Утверждаем положение об урегулировании корпоративных конфликтов

(Хафизова Р., Самосудов М.)

(«Акционерный вестник», 2012, N 9)

УТВЕРЖДАЕМ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ

КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ

Р. ХАФИЗОВА, М. САМОСУДОВ

Хафизова Регина, юрист.

Самосудов Михаил, научный редактор журнала «Акционерный вестник».

Назначение документа. Корпоративные, как, впрочем, любые гражданско-правовые, споры могут разрешаться в судебном и внесудебном порядке: все зависит от выбора сторон. Во внесудебном порядке решение корпоративного спора возможно путем заключения мирового соглашения с использованием примирительных процедур, в том числе при содействии посредника (ч. 1 ст. 225.5 АПК). Примирительные процедуры помогают сохранить время, энергию и деньги его участникам, но при условии, что они готовы сесть за стол переговоров и всячески стремятся найти компромисс. Тогда на сцене и появляется посредник, который поможет выработать именно те условия, которые наиболее приемлемы для обеих сторон. В то же время позиция и роль посредника такова, что он не выносит окончательного решения по существу спора, а лишь помогает сторонам спора найти оптимальное для них решение.

Положение позволит регулировать поведение участников корпоративного конфликта.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее по тексту — Закон «О медиации»), который регулирует деятельность посредников-медиаторов при разрешении спора во внесудебном порядке.

Поскольку Закон отражает лишь общие черты процесса урегулирования конфликтов с использованием процедуры медиации, обществу, которое хочет если не избежать, то хотя бы достойно выйти из возможных будущих конфликтов, целесообразно разработать локальный нормативный акт — положение об урегулировании корпоративных конфликтов. В нем можно конкретизировать особенности разрешения корпоративных споров именно для своей компании.

На что обратить внимание при составлении решения.

1. В разработанном обществом положении об урегулировании корпоративных конфликтов должны быть указаны:

— виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данным положением;

— порядок выбора медиаторов;

— порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

— порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

2. Определяясь с тем, кто станет в вашей компании медиатором, следует помнить о том, что им может стать физическое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке ими решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона «О медиации»). Медиатором не может быть коллегиальный орган (например, совет директоров или комиссия по урегулированию споров) или само общество. Однако медиатором может стать член такого коллегиального органа.

3. Согласно пункту 4 статьи 202 ГК РФ заключенное сторонами соглашение о проведении процедуры медиации приостанавливает течение срока исковой давности до момента прекращения процедуры медиации. В связи с этим в положении об урегулировании корпоративных споров необходимо прописать, с какого именно момента такое соглашение считается заключенным. Немаловажным будет и пункт медиативного соглашения, устанавливающий ответственность сторон за неисполнение обязательств по достигнутому соглашению.

4. Поскольку в корпоративный конфликт могут быть вовлечены не только работники общества, но и его акционеры, а также лица, представляющие их интересы, избранные акционерами в органы общества, и др., следует уделить особое внимание процедуре оформления отношений с этими участниками.

Нужно также учитывать, что документ, утвержденный советом директоров, не будет иметь обязательной силы для любого лица, не являющегося работником общества. Да и в случае, если лицо является его работником и документ накладывает на него какую-либо имущественную ответственность, работник должен эту ответственность на себя принять. Например, подписать договор, соответствующий пункт которого позволит возложить на него ответственность за возможный ущерб, нанесенный процедурой медиации.

5. Поскольку посредники-медиаторы содействуют сторонам в разрешении возникшего спора, они несут ответственность за вред, причиненный им вследствие осуществления процедуры медиации, путем возмещения реального ущерба и упущенной выгоды стороне, чьи интересы были нарушены (ст. 17 Закона «О медиации», ст. 15 ГК РФ). Но, как было сказано ранее, медиаторы — это физические лица, и далеко не всегда можно обратить взыскание на их имущество в размере понесенных убытков. В этом случае интересы участников процедуры медиации поможет защитить договор поручительства. Поручителем может выступать, например, само общество, которое будет нести солидарную или субсидиарную ответственность за действия медиатора. При этом договор поручительства может быть заключен для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем (ст. 361 ГК РФ). Поэтому компании можно рекомендовать заключить договор поручительства с медиатором и одобрить его в предусмотренном законом порядке, не дожидаясь возникновения конфликта.

6. Положением об урегулировании корпоративных конфликтов можно предусмотреть как одну из обязанностей медиатора разъяснение участникам процедуры медиации юридической стороны вопроса: на что вправе претендовать участники спора, какие риски и убытки они могут понести при заключении медиативного соглашения. При этом для медиатора целесообразно установить ответственность за понесенные стороной убытки в случае, если последняя докажет, что ей не были разъяснены возможные негативные для нее последствия.

Основная задача документа — регулирование поведения участников корпоративного конфликта. Это, в общем-то, стандартная задача системы корпоративного взаимодействия.

Внимание! Есть различия между терминами «корпоративное взаимодействие» и «корпоративное управление». Корпоративное взаимодействие — более широкое понятие. Оно включает в себя корпоративное управление как одну из форм взаимодействия субъектов в корпоративной системе.

Задача системы корпоративного взаимодействия компании — регулировать взаимодействие участников корпоративных отношений таким образом, чтобы минимизировать вероятность конфликта в корпоративной системе. А если он все же возникает, то обеспечить его протекание по определенным правилам, действующим в ней. В задачи системы корпоративного взаимодействия в том числе может входить ограничение возможности осуществления корпоративного управления, к примеру использования определенных инструментов и методов корпоративного управления.

Показатель эффективности функционирования системы корпоративного взаимодействия — наличие в корпорации баланса интересов по крайней мере всех ключевых участников корпоративных отношений.

Баланс интересов — это состояние корпоративной системы, при котором реально получаемые участниками корпоративных отношений выгоды от взаимодействия совпадают с ожидаемыми ими выгодами. Баланс интересов ключевых участников, соответственно, — это состояние, когда определенное выше условие соблюдается для ключевых участников корпоративных отношений. При этом баланс интересов для остальных участников может не обеспечиваться. Существует еще понятие «локальный баланс интересов» — когда баланс интересов соблюдается для одного из участников корпоративных отношений или одной из групп участников корпоративных отношений.

Корпоративное управление (КУ) — это действия того или иного участника корпоративных отношений (группы участников), направленные на достижение нужного ему (им) распределения ресурсов корпорации. Например, это может быть продвижение определенной дивидендной политики, в результате которой участник или участники получат ожидаемые дивиденды. Сюда же в том числе можно отнести и такие действия, которые выходят за рамки сферы легитимных действий. Например, воздействие на генерального директора для заключения договора с конкретным контрагентом. Примечательно также и то, что речь идет именно о достижении нужного субъекту (субъектам) распределения ресурсов. Баланс интересов всех участников соблюдается по желанию лица, осуществляющего КУ. Другое дело, что, как показывают и теория, и практика, стремление «перетянуть одеяло на себя» может быть невыгодным. В частности, может привести к неустойчивости бизнеса и, как следствие, потерям для лица, «перетягивающего одеяло на себя».

Правила, действующие в компании, по-хорошему должны регламентировать отношения таким образом, чтобы ограничить возможность осуществления «недобросовестного» корпоративного управления.

УТВЕРЖДЕНО

Советом директоров ОАО «__________»

Протокол от __ ______ 20__ г. N ___

ПОЛОЖЕНИЕ

об урегулировании корпоративных конфликтов

открытого акционерного общества

«_____________»

г. Москва

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее положение регламентирует порядок и основные процедуры урегулирования корпоративных конфликтов между участниками корпоративных отношений общества с участием посредника-медиатора.

1.2. Под корпоративным конфликтом понимаются разногласия или споры по предмету конфликта, возникающие между акционерами общества, акционерами и менеджерами общества, инвестором (потенциальным акционером) и обществом.

1.3. Предметом корпоративных конфликтов, подлежащих урегулированию в соответствии с настоящим положением, могут быть:

— споры, связанные с нарушением норм права;

— действия, предпринимаемые акционером или группой акционеров с целью установить контроль над обществом;

— разногласия между акционерами по поводу использования прибыли общества;

— разногласия между акционерами и менеджерами общества по поводу эффективности управления обществом и добросовестности действий менеджеров;

— действия, направленные на подрыв финансового состояния и конкурентоспособности общества, в том числе выражающиеся в попытке возбуждения в отношении общества процедуры банкротства;

— корпоративный шантаж — действия одного акционера (или одной группы акционеров), направленные на побуждение общества или его других акционеров выкупить принадлежащие ему (им) акции по цене, превышающей их рыночную стоимость, или выплатить отступное для прекращения конфликта.

1.4. При рассмотрении корпоративных конфликтов общество исходит из того, что порядок их урегулирования должен обеспечивать соблюдение и охрану прав акционеров, а также защиту имущественных интересов и деловой репутации общества.

1.5. Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

1.6. Медиатором, привлекаемым в качестве посредника в урегулировании корпоративного конфликта, может быть физическое лицо или лица, не имеющие интереса в предмете конфликта, из числа акционеров общества, членов совета директоров, правления или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа. Посредническая позиция предполагает, что медиатор не выносит окончательного решения по существу спора, а лишь содействует сторонам спора в процессе нахождения и принятия ими такого решения.

1.7. Медиатор не вправе:

— быть представителем какой-либо стороны;

— оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

— осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

— делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

1.8. Услуги медиатора предоставляются сторонам корпоративного конфликта бесплатно.

1.9. Перечень лиц, которые могут быть определены сторонами конфликта в качестве медиаторов, а также перечень видов корпоративных конфликтов, входящих в их компетенцию, указан в приложении N 1 к настоящему Положению.

1.10. Положения настоящего документа о досудебном урегулировании корпоративных конфликтов не препятствуют участникам конфликта, чьи права нарушены, решить спор в рамках иного внесудебного процесса или обратиться в судебные органы.

2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.

2.1. Основанием для рассмотрения корпоративного конфликта с участием медиатора является заключенное его сторонами соглашение о проведении процедуры медиации.

2.2. Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать наименование участников спора, суть корпоративного конфликта, Ф. И.О. медиатора (медиаторов), определенного участниками спора, порядок проведения процедуры медиации, условия участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации, сроки проведения процедуры медиации, а также дату заключения указанного соглашения. Соглашение может предусматривать, что его стороны в течение проведения процедуры медиации обязуются не обращаться в суд или третейский суд для разрешения возникшего спора, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

2.3. Корпоративный конфликт рассматривается медиатором после получения заявления участников конфликта, поданного в письменном виде на имя председателя совета директоров общества или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа общества.

2.4. Заявление о рассмотрении корпоративного конфликта должно содержать наименование участников спора, суть корпоративного конфликта, Ф. И.О. медиатора (медиаторов), определенного участниками спора, порядок проведения процедуры медиации и сроки ее проведения. Заявление должно быть подписано обеими сторонами конфликта. К заявлению прикладывается копия соглашения о проведении процедуры медиации.

2.5. Любое заявление, поступившее от участников конфликта, должно быть принято и вынесено на рассмотрение медиатора (медиаторов). Отказ в приеме заявления возможен лишь в том случае, если данный спор уже являлся предметом рассмотрения и по нему участниками спора было подписано соответствующее медиативное соглашение.

2.6. Поступившее от участников конфликта письменное заявление для учета и контроля за его рассмотрением передается корпоративному секретарю общества. Корпоративный секретарь осуществляет регистрацию поступившего заявления и в срок не более 3 (трех) рабочих дней с момента его получения передает его медиатору (медиаторам), указанному в заявлении.

2.7. Медиатор, выбранный сторонами корпоративного конфликта, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам. В этом случае стороны конфликта согласовывают другую кандидатуру медиатора, о чем указывается в дополнительном соглашении к соглашению о проведении процедуры медиации.

2.8. По результатам рассмотрения заявления медиатор дает письменное заключение по существу спора и передает его сторонам. Срок для подготовки письменного заключения медиатором — 7 (семь) рабочих дней с момента получения заявления.

2.9. До рассмотрения спора медиатор должен провести проверку поступивших материалов. Если для проверки поступивших материалов медиатору требуется более 7 рабочих дней, он обязан согласовать задержку сроков рассмотрения спора со сторонами.

2.10. В случае необходимости медиатор может запросить у спорящих сторон дополнительные разъяснения, касающиеся причин, вызвавших конфликт, и хода его развития. При этом стороны обязаны представить ему все интересующие его сведения по предмету конфликта.

2.11. Медиатор вправе инициировать рассмотрение на заседании совета директоров вопроса о целесообразности рассмотрения спора, инициированного заявлением сторон, и отказаться от рассмотрения спора в случае принятия советом директоров решения о нецелесообразности его рассмотрения. В этом случае сроки, указанные в настоящем Положении, приостанавливаются.

Примечание редакции.

Обратите внимание, что возможность и процедура инициирования рассмотрения на заседании совета директоров вопросов, касающихся урегулирования корпоративных конфликтов, должна быть предусмотрена положением о совете директоров компании и/или регламентом совета директоров (если он оформляется отдельным документом).

2.12. Письменное заключение медиатора должно содержать рекомендации каждой стороне конфликта по его разрешению, ссылки на нормативные правовые акты, обосновывающие позицию медиатора, риски и негативные последствия (в том числе нарушение законодательства, возможную гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, экономические риски), к которым может привести принятое стороной решение в соответствии с рекомендациями медиатора.

2.13. В случае если в рассмотрении спора участвуют два и более медиаторов и их позиции по разрешению существующего конфликта различны, в письменном заключении представляются позиции всех медиаторов с указанием Ф. И.О. автора каждой позиции.

2.14. Одновременно с передачей сторонам конфликта письменного заключения медиатор назначает дату, время и место первичного разбора спора с участием сторон конфликта и медиатора. Указанная дата не может быть позднее 7 (семи) рабочих дней с момента направления письменного заключения медиатором.

2.15. Для рассмотрения спора медиатор по просьбе спорящих сторон или одной из них или по собственной инициативе может вызвать свидетелей. Свидетели, являющиеся работниками общества, обязаны явиться по вызову медиатора на заседание по рассмотрению спора.

2.16. На первичном разборе спора с участием сторон конфликта и медиатора стороны рассматривают предложенный медиатором вариант разрешения конфликта, а также предлагают свои варианты, которые могут обсуждаться сторонами и медиатором.

2.17. По истечении 20 календарных дней после проведения первичного разбора спора с участием медиатора стороны должны подписать медиативное соглашение. В указанный 20-дневный период стороны вправе проводить вторичные встречи с медиатором, консультироваться с ним, предлагать и обсуждать свои варианты разрешения конфликта.

2.18. Стороны вправе продлить указанный в пункте 2.17 срок, о чем сторонами подписывается дополнительное соглашение. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.

2.19. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

2.20. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

— заключение сторонами медиативного соглашения — со дня подписания такого соглашения;

— заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям — со дня подписания такого соглашения;

— заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, — в день направления данного заявления;

— заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации — со дня получения медиатором данного заявления;

— истечение срока проведения процедуры медиации.

3. МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.

3.1. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проводимой процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

3.2. Медиатор содействует сторонам в формулировании положений медиативного соглашения.

3.3. Обязательным приложением к медиативному соглашению является письменное заключение медиатора по существу принятого сторонами решения, которое должно содержать ссылки на нормативные акты, обосновывающие позицию каждой из сторон, риски и негативные последствия (в том числе нарушение законодательства, возможную гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, потери финансовых ресурсов), к которым может привести принятое стороной решение.

3.4. Медиативное соглашение по возникшему спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

4. ПОРУЧИТЕЛЬСТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

4.1. Медиаторы несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления ими посреднической деятельности, в размере полного возмещения сторонам причиненных убытков.

4.2. Медиатор не несет ответственности в том случае, если в письменном заключении, являющемся приложением к медиативному соглашению, он описал возможные риски и негативные последствия, в результате которых сторона понесла убытки.

4.3. Общество является поручителем каждого медиатора из перечня медиаторов, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению. Общество несет субсидиарную ответственность за действия такого медиатора. Договор поручительства подписывается обществом и медиатором при внесении медиатора в перечень утвержденных обществом медиаторов. Указанный договор должен быть одобрен как крупная сделка общим собранием акционеров по правилам пункта 3 статьи 79 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Примечание редакции.

Необходимость одобрения рассматриваемого договора как крупной сделки будет зависеть от суммы, в пределах которой общество принимает на себя ответственность.

——————————————————————