Комментарий главы 1 Федерального закона «О защите конкуренции» (ст. ст. 1 — 9)

(Попондопуло В. Ф., Макарова О. А.) («Конкурентное право», 2012, N 3)

КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» (СТ. СТ. 1 — 9)

В. Ф. ПОПОНДОПУЛО, О. А. МАКАРОВА

Коллективом кафедры коммерческого права принято решение подготовить и издать постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции». Редколлегией журнала «Конкурентное право» по согласованию с кафедрой коммерческого права принято решение об опубликовании отдельных глав указанного комментария по мере их подготовки также в журнале «Конкурентное право». В данном номере публикуется комментарий главы 1 «Общие положения» Федерального закона «О защите конкуренции» (комментарий ст. ст. 1 — 8 подготовлен докт. юрид. наук, профессором В. Ф. Попондопуло, комментарий ст. 9 — канд. юрид. наук, доцентом О. А. Макаровой). Комментарий каждой статьи закона предваряется официальным текстом статьи, что позволяет сопоставить текст комментария и официальный текст статьи и облегчает уяснение содержания закона.

26 июля 2006 года N 135-ФЗ

——————————————————————

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 08.11.2008 N 195-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 17.07.2009 N 173-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 01.03.2011 N 22-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ (ред. 06.12.2011), от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. Предмет Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции) определяется п. 1 комментируемой статьи во взаимосвязи со ст. 3 Закона о конкуренции — это отношения, связанные с защитой конкуренции, в т. ч. с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Банк России, физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели (см. комментарий к ст. 3). По своей природе указанные отношения являются публичными, основанными на власти и подчинении. Нормы, регулирующие указанные отношения, направлены на ограничение свободы предпринимательства в целях обеспечения общего блага — конкуренции, соблюдения установленных законом «правил игры» на рынке как его участниками (хозяйствующими субъектами), так и федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими их функции органами и организациями, государственными внебюджетными фондами, Банком России. Следует заметить, что защита конкуренции возможна не только посредством реализации полномочий антимонопольных органов, призванных осуществлять антимонопольное регулирование и контроль, но и действиями самих участников рынка. Так, хозяйствующий субъект может использовать гражданско-правовые способы защиты своих прав, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса РФ, например, заявив в суд иск о возмещении убытков, причиненных актом недобросовестной конкуренции (см. комментарий к ст. 14 Закона о конкуренции) или о признании недействительным акта публичного органа (см. комментарий к гл. 3 Закона о конкуренции). Организационные основы защиты конкуренции закреплены в статьях Закона о конкуренции, предусматривающих систему органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контроль, а также их функции и полномочия (см. комментарий к гл. 6 «Функции и полномочия антимонопольного органа», ст. ст. 22 — 23, 25.1 — 26 и др.). Правовые основы защиты конкуренции находят свое воплощение во всех статьях Закона о конкуренции, как тех, которые определяют функции и полномочия антимонопольных органов, так и правилах, определяющих требования к поведению участников рынка (хозяйствующих субъектов) и федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Банка России. Следует подчеркнуть две особенности российского Закона о конкуренции. Во-первых, он регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, как на товарных рынках, так и на рынках финансовых услуг: на рынке банковских услуг, страховых услуг, рынке ценных бумаг и др. Во-вторых, с учетом специфики российской экономики в Законе о конкуренции наряду с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов предусмотрены меры предупреждения и пресечения государственного монополизма — актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Банка России (см. комментарий к гл. 3, 5 Закона о конкуренции). Определения понятий, используемых в данной статье (конкуренция, хозяйствующие субъекты, монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция и др.), сформулированы в ст. 4 Закона о конкуренции (см. комментарий к ст. 4). 2. В ч. 2 комментируемой статьи сформулирован перечень целей Закона о конкуренции, который не является исчерпывающим. Кроме указанных целей можно назвать также такие цели, как контроль за концентрацией капитала, защита интересов потребителей и некоторые др. Это соответствует Типовому закону о конкуренции, разработанному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) <1>, в соответствии с которым государства могут предусматривать и другие конкретные цели закона. ——————————— <1> Типовой закон о конкуренции // Серия документов ЮНКТАД по проблематике законодательства и политике в области конкуренции. Существенные возможные элементы закона о конкуренции, комментарии и различные подходы в действующем законодательстве. ООН. Женева. 2003.

Определяя в ч. 2 комментируемой статьи цели Закона о конкуренции, законодатель почти дословно воспроизвел в нем ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, которая закрепляет экономические основы конституционного строя России. Выделяется несколько взаимосвязанных целей Закона о конкуренции: обеспечение единства экономического пространства; обеспечение свободного перемещения товаров; обеспечение свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции; создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Достижение одной из указанных целей невозможно без достижения других целей Закона о конкуренции. Единство экономического пространства обеспечивается также конституционным положением о том, что установление правовых основ единого рынка в Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Создание изолированных региональных рынков определенного товара по существу не допускается. Цель обеспечения свободного перемещения товаров проявляет себя не только как одна из конституционных гарантий экономического строя России, но и как основное начало гражданского законодательства. В п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ установлено, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории России. Свобода экономической деятельности гарантируется ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. По существу, об этом же гласит п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Несмотря на то что комментируемый Закон целиком посвящен защите конкуренции (предмет Закона о конкуренции), о чем свидетельствует и его наименование, в нем наряду с другими его целями выделена также цель защиты конкуренции. По существу, о защите конкуренции гласит п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, в котором предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Наконец, еще одной целью Закона о конкуренции является создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Для достижения этой цели Закон о конкуренции содержит необходимые правила: запреты монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (см. комментарий гл. 2 — 5), антимонопольный контроль за концентрацией капитала (см. комментарий гл. 7), функции и полномочия антимонопольных органов (см. комментарий гл. 6), меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (см. комментарий гл. 8), правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (см. комментарий гл. 9). Следует подчеркнуть, что обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков имеют свои пределы. Так, Конституция РФ содержит положение о том, что права и свободы человека и гражданина, включая экономические права и свободы, могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Аналогичное положение содержится в абз. втором п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Гражданский кодекс РФ предусматривает также, что свободное перемещение товаров может быть ограничено в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз. второй п. 3 ст. 1). Например, в случае эпизоотии может быть введен запрет на реализацию продуктов животноводства из определенного района, тем самым ограничено действие принципов единства экономического пространства и свободного перемещения товаров. Статья 34 Конституции, гарантируя свободу экономической деятельности (ч. 1), предусматривает ее пределы: не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2). В то же время защита конкуренции также не беспредельна, поскольку закон допускает существование монополий. Например, Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» <2> определяются сферы деятельности субъектов естественных монополий. Под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими, в связи с чем спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Закона о естественных монополиях). Например, в условиях естественных монополий осуществляются услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, услуги по передаче электрической энергии и др. Деятельность субъектов естественных монополий подвергается специальному государственному регулированию и контролю: ведение реестров субъектов естественных монополий, установление тарифов на их услуги, определение потребителей, подлежащих гарантированному обслуживанию, контроль за крупными сделками субъектов естественных монополий. ——————————— <2> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426 (далее — Закон о естественных монополиях).

Допускается также государственная монополия, специально созданная в соответствии с федеральным законом, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы регулирования и контроля его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Государственная монополия вводится в исключительных случаях в целях обеспечения публичных интересов. Так, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <3> предусмотрена возможность ограничения права на внешнеторговую деятельность путем предоставления исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров, а также организаций, которым предоставляется исключительное право на их экспорт или импорт (лицензия), определяются федеральными законами (ст. 26). ——————————— <3> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Правовая охрана предоставляется также результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (патентная монополия). Гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (изобретение, полезную модель, промышленный образец) или на средство индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, коммерческое обозначение), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, т. е. монопольно (ст. 1229 Гражданского кодекса РФ). Наконец, возможна так называемая открытая монополия, когда один хозяйствующий субъект временно, например, в силу технологического прорыва становится единственным производителем и поставщиком товара, а его конкуренты могут появиться на аналогичном рынке позже. Предприниматель, впервые предложивший потребителю совершенно новый товар, объективно какое-то время является монополистом в производстве данного товара.

Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

Комментарий к статье 2

1. Антимонопольное законодательство РФ представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, направленные на защиту конкуренции; на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, в т. ч. с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные хозяйствующие субъекты, а также органы и организации, осуществляющие публичные функции (см. комментарий к ст. 3). Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ также относятся к антимонопольному законодательству, поскольку содержат нормы, направленные на защиту конкуренции. Вместе с тем указанные нормативные правовые акты определены в качестве основы антимонопольного законодательства, что вполне справедливо, поскольку и в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ, как показано в комментарии к предыдущей ст. 1, содержатся принципиальные нормы, определяющие экономические основы конституционного строя России (ст. ст. 8, 34, 71 Конституции РФ) и основные начала гражданского законодательства (ст. 1 Гражданского кодекса РФ). Основной массив норм, направленных на защиту конкуренции, содержится в Законе о конкуренции, но не исчерпывается им. Выше упоминался также Закон о естественных монополиях, нормы которого, по нашему мнению, целесообразно было бы включить в Закон о конкуренции, поскольку деятельность субъектов естественных монополий попадает в сферу регулирования Закона о конкуренции (кроме регулирования ценообразования и ценоприменения). Антимонопольное законодательство состоит из многих других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 Закона о конкуренции. Например, целями Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <4> являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы. Контроль в рассматриваемой сфере осуществляется антимонопольными органами. ——————————— <4> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Законы, регламентирующие деятельность на отдельных рынках, также содержат нормы, направленные на защиту конкуренции на соответствующих рынках. Например, Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» <5> предусмотрены ограничения и запреты на совмещение различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (раздел 2). В частности, не допускается совмещение деятельности по ведению реестра ценных бумаг с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с финансовыми инструментами устанавливаются Федеральной службой по финансовым рынкам (ст. 10). Закон содержит также требования по раскрытию информации о выпуске и обращении ценных бумаг (ст. ст. 23, 30). ——————————— <5> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

2. Отношения, указанные в ст. 3 Закона о конкуренции, могут регулироваться постановлениями Правительства РФ <6>. Постановлениями Правительства РФ утверждены Положения о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) <7>, осуществляющей антимонопольный контроль, в т. ч. за деятельностью субъектов естественных монополий, и о Федеральной службе по тарифам (ФСТ России) <8>, устанавливающей тарифы на товары и услуги субъектов естественных монополий и осуществляющей контроль за их применением. ——————————— <6> См., например: Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. «Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2926; Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации» // СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3296. <7> Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259. <8> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049.

Отношения по защите конкуренции могут регулироваться нормативными правовыми актами ФАС России в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (см. комментарий к п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона о конкуренции) <9>. ——————————— <9> См., например: Приказ ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» // Российская газета. 2007. 31 января.

3. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о конкуренции, применяются правила международного договора РФ. Например, Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, заключенным между Белоруссией, Казахстаном и Россией 9 декабря 2010 г. <10>, допускается применение мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, в частности, предусмотрено, что уровень мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, рассчитываемый как процентное отношение объема государственной поддержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров в целом, определяемый как разрешенный объем, не должен превышать 10% (ст. 6). ——————————— <10> СЗ РФ. 2012. N 3. Ст. 400.

4. В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению вопросов, возникающих у арбитражных судов при применении антимонопольного законодательства, принято Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» <11>. ——————————— <11> Вестник ВАС РФ. 2008. N 8. С. 60. См. также: Разъяснения Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства», от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник ВАС РФ. 2003. Специальное приложение к N 11. С. 124, 139.

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 3

1. Как отмечалось в комментарии к ст. 1 Закона о конкуренции, вопросы предмета его регулирования (ст. 1) и сферы применения (коммент. ст.) тесно связаны. Это отношения, связанные с защитой конкуренции, в т. ч. с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют хозяйствующие субъекты (российские и иностранные юридические лица, организации, физические лица, включая индивидуальных предпринимателей) и публичные органы (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Банк России). Регулируемые Законом о конкуренции отношения являются публичными, поскольку направлены на обеспечение публичных интересов: защиту прав и интересов участников рынка — предпринимателей и потребителей, а также государства. Нормы, регулирующие указанные отношения, направлены на обеспечение соблюдения установленных законом «правил игры» на рынке как его участниками (хозяйствующими субъектами, потребителями), так и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими публичные функции, государственными внебюджетными, Банком России (см. комментарий к ст. 1). 2. Пункт 2 комментируемой статьи расширяет сферу применения Закона о конкуренции, распространяя его действие также на соглашения, достигнутые за пределами территории России между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, и их действия, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории России. Такое расширение сферы применения Закона о конкуренции является совсем не лишним в условиях открытости российской экономики, широкого участия на российском рынке иностранных компаний и их влияния на состояние конкуренции путем прямых действий или заключения соглашений между собой или с российскими компаниями.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 4

1. Все основные понятия, сформулированные в комментируемой статье, используются в Законе о конкуренции, позволяя не повторять их каждый раз и тем самым упрощая текст Закона, его восприятие. Стержневым понятием Закона о конкуренции является понятие конкуренции, определяемое как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция является объективно необходимым регулирующим фактором рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства. Но свобода предпринимательства, если она не поставлена в рамки закона, защищающего конкуренцию, ведет к монополизации рынка. Таким образом, защита конкуренции — это важнейшее условие развития рыночной конкуренции. Именно этому посвящен Закон о защите конкуренции, все предусмотренные им правовые средства и механизмы, меры регулирования и контроля, меры ответственности и процедуры. Другие основные понятия, содержащиеся в комментируемой статье, для удобства их комментирования могут быть условно сведены в несколько групп, связанных: а) с характеристикой рынка (товар, финансовая услуга, взаимосвязанные товары, товарный рынок); б) с характеристикой субъектов отношений, регулируемых Законом о конкуренции (хозяйствующий субъект, финансовая организация, антимонопольный орган, координация экономической деятельности); в) с характеристикой действий, ограничивающих конкуренцию (монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция, экономическая концентрация и др.). 2. Первую группу тесно связанных между собой основных понятий составляют понятия товара, финансовой услуги, взаимосвязанных товаров, товарного рынка. Как уже отмечалось, Закон о конкуренции распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг: банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Под товаром также понимаются не только те объекты гражданских прав, которые выражены в вещественной форме, но и работы, услуги, включая финансовые услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот. Перечень объектов гражданских прав предусмотрен ст. 128 Гражданского кодекса РФ, однако не любой из них предназначен для продажи, обмена или иного введения в оборот. Например, распоряжение таким объектом гражданских прав, как фирменное наименование, не допускается (п. 2 ст. 1474 Гражданского кодекса РФ). Товарный рынок охватывает сферу обращения товара на территории России и определяет состояние конкуренции с учетом наличия на нем товаров как отечественного, так и иностранного производства, а также взаимозаменяемых товаров. Это отражено в определении понятий товарного рынка и взаимозаменяемых товаров. 3. Следующая группа основных понятий включает понятия, характеризующие субъекты отношений, регулируемых Законом о конкуренции: хозяйствующий субъект, финансовая организация, антимонопольный орган, координация экономической деятельности. Понятие хозяйствующего субъекта приспособлено исключительно для целей Закона о конкуренции. Этим понятием охватываются самые разные участники рыночных отношений, чьи соглашения и действия могут влиять на условия конкуренции и поэтому должны регулироваться и контролироваться антимонопольным законодательством. Во-первых, к хозяйствующим субъектам по понятным причинам отнесены юридические лица, являющиеся коммерческими организациями: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (§ 2 — 4 гл. 4 Гражданского кодекса РФ). Коммерческие организации являются основными участниками рыночных отношений. Преследуя цель систематического извлечения прибыли (абз. третий п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ), коммерческие организации могут своими соглашениями и действиями влиять на условия конкуренции, монополизировать рынки. К хозяйствующим субъектам отнесены также некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, а поэтому они также могут влиять на условия конкуренции. К некоммерческим организациям относятся юридические лица, указанные в § 5 Гражданского кодекса РФ, а также Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <12>: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), другие некоммерческие организации, предусмотренные законом. В соответствии с абз. вторым п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. ——————————— <12> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Тесно связано с рассматриваемыми понятиями понятие координации экономической деятельности, т. е. согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Координация экономической деятельности может осуществляться как коммерческой организацией (например, основным хозяйственным обществом в отношении дочерних хозяйственных обществ — ст. 105 Гражданского кодекса РФ), так и некоммерческой организацией (например, ассоциацией юридических лиц — ст. 121 Гражданского кодекса РФ). При этом Закон о конкуренции предусматривает, что не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений, т. е. соглашений между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар, например договор поставки товара. К хозяйствующим субъектам отнесены индивидуальные предприниматели, поскольку они, как и коммерческие организации, осуществляя свою деятельность, преследуют цель систематического извлечения прибыли (ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Не случайно в п. 3 ст. 23 предусмотрено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. К хозяйствующим субъектам отнесены также физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Примером такого физического лица является арбитражный управляющий в деле о банкротстве. Арбитражным управляющим признается гражданин РФ, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом професс иональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» <13> деятельность, занимаясь частной практикой. В частности, арбитражный управляющий, организуя торги по продаже имущества юридического лица — должника, в отношении которого введена процедура внешнего управления или конкурсного производства, не должен нарушать требования гл. 4 Закона о конкуренции. ——————————— <13> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Понятие финансовой организации означает разновидность хозяйствующего субъекта, оказывающего финансовые услуги. В числе указанных Законом о конкуренции финансовых организаций предусмотрены в основном коммерческие финансовые организации: кредитные, страховые и др., но таковыми могут быть и некоммерческие финансовые организации: кредитный потребительский кооператив, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд. Главное — как те, так и другие имеют возможность оказывать влияние на условия конкуренции. К группе рассматриваемых понятий примыкают понятия группы лиц (см. комментарий к ст. 9 Закона о конкуренции) и аффилированных лиц (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» <14>). Здесь следует отметить, что группа лиц определяется исчерпывающим перечнем, указанным в ст. 9 Закона о конкуренции. Какой-либо общий критерий отнесения лиц к группе лиц Законом о конкуренции не предусмотрен. В ЕС и США, наоборот, группа лиц определяется исходя из общего критерия — действия лиц на определенном рынке в едином экономическом интересе. Группа лиц, хотя и выступает на рынке коллективно, осуществляя согласованное поведение, не обладает правосубъектностью, т. е. не является субъектом права <15>. ——————————— <14> Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499. <15> Петров Д. А. Антимонопольное законодательство: теория и практика применения. СПб., 2012. С. 30.

Понятие аффилированных лиц также формально не определено (дается лишь перечень таких лиц), пересекается с понятием группы лиц. Эти понятия необходимо определенным образом увязать друг с другом или разделить сферы их применения, возможно, отказаться от понятия аффилированных лиц, как излишнего <16>. ——————————— <16> Понятие аффилированных лиц планируется включить в гл. 4 Гражданского кодекса РФ (см.: ст. 53.2 «Аффилированность» проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»).

Наконец, субъектами отношений, регулируемых Законом о конкуренции, являются антимонопольные органы, т. е. федеральный антимонопольный орган — ФАС России и его территориальные органы <17>. ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим как функции по принятию нормативных правовых актов, так и функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции. Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ. ——————————— <17> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»// СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259; Приказ ФАС России от 15 декабря 2006 г. N 324 «Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» // БНА. 2007. N 11.

4. Третью группу основных понятий составляют понятия, связанные с характеристикой действий, ограничивающих конкуренцию: монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция, экономическая концентрация и др. Монополистическая деятельность определяется как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Таким образом, монополистическая деятельность квалифицируется как правонарушение, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, характеризуемое определенным составом: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона <18>. ——————————— <18> Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. М., 1996. С. 68 — 72.

Деятельность признается монополистической, если она признана такой федеральными законами. Так, Закон о конкуренции предусматривает следующие составы монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10); — ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (ст. 11); — согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст. 11.1); — акты и действия (бездействие) публичных органов, направленные на ограничение конкуренции (ст. 15); — ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия публичных органов (ст. 16); — действия, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, запросе котировок цен на товары, заключении договоров с финансовыми организациями, а также в отношении государственного и муниципального имущества (ст. ст. 17 — 18.1); — незаконное предоставление государственных или муниципальных преференций (ст. ст. 19 — 21). В известных случаях монополистическая деятельность не запрещается, а регулируется и защищается законом. Так, открытая (временная) монополия возникает, когда один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком продукта, а его конкуренты могут появиться на рынке позже, например, монополия лица, впервые предложившего потребителю совершенно новую продукцию. Закрытая монополия представляет собой монополию, защищенную от конкуренции юридическими ограничениями, например государственная монополия, монополия, защищенная патентным законодательством. В отличие от государственной монополии, которая вводится законом в целях обеспечения публичных интересов, существование естественной монополии определяется объективными причинами — невозможностью конкуренции. В последнем случае Закон, поддерживая естественную монополию, предусматривает гарантии прав потребителей продукции (работ, услуг) субъекта. Отдельно в Законе о конкуренции выделены составы недобросовестной конкуренции, которые в мировой законодательной практике, как правило, регулируются отдельно от составов монополистической деятельности (см. комментарий ст. 14) <19>. Действительно, монополистическая деятельность обычно связана с доминирующим положением хозяйствующего субъекта или группы лиц на рынке определенного товара и злоупотреблением этим положением. Недобросовестная конкуренция не связана с доминирующим положением хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, но проявляется в незаконных действиях хозяйствующего субъекта, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (дискредитация конкурентов, введение в заблуждение потребителей товаров, незаконное использование чужого товарного знака, разглашение конфиденциальной информации, ненадлежащая реклама и т. д.). ——————————— <19> См., например: Городов О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. М., 2008.

Закрепляя составы монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, Закон о конкуренции в одних случаях устанавливает безусловные запреты соответствующей деятельности (например, установление монопольно высоких (низких) цен, навязывание контрагенту невыгодных условий договора и др.), а в других — предусматривает исключения, допускающие такую деятельность, исходя из правил разумности (например, при оценке соглашений и согласованных действий). Так, исходя из правил разумности соглашения или согласованные действия допустимы, если они: 1) не налагают на их участников или третьих лиц ограничений, не соответствующих достижению целей таких соглашений и действий; 2) не создают возможности для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке; 3) имеют своим результатом совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса, либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке; 4) имеют своим результатом получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате таких соглашений и действий (см. комментарий ст. 13). Экономическая концентрация — сделки и иные действия хозяйствующих субъектов, предусмотренные гл. 7 Закона о конкуренции и оказывающие влияние на состояние конкуренции, как то: 1) создание крупных коммерческих организаций; 2) совершение крупных сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении указанных организаций. Такие сделки и действия подлежат государственному (антимонопольному) контролю. При этом в одних случаях требуется получение хозяйствующими субъектами предварительного согласия ФАС России на совершение таких сделок и действий (ст. ст. 27 — 29), в других — необходимо лишь последующее уведомление ФАС России об этом (ст. 30). Последствия нарушения порядка совершения действий, подлежащих антимонопольному контролю, предусмотрены Законом о конкуренции (см. комментарий гл. 7). Коммерческие организации, созданные с нарушением установленного порядка, ликвидируются либо реорганизуются в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если их создание привело или может привести к ограничению конкуренции. Сделки, совершенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции.

Статья 5. Доминирующее положение

Комментарий к статье 5

1. Доминирующее положение — это базовое понятие Закона о конкуренции, означающее исключительное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, или устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара допускается и не является правонарушением. Сопряженное же со злоупотреблением доминирующее положение хозяйствующего субъекта представляет собой правонарушение. Понятие доминирующего положения является одним из основных понятий, используемых в Законе о конкуренции, наряду с основными понятиями, предусмотренными ст. 4 Закона о конкуренции. Правила определения доминирующего положения настолько важны, что они вынесены в отдельную статью. Понятие доминирующего положения является оценочным: его определение зависит не только от оценки антимонопольным органом положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара с учетом состояния рынка, доли рынка, занимаемой хозяйствующим субъектом, и т. п. (ч. ч. 8, 9 комментируемой статьи), но и от оценки хозяйствующего субъекта своего положения на рынке. Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим (ч. 4 комментируемой статьи). Бремя доказывания доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара лежит на антимонопольном органе, который должен определить положение хозяйствующего субъекта с учетом вида рынка, состава участвующих на нем продавцов и покупателей, структуры рынка и его открытости для межрегиональной и международной торговли. При несогласии хозяйствующего субъекта с признанием его положения доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта <20>. Действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий превышает негативные последствия для данного товарного рынка (см. комментарий к ст. 13). ——————————— <20> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 1998. N 5. С. 88.

Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, подлежит включению в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов <21> (далее — Реестр). Указанный Реестр формирует и ведет ФАС России (см. комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 23). Решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр может быть обжаловано в арбитражный суд. Реестр является открытым. ——————————— <21> Постановление Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в Реестре. Вместе с тем при рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в Реестр, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный Реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов. Закон о конкуренции использует не только количественные критерии определения положения хозяйствующего субъекта как доминирующего (доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара), но и качественные (возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, в одностороннем порядке определять уровень цены товара в силу затрудненности доступа на рынок новых конкурентов, невозможности заменить товар другим товаром и некоторые др.). Правила определения доминирующего положения дифференцированы в зависимости от вида хозяйствующего субъекта, например, субъект естественной монополии, финансовая организация или иной хозяйствующий субъект. 2. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): а) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательств или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим, либо б) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительно размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. По общему правилу не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Исключения составляют случаи, предусмотренные ч. ч. 3, 6 и 6.1 комментируемой статьи. В ч. 3 комментируемой статьи речь идет о признании доминирующим положения каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, если совокупная доля не более чем 3 хозяйствующих субъектов превышает 50%, или совокупная доля не более чем 5 хозяйствующих субъектов превышает 70% на рынке определенного товара в течение длительного срока. Эти правила не применяются, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%. В ч. 6 комментируемой статьи предусмотрено, что федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%. В ч. 6.1 комментируемой статьи также предусмотрены критерии признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим, хотя доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 35%. Хозяйствующий субъект имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, в одностороннем порядке определять уровень цены товара в силу затрудненности доступа на рынок новых конкурентов, невозможности заменить товар другим товаром, изменение цены товара не влечет изменения спроса на товар. 3. В ч. 5 комментируемой статьи содержится специальное правило о том, что положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, по определению является доминирующим. Следовательно, все правила защиты конкуренции, содержащиеся в Законе о конкуренции, применимы к действиям и соглашениям субъектов естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных Законом о естественных монополиях. 4. В ч. 7 комментируемой статьи содержатся специальные правила об условиях и порядке признания доминирующим положения финансовых организаций и в особенности кредитных организаций. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных Законом о конкуренции, устанавливаются Правительством РФ <22>. С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: ——————————— <22> Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. «Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2926.

— доля финансовой организации превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ; — доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается или неизменно превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных Законом о конкуренции, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Банком России <23>. С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: ——————————— <23> Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации» // СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3296.

— доля кредитной организации превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ; — доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается или неизменно превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ. Указанные условия применяются к кредитной организации при осуществлении ею банковских операций (ст. 5 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности») <24>. В случае осуществления кредитной организацией иных операций (оказания иных финансовых услуг) к ней применяются условия признания доминирующим положения финансовой организации, оказывающей соответствующие финансовые услуги. ——————————— <24> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

В любом случае не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, включая кредитную организацию, доля которой не превышает 10% на единственном в России товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в России.

Статья 6. Монопольно высокая цена товара

Комментарий к статье 6

1. В ч. 1 комментируемой статьи определено общее понятие монопольно высокой цены. При этом для определения монопольно высокой цены используется два равноправных метода: а) метод, основанный на сравнении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и цены такого товара на сопоставимых рынках с учетом сопоставимости иных условий обращения товара; б) метод, базирующийся на сравнении цены товара, установленной занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и экономически оправданных расходов на производство и реализацию товара с учетом разумной прибыли такого хозяйствующего субъекта. Такой подход определения обоснованности цены соответствует международным стандартам. По общему правилу монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. 2. В ч. ч. 2 — 8 комментируемой статьи предусмотрены отдельные случаи, когда цена не признается монопольно высокой, в частности: — цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, т. е. деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство или улучшение его качества; — цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ; — цена товара, не превышающая цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке; — цена товара, установленная на бирже при соблюдении предусмотренных законом условий.

Статья 7. Монопольно низкая цена товара

Комментарий к статье 7

1. В ч. 1 комментируемой статьи определено общее понятие монопольно низкой цены товара. Для определения монопольно низкой цены товара, так же как и при определении монопольно высокой цены товара, используется два равноправных метода: а) метод, основанный на сравнении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и цены такого товара на сопоставимых рынках с учетом сопоставимости иных условий обращения товара; б) метод, базирующийся на сравнении цены товара, установленной занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и экономически оправданных расходов на производство и реализацию товара с учетом разумной прибыли такого хозяйствующего субъекта. Такой подход определения обоснованности цены соответствует международным стандартам. По общему правилу монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории РФ или за ее пределами. 2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены отдельные случаи, когда цена не признается монопольно низкой, в частности: — цена товара установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ; — цена товара не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке; — установление цены продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов

Комментарий к статье 8

1. Согласованные действия хозяйствующих субъектов могут негативно влиять на состояние рынка, ограничивать конкуренцию. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрены признаки понятия согласованных действий. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, — это такие действия, которые удовлетворяют совокупности условий, определенных в п. п. 1 — 3 ч. 1 комментируемой статьи. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов предусмотрен в ст. 11.1 Закона о конкуренции. К согласованным действиям не относятся действия по соглашению, которое в ст. 4 Закона о конкуренции определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (картели) предусмотрен ст. 11 Закона о конкуренции. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия публичных органов предусмотрены ст. 16 Закона о конкуренции.

Статья 9. Группа лиц

Комментарий к статье 9

1. Понятие и признаки отнесения к группе лиц. В антимонопольном законодательстве суть понятия «группа лиц» не раскрывается. В научной доктрине группой лиц признается «некоторая конгломерация юридически самостоятельных субъектов, взаимосвязанных отношениями экономической (управленческой) зависимости» <25>. ——————————— <25> Ткачев А., Богомолов Ю. Понятие «группа лиц» // Журнал для акционеров. 2000. N 4. С. 24.

Для группы лиц устанавливается правовой режим единого хозяйствующего субъекта, деятельность которого не запрещена как монополистическое соглашение. При этом лица, входящие в состав группы, между собой не конкурируют. Безусловным достоинством ныне действующего Закона о конкуренции является закрытый перечень оснований отнесения субъектов к группе лиц. По характеру признаки отнесения совокупности юридических и (или) физических лиц к группе лиц можно разделить на признаки распорядительного, договорного, управленческого, родственного и организационно-правового характера. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное. В частности, это касается запрета на злоупотребление группой лиц доминирующим положением (ст. 10), недобросовестную конкуренцию (ст. 14). Эта норма вытекает из положения о признании группы лиц равноправным участником товарного рынка наравне с хозяйствующим субъектом. В случае нарушения группой лиц данных требований к ответственности привлекается группа лиц, а не отдельный ее участник. Если антимонопольным органом было принято решение и выдано предписание в отношении нескольких лиц (в частности, в отношении лиц, входящих в группу лиц в соответствии с положениями ст. 9 Закона о конкуренции) и эти лица обратились в арбитражный суд с самостоятельными заявлениями об оспаривании указанных решения и (или) предписания, в рамках рассмотрения дел по каждому из заявлений остальные лица должны быть привлечены к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку решение вопроса о признании решения и (или) предписания недействительным влияет на их права и обязанности. Арбитражный суд на основании ч. 2 ст. 130 АПК РФ ввиду наличия единого общего состава лиц, участвующих в соответствующих делах, вправе объединить такие дела в одно производство для совместного рассмотрения <26>. ——————————— <26> Пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (с изм. на 14 октября 2010 г.) // Новые законы и нормативные акты — приложение к «Российской газете». 2008. N 32.

Закон о конкуренции устанавливает особенности осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц. Согласно ч. 1 ст. 31 указанного закона сделки, иные действия, указанные в ст. ст. 27 — 29 Закона о конкуренции (для которых установлен режим предварительного согласования), осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении. При этом необходимо соблюдение в совокупности следующих условий: 1) сделки, иные действия, указанные в ст. ст. 27 — 29 Закона о конкуренции, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц; 2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий; 3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц. Антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц, путем рассмотрения и размещения на официальном сайте ФАС России в сети Интернет перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, при условии представления заявителем такого Перечня по форме, утвержденной Приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц» (в ред. от 09.03.2010) <27>, а также путем рассмотрения уведомления о сделке, ином действии, осуществляемых лицами, входящими в одну группу лиц, с соблюдением условий, предусмотренных Регламентом ФАС России по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 N 457 (в ред. от 03.04.2012) <28>. ——————————— <27> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 51. <28> URL: www. fas. gov. ru/ legislative-acts.

Федеральный антимонопольный орган в течение четырнадцати дней со дня получения перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, направляет заявителю одно из следующих уведомлений о: 1) получении такого перечня и размещении его на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, если такой перечень был представлен в форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом; 2) нарушении формы представления такого перечня и несоблюдении условий, указанных в ч. 1 ст. 31. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о сделках и иных действиях лицом, которое было заинтересовано в осуществлении указанных в ст. ст. 28 и 29 Закона о конкуренции сделок, иных действий, или лицом, которое было создано в результате осуществления сделок, иных действий, — не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий. В случае установления факта недостоверности представленных сведений о лицах, входящих в одну группу лиц, такие сведения, размещенные на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, федеральный антимонопольный орган снимает с указанного сайта. Кроме того, неправильное определение группы лиц и, как следствие, представление в антимонопольные органы недостоверных сведений могут повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 19.8 КоАП РФ.

——————————————————————