Порядок заключения договора обслуживания авиационной техники

(Степанович Д. Г.)

(«Вестник Пермского университета», 2012, N 4)

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ОБСЛУЖИВАНИЯ

АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Д. Г. СТЕПАНОВИЧ

Степанович Д. Г., ассистент кафедры гражданского права, Национальный университет «Одесская юридическая академия».

Статья посвящена исследованию порядка заключения договора обслуживания авиационной техники в Государственной пограничной службе Украины, правовой регуляции гражданских правоотношений в авиационной сфере ветви исполнительной власти Украины. Рассмотрены основные аспекты заключения данного договора. Исследуются характерные признаки заключения договора обслуживания авиационной техники в Государственной пограничной службе Украины, факторы совершенствования правовой регуляции данного вида договора.

Ключевые слова: оферта; заключение; заказчик; исполнитель.

Order of making a contract for the aviation equipment maintenance

D. G. Stepanovich

Stepanovich D. G., National University the «Odessa legal Academy».

The article is sanctified to research the order of conclusion a treaty maintenance of aero technics in a State Border Guard Service of Ukraine, legal adjusting of civil legal relationships in the aviation sphere of branch executive power of Ukraine, also the article lights up the basic aspects of conclusion of this treaty. In the article the civil legal analysis of service aero technics agreement comes true in a State Border Guard Service of Ukraine. The decision of moment and mechanism is grounded conclusion of treaty, defects and contradictions of legislation are analyzed, brought in suggestion on the removal blanks of legislation. The problem questions of conclusion treaty maintenance of aero technics are also examined in a State Border Guard Service of Ukraine, namely what terms must be necessarily taken into account at the conclusion of this treaty, that makes the subject of agreement and in what form a service of aero technics agreement consists in a State Border Guard Service of Ukraine.

Except the stated, the article is sanctified to consideration the order (procedures) of holding competition as a method of conclusion a treaty of maintenance of aero technics in a State Border Guard Service of Ukraine. The next stages of holding competition are analyzed on a right for the conclusion of treaty: the preparatory stage; announcing competition; acceptance of competitive suggestions (requests); estimation of requests and decision of winner; awarding judgment about the results of competition; report to the participants of competition about the results of competition.

The characteristic signs of conclusion a treaty maintenance of aero technics are investigated in a State Border Guard Service of Ukraine, perfections factors of the legal adjusting this type of agreement. Actuality of research theme increases those circumstances, that amount of publications on the range of problems, that touches such type of relations, in home legal literature is extremely insignificant, and most problems in it industry in general there is sight of research workers out of the field.

Key words: air-unit; implementation is a robot; offer; conclusion; customer; performer.

Как известно, договор является правовым механизмом, который обеспечивает обращение материальных и нематериальных благ, т. е. отображает динамику общественного отношения. Соответственно, нормы договорного права обеспечивают эту динамику. Договор является правовым основанием возникновения обязательства и, соответственно, обязательственного правоотношения. Такое правоотношение не является абсолютно однородным и неизменным, оно проходит несколько стадий своего развития, которые характеризуются определенными правовыми особенностями. Эти особенности возникают на следующих стадиях: заключения договора, выполнения договора, невыполнения договора. Конечно, третья стадия является факультативной и существует не всегда, но она имеет довольно большое значение и особенности.

Первичной стадией (этапом) существования договорного обязательственного правоотношения, как правило, является стадия заключения договора, функционально наделенная правосоздающим характером и преобразованием фактических действий в обязательственно — правовые отношения, которые возникают из договора.

При заключении договоров обслуживания авиационной техники стороны руководствуются своими интересами, а именно: действия исполнителя направлены на предоставление услуги и получения платы за предоставленную услугу, а действия заказчика направлены на получение услуги по обслуживанию авиационной техники. Таким образом, в общем виде предметом договора обслуживания авиационной техники выступает оплатная услуга по обслуживанию авиационной техники.

Договор обслуживания авиационной техники может служить основанием возникновения обязательств с момента предоставления воздушного судна лишь в том случае, если он заключен еще к предоставлению для обслуживания, которое будет проводиться на базе исполнителя, т. е. носит консенсуальный характер. Также договор обслуживания авиационной техники, заключенный при наличии между сторонами договоренности проводить обслуживание авиационной техники на базе авиационной части, вступает в силу лишь с момента начала работ на авиационной технике, т. е. носит реальный характер.

Поскольку договор является договоренностью двух или больше сторон, его составление связывается с достижением между ними в надлежащей форме согласия по всем существенным условиям. Процесс заключения договора состоит из двух стадий, а именно: предложения заключить договор, которое именуется офертой, и принятия предложенного предложения второй стороной, которое называется акцептом. Оферентом и акцептантом именуется сторона, которая сделала предложение заключить договор или приняла предложение [2, т. 1, с. 197].

Согласно ст. 641 Гражданского кодекса Украины предложение заключить договор (оферта) может сделать каждая из сторон будущего договора. Анализ этой статьи дает основания утверждать:

1. Предложение должно содержать существенные условия договора.

2. Предложение должно выражать намерение лица, которое сделало предложение, считать себя связанной договором и предложенными условиями в случае ее принятия другим лицом.

3. Предложение должно быть направлено конкретному лицу (нескольким людям). Хотя третье условие прямо в ст. 641 Гражданского кодекса Украины не закреплено, но вытекает из ее сути. Об этом свидетельствует положение, закрепленное в данной статье, согласно которому оно не признается по общему правилу офертой, а рассматривается лишь как приглашение делать предложения относительно заключения договора, адресованные неопределенному кругу лиц.

Что касается вопроса предложения заключить договор (оферта), то следует отметить, что авиационная часть с целью заключения договора должна действовать с учетом требований Закона Украины от 1 июня 2010 г. N 2289 — VI «Об осуществлении государственных закупок» [2, с. 5]. Это требование объясняется тем, что, во-первых, авиационная часть финансируется исключительно из бюджетных средств, а во-вторых, цена за услуги в большинством случаев превышает 100 тыс. гривен.

Такой подход к оферте в договоре обслуживания авиационной техники связан с тем, что по юридической природе она является двусторонней сделкой, которая с момента получения ее другой стороной порождает определенные юридические обязанности для оферента. Так, последний не может отозвать полученную адресатом оферту на протяжении срока, установленного для ответа, если другое не указано в предложении или не вытекает из ее сути или обстоятельств, при которых она сделана. Но оферта может быть отозвана до момента или даже в момент получения адресатом путем отмены проведения процедуры закупки услуг за государственные средства. Оферта, присланная письмом, может быть отозвана к его получению адресатом телеграммой или с помощью других средств оперативной связи.

Ответ лица, которому было адресовано предложение заключить договор обслуживания авиационной техники, определяется акцептом, если из него не вытекает, что есть полное и безусловное согласие акцептанта с предложенными в оферте условиями. Правовое следствие акцепта — заключение договора связывается не с его осуществлением, а именно со своевременным получением оферентом такого ответа. В этом случае лицо, которое принимает оферту и желает принять участие в процедуре закупки, должно письменно подтвердить намерение принять участие в процедуре закупки путем подачи необходимых документов, определенных заказчиком. Вот почему лицо, которое приняло предложение, может отозвать свой ответ о принятии, сообщив об этом оференту к моменту или в момент получения им ответа о принятии предложения.

Предложение на условиях, изложенных в оферте и при письменном подтверждении, считается принятым в пределах срока для соответствующего действия, которое удостоверяет его желание заключить договор, если это не противоречит содержанию оферты или требованиям, установленным законом.

Как уже отмечалось, представление оферты может осуществляться не только одному лицу, а и нескольким, которые могут принять предложения или не принять; если принимают, то в дальнейшем для заключения договора обязаны принять участие в процедуре закупки.

Итак, заказчик на основании представленных предложений определяет победителя торгов из числа участников, предложения конкурсных торгов которых не было отклонено, на основе критериев и методики оценки, указанных в документации конкурсных торгов. В день определения победителя заказчик акцептует предложение конкурсных торгов, которое признано наиболее экономически выгодным по результатам оценки. Заказчик обязан на протяжении одного рабочего дня со дня принятия решения об определении победителя прислать победителю торгов сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов, а всем участникам — письменное сообщение о результатах торгов с указанием наименования и местонахождение участника-победителя, предложение конкурсных торгов которого признано наиболее экономически выгодным по результатам оценки. Сообщение об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения обязательно безвозмездно публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок.

Заказчик заключает договор с участником, предложение конкурсных торгов которого было акцептовано со дня акцепта предложения согласно требованиям документации конкурсных торгов и акцептованного предложения. С целью обеспечения права на обжалование решений заказчика договор не может быть заключен раньше чем через 14 дней с даты публикации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов. Договор, заключенный с нарушением сроков, является ничтожным.

В случае письменного отказа победителя торгов подписать договор согласно требованиям документации конкурсных торгов или незаключения договора по вине участника в срок, определенный этим Законом, заказчик повторно определяет наиболее экономически выгодное предложение конкурсных торгов с тех, срок действия которых еще не прошел. То есть исполнителем договора становится то лицо, которое представило экономически выгодное предложение и стало победителем торгов, составление договора именно с этим лицом для бюджетного учреждения (авиационная часть) является обязательным.

Подытоживая изложенное, следует отметить, что стороной (исполнителем) в договоре может быть юридическое лицо, которое стало победителем в конкурсных торгах, а принцип свободы договора в данном случае является несколько другим, так как включает в себя и предусматривает: свободу выбора партнера по договору; свободу согласиться или отказаться от заключения договора; свободу определить его содержание, но с учетом государственного надзора.

Свобода договора не является безграничной: она существует в рамках действующих нормативных актов, обычаев делового обращения, а действия сторон договора должны основываться на началах разумности, добросовестности и справедливости. Значение договорной свободы в конечном результате сводится к тому, что участникам хозяйственного обращения предоставляется возможность решить, будет ли между ними заключен договор, а если будет, то каким будет его содержание. Вместе с этим эта свобода не является абсолютной, потому что, принимая решение, стороны при заключении договора должны руководствоваться законами.

В связи с этим вопрос о форме договора обслуживания авиационной техники исключительно важен уже потому, что его составление связывается с достижением в надлежащей форме согласия между сторонами по всем существенным условиям. Стороны могут избрать любую форму, предусмотренную ст. 205 Гражданского кодекса Украины (устное, письменное, конклюдентное действие). Также сторонам предоставляется право отступать от требований закона относительно его формы, но лишь в сторону ее «усложнения». Именно так следует понимать правила, закрепленные в ч. 2 — 4 ст. 639 Гражданского кодекса Украины.

Таким образом, договорная свобода относительно формы договора действует там, где закон не устанавливает правил о ней, а также в случаях, когда стороны договариваются об усложнения формы сравнительно с требованиями, предусмотренными законом.

Относительно договорной свободы договора обслуживания авиационной техники следует отметить, что договорная свобода в указанном договоре бездействует в полном объеме, а Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» установил соответствующие правила, а именно договор заключается в письменной форме согласно положениям Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины с учетом особенностей, определенных этим Законом. Типичный договор о закупке утверждается уполномоченным органом. В случае осуществления закупки за счет средств государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов заказчик имеет право предусматривать в договорах о закупке осуществления предыдущей оплаты согласно требованиям бюджетного законодательства. Участник — победитель процедуры закупки при заключении договора должен представить разрешение или лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения или лицензии на проведение такого вида деятельности предусмотрено законодательством. Запрещается составление договоров, которые предусматривают расходование государственных средств без проведения процедур закупок, кроме случаев, предусмотренных этим Законом. Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не могут меняться после его подписания к выполнению обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев:

1) уменьшения объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика;

2) изменения цены за единицу товара не более чем на 10 процентов в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

3) улучшения качества предмета закупки при условии, что такое улучшение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

4) продления срока действия договора и выполнения обязательств относительно передачи товара, выполнения работ, предоставления услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, которые послужили причиной такого продолжения, в том числе форс-мажорных обстоятельств, задержки финансирования затрат заказчика при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;

5) действие договора о закупке может длиться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, который не превышает 20 процентов суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

И только принцип свободы договора при заключении договора обслуживания авиационной техники действует в том случае, если сумма договора не превышает 100 тыс. гривен. В данном случае можно говорить, что авиационная часть имеет свободу выбора партнера по договору; свободу согласиться или отказаться от заключения договора; свободу определить его содержание и может усложнить его в той мере, в какой считает возможной.

Библиографический список

1. Гражданское право Украины: В 2 т. / Под ред. Е. О. Харитонова, Н. Ю. Голубевой. Х.: ООО «Одиссей», 2008. Т. 2. 197 с.

2. Об осуществлении государственных закупок: Закон Украины от 1 июня 2010 г. N 2289; VI Сведения Верховного Совета Украины (ВСР). 2010. N 33. С. 5.

Bibliograficheskij spisok

1. Grazhdanskoe pravo Ukrainy: V 2 t. / Pod red. E. O. Haritonova, N. Ju. Golubevoj. H.: OOO «Odissej», 2008. T. 2. 197 s.

2. Ob osushhestvlenii gosudarstvennyh zakupok: Zakon Ukrainy ot 1 ijunja 2010 g. N 2289; VI Svedenija Verhovnogo Coveta Ukrainy (VCR). 2010. N 33. S. 5.

——————————————————————