Реализация Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в сфере здравоохранения

(Козлова С. А.) («Медицинское право», 2012, N 5)

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ» В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С. А. КОЗЛОВА

Козлова Светлана Анатольевна, адвокат, соискатель Юридического института Госуниверситета — УНПК (г. Орел).

В статье дан анализ ряда нормативных положений, направленных на изменение правового положения государственных учреждений в сфере здравоохранения и социального развития.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения, правовое положение.

Realization of Federal Law «On Introduction of Changes into Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with Improvement of Legal Status of State (Municipal) Institutions» in the Sphere of Health Care S. A. Kozlova

The article contains analysis of a number of normative provisions aimed at changing of legal status of state institutions in the sphere of health care and social development.

Key words: state (municipal) institutions of health care, legal status.

I. Общие положения. 8 мая 2010 г. — знаковая дата для существующей в Российской Федерации системы государственных и муниципальных учреждений. Этот день примечателен тем, что был принят Федеральный закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который ознаменовал собой начало реформирования правового статуса бюджетных учреждений. По масштабам реформа грандиозная, она затрагивает более 25 тыс. федеральных и около 303 тыс. региональных и муниципальных бюджетных учреждений. Смысл Федерального закона N 83 (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений») заключается в делении государственных (муниципальных) учреждений на три группы. Это автономные, бюджетные нового типа и казенные учреждения. Их финансирование теперь будет обеспечиваться на основе государственного задания через бюджетные ассигнования в виде субсидий для автономных и бюджетных учреждений и в виде бюджетной сметы — для казенных. В Законе оговорено: государственные (муниципальные) учреждения не могут быть частными, их собственником является РФ, ее субъект или муниципальное образование. При этом первоочередным остается полное выполнение финансируемого госзаказа, а все остальное — дополнение к основной деятельности. В целях приведения правового положения федеральных учреждений в соответствие с требованиями законодательных актов Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 октября 2010 г. N 938 утвержден Перечень федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В перечень федеральных бюджетных учреждений вошли федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда», Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральное государственное учреждение «Всероссийский центр глазной и пластической хирургии» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, федеральное государственное бюджетное учреждение «Гематологический научный центр» и др., всего 62 федеральных государственных учреждения. В список также вошли 46 учреждений высшего профессионального образования, 17 учреждений дополнительного профессионального образования, 27 учреждений среднего профессионального образования, 16 специализированных учреждений здравоохранения, 47 санаторно-курортных учреждений, 5 иных учреждений. Перечень федеральных казенных учреждений составили следующие психиатрические больницы: 1. Федеральное государственное учреждение «Волгоградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 2. Федеральное государственное учреждение «Казанская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 3. Федеральное государственное учреждение «Калининградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 4. Федеральное государственное учреждение «Костромская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 5. Федеральное государственное учреждение «Новосибирская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 6. Федеральное государственное учреждение «Орловская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 7. Федеральное государственное учреждение «Санкт-Петербургская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 8. Федеральное государственное учреждение «Смоленская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и специализированное учреждение здравоохранения — федеральное государственное учреждение «Терский лепрозорий» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. II. Имущественная ответственность учреждения и персональная ответственность руководителя. С 1 января 2011 г. субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного и автономного учреждений исключена (ст. 33 ФЗ N 83). Бюджетное и автономное учреждения самостоятельно несут ответственность по своим обязательствам, но взыскание не может быть обращено на недвижимое и особо ценное движимое имущество. Наряду с предусмотренной в настоящее время законодательством РФ ответственностью (административной, уголовной) руководитель несет также персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность бюджетного учреждения, превышающую предельно допустимые значения, установленную органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, за превышение которой трудовой договор с ним может быть расторгнут в одностороннем порядке (п. 6 ст. 19 Закона N 83-ФЗ). За просроченную кредиторскую задолженность будет предусматриваться увольнение, что, в свою очередь, требует от учредителя бюджетного учреждения постоянного мониторинга финансового состояния учреждения. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 сентября 2010 г. N 787н утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Установлено, что размер предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения составляет не более 2% объема источников финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения (финансовых требований по доходам и объемам финансирования, определяемых методом начисления) на 1 января года, следующего за отчетным, в том числе: — субсидий на выполнение государственного задания; — целевых субсидий; — бюджетных инвестиций; — иных источников финансового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объем предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения определяется по каждому источнику в отдельности. Бюджетным учреждением по итогам финансового года проводится инвентаризация кредиторской задолженности на 1 января года, следующего за отчетным. Представленные сведения о кредиторской задолженности и установленный комплект документов проходят процедуру проверки обоснованности кредиторской задолженности в Департаменте учетной политики и контроля Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководитель бюджетного учреждения также несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, в случае, если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»). Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1123н утвержден Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития РФ, крупных сделок. Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Крупная сделка может быть совершена учреждением только с предварительного согласия Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1124н утвержден Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству здравоохранения и социального развития РФ, в совершении которых имеется заинтересованность. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» лицами, заинтересованными в совершении учреждением тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее — заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) учреждения, а также лицо, входящее в состав органов управления учреждения или органов надзора за его деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано учреждением, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения. Установленный порядок регламентирует принятие решения об одобрении сделок и порядок мотивированного отказа от совершения таких сделок. В настоящее время приняты также Приказ от 17 декабря 2010 г. N 1125н «Об утверждении порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, либо приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных его учредителем», Приказ от 17 декабря 2010 г. N 1128 «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» и иные нормативные акты по реализации. III. Стандарты оказания медицинских услуг. В настоящее время идет открытое обсуждение законопроекта «Об основах охраны здравоохранения граждан РФ» <1>, который в том числе предусматривает установление единых для страны стандартов медицинской помощи при разных заболеваниях, которые включают все необходимые и наиболее значимые элементы: методы диагностики, лечебные услуги, лекарственные препараты, медицинские изделия. Стандарты позволяют просчитать среднюю стоимость лечения одного случая каждого заболевания. Именно совокупная стоимость стандартов, просчитанная на основе статистики, и определяет бюджет программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. А каждый стандарт, по сути, является чеком государства на оплату. Разработка стандартов позволит определить, сколько и какие лечебные учреждения нужны в городе, районе, чем их необходимо обеспечить. ——————————— <1> Законопроект опубликован на сайте Минздравсоцразвития // URL: http://zakonoproekt2011.minzdravsoc. ru/.

Законопроект гарантирует большой объем бесплатной медицинской помощи, практически все виды медпомощи гражданам будут оказываться бесплатно, за исключением отдельных условий комфортности, некоторых видов косметической медицины, пластической хирургии. Законопроект впервые четко определяет источники финансирования программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Впервые ограничивается применение платных услуг. Прописывается, что они не могут оказываться взамен или в рамках программы. Определяется, какие виды помощи никогда не подлежат оплате за счет средств граждан. Расчет, сделанный в 2010 г. на основе разработанных стандартов, позволил четко обосновать необходимость повышения финансирования здравоохранения — дополнительного выделения 230 млрд. руб. в год. На это будет идти 2% социальных страховых взносов, которые сегодня платят работодатели за своих сотрудников. На программы модернизации за два года будут направлены беспрецедентные деньги — 460 млрд. руб. Предполагается, что тех денег, которые собираются влить в здравоохранение в ближайшие годы, хватит на то, чтобы в целом насытить систему финансами.

——————————————————————