Цикличность истории российского права (на примере правового режима имущества религиозного назначения)

(Дорская А. А.) («История государства и права», 2013, N 6)

ЦИКЛИЧНОСТЬ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПРАВА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ) <*>

А. А. ДОРСКАЯ

——————————— <*> Dorskaya A. A. Periodicity in the history of the Russian law (as exemplified by the legal regime of property of religious purpose).

Дорская Александра Андреевна, заведующая кафедрой международного права Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена изучению правового режима имущества религиозного назначения в России. Показано, что при видимом процессе развития правового регулирования имущественных отношений религиозных организаций он имеет цикличный характер.

Ключевые слова: имущество религиозного назначения, периодизация, цикличность.

The article concerns the study of legal regime of property of religious purpose in Russia; shows that is case of evident process of development of legal regulation of property relations of religious organizations, it has periodic character.

Key words: property of religious purpose, periodization, periodicity.

В истории российского права есть несколько сюжетов, которые развиваются в соответствии с определенной логикой и строгой цикличностью. В результате при их изучении возникает ощущение круга, вырваться из которого государственным органам как главным правотворцам не удавалось, несмотря на меняющиеся эпохи и предпринимаемые усилия. К таким вопросам можно отнести изменение правового режима имущества религиозного назначения, изучение которого показывает, что никакое реформирование, никакая модернизация не способны существенно повлиять на ситуацию, и, пройдя определенный круг развития, сложившиеся изначально институты и нормы вновь оказываются и действительными, и действенными. Историю правового регулирования имущественных отношений религиозных организаций в России можно разделить на несколько этапов: I этап — до середины XVI в., когда церковное имущество постоянно росло и правовым путем государство не препятствовало этому; II этап — с середины XVI до середины XVIII вв. — государство законодательно затормозило рост церковного имущества, но при этом активно не посягало на него; III этап — с середины XVIII в. до 1917 г. — начиная с секуляризации монастырских земель Екатериной II государственные органы постоянно издавали нормативно-правовые акты, переводящие имущество религиозных организаций в разряд государственного, а иногда и частного. Однако нередкими были и отступления от этой общей политической и экономической линии государства; IV этап — 1917 — 1945 гг. — национализация имущества религиозных организаций, лишение Церкви прав юридического лица, посягательство на имущество, имевшее единственное религиозное назначение; V этап — 1945 — 1990 гг. — наметившийся разрыв между отрицанием прав юридического лица у религиозных организаций на правовом уровне и фактическим существованием церковного имущества, участием религиозных организаций в договорных отношениях; VI этап — после 1990 г. до настоящего времени — установление партнерских отношений Российского государства с религиозными объединениями, создание нормативно-правовой базы, призванной обеспечить передачу имущества религиозного назначения религиозным организациям, совместная работа государства и Церкви по охране и восстановлению культурных ценностей. Хотя данная периодизация отражает процесс развития правового регулирования имущественных отношений религиозных организаций в России, некоторые правовые явления, несмотря на все усилия власти, изменялись циклично, постоянно возвращаясь к исходному положению. Пытаясь ограничить объем церковного имущества, государство практически всегда отступало от своих же введенных норм. Имущество религиозных организаций, подвергаясь секуляризации, восстанавливалось. Этот процесс можно рассмотреть на примере монастырей, которые являлись практически одним из важнейших субъектов церковно-имущественного права, т. к. были самыми богатыми из церковных учреждений. Например, только в Киеве с середины XI до середины XIV вв. было создано около 22 монастырей, преимущественно княжеских <1>. Монастыри производили денежные операции по выдаче кредитов под залог местным боярам <2>. Так продолжалось до Ивана Грозного. Согласно Стоглаву монастырям запрещалось просить у царя новые земельные угодья и льготы. Монастыри со значительными земельными владениями лишались «руги» — денежного пожалования из государственной казны. Царь был категорически против того, чтобы Церковь занималась ростовщической деятельностью <3>. Однако в 20-е гг. XVII в. Михаил Федорович Романов снова стал раздавать земли церквам и монастырям. Государственная власть стала вести приход и расход церковного имущества. При Алексее Михайловиче начался новый цикл ограничения государством церковного и монастырского имущества <4>. ——————————— <1> Бълхова М. И. Монастыри на Руси XI — середины XIV вв. // Монашество и монастыри в России. XI — XX вв.: Ист. очерки / Отв. ред. Н. В. Синицына. М.: Наука, 2005. С. 29, 31. <2> Щапов Я. Н. Монашество на Руси в XI — XIII веках // Там же. С. 22. <3> Стоглав. Казань: Тип. губерн. правления, 1862. С. 61. <4> Соборное Уложение 1649 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 1. СПб., 1830. Т. 1. N 1.

Абсолютно похожая ситуация наблюдалась и в XVIII в. По данным второй ревизии 1742 — 1746 гг., только монастырских крестьян в России насчитывалось 728736 человек <5>. Однако при Екатерине II, в результате издания Манифеста от 26 февраля 1764 г., произошла секуляризация монастырских земель и перевод монастырских крестьян в разряд экономических, т. е. фактически государственных. Однако уже Указом от 18 декабря 1797 г. монастырям было отдано по 30 десятин земли. Также монастыри получили право устраивать мельницы и заводить пруды для разведения рыбы <6>. В 1838 г. монастырям было предоставлено право иметь лесные дачи размером от 50 до 150 десятин. ——————————— <5> Жаринов Д. А. Крестьяне церковных вотчин // Великая реформа: русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. М., 1911. Т. 1. С. 147. <6> Именной указ Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 г. «Об учреждении Духовных академий в Санкт-Петербурге и Казани; об определении сумм на содержание духовных училищ, архиерейских домов, соборов и служащих при них; об отводе при каждом Архиерейском доме земли с угодьями; об учреждении соборных священников в Санкт-Петербурге при Придворной церкви, а в Москве при большом Успенском, Благовещенском соборах; о бытии в Консисториях между присутствующими половин из белого священства, и об определении оного для особливых почестей» // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 1. СПб., 1830. Т. 24. N 18273.

Не сильно ситуация изменилась и в XX в. В 1905 г. на каждого монаха приходилось более 15 десятин земли <7>. Советская власть уже в первом своем документе — Декрете о земле от 26 октября 1917 г. — решила проблему церковного имущества самым кардинальным образом. Вся земля отчуждалась безвозмездно, обращалась во всенародное достояние. Однако в годы Великой Отечественной войны произошло «потепление» отношений между Советским государством и религиозными организациями в связи с тем, что различные конфессии помогали фронту, а также с геополитическими планами советского руководства: Церковь должна была помочь в усилении влияния в странах Восточной Европы, где религиозный фактор всегда играл огромную роль. Секретным Постановлением СНК за N 2137546 от 26 августа 1945 г. «О православных монастырях» Совету по делам Русской Православной Церкви поручалось в кратчайший срок провести обследование правового и хозяйственного положения монастырей, действующих на территории СССР. ——————————— <7> Мельгунов С. П. Наши монастыри: к вопросу о секуляризации монастырских земель. М.: тип. товарищества «Задруга», 1917. С. 10 — 11.

Не сильно отличается ситуация и в настоящее время. В России на современном этапе действует 208 мужских и 235 женских православных монастырей, 12665 православных приходов и 4696 воскресных школ. В пользовании римско-католической церкви находятся 220 приходов, правда, треть из них не имеет своих храмовых зданий <8>. Кроме того, в Российской Федерации действует более 4 тысяч мечетей и около 70 синагог. Площадь церковных сооружений варьируется от 5 тысяч до 50 тысяч квадратных метров, земельные участки — от 0,3 до 10 га. ——————————— <8> Харитонов Н. Н. О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности // Современное право. 2011. N 12. С. 48.

Таким образом, в правовом регулировании имущественных отношений религиозных организаций в России можно выделить циклы, характеризующиеся сначала позитивным отношением государства к накоплению церковного имущества и правовой поддержкой этого процесса, а затем законодательными ограничениями в приобретении, владении, пользовании и распоряжении этим имуществом. Хотя, конечно, цикличность нельзя возводить в общий принцип развития российского права, и она применима только к отдельным явлениям.

——————————————————————