Возмещение вреда, причиненного при проведении контртеррористической операции

(Амиров Д. Р.)

(«Военно-юридический журнал», 2012, N 7)

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

Д. Р. АМИРОВ

Амиров Д. Р., слушатель Академии МВД России.

Российское гражданское право в области деликтных правоотношений строится на принципе генерального деликта, нашедшего отражение в п. 1 ст. 1064 ГК РФ. Вред может быть вызван как противоправным, так и правомерным поведением. Противоправно причиненный вред по общему правилу подлежит возмещению в полном объеме. Правомерно причиненный вред, как правило, не возмещается, и обязанность по его возмещению возникает только в случаях, предусмотренных в законе (п. 3 ст. 1064 ГК РФ).

Одним из случаев, когда подлежит возмещению вред, причиненный правомерным поведением, является норма, установленная ч. 3 ст. 18 ФЗ «О противодействии терроризму». Данная норма содержит лишь общие положения о возмещении вреда, причиненного при пресечении террористического акта. Порядок и размер возмещения вреда детализирован в Постановлении Правительства N 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Таким образом, причинение вреда при проведении контртеррористической операции является самостоятельным основанием для возмещения вреда со стороны государства, в связи с тем что оно не сумело вовремя пресечь террористическую деятельность, когда задержание лиц, ее осуществляющих, не было бы сопряжено с нанесением вреда третьим лицам.

Положение о возмещении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, отсутствовало в действовавшем до 1 января 2007 г. Федеральном законе «О борьбе с терроризмом». Включение данного положения в ФЗ «О противодействии терроризму» нормативно закрепило защиту прав пострадавших в ходе проведения контртеррористических операций. Однако оно не решило некоторые имеющиеся на сегодняшний день проблемы.

Одной из таких проблем является неясность позиции законодателя в области компенсации морального вреда. Включается ли она в размер выплат, предусмотренных вышеуказанным Постановлением Правительства, или нет? Анализ п. «а» ст. 10 данного Постановления и буквальное толкование его нормы, согласно которой гражданам из числа заложников, не получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вреда здоровью, единовременное пособие составляет 100 тыс. рублей на человека, позволяет оценить размер морального ущерба — 100 тысяч рублей. Однако сразу возникает вопрос о том, включают ли выплаты иным категориям лиц, указанным в п. «а», компенсацию морального вреда? К тому же данная сумма не может быть универсальной, т. к. размер причиненного морального вреда зависит от каждой конкретной ситуации и обстановки, в которой находилось потерпевшее лицо. Исходя из этого было бы оправданным включить положения о компенсации морального вреда в Постановление Правительства N 750.

Деятельность государственных органов Российской Федерации по возмещению вреда, причиненного при проведении контртеррористической операции, на сегодняшний день начинает принимать вид организованного механизма, имеющего практику работы в данной сфере. Это обусловлено в первую очередь принятием ФЗ «О противодействии терроризму», а также ряда других нормативных актов. Однако существуют и проблемы, которые законодатель должен разрешить, в первую очередь с учетом интересов лиц, пострадавших от действий по борьбе с терроризмом.

——————————————————————