Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 2 июля 2012 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

22 июня Минэкономразвития России опубликовало на официальном сайте проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (далее — проект). Его разработчики предлагают изменить требования к кадастровым инженерам, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости). Действие нового Федерального закона в случае его принятия будет распространяться на кадастровых инженеров и саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности.

Саморегулируемые организации

в сфере кадастровой деятельности

Проект предполагает значительное усиление роли саморегулируемых организаций (далее — СРО) в сфере кадастровой деятельности: кадастровый инженер сможет вести указанную деятельность, только если он будет членом такой организации. От этого будет зависеть также включение данного лица в реестр кадастровых инженеров и исключение из него.

На сегодняшний день Законом о кадастре недвижимости установлено право кадастрового инженера вступить в СРО в сфере кадастровой деятельности. При этом кадастровый инженер, не вступивший в подобную организацию, имеет право свободно осуществлять кадастровую деятельность.

Минимальное количество участников СРО в соответствии с проектом должно быть не менее 100. В настоящее время Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» допускает создание СРО, в состав которых входит как минимум 25 субъектов предпринимательской или 100 субъектов профессиональной деятельности. В соответствии с проектом сотрудники СРО не вправе заниматься кадастровой деятельностью.

Согласно проекту в СРО в сфере кадастровой деятельности должны быть созданы структурные подразделения, которые будут заниматься проверкой работы кадастровых инженеров. Сотрудниками таких подразделений будут также кадастровые инженеры, однако в соответствии с проектом осуществлять кадастровую деятельность они не вправе.

Проект содержит правила контроля за деятельностью членов СРО в сфере кадастровой деятельности и условия применения к ним мер дисциплинарного воздействия, в целом совпадающие с положениями Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Однако проектом предусмотрена более строгая процедура исключения кадастрового инженера из СРО в том случае, если на его действия поступает жалоба либо рассматривается дело о нарушении им законодательства или правил, установленных СРО. Согласно проекту решение об исключении должно быть не только вынесено дисциплинарным комитетом СРО, но и утверждено ее коллегиальным органом управления.

Проект также предусматривает создание национального совета — всероссийского объединения СРО в сфере кадастровой деятельности. В России может быть создан только один национальный совет, поскольку в его состав должно входить больше половины всех СРО в сфере кадастровой деятельности, объединяющих, в свою очередь, более половины всех кадастровых инженеров РФ. Указанное объединение будет создаваться в форме некоммерческой организации.

Национальному совету планируется предоставить широкие полномочия, позволяющие влиять на формирование государственной политики в сфере кадастровой деятельности: обсуждение вопросов государственной политики, рассмотрение проектов нормативных правовых актов, регулирующих кадастровую деятельность, и т. д. Также национальный совет будет наделен иными правами, позволяющими координировать деятельность СРО, защищать их права и интересы.

Имущественная ответственность кадастрового инженера

Проект предполагает установление норм об имущественной ответственности кадастрового инженера. Убытки, причиненные деятельностью кадастрового инженера, могут быть возмещены за его счет, за счет страховой компенсации или средств компенсационного фонда СРО.

Проектом предлагается установить следующий порядок возмещения убытков. Если кадастровый инженер соглашается их компенсировать, он делает это самостоятельно. В противном случае компенсация выплачивается за счет возмещения, предусмотренного договором страхования профессиональной ответственности кадастрового инженера. При недостаточности суммы страхового возмещения средства выплачиваются из компенсационного фонда СРО. В случае недостаточности всех указанных средств оставшиеся убытки возмещаются за счет личного имущества кадастрового инженера.

Согласно проекту каждый кадастровый инженер обязан страховать риск профессиональной ответственности. Для этого разработчики предлагают установить требования к соответствующему договору обязательного страхования. Таким образом, заключение договора страхования ответственности будет одним из условий осуществления кадастровым инженером кадастровой деятельности наряду с наличием квалификационного аттестата и членством в СРО.

В соответствии с проектом нововведением является также обязательное создание упомянутого выше компенсационного фонда СРО. Этот фонд будет создаваться за счет взносов членов СРО. Предлагается установить минимальный взнос в сумме 30 тыс. руб., таким образом, минимальный размер средств фонда составит 3 млн. руб. В проекте указано, в каких случаях и в каком размере из данного фонда будут выплачиваться компенсации. Максимальный размер возмещения по всем требованиям к одному кадастровому инженеру не может превышать 1 млн. руб.

В проекте подробно разъяснен порядок размещения средств компенсационного фонда в целях их сохранения и увеличения. Для этого СРО будет обязана заключать договор с управляющей компанией, которая, в свою очередь, должна будет соблюдать предусмотренные проектом правила размещения указанных средств.

Согласно проекту в случае ликвидации СРО в сфере кадастровой деятельности и (или) ее исключения из реестра СРО имущество, составляющее ее компенсационный фонд, передается национальному совету. К нему же переходят обязанности выплачивать компенсации за счет средств данного фонда. По истечении четырех лет с момента ликвидации СРО средства компенсационного фонда возвращаются ее бывшим членам. При этом размер сумм, подлежащих возврату, не должен превышать взнос каждого из указанных лиц.

Ознакомиться с проектом можно на официальном сайте Минэкономразвития России (http://www. economy. gov. ru/minec/about/structure/deprealty/doc20120622_01).

——————————————————————