказы налоговых органов в предоставлении налогоплательщику информации о его контрагентах.

Минфин России также подтвердил, что меры, включающие в себя получение от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые в целях подтверждения добросовестности контрагента, свидетельствуют об осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (письмо Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177).

Итак, проверка добросовестности контрагента должна предшествовать заключению сделки, порождающей взаимные права и обязанности. Однако не стоит также забывать об установленных в ст. 329 ГК РФ мерах обеспечения обязательств, которые направлены на добросовестное выполнение сторонами взятых на себя обязательств по заключенной сделке. Именно комплексный подход к использованию правового инструментария позволит сторонам минимизировать риски, связанные с недобросовестностью контрагентов.

——————————————————————