Порядок реализации военными организациями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

(Зайков Д. Е., Мельникова А. И.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 1)

ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 18 ИЮЛЯ 2011 ГОДА N 223-ФЗ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Д. Е. ЗАЙКОВ, А. И. МЕЛЬНИКОВА

Зайков Д. Е., кандидат юридических наук, начальник юридической службы федерального автономного учреждения «25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации».

Мельникова А. И., старший юрисконсульт федерального автономного учреждения «25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации».

Современные условия гражданского оборота и специфика правового регулирования хозяйственной деятельности субъектов государственного сектора экономики делают необходимым применение большинством военных организаций <1> особого порядка размещения заказов по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, регламентируемого рядом нормативных правовых актов, основным из которых является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ). Под действие данного правового акта подпадают федеральные казенные учреждения и федеральные бюджетные учреждения, и именно указанные виды юридических лиц составляют основу военных организаций. ——————————— <1> Под военными организациями в настоящей статье понимаются организации, входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, а также акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50%, от имени которой права акционера осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Сложившаяся система заказов, направленная, в частности, на эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, тем не менее по настоящее время не смогла достигнуть поставленных перед ней целей, чему в немалой степени способствовали ее существенные недостатки. Необходимо отметить, что на ряд военных организаций, к которым относятся федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, федеральные автономные учреждения (ФАУ) и акционерные общества, Закон N 94-ФЗ не распространяется в связи с тем, что указанные виды юридических лиц в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются получателями бюджетных средств и, соответственно, государственными заказчиками <2>. ——————————— <2> См. письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 июля 2011 г. N Д28-173, от 3 августа 2011 г. N ОГ-Д28-776 и др.

Следует отметить, что отсутствие единого порядка закупки товаров, работ и услуг (далее — закупка товаров) для данной категории военных организаций никогда не являлось существенной проблемой в силу того обстоятельства, что нормативные правовые акты, регламентирующие их правовой статус <3>, предусматривают достаточно действенный и объективный контроль (например, при принятии решения о заключении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность). ——————————— <3> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Тем не менее политика законодателя, направленная на развитие и упорядочение системы государственных организаций, совершенствование их правового положения, реализацию принципа публичности в деятельности указанных юридических лиц, осуществление жесткого и всеобъемлющего контроля за расходованием денежных средств, привела к необходимости установления единых правил осуществления закупок товаров организациями, на которые не распространяется Закон N 94-ФЗ. Решением поставленной задачи стало принятие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). Цели указанного правового акта являются практически идентичными стоящим перед Законом N 94-ФЗ, однако их достижение предполагается в существенно ином порядке. В качестве основных принципов закупки товаров Закон N 223-ФЗ установил: — информационную открытость закупки; — равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; — целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика; — отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные: — с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей; — с приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле; — с осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом N 94-ФЗ; — с закупкой в области военно-технического сотрудничества; — с закупкой товаров в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг; — с осуществлением заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»; — с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Основополагающим документом, определяющим порядок приобретения товаров, работ и услуг в конкретной военной организации, является положение о закупке, которое подлежит утверждению: — для ФГУП — его руководителем; — для акционерного общества — советом директоров (наблюдательным советом) или коллегиальным исполнительным органом; — для ФАУ — наблюдательным советом. Необходимо отметить, что военная организация, не разместившая в установленном порядке в срок до 1 апреля 2012 г. утвержденное положение о закупке, обязана руководствоваться при закупке товаров Законом N 94-ФЗ до дня размещения указанного документа. Аналогичные последствия ждут и военную организацию, созданную после 1 января 2012 г. и не выполнившую данную обязанность в течение трех месяцев с даты ее регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц. Положение о закупке должно определять порядок подготовки и проведения процедуры закупки товаров, ее способы, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров. Основным способом закупки товаров Закон N 223-ФЗ определяет торги (конкурс или аукцион), вместе с тем в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки, при условии установления в данном положении порядка их реализации. К таковым можно отнести запросы котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и др. С учетом того обстоятельства, что законодатель не ограничивает возможные способы закупки лишь предусмотренными законодательством Российской Федерации, представляется возможным использование иных способов закупки, учитывающих специфику деятельности военной организации и соответствующих особенностям ее функционирования, при условии установления в положении о закупке порядка их реализации и соблюдения необходимых требований Закона N 223-ФЗ. Наряду с вышесказанным следует отметить, что использование ФАУ таких способов закупки, как закрытый конкурс или закрытый аукцион <4>, возможно лишь при осуществлении закупки, сведения о которой составляют государственную тайну (при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте соответствующего договора), либо закупки, сведения о которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации не подлежат размещению на официальном сайте <5>. ——————————— <4> Согласно п. 1 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. <5> В срок до 1 июля 2012 г., если иной срок не будет предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, это собственный сайт военной организации (с учетом положений Инструкции о порядке подготовки и распространения в глобальной информационной сети Интернет информации о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 120, — официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации — www. mil. ru), после указанного срока — www. zakupki. gov. ru. Необходимо отметить, что Законом N 223-ФЗ предусмотрено, что в случае возникновения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту в течение более чем одного рабочего дня, соответствующая информация размещается организацией на собственном сайте с последующим размещением ее на официальном сайте.

Помимо положения о закупке, военной организацией должны быть разработаны план закупки товаров, работ и услуг, форма извещения о закупке, форма документации о закупке и проекты соответствующих договоров. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: — требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования; — требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; — требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, его характеристик, выполняемой работы (оказываемой услуги); — место, условия и сроки поставки товара, выполнения работ (оказания услуг); — сведения о начальной (максимальной) цене договора; — форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; — порядок формирования цены договора (с учетом или без учета каких-либо расходов); — порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке; — требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; — порядок и сроки предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; — место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки; — критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Неотъемлемой частью документации о закупках является извещение о проведении закупки, в котором указываются способ закупки, контактная информация о военной организации (заказчике), предмет договора, место исполнения договора, начальная (максимальная) цена договора и иная необходимая информация. Необходимо отметить, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Военная организация вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законом N 223-ФЗ и Законом N 94-ФЗ. Существенные различия в порядке ведения указанных реестров отсутствуют, за исключением того, что ч. 3 ст. 19 Закона N 94-ФЗ определен обязательный перечень сведений, которые должен содержать соответствующий реестр. Согласно ст. 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения исключаются из него. Представляется, что ведение реестра недобросовестных поставщиков по аналогии с Законом N 94-ФЗ будет возложено на Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (далее — ФАС) и Федеральную службу по оборонному заказу — в части государственного оборонного заказа, а также закупок, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну <6>. ——————————— <6> Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 1206 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по оборонному заказу» и Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд».

Закон N 223-ФЗ жестко регламентирует порядок реализации принципа информационной открытости закупки. Так, военные организации рассматриваемой категории обязаны размещать на официальном сайте: — положение о закупке, а также вносимые в него изменения; — план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год; — план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от семи до пяти лет <7>; ——————————— <7> С 1 января 2015 г., а с 1 января 2013 г. и до указанного срока планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств подлежат размещению ФАУ на официальном сайте на трехлетний срок.

— информацию о закупке, в том числе извещение о закупке, документацию о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иную информацию; — сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров; — сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); — сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации о неразмещении соответствующей информации на официальном сайте. Необходимо отметить, что не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, информация о закупке товаров, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. Существенной особенностью порядка закупки товаров, установленного Законом N 223-ФЗ, является то, что при заключении и исполнении договора могут быть изменены объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки <8>. Данное положение имеет огромное значение для эффективного участия военных организаций в гражданском обороте. ——————————— <8> При условии размещения на официальном сайте информации об изменении договора с указанием измененных условий в установленный срок.

Важной характеристикой Закона N 223-ФЗ и спецификой порядка его реализации является то, что полномочиями по правовому регулированию значительного объема отношений, возникающих при исполнении указанного правового акта, наделено Правительство Российской Федерации, которое: — определяет федеральный орган государственной власти, ответственный за ведение официального сайта; — устанавливает порядок размещения на официальном сайте информации о закупке товаров; — определяет федеральный орган государственной власти, ответственный за ведение реестра недобросовестных поставщиков; — вправе устанавливать перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме; — вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами; — устанавливает порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки его размещения, а также требования к его форме; — вправе определить конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте; — вправе определить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте. Участник закупки вправе обжаловать в ФАС действия (бездействие) военной организации при закупке товаров в случаях: — неразмещения на официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом N 223-ФЗ размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения; — предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; — осуществления заказчиками закупки товаров в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона N 94-ФЗ. Таким образом, с 1 января 2012 г. установлен единый порядок осуществления закупок товаров военными организациями, на которые не распространяется Закон N 94-ФЗ. Безусловно, избранный законодателем подход, определенный Законом N 223-ФЗ, по сравнению с требованиями, предусмотренными Законом N 94-ФЗ, значительно более гибкий, позволяющий учитывать как особенности правового статуса различных видов юридических лиц, так и специфику деятельности конкретной военной организации. Вместе с тем правильность концепции осуществления закупок товаров, установленная Законом N 223-ФЗ, подтверждение ее практической применимости, результативности, выявление всего комплекса имеющихся недостатков и пробелов, а также оценка возможности достижения поставленных перед указанным правовым актом целей могут быть осуществлены только после анализа практики его применения.

Сравнительная характеристика Закона N 223-ФЗ и Закона N 94-ФЗ применительно к военным организациям

N Сравниваемые Закон N 223-ФЗ Закон N 94-ФЗ п/п показатели

1 Круг субъектов Федеральные Федеральные казенные государственные учреждения, федеральные унитарные предприятия, бюджетные учреждения федеральные казенные предприятия, федеральные автономные учреждения, акционерные общества

2 Способы Торги и иные способы, Торги, в том числе аукцион приобретения предусмотренные в электронной форме, товаров, работ положением о закупках запрос котировок, закупка и услуг у единственного поставщика, на товарной бирже

3 Степень Обеспечивается полная Обеспечивается полная информационного открытость и открытость и прозрачность обеспечения прозрачность закупки размещения заказа

4 Сроки С момента опубликования С момента создания применения положения о закупках в организации установленном порядке

5 Самостоятельность Порядок закупки Порядок размещения заказов в определении определяется определяется исключительно порядка закупки организацией Законом N 94-ФЗ самостоятельно в положении о закупке с учетом пределов и требований Закона N 223-ФЗ

6 Возможность учета Есть Отсутствует специфики военных организаций

——————————————————————