Маленькие детки — новые бедки для торговли

(Щур-Труханович Л. В.) («Торговое право», 2012, N 1)

МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ — НОВЫЕ БЕДКИ ДЛЯ ТОРГОВЛИ

Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ

Щур-Труханович Л. В., директор Центра исследований в сфере экономики и права, кандидат экономических наук.

Чуть больше чем через полгода вступит в силу новый Федеральный закон, ограничивающий оборот печатной и иной информационной продукции. Так что киоскам, книжным магазинам и супермаркетам, магазинам, продающим диски и иные носители с играми, фильмами, музыкой, программными продуктами, открытками и т. д. осталось совсем немного времени для того, чтобы подготовиться к новшествам и заранее внести коррективы в свои бизнес-процессы, в особенности такие, как приемка товара и оформление сопроводительных документов. Считать, что новый Закон не касается торговли, нет никаких оснований. Из норм Федерального закона следует, что немаркированная соответствующим знаком печатная продукция, однако имеющая определенный контент, может стать поводом для обращения любого родителя, представителя общественной организации в соответствующий орган и, если после экспертизы в проданных книге или, например, журнале для геймеров будут сделаны выводы о том, что они содержат запрещенную для детей информацию, торговый оператор будет признан субъектом административного правонарушения (см. Щур Д. Л. За что и как торговле придется отвечать по новым правилам // Торговое право. 2012. N 1) или уголовного преступления (об этом далее).

Не действует. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Инициаторы Вступает в силу Депутаты Госдумы РФ с 01.09.2012 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года

Одним из поводов для выделения регулирования защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в самостоятельный Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» стало более чем 12-летнее неприменение норм статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», пунктами 1 и 2 которой еще в первой редакции предусматривалось, что: 1) органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение; 2) в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, а с июня 2009 года — 18 лет.

О предмете

Предмет нового Федерального закона определен в части 1 статьи 1 — это отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. При этом согласно части 2 той же статьи он не распространяется на отношения в сфере: 1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; 2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами; 3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества; 4) рекламы. Виды информационной продукции, на которую распространяются требования нового Федерального закона, представлены на рис. 1.

Печатная Продукция средств Базы данных продукция < массовой информации >

/\

Информация, размещаемая Предназначенные Программы для в информационно-телеком — для оборота электронных вычис — муникационных сетях < на территории > лительных машин (в том числе в сети Российской Федерации (программы для ЭВМ) Интернет)

V

Информация, распростра — Информация, Аудиовизуальная няемая посредством < размещаемая в сетях > продукция на любых зрелищных мероприятий подвижной радиотеле — видах носителей фонной связи

Рис. 1. Виды информационной продукции

Поскольку под оборотом информационной продукции в Федеральном законе понимаются не только аренда, прокат, раздача, выдача из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, но и распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), торговым операторам, реализующим печатную продукцию, необходимо понять содержание изменений, которые должны произойти в сентябре текущего года. Прежде всего несколько слов о полномочиях органов власти.

О полномочиях власти

В регулируемой Федеральным законом сфере основной функционал остался только у власти федеральной. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся: 1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию; 2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции; 3) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной данным Федеральным законом; 4) государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации — как и большинство полномочий, передаваемых с 2004 года (возврата централизации государственного управления), состоят в разработке и реализации региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции. Примечательно, что при этом пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» остался неизменным: субъекты Российской Федерации вправе своими законами принимать законы, устанавливающие нормативы распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования.

О классификации информации

Классификация видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, основывается на степени вероятности причинения вреда здоровью и (или) развитию детей, в связи с чем вводится два основных режима распространения (рис. 2): 1) полный запрет распространения среди детей; 2) ограничение распространения среди детей определенных возрастных категорий.

Информация

Запрещенная Ограниченная для распространения в распространении среди детей среди детей определенных возрастных категорий

Информация, побуждающая детей Информация, представляемая в к совершению действий, 1 1 виде изображения или описания представляющих угрозу их жизни жестокости, физического и и (или) здоровью, в том числе (или) психического насилия, к причинению вреда своему преступления или иного здоровью, самоубийству антиобщественного действия

Информация, способная вызвать Информация, вызывающая у детей у детей желание употребить страх, ужас или панику, в том наркотические средства, числе представляемая в виде психотропные и (или) изображения или описания в одурманивающие вещества, 2 2 унижающей человеческое табачные изделия, алкогольную достоинство форме и спиртосодержащую продукцию, ненасильственной смерти, пиво и напитки, заболевания, самоубийства, изготавливаемые на его основе, несчастного случая, аварии или принять участие в азартных катастрофы и (или) их играх, заниматься последствий проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством

Информация, обосновывающая или Информация, представляемая в оправдывающая допустимость 3 3 виде изображения или описания насилия и (или) жестокости половых отношений между либо побуждающая осуществлять мужчиной и женщиной насильственные действия по отношению к людям или животным за исключением случаев, когда такая информация допустима к распространению среди детей определенных возрастных групп

Информация, отрицающая Информация, содержащая бранные семейные ценности и 4 4 слова и выражения, не формирующая неуважение к относящиеся к нецензурной родителям и (или) другим брани членам семьи

Информация, оправдывающая 5 противоправное поведение

Информация, содержащая 6 нецензурную брань

Информация порнографического 7 характера

Рис. 2. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей

О классификации информационной продукции

Наиболее сложно понимаемым обычным распространителем книг, открыток, календарей, дисков и других носителей информационной продукции является ее классификация с учетом новых норм. Под классификацией в соответствии со статьей 2 понимается распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном данным Федеральным законом. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих определенным требованиям) до начала ее оборота на территории Российской Федерации. Замечания, которые выдвигались Правительством РФ в официальном отзыве на законопроект в первой его редакции, остались нереализованными: «самостоятельно» значит в одиночку, без каких-либо экспертов, а «в том числе» значит с обязательным участием эксперта. То есть применительно к компании или индивидуальному предпринимателю, торгующему книгами или иной печатной продукцией, за исключением той, на которую действие Федерального закона не распространяется (см. выше), приведенное положение читается так, что ее работники или сам предприниматель должны провести сортировку печатной продукции или дисков с фильмами, музыкой, играми. В силу части 2 той же статьи 6 Федерального закона при проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат: 1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление; 2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории; 3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей. Слово «исследования» точно не из лексикона распространителей книг и другой печатной продукции, а из статьи 18 Федерального закона с неизбежностью следует, что исследования все же проводятся экспертами. Классификация информационной продукции в силу части 3 статьи 6 Федерального закона осуществляется по 4 возрастным категориям (рис. 3); особую категорию составляет информационная продукция, запрещенная для детей (рис. 2).

Для детей, Для детей, Для детей, Для детей, не достигших достигших достигших достигших 6 лет 6 лет 12 лет 16 лет

Рис. 3. Возрастные категории детей для целей Федерального закона

Цель такой классификации — выделение основных признаков, которые подлежат указанию производителем или распространителем информационной продукции в сопроводительных документах на эту продукцию и являются основанием: 1) для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции; 2) для ее оборота на территории Российской Федерации. В свою очередь, указанные возрастные группы детей сами являются критериями классификации информационной продукции, допускаемой к обороту (рис. 4).

До 6 лет Информационная продукция, со — держащая инфор — Эпизодическое ненатуралистическое мацию, не при — изображение или описание физического и чиняющую вреда (или) психического насилия (за > здоровью и (или) > исключением сексуального насилия) при развитию детей, условии торжества добра над злом и в том числе содер — выражения сострадания к жертве насилия и жащая оправданные (или) осуждения насилия ее жанром и (или) сюжетом

После Информационная 6 лет продукция для 1. Кратковременное и ненатуралистическое > детей до 6 лет изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в Информационная форме, не унижающей человеческого продукция, содер — достоинства. жащая оправданные > 2. Ненатуралистическое изображение или > ее жанром и (или) описание несчастного случая, аварии, сюжетом катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику. 3. Не побуждающее к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодическое изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим

После Информационная 12 лет продукция для > детей, достигших 6 лет 1. Эпизодическое изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без Информационная натуралистического показа процесса продукция, содер — лишения жизни или нанесения увечий при жащая оправданные > условии, что выражается сострадание к > ее жанром и (или) жертве и (или) отрицательное, осуждающее сюжетом отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства). 2. Изображение или описание, не побуждающее к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий. 3. Не эксплуатирующее интереса к сексу и не носящее возбуждающего или оскорбительного характера эпизодическое ненатуралистическое изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера

После Информационная 16 лет продукция для > детей, достигших 12 лет 1. Изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их Информационная последствий, которые могут вызывать у продукция, содер — детей страх, ужас или панику. жащая оправданные > 2. Изображение или описание жестокости и > ее жанром и (или) (или) насилия (за исключением сюжетом сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства). 3. Информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления. 4. Отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани. 5. Не эксплуатирующее интереса к сексу и не носящее оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера

Рис. 4. Классификация информационной продукции

Комментируя Федеральный закон строго применительно к потребительским товарам (печатной продукции, носителям аудиовизуальных произведений и др.) и торговле ею, оставим за скобками анализ практической реализации норм Федерального закона на телевидении, в кино и в Интернете. Однако сложно удержаться от осмысления категории «натуралистическое изображение или описание», которое в равной степени применимо и к книгам, и к фильмам. Руководствуясь обязательным для всех молодых юристов, изучающих логику, правилом, попробуем, основываясь на данной законодателем в Федеральном законе дефиниции одного понятия, построить дефиницию противного понятия (табл. 1).

Таблица 1

Натуралистическое изображение Ненатуралистическое изображение или описание или описание

Изображение или описание в Изображение или описание в любой форме и с использованием любой форме и с использованием любых средств человека, не любых средств человека, животного, отдельных частей животного, не отдельных частей тела человека и (или) тела человека и (или) животного, действия животного, не действия (бездействия), события, (бездействия), события, явления, их последствий с явления, не их последствий без фиксированием внимания на фиксирования внимания на деталях, анатомических деталях, анатомических подробностях и (или) подробностях и (или) физиологических процессах физиологических процессах

Ни одно, ни второе понимания относительно натуралистического не добавляют. От классификации вернемся к распространителям печатной продукции и дисков, которые должны самостоятельно или вместе с производителями производить классификацию поставляемой им продукции.

Журнал «Торговое право». В целом складывается впечатление, что Закон изначально проектировался как регулятор распространения информационной продукции на телевидении, радио и в Интернете. Большинство его норм просто не рассчитано на оборот потребительских товаров, в составе которого обычная продажа книг, открыток, календарей, дисков с программами, аудиовизуальными произведениями и др.

В сфере торговли распространитель распространителю рознь. ПБОЮЛ, продающий книги с лотка у входа в метро, один тип распространителя, продавец сетевого книжного магазина — другой, супермаркет, согласившийся на уговоры издательства/поставщика на реализацию книг и открыток, — третий, оптовый посредник между издательством и первыми тремя типами — четвертый тип. Только четвертый тип чисто теоретически может оформлять сопроводительную документацию, например на книги, поступившие на иностранном языке из-за рубежа. В остальных случаях сопроводительная документация оформляется издателем, то есть производителем. Обязанность каждого нового распространителя в цепочке распространения печатной продукции составлять сопроводительную документацию ни новым Федеральным законом (непосредственно), ни иными федеральными законами, кроме как о бухгалтерском и налоговом учете, не предусмотрена. Вторая задача знака информационной продукции — определение содержания графического и (или) текстового обозначения информационной продукции.

О знаке информационной продукции

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона оборот информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, без знака информационной продукции не допускается, за исключением: 1) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования; 2) телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи; 3) информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания; 4) информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий; 5) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера. Как видно из приведенного перечня, непериодические печатные издания, а именно книги, брошюры, открытки, календари и др., в этом перечне отсутствуют, а следовательно, если в них присутствует информация, обладающая признаками, указанными выше, в том числе представленными на рис. 1, то они могут выпускаться в оборот только при наличии соответствующего знака. Основные требования к маркированию информационной продукции определены в статье 12 Федерального закона. Согласно ее части 1 категория информационной продукции определяется в соответствии с требованиями статей 6 — 10 данного Федерального закона (см. рис. 2 — 4) и обозначается знаком информационной продукции, размещаемым с соблюдением требований данной статьи и требований соответствующих технических регламентов ее производителями или распространителями. Несмотря на то что частью 2 статьи 23 Федерального закона особо оговорено, что положения части 1 статьи 12 не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу данного Федерального закона, части 2 — 4 этой статьи в принципе не рассчитаны на печатную продукцию. Да, предусматривается, что Минкомсвязи России должно определить порядок размещения знака информационной продукции и (или) текстовое предупреждение, однако только в контексте трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино — и видеообслуживании. Место размещения знака тоже определено только для программ и т. д.: — в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале (часть 2 статьи 12); — без конкретизации в публикуемых программах теле — и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (часть 4). Место размещения знака на книжной и иной печатной продукции не регламентировано. Равно как и не регламентирован размер такого знака в отличие от той же непечатной продукции: — не менее чем 5% площади экрана (часть 2); — не менее чем 5% площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино — или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющего право посещения такого мероприятия (часть 3). Пока понимания о содержании знака информационной продукции нет. Поскольку наш Федеральный закон писался под сильным влиянием европейского и американского законодательства, к чему постоянно обращаются при защите своего продукта депутаты-инициаторы, вероятнее всего, Минкомсвязи России будет использовать уже принятые способы маркирования продукции или схожие с ними, учитывая, что указанная продукция теперь обращается не только на территории Российской Федерации, но и с 01.01.2012 на территории Единого экономического пространства. Для многих продавцов импортных детских игрушек, носителей с играми для игровых приставок и т. д. маркировка знаками для возрастных групп уже знакома (рис. 5).

Рис. 5. Виды маркировки продукции для детей

Обратим внимание, что знак «а» — это обязательный элемент маркировки детских игрушек в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 и вступающего в силу с 01.07.2012. Минимальный диаметр условного графического обозначения должен быть не менее 10 мм. Применительно к маркировке печатной и иной продукции, продаваемой в розницу, следует еще раз обратить внимание на часть 1 статьи 12 Федерального закона, из которой следует, что размещение знака информационной продукции осуществляется с соблюдением требований соответствующих технических регламентов. Вместе с тем национальный Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 307 (который должен был вступить в силу с 01.01.2012, но приостановил действие, не вступив, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2011 N 1186 «О приостановлении действия Постановлений Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 307 и от 24 февраля 2010 г. N 86», предусматривал, что возраст пользователя указывается на маркировке продукции для детей и подростков только при необходимости. Что касается Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 и вступающего в силу с 01.07.2012, то его требования не предусматривают включение в маркировку продукции информации о возрасте (возрастной группе), кроме как в отношении ранцев ученических, сумок, портфелей, рюкзаков и велосипедов. Профильные технические регламенты на печатную продукцию, на носители информационной продукции пока не приняты ни в Российской Федерации, ни в зоне Таможенного союза, ни в Едином экономическом пространстве и, как следует из планов, пока не планируются. Общий регламент о маркировке непищевой продукции также еще не принят, так что указанная норма скорее «на вырост» и не применима в условиях современного технического регулирования.

О местах распространения информационной продукции

Статья 11 Федерального закона еще больше усугубляет вышеописанное регулирование, устанавливая требования по территории применения его норм. Согласно части 2 его статьи 11 оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей (см. рис. 2), в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации. Под местами, доступными для детей, в статье 2 Федерального закона понимаются общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции. Супермаркеты, торговые центры, палатки, лотки, в том числе находящиеся в парках, определенно подпадают под места, доступные для детей. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, пока не установлены, но в части 3 статьи 11 Федерального закона адресовано требование определения таковых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, которым в настоящее время можно считать Минкомсвязь России; после мая 2012 года (обычного пересмотра структуры федеральных органов исполнительной власти после выборов Президента РФ), возможно, это будет другой орган. Надеемся, что в этом документе будут прописаны корректные административные и организационные меры недопуска детей к соответствующим книгам, открыткам и дискам на книжных развалах, в магазинах самообслуживания и это не будут требования о продаже соответствующей продукции исключительно через прилавок или о выделении специальных зон в магазинах, исключающих доступ детей без контроля родителей. Также надеемся, что это не будет требованием выделения охранника с соответствующим снаряжением для принятия мер при контакте ребенка с соответствующей продукцией. Нужно особо отметить, что согласно части 5 статьи 11 Федерального закона в присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста 6 лет, допускается оборот информационной продукции, предусмотренной для детей, достигших возраста 12 лет (см. рис. 4). Вышеизложенным новые правила для продавцов соответствующей продукции не исчерпываются.

О дополнительных требованиях к обороту информационной продукции

Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Федерального закона: а) в информационной продукции для детей не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию; б) содержание и художественное оформление информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информационной продукции для детей, не достигших возраста 6 лет. Наконец, согласно части 3 той же статьи содержание и художественное оформление печатных изданий, полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям статей 7 — 10 нового Федерального закона (рис. 4). Это означает, что дневники, закладки для книг с фрагментами боевиков, фантастических фильмов и т. д., которые в большинстве своем отвечают признакам, указанным на рис. 4: агрессии, насилию, натуралистичности и т. д., со дня вступления в силу Федерального закона пускаться в оборот не могут. Главный вывод, который могут сделать сейчас продавцы и производители канцелярских принадлежностей, рассчитывающие дизайн на определенные половые группы внутри возрастных групп, имеющих устойчивый спрос у мальчиков, любящих черепа, девочек, которым в подростковом возрасте начинают нравиться рисунки сверстниц из аниме или манги, — срочно продать всю выпущенную с соответствующими рисунками и т. д. продукцию до 1 сентября.

Журнал «Торговое право». Особо обращаем внимание, что часть 2 статьи 23 Федерального закона допускает после вступления в силу Федерального закона оборот печатной продукции, выпущенной до вступления в силу Федерального закона, только если она не маркирована знаком информационной продукции, но не продлевает срок оборота продукции, не соответствующей требованиям статьей 15 и 16.

Наконец, еще один блок требований к обороту информационной продукции, запрещенной для детей, содержится в статье 16 Федерального закона. Согласно ее части 1 первая и последняя полосы газеты, обложка экземпл яра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей. Очевидно, что обеспечить ее выполнение должен и в состоянии производитель (издатель). Но если он не выполнил его, а такая газета, журнал, иная продукция, запрещенная для детей (рис. 2), будут обнаружены на лотке, витрине, стойке, то к ответственности будет привлечен продавец (об этом подробно в статье «За что и как придется отвечать торговле по новым правилам»). Есть, конечно, вариант — для перестраховки обернуть все книги, диски и т. д. с соответствующими обложками в газету. Но и тут есть риск, что на полосе этой использованной для обертки газеты может быть соответствующая информация. Более простым представляется выполнение данного требования интернет-магазинами, реализующими соответствующую печатную продукцию — с применением несложных технологий можно закрыть обложку, предоставив при этом пользователю возможность ознакомления с аннотацией или содержанием издания. И еще два новых требования к обороту печатной продукции: 1) информационная продукция, запрещенная для детей (рис. 2), в виде печатной продукции в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках. Очевидно, что цель такой упаковки — защита от интереса ребенка к книге, например к эротическому роману или содержащему сцены насилия триллеру Стивена Кинга, который не всегда, кстати, заканчивается победой добра над злом… Но вот взрослому-то как теперь приобретать такую продукцию: вслепую, не прочитав аннотацию, не перелистав и не поняв стиль писателя? Умирающий книжный бизнес получил еще один грант поддержки от государства. Появившиеся тенденции ввоза и издания книг на иностранных языках в принципе не учтены законодателем: поскольку продавцы такой литературы не владеют всеми иностранными языками сразу и не могут сами определить, запрещена для детей книга или нет, то им безопаснее наглухо запаковывать ее от греха и от детей подальше. В таких условиях действительно, продажи будут расти, а пиратство в Интернете — уменьшаться… Любопытно, что обложки дисков с играми, видеофильмами и т. д. под эту норму не подпадают, поскольку печатной продукцией собственно не являются, а следовательно, диск с обложкой с оторванной головой русского богатыря или фантастического чудовища запаковывать не нужно; 2) информационная продукция, запрещенная для детей (рис. 2), в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций.

Журнал «Торговое право». Вниманию органов власти! Данная норма является основанием для инвентаризации и пересмотра схем размещения нестационарных торговых объектов, реализующих печатную продукцию, CD, DVD и др., поскольку изъятие из оборота продукции, запрещенной для детей, Федеральный закон не предусматривает и, следовательно, хозяйствующий субъект самостоятельно решает, брать или не брать ему на реализацию продукцию, запрещенную для детей. Соответственно, для реализации указанной нормы потребуется коррекция договоров, иных правоустанавливающих документов на размещение нестационарных торговых объектов и продажу в них определенной продукции. Поскольку окончательный вывод о том, содержит соответствующая продукция информацию, запрещенную для детей, или нет, могут сделать только эксперты, определенные Минкомсвязи России, то формулировки договоров, правоустанавливающих документов и актов о внесении изменений в уже утвержденные схемы размещения нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции и носителей информации должны быть взвешенными и корректными.

О контроле

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Контрольными функциями в указанной сфере в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» наделено три органа: 1) Рособрнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки); 2) Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека); 3) Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций). Если первый наделен полномочием по контролю за соблюдением образовательными учреждениями и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции, то второй и третий — в сфере реализации печатной продукции, включая средства массовой информации и носители аудиовизуальной информационной продукции, игр (рис. 6).

Предмет контроля

Роспотребнадзора Роскомнадзора

V V

Соответствие информационной Соблюдение требований продукции, реализуемой законодательства Российской потребителям, требованиям Федерации в сфере защиты детей от законодательства Российской информации, причиняющей вред их Федерации в сфере защиты детей от здоровью и (или) развитию, к информации, причиняющей вред их производству и выпуску средств здоровью и (или) развитию, в части массовой информации, а также к указания в сопроводительных распространению информации (за документах на информационную исключением требований, контроль и продукцию сведений, полученных в надзор за которыми закреплены за результате классификации Роспотребнадзором и Рособрнадзором) информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака V информационной продукции с соблюдением требований технических Требования законодательства регламентов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к обороту информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции, на любых видах носителей, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, относящихся к установленной сфере деятельности Минкомсвязи России

Рис. 6. Объекты контроля за соблюдением законодательства о защите детей от информации

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляются с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Помимо государственного контроля в этой сфере созданы все условия для контроля общественного. Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона общественный контроль за соблюдением требований данного Федерального закона вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации: 1) зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами; 2) граждане. При осуществлении общественного контроля указанные субъекты в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона вправе: 1) осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания горячих линий; 2) обращаться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, для проведения экспертизы информационной продукции в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Как следует из вышеназванного Постановления Правительства РФ от 24.10.2011 N 859, уполномоченным на экспертизу указанной продукции, в том числе по заявлениям представителей общественности, является Роскомнадзор. Очевидно, что риски розничных продавцов печатных изданий, дисков с аудиовизуальными произведениями, играми и т. д. не просто вырастают, они стремятся к максимально возможным: не имея знаний и возможностей самостоятельно классифицировать продукцию по вышеуказанным категориям, самостоятельно предпринять административные и организационные меры по исключению из своего ассортимента изданий с соответствующими пороками, не имея влияния на поставщиков (за исключением, пожалуй, торговых сетей), они тем не менее в один день могут получить соответствующие предписания и быть привлечены к ответственности. Что касается экспертизы информационной продукции, которая могла бы быть заказана распространителем, например предпринимателем, владеющим газетным киоском, то, поскольку часть 9 статьи 17 Федерального закона не поясняет, кому возмещаются расходы, связанные с проведением экспертизы информационной продукции, — экспертам или заказчикам, а соответствующий акт Минкомсвязи России пока не принят, полагать, что у предпринимателя есть собственные и свободные средства на экспертизу всех принимаемых на реализацию изданий — из разряда утопии или банкротства.

Об ответственности

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в силу статьи 22 Федерального закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Что касается уголовной ответственности, то новые составы за деяния, содержащие признаки преступления, законодателем в Уголовный кодекс РФ не введены. Под уголовно наказуемыми деяниями в статье 6.17 КоАП РФ понимаются наказания за преступления, объективными сторонами которых являются распространение и оборот порнографических материалов (статьи 242, 242.1), др.

——————————————————————