Как провести реорганизацию муниципального АО в ООО?

(Шерман С.) («Акционерный вестник», 2012, N 1-2)

КАК ПРОВЕСТИ РЕОРГАНИЗАЦИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО АО В ООО?

С. ШЕРМАН

Шерман Софья, заместитель начальника отдела корпоративного права казенного учреждения Воронежской области «Центр корпоративного развития».

Повод для разговора: преобразование ОАО в ООО весьма привлекательно для обществ, состоящих из единственного акционера. ОАО со 100-процентной государственной или муниципальной долей не являются исключением. Поскольку реорганизация из АО в ООО муниципальных предприятий большая редкость, у всех желающих провести эту процедуру может возникнуть много вопросов.

Проблемная норма: ст. 15, ст. 48, ст. 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» N 208-ФЗ.

Вариант решения: издавать нормативные акты, предусматривающие реорганизацию конкретных ОАО со 100-процентной долей муниципальной собственности в ООО; внимательно ознакомиться с финансовой ситуацией, сложившейся на предприятии, провести мероприятия по инвентаризации его имущества, разработать проект устава.

Как принимается решение о преобразовании ОАО со 100-процентной муниципальной долей в ООО? В соответствии с п. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ, муниципальные образования могут участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. В данном случае мы рассмотрим ситуацию, когда муниципальное образование выступает единственным учредителем ООО при реорганизации ОАО, все акции которого находятся в муниципальной собственности. Реорганизация юридического лица представляет собой процесс создания нового юридического лица на базе существующего. Реорганизация ОАО в ООО происходит чаще всего в форме преобразования, при котором ОАО прекращает свою деятельность, а его права (в т. ч. имущественные) и обязанности переходят к создаваемому правопреемнику — ООО в соответствии с передаточным актом (кроме того, возможна реорганизация путем выделения из ОАО другого акционерного общества либо в форме слияния двух и более ОАО в новое акционерное общество с последующим преобразованием вновь созданных ОАО в ООО) (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (пункт 20): «…положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16 — 19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы). В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО принятие решения о реорганизации ОАО относится к компетенции общего собрания акционеров (либо единственного акционера). Согласно п. 3 ст. 94 Закона об АО от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права акционеров в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в собственности указанных публичных образований, осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества либо иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления (за исключением случаев, когда акции указанных акционерных обществ принадлежат на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарным предприятиям, учреждениям, переданы в доверительное управление, а также когда управление акциями указанных акционерных обществ в соответствии с федеральными законами осуществляется государственными корпорациями). Таким образом, принятие решения о реорганизации в ООО акционерного общества со 100-процентной муниципальной долей входит в компетенцию соответствующего исполнительного органа (комитета, фонда) по управлению муниципальным имуществом, владеющего акциями ОАО от имени муниципального образования. При принятии данного решения может возникнуть вопрос: является ли такая реорганизация приватизацией муниципального имущества? На этот вопрос с уверенностью можно ответить — не является, так как в ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен исчерпывающий перечень способов приватизации указанного имущества. Реорганизация хозяйственных обществ в указанный перечень не входит. Комментарий редакции. В отношении принятия решения о реорганизации существует официальная позиция Минэкономразвития, выраженная в письме от 25 мая 2011 г. N Д06-2628. Ведомство указывает, что принятие решения о реорганизации АО относится к компетенции общего собрания акционеров. Так, совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит для решения общим собранием акционеров вопрос о реорганизации общества в форме преобразования. Общее собрание акционеров, в свою очередь, выносит соответствующее решение о реорганизации АО (кворум для принятия данного решения составляет не менее 3/4 голосов). Каковы основные этапы процедуры создания ООО путем преобразования ОАО со 100-процентной муниципальной долей? Преобразование ОАО со 100-процентной муниципальной долей в ООО — ответственный процесс, в ходе которого необходимо четко разграничить его стадии. Стадия 1. Принятие решения о реорганизации. Итак, для преобразования муниципального ОАО в ООО необходимо решение единственного акционера — муниципального образования в лице соответствующего органа местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона об АО такое решение должно содержать: 1. Наименование, сведения о месте нахождения юридического лица (ООО), создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования; 2. Порядок и условия преобразования; 3. Порядок обмена акций ОАО на долю единственного участника в уставном капитале ООО (здесь также следует указать размер уставного капитала создаваемого ООО, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя). Необходимо учесть, что размер уставного капитала создаваемого ООО не может быть менее 10 000 рублей; 4. Список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого ООО; 5. Указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого ООО <1>; ——————————— <1> В отношении членов ревизионной комиссии (ревизора) и лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, решение о преобразовании должно содержать: имя, данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), — для физических лиц; наименование, сведения о месте нахождения — для управляющей организации в случае, если таким решением предусмотрена передача полномочий единоличного исполнительного органа общества, создаваемого путем реорганизации, управляющей организации (п. 7 ст. 15 Закона об АО).

6. Список членов иного органа (за исключением общего собрания участников) создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого ООО предусмотрено наличие иного органа (чаще всего — совета директоров) и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица (хотя в данном случае создание совета директоров и/или коллегиального исполнительного органа не представляется целесообразным); 7. Указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта. Передаточный акт должен содержать максимально полную информацию, позволяющую определить комплекс прав и обязанностей создаваемого ООО как правопреемника ОАО. В данном акте следует указать: — положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (ст. 15 Закона об АО); — состав имущественного комплекса реорганизуемого ОАО (с этой целью целесообразно будет перед принятием решения о реорганизации провести инвентаризацию имущества ОАО); — данные бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (дату реорганизации); — сведения об имеющихся у реорганизуемого общества лицензиях; 8. Указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов (устава). Указанным решением о реорганизации ОАО в форме преобразования может быть предусмотрен особый порядок совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок и (или) видов сделок или запрет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации общества и до момента ее завершения. Решение о преобразовании ОАО оформляется в виде нормативного акта принимающего его органа местного самоуправления (как правило, приказа). Стадия 2. Начало процедуры реорганизации. После принятия решения о преобразовании ОАО в ООО и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации реорганизуемое акционерное общество в целях обеспечения гарантий прав кредиторов обязано: — в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в соответствующий орган ФНС России о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления орган ФНС вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (ОАО) находится в процессе реорганизации; — дважды, с периодичностью один раз в месяц, поместить в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (в настоящее время — в журнале «Вестник государственной регистрации»), сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям п. 6.1 — 6.2 ст. 15 Закона об АО. Стадия 3. Завершение процедуры реорганизации. Государственная регистрация созданного ООО. При наличии доказательств уведомления кредиторов в указанном выше порядке органами ФНС России осуществляются государственная регистрация созданного в результате преобразования ООО и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованного ОАО. В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона об АО с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (в данном случае ООО) акционерное общество считается реорганизованным. Комментарий редакции. Важным моментом в процессе завершения реорганизации является дата ее окончания. Пример того, как определяется последний период реорганизации, содержится в письме Минфина от 26 мая 2011 г. N 16-15/051755@. Согласно письму, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Датой завершения реорганизации является дата внесения изменений в ЕГРЮЛ. Например, если реорганизация организации в форме преобразования одного юридического лица в другое завершена во II квартале 2011 года — 6 апреля 2011 года, запись в ЕГРЮЛ внесена тем же числом, то последним налоговым периодом по налогу на прибыль для него является период с 1 января по 5 апреля 2011 года включительно. При этом муниципальное образование в лице уполномоченного органа меняет свой статус единственного акционера ОАО на статус единственного участника ООО. На что следует обратить внимание при преобразовании ОАО со 100-процентной муниципальной долей? 1. Размер уставного капитала создаваемого ООО. Ранее упоминалось, что уставный капитал создаваемого ООО не может быть менее 10 000 рублей. Это должно быть принято во внимание при преобразовании ОАО, созданных в процессе приватизации 1992 — 1994 годов, размер уставного капитала которых может быть меньше размера, установленного ст. 26 Закона об АО. В этом случае перед принятием решения о реорганизации ОАО необходимо осуществить мероприятия по увеличению его уставного капитала до величины, соответствующей требованиям законодательства (например, конвертацию акций в акции с большей номинальной стоимостью путем переоценки основных средств). 2. Наличие лицензий у реорганизуемого ОАО. Согласно положениям ст. 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» N 99-ФЗ, в случае реорганизации лицензиата — юридического лица в форме преобразования правопреемник лицензиата (ООО) обязан подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указываются новые сведения о правопреемнике лицензиата (в соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. 3. Необходимость уведомления ФСФР РФ об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг эмитента (реорганизованного ОАО). В соответствии с гл. X Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР РФ от 25 января 2007 N 07-4/пз-н) ООО как правопреемник преобразованного ОАО в течение 10 дней с даты получения свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности эмитента (ОАО) в связи с его реорганизацией обязано уведомить ФСФР об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг данного ОАО. Указанное уведомление составляется в форме сообщения об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения всех размещенных акций акционерного общества — эмитента в связи с его реорганизацией (пп. «а» п. 10.4 Стандартов эмиссии) и направляется в соответствующее региональное отделение ФСФР РФ с приложением необходимых документов. Практические рекомендации. Как уже было сказано ранее, реорганизация ОАО, единственным акционером которого является муниципальное образование, в ООО не является способом приватизации муниципального имущества. Но, несмотря на это, уполномоченным органам местного самоуправления рекомендуется заранее издавать нормативные акты, предусматривающие реорганизацию конкретных ОАО со 100-процентной долей муниципальной собственности в ООО. В данных актах следует указать перечень указанных ОАО, способы их реорганизации и определенный временной период, в течение которого планируется осуществить данную процедуру. Перед принятием решения о реорганизации ОАО ответственным подразделениям органа местного самоуправления следует внимательно ознакомиться с финансовой ситуацией, сложившейся на предприятии (особенно — по кредиторской и дебиторской задолженности), провести мероприятия по инвентаризации его имущества, разработать проект устава. В связи с тем, что создаваемое ООО становится полным правопреемником ОАО, особое внимание следует уделить составлению передаточного акта.

——————————————————————