Рынок продовольственных товаров как объект государственного регулирования в проекте Закона Украины о внутренней торговле

(Дундуков В. Г.) («Торговое право», 2012, N 3)

РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОЕКТЕ ЗАКОНА УКРАИНЫ О ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛЕ

В. Г. ДУНДУКОВ

Дундуков В. Г., старший преподаватель кафедры «Менеджмент» факультета экономики и менеджмента Академии внутренних войск МВД Украины, заслуженный работник народного образования Украины.

Украина стоит на пороге принятия собственного закона о торговле. Споры о необходимости одних норм и об исключении других в самом разгаре. Автор статьи дал анализ действительной ситуации с украинским законопроектом о торговле, а также провел параллели с положениями аналогичного российского нормативного правового акта.

Ключевые слова: услуги, расчеты, сетевая торговля, внутренняя торговля, торговая деятельность, антимонопольный блок, продовольственные товары, социально значимые товары, Закон о внутренней торговле, товаросопроводительные документы.

«Длительность», «сложность» и «конфликтность» — этими категориями оценивается принятие национальных законодательных актов о внутренней торговле в большинстве стран мира. Исключение, пожалуй, составляют ряд государств из восточноевропейского блока и некоторые страны СНГ, в которых относительная легкость и беспроблемность создания национальных торговых актов объясняются тем, что они принимались на переломном этапе изменения основ хозяйствования — переходе с административных на рыночные методы (в частности, законы Чехии, Словакии, Польши, др.) или в ходе либеральных реформ в 2001 — 2004 годах (законы Казахстана, Киргизии, Туркменистана). Украинские предприниматели с профессиональным интересом наблюдали за дискуссиями по принятию российского закона о внутренней торговле — Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», поскольку, во-первых, он впервые принимался в России (до 2009 года торговые отношения регулировались серией общеотраслевых федеральных законов, указами Президента РФ и актами Правительства РФ), во-вторых, проблемы, которые возникали и преодолевались в ходе работы над ним, характеризуются общностью с украинскими. Примечательно, что принятые задолго до российского законодательного акта о внутренней торговле законы других государств постсоветского пространства (Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Молдовы, Беларуси) форматировались самостоятельно, без оглядки на соседа. Об этом свидетельствуют и их оригинальная структура, и концептуальные различия. Однако первые поправки, внесенные в них после принятия российского национального законодательного акта, а также редакции новых законопроектов (в частности, проекта Закона Кыргызской Республики «О внутренней торговле в Кыргызской Республике»), уже напоминают отдельные нормы российского Закона.

Основы будущего Закона о торговле Украины

Украинский национальный законодательный акт о внутренней торговле пока не принят, несмотря на то что первые шаги по его разработке были сделаны еще в 1999 году. Как отметил директор Департамента развития торговли Минэкономразвития Украины Игорь Гарбарук, «законопроект о внутренней торговле — один из наиболее затянутых проектов в истории украинского законотворчества, к нему приложило руки рекордное количество авторов… Это основной недостаток этого Закона — он слишком долго готовится» <1>. ——————————— <1> Основной недостаток закона «О внутренней торговле» — он слишком долго готовится // http:// delo. ua/ opinions/ minekonomrazvitija — osnovnoj — nedostatok — zakona — o — vnutrennej — torg-172042.

Необходимость принятия закона Украины о внутренней торговле окончательно была зафиксирована и обоснована в Программе развития внутренней торговли Украины на период до 2012 года, утвержденной Постановлением Кабинета министров Украины от 24.06.2009 N 632 <1>. ——————————— <1> Постанова Кабiнета Мiнiстрiв Украiни вiд 24.06.2009 N 632 «Про затвердження Програми розвитку внутршньоi торгiвлi на перiод до 2012 року» // http:// zakon2.rada. gov. ua/ laws/ show/ 632-2009-n.

С учетом предусмотренных данным документом программных мероприятий концептуальные основы законопроекта были сформулированы в Концепции проекта Закона Украины «О внутренней торговле», утвержденной распоряжением Кабинета министров Украины от 07.10.2009 N 1200-р. Согласно пояснительной записке <1> к проекту Закона, целью закона является определение правовых и организационных принципов осуществления хозяйственной деятельности в сфере внутренней торговли на Украине и регулирования отношений при ведении торговой и производственно-торговой деятельности. Ключевые задачи предусматриваемого им регулирования — создание условий для развития внутренней торговли на принципах конкуренции и равенства физических и юридических лиц перед законом и приоритета прав потребителей, развития малого и среднего предпринимательства, а также определение механизма и основ реализации государственной политики в сфере внутренней торговли. ——————————— <1> Официальный веб-сайт Верховной Рады Украины: http:// w1.c1.rada. gov. ua/ pls/ zweb_n/ webproc4_1?pf3511=41741.

Под внутренней торговлей в законопроекте понимается торговая и производственно-торговая деятельность субъектов хозяйствования, связанная с продажей отечественных и (или) импортированных потребительских товаров на внутреннем рынке. При этом торговая деятельность — это деятельность по продаже товаров, в том числе собственного производства, или посредническая деятельность, в том числе по предоставлению агентских, комиссионных и других услуг в продвижении товаров от производителей (поставщиков) к конечному покупателю. В свою очередь, розничная торговля — это продажа товаров покупателю для конечного потребления. Архитектура проекта Закона Украины о внутренней торговле (см. схему) во многом напоминает, однако не повторяет, структуру большинства европейских национальных законов о торговле и законодательных актов о внутренней торговле государств постсоветского пространства.

ПРЕАМБУЛА

V V V V V

Раздел I. Раздел II. Раздел III. Раздел IV. Раздел V. Общие Розничная Организация Государст — Заключи — положения и оптовая торговой венное тельные и торговля, и произво — регулиро — переходные ресторан — дственной вание в положения ное торговой сфере хозяйство деятельно — внутренней (общест — сти торговли венное питание)

V V V V

Статья 1. Статья 5. Статья 7. Статья 18. Определе — Розничная Особеннос — Государст — ние и оптовая ти венное ре — терминов торговля организа — гулирова — ции торго — ние в сфе — вой и про — ре внутре — изводст — нней тор — венной говли деятель — ности

V V V V

Статья 2. Статья 6. Статья 8. Статья 19. Сфера Ресторан — Особеннос — Государст — действия ное хо — ти органи — венная Закона зяйство зации дис — поддержка (общест — станцион — рынка венное ной социально питание торговли значимых товаров

V V V

Статья 3. Статья 9. Статья 20. Принципы Особеннос — Полномочия осущест — ти орга — Кабинета вления зации министров деятель — комиссион — Украины в ности в ной тор — сфере сфере говли внутренней внутрен — торговли ней торговли

V V V

Статья 4. Статья 10. Статья 21. Законо — Особеннос — Полномочия дательс — ти органи — централь — тво о зации се — ного орга — внутрен — тевой на испол — ней торговли нительной торговле власти по V формирова — нию и обе — Статья 11. спечению Особеннос — реализации ти органи — государст — зации и венной осуществ — политики ления тор — экономи — говой дея — ческого и тельности социально — на рынках го разви — тия и го — V сударстве — нной поли — Статья 12. тики в Особеннос — сфере тор — ти осущес — говли твления торговой V деятель — ности на Статья 22. местных Полномочия ярмарках местных органов V исполни — тельной Статья 13. власти в Планирова — сфере ние и по — внутренней рядок раз — торговли мещения объектов V торговли Статья 23. V Контроль за соблю — Статья 14. дением Учет требований объектов данного торговли Закона

V V

Статья 15. Статья 24. Отчетность Ответстве — о резуль — нность татах субъектов торговой и хозяйство — производс — вания, твенно — осуществ — торговой ляющих деятельно — торговую сти и/или торгово — V производ — ственную Статья 16. деятель — Особеннос — ность ти заклю — чения до — V говоров при осу — Статья 25. ществлении Защита торговли прав и за — продоволь — конных ственными интересов товарами субъектов торговой V деятель — ности Статья 17. Требования к кадрово — му обеспе — чению в сфере внутренней торговли

Позиция ритейлеров

В ноябре 2011 года, в момент рассмотрения законопроекта в Верховной Раде, украинские ритейлеры, как и российские 2 года назад — в 2009 году, заняли антагонистическую позицию к отдельным законоположениям, преимущественно по отношению к статьям, определяющим особенности заключения договоров при осуществлении торговли продовольственными товарами и государственной поддержке рынка социально значимых товаров (в частности, с точки зрения «размытости» перечня социально значимых товаров). Чрезмерно жесткие, не имеющие аналогов в европейской цивилизованной практике регулирования торговых отношений между поставщиками продовольствия и розничными торговцами положения российского Закона (антимонопольное регулирование сетевой торговли в виде запретов на применение сформировавшихся на рынке торговых и маркетинговых практик) к облегчению украинских ритейлеров не были воспроизведены в законопроекте. Но и сформированный в виде позитивного разрешительного регулирования перечень требований к заключению и исполнению договора поставки продовольственных товаров, допустимости применения эффективных торговых практик по продвижению товаров и стимулированию сбыта не получил восторженной поддержки торговцев. Более того, в ходе дискуссий, сопровождавших внесение законопроекта на рассмотрение Верховной Рады и подготовку его к первому чтению, бизнес дал понять, что его не устраивает представленный вариант законопроекта о внутренней торговле <1>. Однако Минэкономразвития Украины преодолело сопротивление и внесло в Верховную Раду некомпромиссный, по мнению ритейлеров, проект Закона Украины. ——————————— <1> Ритейлеры делают все, чтобы Закон о торговле не был принят // http:// delo. ua/ opinions/ minekonomrazvitija — ritejlory — delajut — vse — chtoby — zakon — o — torgovle — 168774.

Сходство и различия…

Как свидетельствует сравнительный анализ норм российского Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части регулирования взаимоотношений поставщиков и ритейлеров, идеология государственного регулирования отношений в сфере розничной торговли во многом совпадает. Однако на фоне общности концепций двух законодательных актов имеется и ярко выраженный контраст — вместо борьбы с торговыми сетями и введением для них запретительного регулирования законопроект Украины идет по пути позитивного регулирования: не отвергая экономическую эффективность многих маркетинговых и торговых практик по продвижению товаров на потребительский рынок, стимулированию продаж, регуляторы вводят правила заключения договоров поставки продовольственных товаров. Согласно статье 16 законопроекта поставщики продовольственных товаров и хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю такими товарами, обязаны заключать между собой в письменной форме договоры поставки продовольственных товаров. В таких договорах кроме условий, предусмотренных Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины, обязательно должны быть определены: 1) форма, условия, порядок и сроки расчетов; 2) условия возврата субъектами хозяйствования продовольственных товаров, имеющих ограниченный срок годности; 3) ответственность сторон в случае невыполнения своих обязательств. При этом санкции для обеих сторон должны быть равнозначными. Из российского Федерального закона при этом заимствовано положение о том, что в договор поставки продовольственных товаров запрещается включать услуги, связанные с продвижением товаров.

…в части рекламных, маркетинговых и других услуг

Принципиальное отличие от российского законодательного акта о внутренней торговле состоит в том, что, выдвигая условие о раздельной договорной регламентации условий поставки и условий оказания услуг, украинский регулятор определяет правила оказания рекламных, маркетинговых и других услуг, связанных с продвижением продовольственных товаров. Так, рекламные, маркетинговые и другие услуги, связанные с продвижением продовольственных товаров, могут оказываться поставщикам продовольственных товаров субъектами хозяйствования, которые осуществляют розничную торговлю такими товарами, на основании заключенных в письменной форме договоров о торговом сотрудничестве. В таких договорах кроме условий, предусмотренных Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины, обязательно должны быть определены: 1) перечень услуг по продвижению продовольственных товаров; 2) содержание каждой услуги, ее цель, товары, которых она касается; 3) порядок (условия) предоставления услуги; 4) сроки предоставления услуги; 5) стоимость каждой отдельной услуги; 6) срок действия договора; 7) условия, порядок и сроки расчетов за оказанную услугу; 8) ответственность сторон в случае невыполнения своих обязательств. Хозяйствующему субъекту, осуществляющему розничную торговлю продовольственными товарами, запрещается навязывать предоставление любых услуг или комплекса услуг поставщику продовольственных товаров. Как и в российском Федеральном законе о внутренней торговле, в проекте Закона Украины в рамках государственной поддержки рынка социально значимых товаров предусматривается запрет на взимание платы за предоставление маркетинговых, рекламных и других услуг во время реализации социально значимых продовольственных товаров; при этом исключение сделано для услуг логистики, которые, как можно сделать вывод из положения пункта 3 статьи 19 законопроекта Украины, могут оказываться на возмездной основе. Самостоятельное ограничение — запрет на принуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, к приобретению полного ассортимента продовольственных товаров у того или иного поставщика.

…в части порядка расчетов и оформленных документов

По аналогии с европейскими законами о торговой деятельности, а также директивными документами Европейского союза о коммерческих расчетах, с российским законодательным актом о внутренней торговле в статье 16 законопроекта Украины сформулированы требования о расчетах за поставленные товары. Так, расчеты хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами, с поставщиками таких товаров за поставленные и реализованные социально значимые продовольственные товары (перечень которых будет определяться Кабинетом министров Украины) должны производиться не позднее: — 10 рабочих дней со дня получения партии товаров, срок годности которых менее 10 дней; — 30 рабочих дней со дня получения партии товаров, срок годности которых от 10 до 30 дней; — 45 рабочих дней со дня получения партии товаров, срок годности которых свыше 30 дней. Для обеспечения своевременности расчетов той же статьей 16 законопроекта введены специальные правила. Так, предусматривается, что оплата за поставленные продовольственные товары должна проводиться хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами, при условии передачи ему поставщиком в сроки, установленные договором поставки, должным образом оформленных товаросопроводительных документов, предусмотренных законодательством. В случае когда поставщик продовольственных товаров не передает или отказывается передать хозяйствующему субъекту, осуществляющему розничную торговлю продовольственными товарами, документы, которые он обязан передать в соответствии с законодательством и договором поставки, то сроки оплаты за поставленные товары увеличиваются на срок задержки передачи таких документов. При задержке расчетов за поставленные продовольственные товары поставщик имеет право прекратить поставку товаров до полного с ним расчета. При этом к такому хозяйствующему субъекту не применяются предусмотренные штрафные санкции за нарушение условий расчетов за поставку продовольственных товаров. В случае задержки поставки продовольственных товаров или их поставки не в полном объеме по вине поставщика хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами, имеет право прекратить оплату товаров. При этом к поставщику не применяются штрафные санкции, предусмотренные за нарушение условий поставки продовольственных товаров. В случае расторжения договора поставки продовольственных товаров в связи с задолженностью хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами, за поставленный и реализованный товар, договор о торговом сотрудничестве подлежит расторжению (в случае его заключения). При этом оплаченные по договору о торговом сотрудничестве средства возвращаются поставщику в полном объеме. Об изменении цены на продовольственные товары поставщик обязан в письменном виде уведомить хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами, не менее чем за 7 календарных дней.

…в части антимонопольных правил

Еще один контраст — отсутствие в законопроекте Украины о внутренней торговле антимонопольного блока, запрещающего применение конкретных маркетинговых и торговых практик. Это достижение украинских ритейлеров, которые защищали законопроект от копирования российского (еще не доказавшего своей эффективности, не имеющего аналогов в большинстве стран Европейского союза и ставшего продуктом противостояния производителей продовольственных товаров и сетевых ритейлеров), и, безусловно, рационального, самостоятельного подхода Кабинета министров Украины к решению схожих, но не аналогичных проблем. Поддержку рынка социально значимых товаров Кабинет видит не только в установлении правил, более выраженно защищающих интересы поставщиков продовольствия в виде регулирования правил заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров, но и в непосредственном администрировании отдельного сектора рынка — сектора социально значимых товаров, заключающемся в формировании государственных и региональных товарных ресурсов и товарных интервенций в розничную сеть (статья 19 законопроекта).

…в части определения торговой сети и сетевой торговли

Еще одно контрастное различие с российским законодательным актом о внутренней торговле — иная трактовка понятия сетевой торговли и ее регулирование. Согласно статье 10 законопроекта Украины сетевая торговля — это форма продажи товаров в розницу, осуществляемая через многоуровневую сеть торговых агентов и предусматривающая передачу товара для реализации в соответствии с договором, заключенным между хозяйствующим субъектом, который осуществляет сетевую торговлю, и торговым агентом сетевой торговли, без перехода к торговому агенту сетевой торговли права собственности на товар. Как видно из приведенного определения, под сетевой торговлей понимается институт, родственный институту сетевого маркетинга и сетевых прямых продаж, но не торговой сети как совокупности торговых объектов. Оптимистичные прогнозы в 2011 году относительно принятия проекта Закона Украины о внутренней торговле не оправдались: запланированное на 15.11.2011 рассмотрение на заседании Верховной Рады Украины не состоялось и было отклонено (20.12.2011). Основные и категоричные возражения Главного научно-экспертного управления состояли в том, что законопроект не регулирует торговые отношения с участием потребителя. Замечания были выдвинуты и к статьям 16 и 19 законопроекта. В январе — феврале 2012 года очередная рабочая группа, созданная для последней «шлифовки» положений законопроекта, вместе с Минэкономразвития Украины озвучила новый прогноз, что Закон точно будет принят в первом квартале (до 1 апреля) <1>. ——————————— <1> Закон о внутренней торговле может появиться за 2 — 3 месяца // http://parlamentua. com/ ru/ full/ 27238; Закон «О внутренней торговле» в Украине будет принят до 1 апреля // http:// www. ukragroconsult. com/ ukragrokonsalt/ novosti-temp/ zakon-o — vnutrennei — torgovle — v — ukraine — budet — prinyat — do — 1- aprelya.

——————————————————————