Особенности бюджетного финансирования деятельности бюджетных учреждений Российской Федерации в современных условиях

(Карандаев И. Ю.) («Актуальные проблемы российского права», 2013, N 1)

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

И. Ю. КАРАНДАЕВ

Карандаев Игорь Юрьевич, аспирант кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

Реализация положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» привела к изменению способов финансирования деятельности бюджетных учреждений. В этой связи в статье рассмотрены отличительные особенности современного финансирования деятельности бюджетных учреждений, а именно финансирование через выделяемые субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Кроме того, проведен анализ и раскрыты особенности и других форм финансирования из бюджета: субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции. Дана сравнительная характеристика и оценка данных форм финансирования бюджетных учреждений из бюджета.

Ключевые слова: юриспруденция, бюджетное учреждение, бюджетные субсидии, бюджетные инвестиции, государственное задание, финансирование, бюджет, бюджетная реформа, смета, соглашение.

Specific features of budgetary financing of the activities of the budgetary institutions in modern Russia I. Y. Karandaev

Karandaev Igor Yurievich — Graduate student of the Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University.

Implementation of the provisions of the Federal Law of May 8, 2010 N. 83-FZ «On amendments into certain legal acts of the Russian Federation due to the improvement of the legal position of the state (municipal) institutions» lead to the changes in the financing of budgetary institutions. Due to this fact, the article is devoted to the specific features of the current financing of the budgetary institutions, namely to the financing via the subsidies for the implementation of state (municipal) order. The author also analyzes and points out specific features of other types of budgetary financing, such as subsidies for other purposes and the budget investments. The author also provides comparative analysis and evaluation of these forms of budgetary financing of budgetary institutions.

Key words: jurisprudence, budgetary institution, budgetary subsidies, budgetary investments, state assignment, financing, budget, budgetary reform, estimate cost, agreement.

Государственные (муниципальные) бюджетные учреждения (далее — бюджетные учреждения) работают в самых социально значимых сферах жизни общества, таких, как образование, здравоохранение, наука, культура, в том числе и в виде многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг. За последние годы со стороны государства в целях повышения эффективности их работы и качества оказываемых услуг предпринималось немало усилий. Однако, как показала практика, без внедрения научно обоснованных форм бюджетных учреждений не представляется возможным достижение поставленных целей. Анализ научных публикаций показывает, что в настоящее время между специалистами Минфина и Минэкономразвития России, а также экспертами различных финансовых институтов страны продолжаются дискуссии, вносятся свои разъяснения и рекомендации по поводу изменений порядка и особенностей формирования фондов денежных средств государственных (муниципальных) бюджетных учреждений как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования. Это вполне объяснимо тем, что «финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств» <1>. Ведь от того, как ответственные лица со стороны органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), и самих бюджетных учреждений уяснят новый порядок и особенности формирования фондов денежных средств и их использования в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» <2>, во многом зависит успех проводимых реформ. ——————————— <1> Финансовое право: Учебник / Под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2012. С. 5. <2> СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.

Необходимо отметить то, что принятие данного Закона послужило причиной изменения 29 федеральных законов, была разработана подзаконная база: 7 постановлений Правительства РФ, 16 новых и 20 измененных приказов Минфина России, 9 модельных актов. Аналогичная работа проведена в субъектах РФ и муниципальных образованиях <3>. ——————————— <3> Вестник 83-ФЗ. Методическая и информационная поддержка реализации Федерального закона N 83-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fz-83.ru/аналитика/164?page=2. Дата доступа: 10.04.2012.

Все это в совокупности свидетельствует о том, что процесс реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ потребовал проведения значительной законодательной и нормотворческой работы, методического и информационного обеспечения органов власти, учреждений и населения. Вместе с тем острота проблемы и сложности перехода на новый порядок финансирования деятельности бюджетных учреждений сохраняются. В этой связи исследования в области финансирования бюджетных учреждений актуальны и востребованы, так как отсутствие научного анализа возникающих проблем в ходе проводимых реформ и их недооценка могут привести к срыву поставленных целей, связанных с повышением эффективности деятельности бюджетных учреждений и качества предоставляемых ими услуг (выполняемых работ). Анализ нормативно-правовых актов, направленных на реализацию указанного закона, и практики их реализации в финансовой деятельности бюджетных учреждений показывает, что финансирование учредителем бюджетных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах: — первая — субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (далее — госзадание) государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ); — вторая — субсидии на иные цели; — третья — бюджетные инвестиции <4>. ——————————— <4> См.: ст. 78.1 и 79 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 03.12.2011).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) <5>, государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Форма документа утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» <6>. ——————————— <5> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823. <6> СЗ РФ. 2010. N 37. Ст. 4686.

Госзадание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения. Согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <7> бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения госзадания. ——————————— <7> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

В соответствии с указанным Постановлением финансовое обеспечение выполнения госзадания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках госзадания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 изменение объема субсидии возможно только при соответствующем изменении госзадания. Предоставление бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого бюджетным учреждением и учредителем <8>. ——————————— <8> Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» // Российская газета. N 11. 2011.

Для федеральных бюджетных учреждений порядок финансового обеспечения выполнения госзадания определен также Рекомендациями, утвержденными Приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527 «О Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений». Утверждение этих Рекомендаций, определяющих общие принципы расчета нормативных затрат всех учреждений публично-правового образования независимо от их отраслевой принадлежности, оправдано с точки зрения сопоставимости управленческих решений и отчетности о деятельности учреждений. Регионы и муниципальные образования также могут разработать и утвердить свои методические рекомендации о расчете нормативных затрат на оказание услуг и содержание имущества. Как показывает опыт ряда регионов и муниципалитетов, закрепление всех полномочий по формированию нормативов за отраслевыми органами приводит к тому, что подходы к определению стоимости выполнения задания оказываются весьма различными (в частности, совершенно по-разному распределяются затраты на оказание услуг, выполнение работ и затраты на содержание имущества). В дальнейшем подразделения исполнительных органов, выполняющие функции и полномочия учредителя, могут детализировать общие положения методических рекомендаций с учетом специфики соответствующих отраслей <9>. ——————————— <9> Перцов Л. В. Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений: бюджетные, автономные, казенные // Руководитель бюджетной организации. 2011. N 3. С. 15.

Применение соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии нацелено на повышение уровня контролируемости учреждений. В соглашении могут быть установлены критерии принятия решения об изменении объема субсидии, то есть детализировано понятие соответствующего изменения задания, которое необходимо осуществить для изменения объема субсидии <10>. Кроме того, в соглашении указываются отраслевые особенности деятельности учреждения, обязательные для получения субсидии. Применение такого инструмента потенциально является эффективным средством предотвращения нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания бюджетными учреждениями. Чем конкретнее сформулировано соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и чем чаще осуществляется перечисление средств учреждению, тем выше уровень контроля за текущей деятельностью учреждения со стороны учредителя. ——————————— <10> См.: п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 16.11.2011) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с госзаданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), используются в очередном финансовом году на те же цели. Субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям, отнесены Налоговым кодексом РФ к средствам целевого финансирования <11>. Следовательно, субсидии, полученные в качестве бюджетного финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений, не включаются в состав налогооблагаемых доходов. Субсидия на финансовое обеспечение выполнения задания не включает средства на исполнение публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме. Публичные обязательства являются обязательствами публично-правового образования, ответственность за их исполнение несут Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, а не учреждение. При этом действующее законодательство предусматривает возможность исполнения публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме только для бюджетных и казенных учреждений. ——————————— <11> См.: подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 30.03.2012) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Если при старом порядке финансирования по смете бюджетные учреждения были заинтересованы в простой трате бюджетных денег и обосновании расширения сметы на следующий год, то при новом — по выделяемым субсидиям бюджетные учреждения вынуждены ориентироваться на эффективное использование бюджетных средств и повышение качества предоставляемых услуг. Безусловно, новый принцип финансирования бюджетных учреждений более прогрессивный, так как создает экономические стимулы повышения качества оказываемых услуг. В качестве второй формы финансирования бюджетных учреждений выступают субсидии на иные цели. Возможность предоставления субсидии на иные цели из бюджетов бюджетной системы бюджетным учреждениям определена ст. 78.1 БК РФ. Кроме этого, в статье указано, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели, свидетельствует об отсутствии в настоящее время нормативного правового акта, закрепляющего примерный перечень затрат, финансируемых путем предоставления субсидий на иные цели. Вместе с тем анализ сложившейся практики предоставления целевых субсидий бюджетным учреждениям показывает, что они предоставляются, как правило, на следующие затраты: — осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемых в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания; — возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации; — организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемых в государственное (муниципальное) задание; — иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме. Другими словами, за счет субсидии на иные цели (целевые субсидии) может быть профинансирована практически любая потребность учреждения, не отнесенная к нормативным затратам, связанным с оказанием в соответствии с заданием услуг (выполнением работ). Операции со средствами субсидий на иные цели, поступающими федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъекта РФ, муниципальным бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления <12>. ——————————— <12> Пункт 8 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.

Согласно п. 2.1.2 Приказа Казначейства России от 07.10.2008 N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» <13>, для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами федерального казначейства открывается и ведется лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций. ——————————— <13> Российская газета. N 27. 2009.

Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений за счет целевых субсидий утвержден Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» <14>. ——————————— <14> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 39.

В соответствии с п. 3 данного Порядка учредитель обязан ежегодно представлять в органы Федерального казначейства Перечень целевых субсидий, предоставляемых в соответствующем финансовом году бюджетным учреждениям. Перечень целевых субсидий формируется с указанием кодов цели, присвоенных для учета операций с целевыми субсидиями. Никакой дополнительной регламентации в части присвоения указанного кода субсидии не установлено. Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели, предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств <15>. ——————————— <15> Пункт 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.

Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, утвержденных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ государственным (муниципальным) учреждениям» <16>. ——————————— <16> Российская газета. N 216. 2010.

Конкретные условия предоставления целевых субсидий определяются в соответствующем соглашении, заключаемом между учредителем и получателем субсидии. В таких документах, в частности, может содержаться информация о: — целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели; — порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм; — порядке и сроках представления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий. Предоставление целевых субсидий рассматривается как форма оказания дополнительной финансовой поддержки бюджетным учреждениям. Несмотря на то что учредитель больше не несет субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетных учреждений, законодательство не устанавливает прямого запрета на использование целевых субсидий для погашения кредиторской задолженности учреждений. В качестве третьей формы финансирования бюджетных учреждений за счет бюджетных источников служат бюджетные инвестиции. Согласно действующему законодательству, инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта <17>. ——————————— <17> Пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

В соответствии со ст. 6 БК РФ под бюджетными инвестициями понимают бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Следовательно, бюджетные инвестиции представляют собой одну из форм финансирования учреждения, предполагающую направление средств из бюджета учредителя на создание или увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества. Они по своей природе представляют выплаты разового характера, направляемые на увеличение стоимости основных средств учреждений. Статья 79 БК РФ допускает возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений. При этом предоставление бюджетных инвестиций бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления бюджетного учреждения. Бюджетные инвестиции представляют собой особую форму финансового обеспечения. В соответствии с п. 8 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ операции с бюджетными инвестициями, поступающими бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, учитываются на отдельных лицевых счетах бюджетного учреждения. Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетных инвестиций, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом <18>. ——————————— <18> Пункт 16 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1204 «О порядке предоставления в 2012 г. бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений» <19>. Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты <20>. ——————————— <19> СЗ РФ. 2011. N 2. Ст. 372. <20> Пункт 3 ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 12.12.2011) // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

Указанное Постановление предусматривает в 2012 г. бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, не закрепленные за указанными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный порядок <21>. ——————————— <21> Хабаев С. Г. Бюджетные инвестиции // Бюджетный учет. 2011. N 8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://b-uchet. ru/ article/146747.php. Дата доступа: 18.03.2012.

Не использованные в текущем финансовом году остатки бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, подлежат перечислению учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) <22>. ——————————— <22> Пункт 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Следовательно, бюджетные инвестиции являются важным элементом финансирования бюджетных учреждений, позволяющим увеличивать стоимость имущества, закрепленного на праве оперативного управления за счет средств учредителя. Они предоставляются в форме разовых капитальных вложений в основные средства бюджетных учреждений. Для проведения сравнения форм бюджетного финансирования бюджетных учреждений выбраны следующие показатели: — цели предоставления бюджетных средств в рамках той или иной формы финансового обеспечения бюджетных учреждений; — виды счетов, открываемых для учета операций с указанными средствами; — предварительное санкционирование расходов за счет указанных средств; — возможность использования остатков средств, не использованных в текущем финансовом году. Сравнительный анализ показал: — все три формы финансового обеспечения бюджетных учреждений имеют различное целевое предназначение; — для учета операций по субсидиям на возмещение нормативных затрат в рамках выполнения государственного (муниципального) задания открываются лицевые счета, отличные от лицевых счетов по субсидиям на иные цели и бюджетным инвестициям; — предварительное санкционирование расходов не осуществляется только по субсидиям на возмещение нормативных затрат при выполнении государственного (муниципального) задания; — у бюджетных учреждений имеется возможность использования остатков средств, не использованных в текущем финансовом году по субсидиям на возмещение нормативных затрат при выполнении государственного (муниципального) задания, на те же цели. В то же время остатки по субсидиям на иные цели и бюджетным инвестициям могут быть возвращены только по решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств. Таким образом, в настоящее время бюджетное финансирование деятельности бюджетных учреждений осуществляется на основе трех основных форм финансирования — субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции. Отличительной особенностью современного финансирования деятельности бюджетных учреждений стал переход от сметного финансирования на субсидии для выполнения госзадания, что, безусловно, является более прогрессивным способом финансирования. С переходом на новый способ бюджетного финансирования у бюджетных учреждений появляются определенные экономические стимулы для повышения эффективности их работы и качества оказываемых услуг (выполняемых работ). При этом основной акцент бюджетные учреждения в современных условиях должны делать на повышение эффективности использования выделенных средств, качества и доступности предоставляемых ими услуг (выполняемых работ). В настоящее время предоставление субсидий на иные цели рассматривается как форма оказания дополнительной финансовой поддержки бюджетным учреждениям, что может стать достаточно гибким механизмом финансирования их развития. Перечень затрат по целевым субсидиям может быть более широким, чем по субсидиям на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением госзадания, и бюджетным инвестициям. Бюджетные инвестиции, как правило, носят разовый характер и предоставляются бюджетным учреждениям в форме капитальных вложений в объекты, переданные учредителем на правах оперативного управления.

Библиография:

1. Вестник 83-ФЗ. Методическая и информационная поддержка реализации Федерального закона N 83-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fz-83.ru/ аналитика. Дата доступа: 20.03.2012. 2. Перцов Л. В. Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений: бюджетные, автономные, казенные // Руководитель бюджетной организации. 2011. N 3. С. 11 — 20. 3. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2012. 576 с. 4. Хабаев С. Г. Бюджетные инвестиции // Бюджетный учет. 2011. N 8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://b-uchet. ru/ article/146747.php. Дата доступа: 18.03.2012.

References (transliteration):

1. Vestnik 83-FZ. Metodicheskaya i informatsionnaya podderzhka realizatsii Federal’nogo zakona N 83-FZ [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://fz-83.ru/analitika. Data dostupa: 20.03.2012. 2. Pertsov L. V. Byudzhetnoe finansirovanie gosudarstvennykh i munitsipal’nykh uchrezhdeniy: byudzhetnye, avtonomnye, kazennye // Rukovoditel’ byudzhetnoy organizatsii. 2011. N 3. S. 11 — 20. 3. Finansovoe pravo: Uchebnik / Pod red. E. Yu. Grachevoy. M.: Prospekt, 2012. 576 s. 4. Khabaev S. G. Byudzhetnye investitsii // Byudzhetnyy uchet. 2011. N 8 [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://b-uchet. ru/ article/146747.php. Data dostupa: 18.03.2012.

——————————————————————