Некоторые актуальные правовые вопросы, возникающие у призывных комиссий при предоставлении ими отсрочек от призыва на военную службу гражданам, осуществляющим содержание (уход) за несовершеннолетними родными братьями (сестрами) при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 5)

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У ПРИЗЫВНЫХ КОМИССИЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМИ ОТСРОЧЕК ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ГРАЖДАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ СОДЕРЖАНИЕ (УХОД) ЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ РОДНЫМИ БРАТЬЯМИ (СЕСТРАМИ) ПРИ ОТСУТСТВИИ ДРУГИХ ЛИЦ, ОБЯЗАННЫХ ПО ЗАКОНУ СОДЕРЖАТЬ УКАЗАННЫХ ГРАЖДАН

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрены актуальные правовые вопросы, возникающие у призывных комиссий при предоставлении ими отсрочек от призыва на военную службу гражданам, осуществляющим содержание (уход) за несовершеннолетними родными братьями (сестрами), которые обусловливают проблемы правоприменительной практики.

Ключевые слова: военная служба, призыв, отсрочка от призыва, брат, сестра, содержание, уход, опека, попечительство, совершеннолетие, призывная комиссия, военный комиссариат.

Some topical legal issues arising from the granting of their call-up Commission delays from recruitment to nationals engaged in content (care) for the young brothers (sisters) in the absence of other persons obliged by law include the citizens A. V. Efremov

This article contains information about current legal issues arising from the granting of their call-up Commission delays from recruitment to nationals engaged in content (care) for the young brothers (sisters) that give rise to enforcement problems.

Key words: military service, appeal, delaying conscription, brother, sister, maintenance, care, custody, guardianship, emancipation, the draft Board, military commissariat.

Конституционная обязанность по защите Отечества возлагается на всех российских граждан, в то же время способы и формы ее реализации дифференцированы для различных социальных групп и детерминированы в зависимости от пола, возраста, социального положения и других факторов. Правовую необходимость возложения воинской обязанности на различные категории граждан определяет государство посредством издания соответствующего закона, исходя из конкретных исторических, социально-экономических и политических условий общественной жизни. По действующему российскому законодательству воинская обязанность не является всеобщей. Возлагая воинскую обязанность как одну из форм конституционной обязанности по защите Отечества на российских граждан, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает конкретные категории граждан, на которых она распространяется <1>. Так, например, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подп. «б.1» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, являющемуся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата (сестры) при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан. ——————————— <1> Кудашкин А. В. О сущности и соотношении обязанностей по защите Отечества, несению военной службы и воинской обязанности // Российский военно-правовой сб. М., 2007. N 10. С. 97.

В приложении N 32 к п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663», определен перечень документов, необходимых для предоставления в призывную комиссию для принятия соответствующего решения о предоставлении права на отсрочку от призыва на военную службу по данному основанию. Для того чтобы претендовать на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданину, являющемуся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, необходимо представить подлинники следующих документов: — документ, устанавливающий опеку; — свидетельство о рождении гражданина, подлежащего призыву на военную службу; — справка о составе семьи; — свидетельство о рождении брата или сестры. Гражданам, получившим отсрочку от призыва по данному основанию, необходимо также ежегодно в сентябре — октябре представлять в военный комиссариат справку о составе семьи. Работники отдела военного комиссариата муниципального образования по месту жительства призывника проверяют представленные документы от кандидата, претендующего на отсрочку от призыва на военную службу, являющегося опекуном или попечителем, и принимают все меры по истребованию других документов, подтверждающих отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, независимо от места их проживания. Вопросы у работников военных комиссариатов или у призывной комиссии возникнут в случае наличия, кроме самого призывника, иных лиц, обязанных по закону содержать несовершеннолетних подопечных. Так как в случае наличия у подопечного иных лиц, кроме самого призывника, обязанных его содержать, право на отсрочку от призыва на военную службу у призывника не возникает. Поэтому не каждому опекуну или попечителю может быть предоставлена такая отсрочка. Однако согласно ст. 93 СК РФ у граждан мужского пола призывного возраста при определенных трудных жизненных обстоятельствах может возникнуть обязанность по содержанию своих несовершеннолетних братьев и сестер в случаях, если последние нуждаются в материальной помощи и не имеют возможности получить содержание от своих родителей независимо от причин: смерть родителей, полное отсутствие у них средств для уплаты алиментов, безвестное отсутствие, уклонение от уплаты алиментов и т. п. Алиментная обязанность при наличии вышеназванных условий может быть возложена не на всех совершеннолетних братьев и сестер, а только на трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами, т. е. материальными возможностями по предоставлению содержания своим нуждающимся братьям и сестрам <2>. ——————————— <2> Пчелинцева Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2011.

Таким образом, даже при наличии иных лиц, обязанных по закону содержать своих несовершеннолетних братьев и сестер, такая обязанность органами опеки и попечительства может быть возложена, например, только на трудоспособного совершеннолетнего родного брата, имеющего самостоятельный заработок и обладающего соответствующими материальными средствами на содержание несовершеннолетнего брата (сестры). Но в случае призыва на военную службу такого гражданина, являющегося опекуном или попечителем и имеющего, например, совершеннолетнюю сестру, которая не обладает своим самостоятельным заработком, а обучается в вузе или другом учебном заведении и материально не может оказать адресную помощь своим несовершеннолетним брату или сестре, подопечный может попасть в дом-интернат, так как федеральным законодателем конкретно установлено, что призывным комиссиям дано право предоставлять данный вид отсрочки от призыва на военную службу кандидату в опекуны (попечители) только при отсутствии иных лиц, обязанных по закону содержать своих несовершеннолетних братьев и сестер. На основании проведенного краткого анализа действующего законодательства можно прийти к следующему выводу: право гражданина, являющегося опекуном (или попечителем) несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры, на отсрочку от призыва на военную службу не возникает при наличии иных лиц, обязанных по закону их содержать, независимо от места их проживания. Иными словами, наличие статуса опекуна или попечителя вышеуказанных лиц хотя и порождает возможность предоставления отсрочки от призыва на военную службу <3>, но не является гарантией ее предоставления. В ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлен порядок определения круга лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями. В целях получения сведений о личности предполагаемых опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» (постатейный) А. С. Зорина, А. В. Кудашкина, Я. В. Лобова, А. И. Тюрина, К. В. Фатеева, С. В. Шанхаева включен в информационный банк согласно публикации — За права военнослужащих, 2007 (издание 3-е, переработанное и дополненное). —————————————————————— <3> Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» // А. С. Зорин и др.. М., 2009.

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры несовершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных вышеназванным Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей. Требования, предъявляемые к опекунам и попечителям, в статье прямо не перечислены: норма п. 1 ст. 10 указанного Закона является отсылочной. Анализ норм ГК РФ и СК РФ позволяет выделить следующие требования к кандидатам: — совершеннолетие лица, т. е. достижение возраста 18 лет (см. п. 2 ст. 35 ГК РФ); — наличие полной гражданской дееспособности лица (отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке ст. 29 ГК РФ или об ограничении дееспособности гражданина в порядке ст. 30 ГК РФ); — отсутствие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении его родительских прав независимо от времени его вынесения (см. п. 2 ст. 35 ГК РФ); — отсутствие на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (см. п. 2 ст. 35 ГК РФ в редакции, действующей с 1 сентября 2008 г.); — отсутствие судимости (в том числе погашенной). Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, подвергающиеся (подвергавшиеся) уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (п. 1 ст. 146 СК РФ); — наличие согласия быть опекуном или попечителем над конкретным лицом. Кроме того, согласно ст. 35 ГК РФ условиями для назначения лица опекуном или попечителем являются положительные нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а, если это возможно, и желание подопечного <4>. Опекуны назначаются малолетним гражданам (в возрасте до 14 лет) и гражданам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства. Попечители назначаются несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. ——————————— <4> Кузнецова О. В., Пивоварова Т. Г. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) // СПС «Гарант».

Основания для назначения опекуна или попечителя несовершеннолетним лицам содержатся в ст. 145 СК РФ: это факт отсутствия попечения со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Отсутствие попечения со стороны родителей или лиц, их заменяющих, возможно в случаях: — смерти родителей; — объявления родителей умершими, которое производится судом (по правовым последствиям приравнивается к смерти); — лишения родителей родительских прав; — ограничения родителей в родительских правах; — признания родителей недееспособными; — болезни родителей; — длительного отсутствия родителей; — уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; — отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, за исключением случаев временного пребывания подопечного в таком учреждении, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного; — пребывания родителей (родителя) в местах лишения свободы. Еще одним особым основанием для назначения опекуна является рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (п. 2 ст. 62 СК РФ). Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства в установленный законом срок — один месяц с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над лицом. Аналогичным образом срок определяется в п. 3 ст. 122 СК РФ. В ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» определен перечень случаев, когда предложение об установлении опеки или попечительства исходит от родителей, а также самих несовершеннолетних граждан. Опекун или попечитель может назначаться по предложению названных лиц в трех следующих случаях: 1) когда родители несовершеннолетнего ребенка по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности в течение конкретно определенного периода времени, с указанием конкретного лица (п. 1); 2) когда единственный родитель несовершеннолетнего ребенка желает определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку (п. 2); 3) когда несовершеннолетний гражданин, достигший возраста 14 лет, письменно заявляет о назначении ему в качестве попечителя конкретного лица (п. 3). Объединяет вышеназванные случаи то обстоятельство, что в заявлении заинтересованного лица четко должны быть указаны фамилия, имя, отчество и данные о лице, которое предлагается в качестве будущего опекуна или попечителя. Предполагается, что указанное в заявлении лицо заблаговременно должно быть согласно на роль опекуна или попечителя <5>. ——————————— <5> Кузнецова О. В., Пивоварова Т. Г. Указ. соч.

Первый вид опеки или попечительства носит исключительно временный характер. Представляется, что уважительными причинами для родителей, которые на время отказываются от исполнения своих родительских обязанностей, может быть их командировка в другой город или за границу, когда в интересах ребенка родителям нецелесообразно брать его с собой, или же лишение свободы. Если родители (родитель) уклоняются от исполнения родительских обязанностей в принципе, то в этом случае на основании ст. 69 СК РФ они могут быть лишены родительских прав, а ребенок может быть передан под постоянную опеку или попечительство, под опеку или попечительство на время или же усыновлен. В целом анализ норм о предоставлении статуса опекуна или попечителя гражданину, подлежащему призыву на военную службу, позволяет сделать вывод, что в настоящее время не определен конкретный перечень уважительных случаев, которые однозначно свидетельствовали бы о том, что у опекаемых и подопечных есть иные лица, кроме призывника, обязанные по закону содержать данную категорию несовершеннолетних граждан. Так, возникает вопрос о том, может ли родная сестра, достигшая совершеннолетнего возраста, являющаяся студенткой очного отделения вуза, не имеющая самостоятельного заработка и не изъявляющая своего желания участвовать в содержании своих несовершеннолетних братьев и сестер, рассматриваться как кандидат в опекуны или попечители? Ответ прост: конечно же, нет. Но в этом конкретном случае гражданин, подлежащий призыву на военную службу, являющийся опекуном или попечителем, имеющий совершеннолетнюю родную сестру — студентку очного отделения, лишается возможности претендовать на отсрочку от призыва на военную службу. Аналогичным образом вопрос о предоставлении права на отсрочку от призыва на военную службу решается при наличии совершеннолетней сестры, проживающей отдельно в другой местности. В Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» конкретно указывается, что получение отсрочки по данному основанию возможно лишь в случае отсутствия в семье призывника иных лиц, обязанных по закону содержать граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве. Правильнее было бы, на взгляд автора настоящей статьи, предоставить возможность получения отсрочки от призыва на военную службу тем призывникам, которые являются опекунами над своими малолетними родными братьями и сестрами в возрасте до 14 лет, лишенными родительского содержания, даже при наличии одной совершеннолетней сестры, проживающей отдельно в другой местности, но являющейся нетрудоспособной в связи с прохождением обучения по очной форме, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ею возраста 23 лет, или на период нахождения ее в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и в связи с другими уважительными причинами. Гражданам же, подлежащим призыву на военную службу, являющимся попечителями родных несовершеннолетних братьев (сестер) в возрасте от 14 до 18 лет, предоставить аналогичную возможность получения отсрочки от призыва на военную службу, но ограничить такую отсрочку по времени, например, предоставляя ее сроком только на два года для решения житейских вопросов или до достижения подопечным возраста 16 лет — возраста, который позволяет начинать самостоятельную трудовую деятельность. Однако логичнее всего было бы предоставить возможность призывным комиссиям решать вопросы предоставления отсрочки от призыва на военную службу по данному основанию коллегиально совместно с органами опеки и попечительства. Но при этом иметь в виду приоритет отсутствия иных граждан, обязанных по закону содержать опекаемых и подопечных, независимо от места их проживания, в то же время учитывать такие факты, как нетрудоспособность иных лиц, обязанных по закону содержать несовершеннолетних, и другие уважительные причины, предоставляя при этом отсрочку от призыва на военную службу на краткосрочный временный срок, например, от одного года до двух лет, а не до достижения подопечным совершеннолетнего возраста. Таким образом, по мнению автора, нуждается в совершенствовании норма, установленная подп. «б.1» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в части обязательности требования отсутствия иных лиц, обязанных по закону содержать несовершеннолетних граждан, без анализа причин, по которым они не могут выполнять эту обязанность. Отсрочка от призыва на военную службу предусмотрена также для граждан, занятых постоянным уходом за близкими родственниками. Законодатель однозначно определил круг лиц, нуждаемость которых в постоянном уходе повлечет для призывника получение возможности отсрочки: отец, мать, жена, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка и усыновитель. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Нуждаемость в постоянном уходе (помощи, надзоре) и признание инвалидом должны подтверждаться заключением органа государственной медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу. Право на отсрочку от призыва на военную службу по данному основанию возникает у призывника только при соблюдении целого ряда условий (подп. «б» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»): 1) лицо, за которым осуществляется уход, должно приходиться призывнику отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем; 2) предоставление отсрочки возможно, если отсутствуют другие (кроме гражданина, подлежащего призыву) лица, обязанные по закону его содержать, и родственник призывника не находится на полном государственном обеспечении; 3) право на отсрочку возникает, если родственник призывника нуждается по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). В соответствии с приложением N 32 к п. 39 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2007 г. N 400, при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу по указанному основанию призывной комиссии представляются подлинники следующих документов: — свидетельство о рождении гражданина, подлежащего призыву на военную службу; — справка о составе семьи; — на дедушек, бабушек — свидетельства о рождении родителей гражданина, подлежащего призыву на военную службу; — на усыновителей — соответствующее решение федерального суда; — заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, о нуждаемости указанных родственников в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре); — паспорта родителей, родственников (усыновителей), которые нуждаются в постоянном уходе. Кроме того, военный комиссариат обязан принять меры по истребованию других документов, подтверждающих отсутствие других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан, независимо от места их проживания. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в подп. «б» п. 1 ст. 24 вышеназванного Закона не указано, что родные брат или сестра, которым требуется уход, должны быть совершеннолетними. В то же время из приведенного перечня документов следует, что им как минимум должно исполниться 14 лет (возраст получения паспорта). Поэтому представляется упущением неуказание в перечне документов свидетельства о рождении родных брата, сестры, нуждающихся в постоянном уходе. Если сравнивать два рассмотренных основания предоставления отсрочки в отношении необходимости ухода за несовершеннолетним родным братом или несовершеннолетней родной сестрой, следует отметить, что для предоставления отсрочки в соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» требуется нуждаемость брата (сестры) по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Для предоставления отсрочки по подп. «б.1» п. 1 ст. 24 названного Закона такой нуждаемости не требуется. В заключение хотелось бы порекомендовать работникам военных комиссариатов и призывным комиссиям при оценке права призывников на предоставление отсрочки от призыва по указанным основаниям в связи с необходимостью постоянного ухода, осуществления опеки, попечительства в отношении родных несовершеннолетних брата или сестры сотрудничать с органами опеки и попечительства. При этом хотелось бы, чтобы органы опеки и попечительства при решении вопроса о назначении призывника опекуном (попечителем) запрашивали мнение военного комиссариата (призывной комиссии).

——————————————————————