Обстоятельства, способствующие совершению хищений в банковской сфере, связанные с несовершенством законодательства, регламентирующего правовое положение движимого залогового имущества

(Иконников Д. Н.) («Безопасность бизнеса», 2012, N 2)

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ХИЩЕНИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ, СВЯЗАННЫЕ С НЕСОВЕРШЕНСТВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДВИЖИМОГО ЗАЛОГОВОГО ИМУЩЕСТВА <*>

Д. Н. ИКОННИКОВ

——————————— <*> Ikonnikov D. N. Circumstances favorable for thefts in the banking sector due to imperfect legislation regulating the legal status of personal pledged estate.

Иконников Дмитрий Николаевич, адъюнкт ФГКУ «ВНИИ МВД России».

В статье проанализирован порядок регистрации транспортных средств. По мнению автора, в России существует возможность бесконтрольно снимать автотранспортные средства с регистрационного учета ГИБДД и повторно продавать, поскольку отсутствует единая информационная база залоговых автотранспортных средств. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: транспортные средства, кредит, залог, обеспечение возвратности, хищение.

The paper analyzes the order of vehicles registration. According to the author in Russia it’s possible to carry out uncontrolled procedures on removing a vehicle from the register of STSI (State Traffic Safety Inspectorate) and further re-selling since there is no single base of pledged vehicles. The conclusions made in the article may be used in law-application practice.

Key words: vehicles, credit, pledge, ensuring of reflexivity, theft.

Выявление и изучение обстоятельств, способствующих совершению преступлений, является необходимым элементом научного анализа криминологических проблем борьбы с различными видами преступности. Знание детерминант преступности помогает правильно определить стратегию борьбы с преступностью, позволяет разработать комплекс эффективных мер, направленных на предупреждение конкретных преступлений. Обстоятельства (причины и условия, криминогенные факторы), способствующие совершению преступлений в банковской сфере, раскрывались в ряде работ <1>. ——————————— <1> См., например: Абрамов В. Ю. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями в сфере банковского кредитования: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 36 — 42; Ванцев В. А. Борьба с кредитными преступлениями (криминологические и уголовно-правовые проблемы): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 74 — 87. Ветров Д. Н. Предупреждение хищений при использовании пластиковых денег в современных банковских системах (криминологические проблемы): Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 71 — 83; Галустьян К. О. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, посягающих на законные интересы кредиторов и вкладчиков кредитных организаций Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 102 — 117.; Кочерга В. В. Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия преступлениям, посягающим на интересы кредиторов: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. С. 37 — 80.

Например, К. О. Галустьян в общих чертах рассмотрел особенности детерминации преступлений, посягающих на права и законные интересы кредиторов и вкладчиков кредитных организаций <2>. ——————————— <2> Галустьян К. О. Указ. соч. С. 105 — 117.

В. В. Кочерга раскрыл общие факторы, опосредованно воздействующие не только на сферу банковского кредитования, но и, в общем, на сложившуюся криминогенную обстановку, специальные факторы, детерминирующие исключительно преступность против интересов кредиторов. Наряду с этим, в зависимости от сферы жизнедеятельности, он раскрыл факторы социально-экономического, политического, психологического, духовно-нравственного, организационно-управленческого и правового характера. В большей степени указанным автором рассмотрены факторы преступности общего характера и лишь в незначительной — специальные факторы, детерминирующие преступность против интересов кредиторов <3>. ——————————— <3> Кочерга В. В. Указ. соч. С. 46 — 80.

Примерно таким же образом в основном рассмотрены причины и условия совершения мошенничества в сфере банковского кредитования П. Л. Сердюком. Однако им добавлены к этому такие специфичные для сферы банковского кредитования причины и условия, как: — профессиональные; — связанные с риском при оформлении экспресс-кредитов и кредитных (платежных) карт; — отсутствие полной информации по условиям кредита <4>. ——————————— <4> Сердюк П. Л. Мошенничество в сфере банковского кредитования: уголовно-правовое и криминологическое исследование / Под ред. С. П. Щерба. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 104 — 115.

Одной из основных проблем, детерминирующих совершение хищений в банковской сфере, является несовершенство законодательства, регламентирующего правовое положение движимого залогового имущества, что связано с: — отсутствием нормативной базы по созданию единого банка данных о всех личных данных и юридически значимых действиях физических и юридических лиц; — отсутствием нормативных правовых актов о единой регистрации предметов залога и другого обремененного имущества и недвижимости. В частности, в ранее действующие Приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации «О порядке регистрации транспортных средств» <5> были внесены изменения, отменяющие порядок регистрации обременений автотранспортных средств, в т. ч. договоров залога, в МРЭО ГАИ (ГИБДД). Ныне действующий Приказ МВД России «О порядке регистрации транспортных средств» <6> также сохранил эти положения. ——————————— <5> Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.11.1996 N 624 «О порядке регистрации транспортных средств»; Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 «О порядке регистрации транспортных средств». <6> Приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (в ред. Приказов МВД РФ от 27.08.2010 N 626, от 20.01.2011 N 28).

В Российской Федерации регистрация транспортных средств регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» <7> и Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации «О порядке регистрации транспортных средств» <8>. ——————————— <7> Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2009 N 682, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N ГКПИ 2003-635). <8> Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (в ред. Приказа МВД РФ от 29.08.2011 N 974).

В соответствии с п. 16 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним <9> для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: ——————————— <9> Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 (в ред. Приказа МВД РФ от 29.08.2011 N 974).

а) заявление; б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий. К таким документам относятся: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо паспорт гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, с приложением документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания, а также иные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выданные в установленном законодательством порядке. При отсутствии в паспорте записей о регистрации по месту жительства представляется также документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания. Для граждан в возрасте от 14 до 18 лет к таким документам относится паспорт, а в присутствии родителей (усыновителей), опекунов (попечителей) или представителей органов опеки и попечительства — паспорт или свидетельство о рождении, если паспорт ему не выдавался. Гражданами иностранных государств представляются документы, предусмотренные п. п. 19 — 21 данного Административного регламента; в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий; г) документ об уплате государственной пошлины; д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; е) транспортное средство. При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортного средства, допускается представление акта технического осмотра транспортного средства, выданного с соблюдением требований настоящего Административного регламента. При осмотре двух и более транспортных средств, находящихся во владении одного собственника (владельца), составляется акт осмотра группы транспортных средств. Транспортное средство не представляется при получении регистрационных знаков и (или) регистрационного документа, и (или) паспорта транспортного средства взамен утраченных или пришедших в негодность, при внесении изменений в учетные данные, не связанные с изменениями регистрационных данных транспортных средств, при снятии с учета в связи с его утилизацией или утратой, при прекращении временной регистрации на основании заявления собственника или по окончании срока ее действия, а также вывезенное и оставленное прежним или новым собственником за пределами территории Российской Федерации; ж) документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться: — заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации) или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, в соответствии с законодательством Российской Федерации; — документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации; — документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; — решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения по исполнению судебных актов; — документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты, выданные регистрационными подразделениями; — выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); выписки из разделительного баланса (касающиеся транспортных средств) при разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц; — договоры, свидетельства о праве на наследство; — другие документы на право собственности, заключенные и (или) составленные в соответствии с законодательством или международными договорами Российской Федерации. Для транспортных средств и номерных агрегатов, высвобождаемых из воинских частей, дополнительно представляются копия договора с уполномоченными органами военного управления, а также счет-наряд или акт приема-передачи объекта основных средств (унифицированная форма N ОС-1 <10>). ——————————— <10> Постановление Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 27.02.2003 N 07/1891-ЮД).

Для транспортных средств, поставляемых в рамках государственных или муниципальных контрактов, представляются акты приема-передачи транспортных средств от организаций-поставщиков к конечным получателям. При этом в паспортах транспортных средств, передаваемых конечным получателям, в графе «Документ на право собственности» должны указываться номер и дата государственного или муниципального контракта. Для регистрации транспортных средств, получаемых юридическими лицами на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, представляются распорядительные документы субъекта Российской Федерации или муниципальных образований о закреплении транспортных средств за государственным или муниципальным унитарным предприятием (в т. ч. за акционерными обществами, созданными субъектом Российской Федерации или его муниципальным образованием), которым указанные транспортные средства передаются на правах хозяйственного ведения или казенному предприятию, или учреждению, которым они передаются на правах оперативного управления; з) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.) — в случаях регистрации, в т. ч. временной, и изменения регистрационных данных транспортных средств, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом; и) регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки «ТРАНЗИТ» (если они выдавались), а также регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных настоящим Административным регламентом; к) свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства; л) документы, предусмотренные программами по утилизации транспортных средств. После принятия документов сотрудниками регистрационного подразделения ГИБДД проверяются: — собственники и представители собственников транспортных средств по централизованному учету лиц, объявленных в федеральный розыск, по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам (АИПС «ФР-Оповещение» и другим применяемым в органах внутренних дел системам), а также, при необходимости, по учетным данным подразделений Федеральной миграционной службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России и ФМС России; — представленные документы — по специализированному федеральному учету утраченной, похищенной, распределенной, выбракованной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, оформленных паспортов транспортных средств в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России; — транспортные средства, номерные агрегаты — по комбинированному федеральному учету разыскиваемых транспортных средств, зарегистрированных транспортных средств, наложенных ограничений федеральной специализированной территориально распределенной информационной системы Госавтоинспекции в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России. В автоматическом режиме проверка осуществляется во время ввода данных при проведении соответствующих регистрационных действий. При отсутствии возможности автоматической проверки она проводится путем запроса в межрегиональное и (или) региональное подразделение информационного обеспечения ГИБДД МВД России. Результат проведенных проверок отмечается в заявлении и заверяется подписью должностного лица, проводившего проверки, с указанием его фамилии, даты и времени. Анализ приведенных выше норм показывает, что при постановке на учет транспортного средства документы, подтверждающие (опровергающие) факт нахождения автомобиля в залоге, не требуются, также сотрудниками регистрационных подразделений проверка автомобилей на предмет нахождения их в залоге не проводится. Кроме этого, как следует из подп. «в» п. 16 Административного регламента, произвести регистрационные действия может и лицо, не являющееся собственником транспортного средства, на основании генеральной доверенности, которая учитывается лишь в нотариальной конторе. Данные обстоятельства существенно облегчают действия мошенников. Как следствие, по России отсутствует единая информационная база залоговых автотранспортных средств, что дает возможность мошенникам бесконтрольно снимать их с регистрационного учета ГИБДД и продавать по нескольку раз, главным образом, в другие регионы России, что затрудняет розыск залогового имущества. Наряду с этим, договор залога, заключаемый между банком-кредитором и заемщиком, напрямую запрещает без согласия банка совершать какие-либо действия, не связанные с эксплуатацией автомобиля (реализация, отчуждение, сдача в аренду, лизинг и т. д.), и предусматривает обязанность возвратить оригинал паспорта технического средства (ПТС) в течение 3 — 5 суток в банк после постановки на учет в подразделениях ГИБДД. Но злоумышленники имеют возможность реализации (отчуждения) автомобиля, находящегося в залоге у банка. Об этом свидетельствует судебная практика, при анализе которой установлено, что злоумышленники совершают мошеннические действия благодаря возможности реализовать автомобиль, имея на руках оригинал паспорта технического средства (ПТС), о чем было сказано выше. При выявлении банком фактов неуплаты долга по кредитам на покупку автомобиля банк обращается в суд с иском об установлении ареста на указанное имущество с целью исполнения решения суда о наложении обеспечительных мер на автомобиль. Правоохранительными органами (в случае гражданского судопроизводства — службой судебных приставов) указанное транспортное средство объявлялось в розыск и в случае его обнаружения изымалось у владельца до принятия окончательного решения по нему судебными инстанциями. Прежде в подобных случаях судами нередко применялись правила добросовестного приобретателя имущества, предусмотренные ст. 301 «Истребование имущества из чужого незаконного владения», в соответствии с которой собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также ст. 302 ГК РФ «Истребование имущества от добросовестного приобретателя». Данная статья гласит о том, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем, помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях. Ранее в соответствии с судебной практикой владелец автомобиля, являющегося предметом договора залога, согласно судебному решению и на основании права добросовестного приобретателя мог оставаться его собственником, несмотря на протесты банков. Этим активно пользовались мошенники, продавая предмет залога подставному лицу. В настоящее время Верховный Суд РФ в своем Определении <11> указал, что при переходе права собственности на предмет залога к третьим лицам залогодержатель, который по договору является первым выгодоприобретателем, не утрачивает право обратить на него взыскание. Переход права собственности не прекращает право залога: правопреемник залогодателя становится на его место. ——————————— <11> Определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2007 г. по делу N 11В07-12.

Этим Определением Верховный Суд защитил права банков на залоговое имущество и увеличил риск покупателей подержанных автомобилей его изъятия и причинения убытков в случае покупки залогового автомобиля. При этом в Определении Верховного Суда указывается на то, что третье лицо, приобретшее предмет залога, якобы является правопреемником. Однако не учитывается то обстоятельство, что сделка купли-продажи сама по себе может быть ничтожна, следовательно, никакого перехода права собственности не было. Правопреемство может иметь место, только если сделка была действительна <12>. ——————————— <12> О вопросах, связанных с истребованием имущества из чужого незаконного владения, см. также: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности положений п. п. 1 и 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан…»; информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 г. N 126 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения».

Таким образом, при реализации автомобиля, являющегося предметом договора залога, убытки несет не только банк, выдавший кредит, но и лицо, приобретающее такой автомобиль (добросовестный приобретатель). Это обусловливается договором залога и п. 1 ст. 353 Гражданского кодекса Российской Федерации: «1. В случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу». Для исключения указанных факторов, способствующих совершению преступлений в банковской сфере, необходимы принятие и реализация комплекса мероприятий со стороны государственных органов и кредитно-финансовых учреждений. Только целенаправленная политика поможет уменьшить количество противоправных проявлений в банковской сфере и снизить их уровень.

——————————————————————