Являются ли органы государственной власти юридическими лицами?

(Козлова С. А.) («Административное право и процесс», 2012, N 6)

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ?

С. А. КОЗЛОВА

Козлова Светлана Анатольевна, адвокат Воронежской межтерриториальной коллегии адвокатов, соискатель ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК».

Органы власти в ЕГРЮЛ зарегистрированы как юридические лица. В статье на основании действующего законодательства проводится разграничение правового статуса юридических лиц от органов государственной власти, лишь наделенных статусом юридического лица.

Ключевые слова: органы власти, юридические лица, государственные учреждения, казенные учреждения, бюджетные учреждения.

Are agencies of state power juridical persons? S. A. Kozlova

Agencies of state power are registered in the Uniform State Register as juridical persons. The article on the basis of the current legislation delimits legal status of juridical persons and agencies of state power which only have status of juridical person.

Key words: agencies of power, juridical persons, state institutions, public institutions, budgetary institutions.

Актуальность рассмотрения вопроса о том, являются ли органы власти юридическими лицами, объясняется в настоящее время тем, что в соответствии с реформой, проводимой в социальной сфере, все учреждения разделены на казенные, бюджетные и автономные, и в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ только казенные учреждения финансируются по смете, государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения, и эти положения распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами (ст. 161 БК РФ). Более того, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) прямо говорит о том, что органы местного самоуправления наделяются признаками юридического лица <1>. ——————————— <1> Редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» действовавшая до принятия ФЗ N 83-ФЗ устанавливала, что «территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации».

Так, в соответствии со ст. 41 «органы местного самоуправления как юридические лица», в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и уставом муниципального образования, наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям (в редакции Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. Многие нормативно-правовые акты об органах власти содержат в себе прямое указание на то, что тот или иной орган является юридическим лицом. Например, согласно ч. 7 ст. 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960, ФСБ РФ является юридическим лицом. Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» юридическим лицом признается Счетная палата РФ, однако ее организационно-правовая форма не указывается. Основным актом, определяющим правовой статус ФНС России, является Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, которое дает определение ФНС России, закрепляет статус службы как юридического лица, полномочия ее руководителя, его заместителей, общий порядок деятельности и государственного финансирования налоговых органов. В Гражданском кодексе РФ определены субъекты гражданских правоотношений — физические и юридические лица, а также так называемые особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях, это — Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с их иными участниками. В соответствии со ст. 124 ГК РФ к вышеназванным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. От имени государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях выступают соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако не стоит забывать, что органы государственной власти и местного самоуправления обладают властными полномочиями, т. е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (Конституция, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты). Таким образом, как отмечает В. Артемов, органы обладают двойным статусом <2>. С одной стороны, они являются носителем властных полномочий и выступают в публично-правовых отношениях, с другой стороны, равным участником гражданских правоотношений в качестве юридического лица. Однако федеральное законодательство не определяет, в какой организационно-правовой форме юридических лиц они могут существовать. Исключение составляет, пожалуй, ФЗ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно ст. 41 которого органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями, причем данное положение введено ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ. ——————————— <2> Артемов В. Органы местного самоуправления как субъекты гражданского права // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. N 4.

Так есть ли разница между юридическим лицом в обычном понимании и тем, когда юридическим лицом наделяется орган государственной власти? Особенностью правового статуса органа государственной власти является следующее. 1. Органу государственной власти как субъекту публичного права позволительно делать только то, что предписано законом, в то время как субъекту гражданского права разрешено делать то, что не запрещено законом. 2. Реализация властных полномочий субъекта публичного права является обязанностью последнего, а приостановка деятельности субъекта публичного права может быть отнесена к должностным преступлениям, в то время как для субъекта гражданского права добровольное прекращение своей деятельности возможно, если это не нарушает ранее взятых обязательств. 3. Материально-техническое, информационное или иное обеспечение деятельности субъекта публичного права может быть реализовано только в порядке, установленном законодательством, в то время как для обеспечения деятельности субъектов гражданского права могут быть использованы любые не запрещенные законом источники <3>. ——————————— <3> См.: Бердашкевич А. Органы государственной власти как юридические лица // Законность. 2000.

Как юридические лица органы исполнительной власти могут вступать лишь в такие гражданские правоотношения, которые необходимы для организационного и материально-технического обеспечения деятельности. Это закупка оргтехники, канцелярских принадлежностей, аренда здания, договор энергоснабжения, коммунальное обслуживание. По мнению Е. А. Суханова, категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного и административного) права, причем лишь теми его актами, которые специально определяют публично-правовой статус соответствующих органов государства <4>. ——————————— <4> Суханов Е. А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 116.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит ст. 4, озаглавленную «Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации». Часть 6 ст. 4 гласит: «Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать». Представляется, что обладать правами юридического лица вовсе не означает быть юридическим лицом. Правовой статус субъекта, обладающего правами юридического лица, отличен от правового статуса юридического лица. Для последнего должна быть найдена соответствующая организационно-правовая форма. Для субъекта, лишь обладающего правами юридического лица, но юридическим лицом не являющегося, это не обязательно. То есть, исходя из вышесказанного, нужно разграничить понятия «наделенные статусом юридического лица» и «просто юридические лица» <5>. ——————————— <5> См.: Бердашкевич А. Органы государственной власти как юридические лица // Законность. 2000.

Как отмечает М. Ю. Зенков, в современных условиях использование данного общеправового понятия (юридического лица. — Уточнение автора) исключительно в его гражданско-правовом смысле зачастую приводит к грубым нарушениям правового порядка, оказывает негативное воздействие на характер осуществления государственной власти и местного самоуправления, поскольку «развязывает руки» руководителям органов публичной власти, теоретически оправдывая бесконтрольное произвольное распоряжение бюджетными средствами, вконец расшатывает бюджетно-сметный режим и в целом режим законности в деятельности органов государственной власти. Включая гражданско-правовую версию общеправовой категории юридического лица в характеристику статуса органов государственной власти, в частности органов исполнительной власти и местного самоуправления, законодатель как бы собственными руками формирует организационно-правовые предпосылки для злоупотреблений, для использования властных полномочий в личных и групповых целях, увода от ответственности должностных лиц за принятые ими отнюдь не в публичном интересе решения. В конечном счете предпосылки эти становятся одним из факторов распространения коррупции, снижения престижа государственной власти в стране, цепной реакции роста правонарушений в различных сферах общественной жизни. Данные социологических опросов показывают, что население в целом относится к государственной власти настороженно, без доверия <6>. ——————————— <6> Зенков М. Ю. Административная реформа и изменение правового статуса государственных органов и органов местного самоуправления // URL: http://sibags. narod. ru/dfilesAem. doc.

Указанный автор полагает, что необходимо ввести новые нормы, устанавливающие статус органов власти и иных публично-правовых организаций. В связи с особенностями государственного устройства изменению и дополнению должны подвергнуться нормативные правовые акты, принятые на разных уровнях государственной системы. В первую очередь необходимо существенно скорректировать акты, принятые на федеральном уровне, как базовые (принятые в пределах исключительных предметов ведения Российской Федерации), так и основополагающие (по предметам совместного ведения). Для разрешения сложившейся ситуации М. Ю. Зенков предлагает принять Административный кодекс Российской Федерации, центральной категорией которого станет понятие юридического лица публичного права (публично-правового юридического лица). Поскольку действующее законодательство исходит из того, что органы государственной власти являются юридическими лицами или по крайней мере объявляются субъектами, имеющими права юридического лица, доктринально и на законодательном уровне учеными предлагается разработать понятие юридического лица публичного права, установить его правовой статус, определить его признаки, порядок деятельности. Итак, особенность правового статуса большинства государственных органов состоит в том, что в Положениях об этих органах одновременно определяется их статус и как участников гражданско-правовых отношений, и как представителей публичной власти. Представляется, что государственные и муниципальные органы в гражданском обороте не предстают юридическими лицами, а выступают субъектами с правами юридического лица, объем которых определяется существующим правопорядком, исходя из публичных задач, целей, интересов государства, общества, муниципалитета. Органы государственной власти лишь наделяются статусом юридического лица, имеют ограниченную правоспособность. Таким образом, различия в правовом статусе государственных учреждений и органов власти не позволяют последних отнести к первой категории, а для участия в хозяйственном обороте органов власти могут быть созданы специализированные юридические лица, обеспечивающие осуществление хозяйственных функций.

——————————————————————