Защита персональных данных при формировании органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(Оленева Г. В.)

(«Законность», 2014, N 3)

ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ

ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Г. В. ОЛЕНЕВА

Оленева Галина Вячеславовна, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе.

Автор статьи рассказывает об использовании персональных данных индивидуальных предпринимателей при проведении контрольных мероприятий контролирующими органами.

Ключевые слова: персональные данные, контроль, прокуратура, план.

Protection of personal data in the course of preparation of annual checkup plans of legal entities and individual entrepreneurs by public control (supervision) authorities

G. V. Oleneva

The author of the article states about use of personal data of individual entrepreneurs in the course of checkups conducted by control authorities.

Key words: personal data, control, the Public Prosecutor’s Office, plan.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ) на Генеральную прокуратуру РФ возложена функция по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и размещению его на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора) в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов проверок и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям контролирующих органов о проведении совместных плановых проверок.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов (далее — Правила), а также Типовая форма плана.

Типовая форма предусматривает указание в ежегодном плане фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, а также его места жительства.

Вместе с тем в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Федеральный закон N 152-ФЗ) операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, не совместимая с целями сбора персональных данных. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Статьей 6 Федерального закона N 152-ФЗ определено, что обработка персональных данных допускается в том числе для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Таким образом, в целях осуществления надзора органы государственного контроля (надзора) правомерно осуществляют сбор указанной информации об индивидуальных предпринимателях для включения ее в ежегодный план проверок.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся различные сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе его фамилия, имя, отчество; место его жительства в РФ; данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории России; дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации; идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе и другие.

Статьей 6 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен (сведения о месте жительства; о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица).

С учетом изложенного к общедоступным сведениям не относятся лишь место жительства индивидуального предпринимателя и сведения из документа, удостоверяющего личность физического лица.

Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1248 в Типовую форму добавлена графа «адрес места жительства индивидуального предпринимателя».

Таким образом, во исполнение указанной нормы органы государственного контроля (надзора) заведомо нарушают законодательство о персональных данных, если указывают сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в ежегодных планах без предварительного получения его согласия. В то же время получить согласие индивидуального предпринимателя на обработку его персональных данных зачастую бывает проблематично, поскольку такое согласие в силу разных причин не дается.

В свою очередь, отсутствие согласия на обработку персональных данных не является для органов прокуратуры основанием для исключения проверки из проекта ежегодного плана на стадии формирования.

Полагаем, что Типовая форма в действующей редакции (с требованием указания места жительства индивидуального предпринимателя) не обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в то же время создает дополнительные проблемы органам контроля при формировании ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем подлежит корректировке. Кроме того, плановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя проводится по месту фактического осуществления им деятельности, сведения о нем также предусмотрены Типовой формой.

——————————————————————