Репетиторов к ответу?

(Коняева А.)

(«Административное право», 2012, N 4)

РЕПЕТИТОРОВ К ОТВЕТУ?

А. КОНЯЕВА

Анна Коняева, директор ООО «Центр правового обслуживания».

Проблема пополнения бюджета, будь то муниципальное образование или субъект РФ, всегда была первостепенной для соответствующих правительств и администраций.

Очевидно, что основным источником вливаний являются налоговые поступления от организаций и граждан, находящихся или проживающих на определенной территории.

Учитывая то обстоятельство, что для большинства управляющих органов власти не имеется возможности вводить новые налоги или сборы, основным направлением в этой области остается повышение уровня собираемости данных платежей.

Фискальные функции такого рода в силу закона принадлежат налоговым органам. Налоговые органы могут вести учет налогоплательщиков, привлекать их к ответственности, контролировать сбор налогов, тем самым сохраняя среди налогоплательщиков «налоговую дисциплину».

Тем не менее тот же налоговый орган не имеет достаточных средств и инструментов для выявления латентных (скрытых) предпринимателей.

Репетиторство, сдача в аренду квартир, помещений — это как раз такие виды предпринимательской деятельности, которые можно отнести к латентным.

Согласно российскому законодательству деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, признается предпринимательской, в том числе и в отношении лиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей.

Однако зачастую сложно говорить о понимании гражданами того, что они осуществляют предпринимательскую деятельность. Данного вида деятельность в общей своей массе направлена на получение гражданами дополнительного дохода по отношению к основному источнику дохода, который не всегда удовлетворяет запросам граждан и не является достаточным для безбедного существования.

В этой ситуации довольно сложно убедить граждан в том, что они должны еще и делиться с государством, которое, по их мнению, само недостаточно о них позаботилось (если говорить, в частности, о бюджетниках).

Таким образом, наиболее эффективным способом объяснить гражданам необходимость легализации их деятельности (в т. ч. необходимость регистрации в качестве предпринимателей) представляется указание на то, что в случае выявления подобной деятельности проверяющими органами эти граждане понесут ту или иную ответственность.

Вводимое с 01.01.2013 патентное налогообложение по сути является новым налоговым режимом в налогом законодательстве. Отличия этого режима заключаются в следующем.

Данный режим налогообложения может быть введен по усмотрению региональных властей.

При этом на откуп региональным органам власти предоставлено дополнение перечня видов деятельности в границах, обозначенных законом: установление и порядок определения величины потенциально возможного к получению дохода (который является объектом налогообложения и от которого зависит сумма налога), дифференцирование, то есть разделение видов деятельности, указанных в списке, и установление для каждого соответствующей величины потенциально возможного дохода.

Применить данную систему налогообложения смогут только те предприниматели, у которых средняя численность наемных работников по всем видам деятельности не превышает 15 человек и которые не осуществляют налогооблагаемую деятельность в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом.

При применении данной системы налогообложения предпринимателю не придется платить НДФЛ, налог на имущество физлиц и НДС.

Предприниматель обязан применять выбранную патентную систему налогообложения в течение срока, на который выдан патент. Досрочно отказаться от патентной системы по собственному желанию нельзя. Срок действия патента определяется по выбору налогоплательщика на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.

Ставка налога составляет 6%.

Особенностью данной системы является порядок оплаты налога: если срок действия патента составляет менее шести месяцев, предприниматель должен сразу заплатить полную сумму налога. Сделать это нужно не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. Если патент выдан на шесть месяцев и более, предприниматель должен произвести два платежа. Первый — в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. Второй — в размере двух третей суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.

По каждому патенту необходимо вести свою книгу учета доходов.

Если предприниматель допустит нарушение условий патента, то придется уплатить налоги по общей системе налогообложения как вновь зарегистрированному предпринимателю.

Таким образом, что касается патентного налогообложения, то привлечение действующих предпринимателей к его использованию будет зависеть от тех налоговых и иных выгод, которые данная система сможет дать предпринимателям в каждом конкретном случае.

——————————————————————