Инскрипции как инвестиционные инструменты в российской экономике: вопросы теории и практики

(Ротко С. В.) («Налоги» (газета), 2012, N 14)

ИНСКРИПЦИИ КАК ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

С. В. РОТКО

Ротко С. В., к. ю.н., доцент, профессор кафедры гражданского права Российской академии правосудия (Ростовский филиал), третейский судья третейского суда при Автономной некоммерческой организации «Центр Третейского Разбирательства».

В последние годы стал быстро развиваться российский рынок государственных и муниципальных ценных бумаг. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации <1>. ——————————— <1> Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ: в ред. от 26.04.2007 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3814; Российская газета. 2007. 28 апреля.

Государственные ценные бумаги — это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Рынок государственных ценных бумаг выполняет функцию обслуживания и покрытия государственного долга, в структуру которой входят обязательства как на рынке ценных бумаг, так и на кредитном рынке, а также обязательства третьих лиц, гарантированных государством. Таким образом, эта функция носит макроэкономический характер. Так, например, общество с ограниченной ответственностью «Международный промышленный банк» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к администрации Ярославской области и Департаменту финансов администрации Ярославской области о взыскании 35 356 750 руб. задолженности по облигациям Ярославской области II транша, эмитированным вторым ответчиком от имени первого ответчика в погашение задолженности области федеральному бюджету по товарному кредиту, предоставленному в 1996 г. При этом суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании номинальной стоимости облигаций и купонного дохода по ним, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, т. к. обязательства по ценным бумагам ответчиком в установленный срок исполнены не были <2>. ——————————— <2> См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 июня 2000 г. N А82-57/99-А/5 // СПС «КонсультантПлюс».

В другом случае индивидуальный предприниматель Пыжьянов В. В. обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края о взыскании за счет средств казны Приморского края 6 083 137 руб. 80 коп., составляющих 4 110 000 руб. номинальной стоимости выпущенных в обращение краткосрочных облигаций Приморского края 2000 г. сроком гашения 28.12.2001, 616 500 руб. купонного дохода по облигациям и 1 356 637 руб. 80 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. По данному спору ФАС Дальневосточного округа установил, что исковые требования о взыскании задолженности по договору займа за счет казны субъекта РФ удовлетворены правомерно, поскольку судом установлен факт приобретения истцом государственных облигаций, а также неисполнения субъектом РФ обязательств по погашению облигаций и выплате купонного дохода <3>. Аналогичную позицию заняли ФАС Московского и ФАС Западно-Сибирского округов в отношении взыскания за счет казны задолженности с неисполнением обязательств по облигационному займу субъектом РФ <4>. ——————————— <3> См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3293 // СПС «КонсультантПлюс». <4> См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 мая 2002 г. N Ф04/1745-500/А45-2002 по делу N А45-947/02-СА14/1; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 марта 2001 г. N Ф04/900-249/А45-2001 по делу N А45-6993/00-КГ-15/212; Постановление ФАС Московского округа от 25 июня 2002 г. N КГ-А40/4095-02; Постановление ФАС Московского округа от 13 июня 2002 г. N КГ-А40/3550-02; Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2002 г. N КГ-А40/1270-02 // СПС «КонсультантПлюс».

Привлечение средств для погашения и обслуживания госдолга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено со сравнительно меньшими издержками, чем его финансирование с помощью банковских кредитов. Высокая ликвидность государственных ценных бумаг, обеспечивающая инвесторам возможность продать их на вторичном рынке и вернуть свои средства, приводит к снижению процентных ставок по ним из-за снижения риска ликвидности. Этим свойством не обладают банковские ссуды, предоставляемые государству. Кроме того, государственные ценные бумаги являются наиболее надежным финансовым активом на рынке в развитой экономике <5>. ——————————— <5> Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. С. Золотарева. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 98.

Примером выпуска государственных облигаций является выпуск облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 гг., выпускаемых в процессе урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 г. N 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов» <6>. ——————————— <6> Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов: Постановление Правительства РФ от 23 июня 2000 г. N 478 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. N 28. Ст. 2976.

Общий объем эмиссии облигаций составил около 30 млрд. долл. США. Эмиссия облигаций состояла из двух выпусков: облигации с окончательной датой погашения 31 марта 2010 г.; облигации с окончательной датой погашения 31 марта 2030 г. Номинальная стоимость облигаций каждого выпуска — 1 долл. США. В дату выпуска выплачивается 9,5% номинальной суммы основного долга по облигациям с окончательной датой погашения в 2010 г. Погашение остающейся основной суммы долга по облигациям с окончательной датой погашения в 2010 г. осуществляется девятью равными полугодовыми платежами начиная с 31 марта 2006 г. в соответствии с графиком согласно Приложению к Генеральным условиям. Выплата купонного дохода по облигациям с окончательной датой погашения в 2010 г. производится два раза в год, 31 марта и 30 сентября, по ставке 8,25% годовых. В дату выпуска производится выплата купонного дохода по ставке 8,25% годовых, начисленных на сумму первоначально выплачиваемого основного долга за период с 31 марта 2000 г. до даты выпуска облигаций <7>. ——————————— <7> Постановление Правительства РФ от 23 июня 2000 г. N 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов» вместе с «Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах, выпускаемых с целью урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. N 28. Ст. 2976.

Погашение основной суммы долга по облигациям с окончательной датой погашения в 2030 г. осуществляется сорока семью полугодовыми платежами начиная с 31 марта 2007 г. в соответствии с графиком согласно Приложению к Генеральным условиям. Выплата купонного дохода по облигациям с окончательной датой погашения в 2030 г. осуществляется два раза в год в сроки, указанные в Приложении к Генеральным условиям. При этом устанавливаются следующие ставки процента: — за период с 31 марта 2000 г. по 29 сентября 2000 г. — 2,25% годовых; — за период с 30 сентября 2000 г. по 30 марта 2001 г. — 2,5% годовых; — за период с 31 марта 2001 г. по 30 марта 2007 г. — 5% годовых; — с 31 марта 2007 г. и далее — 7,5% годовых <8>. ——————————— <8> Там же.

В последнее время государственные ценные бумаги было решено использовать в качестве средства стимулирования и поддержки российской банковской системы. После принятия Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков» <9> у государства возникла возможность повышать капитализацию банков с помощью обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции банков. ——————————— <9> Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков: Федеральный закон от 18.07.2009 N 181-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 29. Ст. 3618.

Как следует из указанного Закона, в целях реализации процедуры повышения капитализации Правительство Российской Федерации осуществило эмиссию облигаций федерального займа со сроком погашения не позднее 31 декабря 2019 г. и выплатой купонного дохода один раз в год в объеме, установленном законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, должен был заключить с банками, утвердившими решение о выпуске привилегированных акций в рамках участия в процедуре повышения капитализации, договор мены привилегированных акций, размещаемых этим банком в рамках процедуры повышения капитализации, на облигации федерального займа. В договоре мены должны были предусматриваться следующие условия: 1) облигации федерального займа принимаются в оплату привилегированных акций, размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации, по номинальной стоимости; 2) перечисление банком Российской Федерации накопленного на дату осуществления обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции, размещенные в рамках процедуры повышения капитализации, процентного (купонного) дохода по передаваемым банку облигациям федерального займа при наличии такого дохода; 3) перечисление банком Российской Федерации суммы положительной разницы между общей номинальной стоимостью передаваемых банку облигаций федерального займа и общей номинальной стоимостью привилегированных акций, размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации, при наличии такой разницы; 4) иные условия в случае, если они установлены Правительством Российской Федерации. Однако следует заметить, что такие действия государства по повышению капитализации банков непосредственно должны были привести к увеличению вмешательства государственных органов в действия субъектов банковского сектора. Т. Э. Рождественская верно указывает, что сложность правового и экономического механизма, который был реализован в Федеральном законе «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков», привела к тому, что ни один банк не использовал возможности, предусмотренные этим Законом. Следствием этого стала отмена возможности финансирования данной программы после внесения поправок в федеральный бюджет 2010 г., что показало незаинтересованность государства в дальнейшем содействовать капитализации банковской системы <10>. ——————————— <10> Рождественская Т. Э. Правовое регулирование банковской системы в посткризисный период // Банковское право. 2010. N 5. С. 19 — 21.

В настоящее время виды государственных ценных бумаг можно классифицировать: 1) по срокам обращения: — краткосрочные (на срок до 1 года); — среднесрочные (от 1 года до 5 — 10 лет); — долгосрочные (свыше 10 — 15 лет); 2) по способу выплаты доходов: — процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, плавающей и ступенчатой); — дисконтные ценные бумаги; — индексированные облигации; — комбинированные облигации; 3) по форме обращаемости: — рыночные ценные бумаги; — нерыночные. Особенность рынка государственных ценных бумаг состоит в том, что он является только биржевым фондовым рынком. Основным дилером на рынке государственных ценных бумаг является Банк России, который действует на фондовом рынке по поручению Министерства финансов РФ и отражает интересы государства <11>. ——————————— <11> О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ: в ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790; Российская газета. 2011. 21 октября; Шестопалова А. К. Гражданско-правовое регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг в России: Автореф. дис. …к. ю. н. М., 1997; Филачева О. А. Особенности правовой природы ценных бумаг как формы долговых обязательств Российской Федерации: Дис. …к. ю. н. М., 2003.

Условия эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, выпускаемых с 2012 г., утверждены Приказом Минфина России от 24 февраля 2012 г. N 31н <12>, в котором указано, что номинальная стоимость одной облигации, обязательства по которой выражены в долларах США, составляет 200 000 долл. США, а номинальная стоимость одной облигации, обязательства по которой выражены в евро, составляет 100 000 евро. В то же время, как следует из Условий, определяющих порядок эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, обязательства по которым выражены в долларах США или евро, в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. N 217 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации» <13>, номинальная стоимость одной облигации, обязательства по которой выражены в долларах США, составляет 100 000 долл. США, а номинальная стоимость одной облигации, обязательства по которой выражены в евро, составляет 50 000 евро <14>. ——————————— <12> Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, выпускаемых с 2012 г.: Приказ Минфина России от 24 февраля 2012 г. N 31н: зарегистр. в Минюсте России 16.03.2012 N 23499 // Российская газета. 2012. N 61. 21 марта. <13> Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2010 г. N 217 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 16. Ст. 1904. <14> Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации: Приказ Минфина России от 15 апреля 2010 г. N 31н: в ред. от 03.05.2011: зарегистр. в Минюсте России 20.04.2010 N 16926 // Российская газета. 2010. N 84. 21 апреля; 2011. N 135. 24 июня.

В соответствии с Условиями эмиссии и обращения на международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 3 ноября 2010 г. N 141н <15>, номинальная стоимость одной облигации составляет 5 000 000 руб. ——————————— <15> Об утверждении условий эмиссии и обращения на международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации: Приказ Минфина России от 3 ноября 2010 г. N 141н: в ред. от 03.05.2011: зарегистр. в Минюсте России 22.11.2010 N 19016 // Российская газета. 2010. N 265. 24 ноября; 2011. N 135. 24 июня.

Согласно Условиям эмиссии и обращения бескупонных облигаций федерального займа в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 458 <16>, номинальная стоимость одной облигации составляет 1000 руб. <17>. ——————————— <16> О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов: Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458: в ред. от 30.10.2010 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 21. Ст. 1967; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 45. Ст. 5859. <17> Об утверждении условий эмиссии и обращения бескупонных облигаций федерального займа: Приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 180н: зарегистр. в Минюсте России 20.01.2011 N 19532 // Российская газета. 2011. N 12. 24 января.

Анализ законодательства о государственных ценных бумагах дает нам основание утверждать, что в настоящее время государственные ценные бумаги выпускаются только в форме государственных облигаций, другие же ценные бумаги (например казначейские векселя) по своей природе являются также облигациями. Муниципальные ценные бумаги — это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. В развитых странах рынок муниципальных займов является одним из динамичных, высокотехнологичных и значительных по масштабам операций сегментов национальных фондовых рынков. Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже — векселей. Они имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения. В качестве примера выпуска муниципальных ценных бумаг в России можно указать на выпуск облигаций внутреннего займа муниципального образования «Одинцовский муниципальный район Московской области» в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом. Эмитентом облигаций от имени муниципального образования Одинцовский муниципальный район Московской области выступила администрация Одинцовского муниципального района Московской области. Облигации являются муниципальными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением (учетом) глобального сертификата облигаций. Номинальная стоимость одной облигации составляла 1000 руб. Общее количество облигаций 350 000 штук. Общий объем эмиссии составил 350 000 000 руб. по номинальной стоимости. Датой начала размещения облигаций было 25 декабря 2006 г. Срок обращения облигаций составлял 730 дней с даты начала размещения облигаций. Дата погашения облигаций была указана 24 декабря 2008 г. Каждая облигация имела 8 купонов. Длительность купонных периодов с первого по третий, с пятого по седьмой составляла 91 день. Длительность четвертого и восьмого купонных периодов составляла 92 дня <18>. ——————————— <18> Об утверждении решения об эмиссии облигаций внутреннего займа муниципального образования «Одинцовский муниципальный район Московской области» в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом: Постановление администрации Одинцовского муниципального района МО от 20 декабря 2006 г. N 3804 // Новые рубежи. 2007. N 3. 17 января.

Самый большой в мире рынок муниципальных займов — в США <19>. Хотя Россия тоже имеет достаточно большое число муниципальных образований, тем не менее в нашей стране рынок муниципальных займов субъектов РФ и собственно муниципальных бумаг пока невелик и находится в стадии становления. ——————————— <19> См.: Никифоров С. М., Мещеряков И. А. Развитие муниципального кредитования в России // Городской альманах. Выпуск 2. М.: Фонд «Институт экономики города», 2006.

С учетом изложенного напрашивается вывод о том, что государственные и муниципальные ценные бумаги (последние с точки зрения налогообложения имеют статус государственных ценных бумаг), являясь инвестиционными инструментами, носят облигационный характер и зачастую выпускаются в форме облигаций, при этом существенным различием муниципальных и государственных ценных бумаг является сфера их обращения: государственные ценные бумаги обращаются на биржевом рынке, а для муниципальных ценных бумаг более привычной сферой обращения является внебиржевой рынок, хотя возможно обращение и на биржевом рынке.

——————————————————————