Роль саморегулируемых организаций в системе обеспечения качества консультационных услуг

(Ситдикова Л. Б.) («Юридический мир», 2012, N 2)

РОЛЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Любовь Борисовна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Российского государственного социального университета (г. Москва), доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматривается роль саморегулируемых организаций (СРО) в системе обеспечения качества консультационных услуг. Как указывает автор, наиболее предпочтительной формой организации СРО в сфере консультационной деятельности является обязательная форма организации. При этом роль государства должна ограничиваться мерами контроля за выполнением установленных законом обязательных требований и условий к СРО, антимонопольным регулированием с целью недопущения ограничения конкуренции на рынке консультационных услуг.

Ключевые слова: саморегулируемые организации, услуги, консультационные услуги, оценка качества услуг, конкуренция.

Role of self-regulated organizations in the system of ensuring of quality of consulting services L. B. Sitdikova

The article considers the role of self-regulated organizations in the system of ensuring quality of consulting services. The author states that the most preferable form of self-regulated organization in the sphere of consulting activity is an obligatory form of organization. At that the role of state shall be limited by measures of control of execution of established by law obligatory requirements and conditions to self-regulated organization, antimonopoly regulation for the purpose of prevention of limitation of competition at the market of consulting services.

Key words: self-regulated organizations, services, consulting services, valuation of quality of services, competition.

Современный уровень и темпы развития отраслей экономики, активные инновационные процессы, интенсивная конкуренция на российском рынке определяют высокие требования к качеству консультационных услуг. В мировой практике эффективным средством содействия потребителю в выборе качественных услуг является добровольная сертификация, проводимая авторитетными организациями. Сертификация выступает как эффективный рыночный инструмент, в котором заинтересован как потребитель, так и исполнитель, а также общество и государство <1>. Однако эффективность добровольной сертификации может проявляться лишь при насыщении рынка именно этим видом услуг или продукции, так как во всех остальных случаях ее влияние будет весьма символичным. ——————————— <1> Стандартизация и сертификация в сфере услуг: Учебное пособие / А. В. Раков, В. И. Королькова, Г. Н. Воробьева и др. М., 2002. С. 110.

По нашему мнению, наиболее приемлемым способом повышения качества и эффективности работы консультантов может стать добровольная сертификация консультационных услуг, которая в настоящее время осуществляется профессиональными ассоциациями и объединениями. Следует отметить, что первые российские объединения: Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) и Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР) — были зарегистрированы в 1991 г. в Москве с целью пропаганды профессиональных норм консультационной деятельности и создания рынка консультационных услуг. АКУОР выработала и приняла свой «профессиональный кодекс консультантов по управлению», который определяет отношения консультанта с клиентом. АКЭУ является всероссийской профессиональной некоммерческой организацией, объединяющей более 200 менеджмент-консалтинговых, тренинговых, рекрутментовых и других профессиональных фирм, которая была принята в 1994 г. в Европейскую федерацию ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) в качестве национального представителя России. Подобные объединения существуют и в других сферах консультационной деятельности, например, Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) — профессиональная организация российских рекрутментовых компаний, Гильдия профессиональных инвестиционных консультантов, советников и экспертов. Российские аудиторы зарегистрировали несколько объединений: Российская коллегия аудиторов (РКА), Союз профессиональных аудиторских организаций (СПАО), Московская аудиторская палата (МАП) и т. д. Профессиональные объединения консультантов ставят перед собой следующие задачи: внедрение навыков систематического использования консультационных услуг в практику субъектов регионального рынка; формирование норм и правил профессионального поведения на рынке консультационных услуг; организация сотрудничества с российскими, зарубежными консалтинговыми компаниями и ассоциациями; членство в международных организациях и участие в международных конференциях; проведение программ профессионального обучения и т. д. В большинстве ассоциаций и объединений консультантов членское удостоверение выступает в качестве документа, подтверждающего соответствие члена определенным стандартам квалификации, принятым в соответствующем объединении консультантов <2>. Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) проводит сертификацию консультационных компаний и индивидуальных консультантов. Консультационная компания или индивидуальный консультант, прошедшие процедуру сертификации, автоматически принимаются в члены АКЭУ. Пройти сертификацию и стать членом АКЭУ может как юридическое, так и физическое лицо. В зависимости от предоставления объема прав и услуг члены ассоциации приобретают статус действительного, ассоциированного, индивидуального действительного и индивидуального ассоциированного члена. ——————————— <2> Ассоциация консультантов по экономике и управлению. Сайт: URL: http://www. akeu. ru.

Развитие системы выдачи удостоверений подтверждается установлением различных критериев для приема в профессиональные ассоциации в качестве членов, а также проведением вступительных экзаменов для этих же целей. Например, вступительные экзамены используются институтами консультантов по вопросам управления в Великобритании и в США. Однако в условиях отсутствия законодательного делегирования государством функций по проведению сертификации негосударственным организациям ведет к стихийному формированию стандартов квалификации консультантов, которые учитывают чаще корпоративные и реже общественные интересы. Решение данной проблемы видится в создании системы независимых объединений консультантов в виде саморегулируемых некоммерческих организаций (СРО) <3>, зарегистрированных в установленном законом порядке. Саморегулирование различных областей предпринимательской и профессиональной деятельности является правовым институтом, призванным регулировать определенные сферы предпринимательской деятельности без участия государства. Институт саморегулирования формируется на основе сочетания интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности. При этом реализация этих интересов возложена на саму саморегулируемую организацию, которая имеет особый, в сравнении с иными общественными организациями, правовой статус. Публично-правовая структура СРО будет составлять основу их ответственности за соблюдение общественных интересов и обусловливать особые кооперационные взаимоотношения с государством. В этом и будет заключаться их отличие от союзов и ассоциаций, которые представляют и преследуют интересы лишь отдельных групп (участников) рынка консультационных услуг. ——————————— <3> Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N 315-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Система СРО должна включать созданные в целях саморегулирования объединения субъектов консультационной деятельности по профессиональному и территориальному признаку. Это означает, что профессиональные консультанты обязаны участвовать в деятельности саморегулируемых профессиональных организаций; они могут заниматься консультационной деятельностью, только будучи их членами. В основу объединения субъектов консультационной деятельности может быть положена предложенная нами предметно-видовая классификация консультационных услуг. Именно этим объединениям законодательно должна быть отведена роль регуляторов осуществления конкретного вида консультационной деятельности. Наиболее предпочтительной формой организации СРО в сфере консультационной деятельности является обязательная форма организации. При этом роль государства ограничивается мерами контроля за выполнением установленных законом обязательных требований и условий к СРО, антимонопольным регулированием с целью недопущения ограничения конкуренции на рынке консультационных услуг. Создание СРО позволит: сформулировать основные требования к профессии; подготовить базовые программы по подготовке и переподготовке консультантов; разработать стандарты качества оказания консультационных услуг, обязательные для исполнения всеми участниками рынка этих услуг, и осуществлять их контроль; проводить экспертизы по проблемным вопросам консультационных услуг; разработать системы сертификации специалистов с учетом различных направлений консультационных услуг; осуществлять взаимодействие с государственными органами, отечественными, зарубежными и международными консалтинговыми ассоциациями. При этом сертификация как процесс саморегулирования рынка консультационных услуг позволит: выработать единый понятийный аппарат, создать независимый механизм профессионального роста консультантов; создать постоянно действующий институт повышения качества и эффективности работы консультантов (в данном случае речь идет о качестве консультационных услуг и о повышении уровня профессионализма консультантов).

——————————————————————