Электронной приватизации быть?

(Кухтенков Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 38)

ЭЛЕКТРОННОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ БЫТЬ?

Д. КУХТЕНКОВ

Дмитрий Кухтенков, юрист, г. Москва.

В следующем году Правительство РФ планирует перевести продажу государственного и муниципального имущества в электронную форму. Какие риски могут ожидать государство и общество на пути внедрения электронных механизмов приватизации?

Место для шага вперед

В России неоднократно официальными лицами озвучивалась идея о продолжении приватизации. Государство, учитывая неоднозначный опыт, накопленный в сфере приватизации, должно обеспечить наиболее эффективную продажу государственного и муниципального имущества, то есть такую приватизацию, при которой собственником стал бы лучший хозяин, способный предложить лучшую цену и лучшие условия эксплуатации.

Именно в целях обеспечения эффективности приватизации Правительством было разработано Постановление от 27.08.2012 N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме». Этот документ принят на основании п. 14 ст. 32.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и конкретизирует процедуры продажи имущества в электронной форме, возможность которой предусмотрена названным Законом.

Важнейшим достоинством Постановления N 860 является то, что государство наконец согласилось использовать разные способы электронной торговли. Ведь в известном Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для ведомств был предусмотрен лишь аукцион. На практике же аукцион — в любой его форме — зачастую неудобен, а подчас и просто неприменим. Между тем в российском коммерческом секторе с помощью электронных торговых площадок (ЭТП) уже 10 лет реализуют в электронной форме все привычные способы отбора контрагента: не только аукцион, но и конкурс, и запрос цен (упрощенный аукцион), и запрос предложений (упрощенный конкурс), и даже многоэтапные процедуры.

Это многообразие в значительной степени нашло свое отражение в Постановлении N 860, которым в качестве механизмов продажи государственного и муниципального имущества закреплены электронный аукцион, электронный конкурс, публичное предложение в электронной форме и продажа имущества в электронной форме без объявления цены. Можно надеяться, что вариативность способов продажи в электронной форме, закрепленная Постановлением N 860, позволит учитывать особенности продаваемого имущества (тех же сельхозугодий и градообразующих предприятий) и тем самым сделать приватизацию эффективнее.

Опираясь на собственный опыт

Для того чтобы добиться успеха в обеспечении эффективной приватизации, важно принимать во внимание опыт нашей страны в сфере продажи имущества на электронных торгах, в том числе и опыт нормативного регулирования. Ведь, сколь бы верна и прогрессивна ни была идея продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, приходится признать, что предложенный Постановлением N 860 правовой механизм все же далек от идеала.

Несовершенство правовой терминологии в тексте Постановления N 860 может стать проблемой для тех, кому предстоит исполнять этот документ. Например, владелец электронной торговой площадки, именуемый в Законе N 94-ФЗ и Приказе Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 оператором, в Постановлении N 860 назван организатором. Но организатором традиционно называют принципиально иного субъекта этих отношений! Организатором торгов называют инициатора электронной процедуры — в данном случае процедуры продажи государственного имущества. В контексте Постановления N 860 организаторами продажи являются Росимущество и Минобороны, однако термин «организатор» применяется к операторам электронных площадок, на которых проходит продажа.

Безусловно, нельзя применять буквальную аналогию, сравнивая процедуры приватизации с процедурами реализации имущества должника. Необходимо единообразие правовой терминологии во всех нормативных документах, регулирующих проведение электронных торгов, независимо от той или иной сферы применения таких торгов. Путаница с названными терминами грозит путаницей с полномочиями.

Между тем строгое разграничение полномочий и ответственности между организатором торгов и оператором электронной площадки является одним из важных условий надлежащего проведения электронных процедур. Более того, необходима организационная независимость организатора и оператора друг от друга, а также от участников торгов, являющихся потенциальными покупателями. Так, если организатор торгов связан с одним из покупателей, то он обеспечит его инсайдерской информацией, в результате чего даже на самых открытых торгах, проведенных по всем правилам, победитель будет предопределен. А если организатор имеет возможность влиять на оператора, то они совместными усилиями смогут просто не допустить ненужных претендентов до торгов. Наконец, если покупатели могут сговориться друг с другом и заранее поделить лоты будущих торгов, то они не начнут конкурентную борьбу между собой и все имущество уйдет по минимальной цене (этим летом такая схема была признана противозаконной решением ФАС по делу N А40-41391/2012).

Вот почему важно обратить внимание на то, что в Постановлении N 860 не урегулирован еще один важный вопрос — требования к электронным торговым площадкам. Утвердить эти требования поручено Минэкономразвития России. Однако, для того чтобы обслуживать электронную приватизацию, от ЭТП требуется не только соответствовать будущим требованиям Минэкономразвития, но и присутствовать в особом правительственном перечне «допущенных». Причем допуск этот будет осуществляться не по итогам конкурентного отбора, а по внутреннему усмотрению ведомств, ведь согласно п. 2 Постановления N 860 проект перечня поручено разработать Минэкономразвития, ФАС, ФСБ и Минсвязи без каких-либо указаний на методику отбора ЭТП.

Разумеется, понятно стремление государства сузить перечень присутствующих в контролируемой сфере субъектов, а сфера приватизации особенно нуждается в контроле. Само по себе искусственное сокращение субъектов отношений в сфере приватизации может привести лишь к тому, что торги будут проходить на нескольких электронных торговых площадках, аффилированных с чиновниками, с помощью которых даже при использовании электронных торговых процедур государственное имущество будет по старинке перераспределяться между своими. Но лучшие условия за продаваемое имущество можно получить не в узком кругу, а лишь при проведении торгов в условиях свободной конкуренции между максимальным числом участников рынка. Важно, чтобы Правительство РФ помнило об этом как при утверждении перечня допущенных к обслуживанию приватизации электронных площадок, так и при установлении иных ограничений по допуску на данный рынок.

На разработку перечня ЭТП, которые будут обслуживать электронную приватизацию, ведомствам отведено шесть месяцев. Таким образом, реализация электронных механизмов продажи государственного имущества начнется, скорее всего, не раньше весны 2013 года. Именно тогда и можно будет оценить первые практические результаты и недостатки предложенного Правительством механизма электронной приватизации.

——————————————————————