Корпоративный комплаенс как альтернатива законов, нормативов и правил

(Трунцевский Ю. В., Раменская П. Ю.) («Международное публичное и частное право», 2013, N 2)

КОРПОРАТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС КАК АЛЬТЕРНАТИВА ЗАКОНОВ, НОРМАТИВОВ И ПРАВИЛ <*>

Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ, П. Ю. РАМЕНСКАЯ

——————————— <*> Truncevskij Yu. V., Ramenskaya P. Yu. Corporate compliance as an alternative of laws, standards and rules.

Трунцевский Юрий Владимирович, профессор кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Раменская Полина Юрьевна, внештатный аналитик ООО УК «Мунерман и партнеры».

Многие отрасли экономики стараются предотвратить, найти и устранить возникающие проблемы. В результате общество считает, что бизнесу нужно больше законодательных норм. Однако многие устали от бюрократии, поскольку она нечестная, затратная и сложная. Внутренний (корпоративный) комплаенс и этические программы являются альтернативой жесткой модели, основанной на правилах.

Ключевые слова: комплаенс, законы, правила, стандарты, компании.

A lot of branches of economy try to prevent, find and eliminate the arising problems. As a result the society believes that business needs more legislative rules. However many people are tired of bureaucracy as it is dishonest, expensive and complicated. The internal (corporate) compliance and ethic programs are an alternative to a rigorous model based on the rules.

Key words: compliance, laws, rules, standards, companies.

Комплаенс предотвращает рост бюрократии. Большинство словарей определяют комплаенс как претворение в жизнь чужих ожиданий. А правила, законы и законодательные нормы, этические ценности, мораль и принципы могут быть сгруппированы вместе как набор ожиданий. Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — в Оксфордском словаре английского языка — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение (англ. compliance is an action in accordance with a request or command, obedience). Все, что требуется от комплаенса, — это предотвращать, находить и устранять проблемы с помощью регламентации, обеспечивать выполнение правил. Если с этим все будет в порядке, общество более не будет считать, что нужно больше регламентации бизнеса. Комплаенс-программы ставят устранение проблем на новый уровень: от внешнего контроля со стороны оказывающего давление общества к внутреннему контролю и внутренней методологии — комплаенс-менеджменту. Такие менеджеры работают с коллегами с целью предотвратить, найти и устранить нарушения законодательства, этических и других норм. Они помогают другим сотрудникам лучше понимать и следовать законам, тем самым воплощая в жизнь ожидания руководства компании. Если бизнес будет меньше нарушать закон, общество будет устанавливать меньше правил для пресечения нарушений. Комплаенс-программы не только не увеличивают количество правил и регламентаций, но и помогают уменьшить набор регламентов, устанавливаемых государством для бизнеса. Предприятия и отрасли, не внедрившие данную программу, будут нарушать правила и вынуждать общество устанавливать новые. В условиях современной экономики многие компании успешно осуществляют свой бизнес за рубежом, потому что заслужили доверие. Комплаенс-программы и этические программы помогают завоевать такое доверие и улучшать экономику этих зарубежных стран. Принцип защищаться только после того, как компания попадется на нарушении, не работает, как показали многие на своем опыте. Также не самым успешным оказался прошлый опыт по внедрению этических, моральных ценностей и принципов, поскольку они не привели к тому, что все сотрудники стали соблюдать законодательные нормы. В таких программах акцент делался на принципах этики, а также на выявлении нарушений, их обсуждении. Но доверие — не способ контроля, доверие — это цель. Когда же вставал вопрос о том, почему не были устранены нарушения — сотрудники отвечали, что это не их обязанность. Комплаенс-программы — вот что отвечает за устранение проблем подобного характера. Они являются недостающим связующим звеном. Комплаенс — это будущее, и главный принцип этого будущего: доверяй, но проверяй. Будущее — это предотвращение нарушений, а не ожидание, пока они будут выявлены контролирующими органами. В современном мире комплаенс-программы вводятся повсеместно. В Южной Африке, США, Ирландии и других регионах уже есть профессиональные ассоциации комплаенс-менеджеров. В Обществе корпоративного комплаенса и этики (Society of Corporate Compliance and Ethics (SCCE) и его дочерней организации — Ассоциации комплаенса здравоохранения насчитывается 9400 членов в более чем 30 странах, и это количество быстро увеличивается. Существуют связи с более 50000 участников из 50 стран (используются социальные сети SCCEnet, Twitter, Facebook, LinkedIn и YouTube). Это большой успех для мировой экономики. Организация экономического сотрудничества и развития имеет коалицию из 38 стран, которые поддерживают внедрение комплаенс и этических программ <1>. ——————————— <1> Snell R. An alternative to adding more rules, laws and regulations for preventing serious economic crime // Serious Economic Crime. A boardroom guide to prevention and compliance. Published in association with the Serious Fraud Office. White Page Ltd, 2011. P. 77 — 83 (пер. П. Ю. Раменской).

Международный Int. Dip. Международная профессиональная квалификация по диплом по (Comp) комплаенс высшего уровня сложности. комплаенс Присваивается специалистам, успешно прошедшим подготовку по программе, предоставляемой Международной комплаенс-ассоциацией в партнерстве с Манчестерской бизнес-школой. О присвоении квалификации выдается диплом.

Член ICA Member of Член ICA — специалист по вопросам комплаенс, ICA — MICA физическое лицо, которое успешно прошло подготовку по программе Int. Dip.(Comp).

Почетный член Fellow of Признанный специалист по вопросам комплаенс, ICA ICA — FICA статус присваивается ICA по установленным правилам www. intcomp. org

Международным объединением профессионалов в данной области является International Compliance Association (ICA) («Интернешнл комплаенс ассошиэйшн» («АйСиЭй»)) — компания, созданная в Великобритании в 2001 г.: представлена более чем в 50 юрисдикциях, имеет региональные представительства в успешно развивающихся финансовых центрах — Дубае и Сингапуре и насчитывает порядка 10000 членов, которые обмениваются информацией и опытом на базе ICA; работа ICA основывается на подготовке специалистов в области комплаенс, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, предотвращения финансовых мошенничеств в соответствии с ведущими международными практиками и с учетом международного опыта, накопленного в течение многих лет <2>. ——————————— <2> URL: http://www. int-comp. org/russia-home.

Соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенс обычно касается таких вопросов, как соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и обеспечение добросовестного подхода при консультировании клиентов. Обычно они включают такие специфические области, как противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и могут касаться также налогового законодательства, относящегося к структурированию банковских продуктов или консультациям для клиентов. Так, банк, преднамеренно участвующий в операциях, используемых клиентами, чтобы избежать требований нормативной или финансовой отчетности, уклониться от налоговых обязательств или совершить неправомерные действия, подвергается значительному комплаенс-риску. Основной целью комплаенса является минимизация правовых и репутационных рисков, возникающих вследствие нарушения профессиональных и этических стандартов. Комплаенс-функция внедряется многими компаниями, поскольку является эффективным инструментом управления комплаенс-рисками и позволяет избежать неблагоприятных последствий как для компании, так и для руководства. Соответственно, в выстраивании функции комплаенс даже в отсутствие обязательных требований закона заинтересованы как топ-менеджеры, так и собственники. В современном значении комплаенс является направлением профессиональной деятельности компании (начинает выделяться хозяйствующими субъектами в отдельно обособленную функцию в системе корпоративного управления предприятием) и предполагает контроль за соблюдением ею законодательства в целом. Поэтому к сфере такого контроля следует причислять любые области профессиональной деятельности компании. На современном этапе развития экономики особую актуальность приобретают вопросы обеспечения соответствия деятельности хозяйствующего субъекта применимым нормам и правилам. Отслеживание такого соответствия становится: а) необходимым для функционирования компании на каком-либо локальном рынке; б) еще более важным при осуществлении международной деятельности в нескольких юрисдикциях с различными регуляторными нормами и особенностями ведения бизнеса. Обязанности комплаенс-функции должны осуществляться в соответствии с комплаенс-программой, отражающей планируемую деятельность комплаенс-функции, такую как реализация и проверка политик и процедур, оценка комплаенс-риска, тестирование по соблюдению требований по комплаенсу и обучение служащих по вопросам комплаенса. Комплаенс-программа должна быть составлена с учетом рисков и должна осуществляться под наблюдением руководителя комплаенс-функции для обеспечения надлежащего отражения различных направлений деятельности и координации работы служб по управлению рисками. Чем масштабнее бизнес и больше риск нарушения, тем выше вероятность того, что надлежащие меры предполагают внедрение комплаенс-программы. Содержание такой программы должно определяться в соответствии с конкретными требованиями организации. Не существует стандартной программы, которую можно задействовать во всех случаях. Конкретное ее содержание будет зависеть от конкретных потребностей компании. Например, для банка актуальной комплаенс-областью является AML (Anti-Money Laundering — отмывание денег), а для промышленной компании — экологический комплаенс. Вместе с тем выделяются определенные области комплаенса, которые актуальны для любой компании, например налоговый, антимонопольный и т. п. комплаенс. А FCPA-комплаенс необходим при листинге на NYSE независимо от того, является ли эмитент, например, банком или металлургической компанией. Что же делает комплаенс-программы эффективными? Инструменты комплаенса — это аудит, расследования, поощрения, механизмы анонимных сообщений, повышение квалификации, политики и процедуры, этические нормы, оценка риска и обратная связь с руководством и советом директоров. Эти инструменты могут использоваться и неэффективно, важно, чтобы они взаимодействовали друг с другом. Преградой могут служить различные факторы, например конфликт интересов. Нужно знать, когда какой метод применять. Для эффективности комплаенс-менеджеры должны быть независимы от лиц, принимающих решение, давления руководства, уполномоченного нести ответственность для предотвращения, выявления и устранения нарушений. Хорошие специалисты в этой области не забирают полномочия других отделов (аудит, анализ риска), но взаимодействуют с ними для достижения своих целей. Должен быть баланс между поощрением людей, соблюдающих порядок, и устранением проблем. Отдел комплаенса нуждается в адекватных ресурсах и сильных, талантливых, уважаемых людях, а также полномочиях. Опыт показывает, что существует множество необъятных описаний комплаенс-программ, созданных людьми, отдаленно понимающими суть комплаенса. Программа будет работать только в случае простоты ее методологии. Многие усложняют комплаенс-программы, чтобы заработать денег: чем сложнее программа, тем больше помощи со стороны она требует, тем больше заплатит компания за оказание этой помощи, но правда состоит в том, что для внедрения хорошей программы не требуется много денег. Простое описание такой программы см. в таблице. Слева показаны этапы работы программы. В остальной части — используемые инструменты. Описание ожиданий — несложный процесс, включающий определение ценностей, принципов и этики компании. Сюда же включается правовое регулирование, соотнесенное с компанией.

Таблица

Комплаенс-программа

Этапы работы Инструменты программы

Ожидания Этические ценности, Регламентация, законы и т. д. принципы, политики

Предотвращение Обучение Поощрение Управленческий Внутренний кодекс контроль, политики, процедуры

Поиск проблемы Аудит Мониторинг Анонимные Оценка риска (конфликт сообщения/ интересов/ приватные бэкграунд) беседы

Оценка Расследования Программы оценки эффективности

Устранение Корректирующие действия Дисциплина нарушений

Отчетность Отчет руководству о Программа раскрытия результатах всех информации соответствующих выполненных действиях комплаенс

Предотвращение нарушений включает донесение до людей своих ожиданий. Изучаются применяемые и повсеместно нарушаемые нормативные правила. Хороший комплаенс подразумевает поощрения для тех, кто предотвращает, находит и устраняет нарушения с привязкой такого поощрения к бонусной программе, оценке сотрудников. Управленческий кодекс — сводка всех этических и моральных принципов компании, а также ключевых применимых к ней законов. Он часто подписывается сотрудниками и поддерживается руководством. Внутренний контроль, политики и процедуры уже давно используются аудиторами. Но это другая сфера, которая часто обречена на провал. Сотрудник не должен опуститься до сидения в офисе и написания политик днями напролет, ему следует пойти и искать реальные проблемы. Итак, поиск нарушений — это важный шаг, но часто выполняется он недолжным образом. Это момент, с которого можно говорить об успехе или провале. Самые известные инструменты здесь — аудит и мониторинг. Оценка риска также может использоваться для определения приоритетов нарушений. Но многие риск-менеджеры теряются в многочисленных позициях во время своих расчетов. Профессионал комплаенса поговорит с работниками компании об их области компетенции и проверит недавние урегулирования в данной сфере, чтобы помочь сфокусироваться на узких вопросах, а не на всех. Хотя должна быть горячая линия анонимных сообщений, не все сотрудники захотят ею воспользоваться, чтобы не подставлять других. Но они очень хотят, чтобы их спросили в случае, если заметили нарушения. Хороший комплаенс-менеджер будет задавать вопросы, чтобы факты нарушений были известны лишь заметившему их человеку. Оценка имеет место там, где ведущие специалисты комплаенса и этики могут что-то сделать по-разному. Упомянутые специалисты не должны переоценивать или недооценивать проблему, их задача — раскрыть факты с помощью расследования. В этом может пригодиться помощь юристов, но ошибкой станет приглашение юристов с общей, а не узкой специализацией. Важно, чтобы привлеченные специалисты были лишь вспомогательным звеном, нельзя перекладывать на них обязанности комплаенса. Комплаенс-программы нуждаются в оценке эффективности, внутренней или внешней. Оценивать должен специалист узкой сферы, иначе обычный юрист или оценщик рисков просто не сможет понять, что важно, а что нет: ему будет казаться важным абсолютно все, и он потеряется в деталях. Только независимый человек взглядом со стороны сможет оценить эффективность комплаенса. Это самая сложная задача. Решение проблем и доведение дела до конца, корректирующие действия — вот где большинство потерпели неудачу. Ведь это работа комплаенс-менеджера, а сотрудники других сфер могут знать о проблеме и не пытаться ее решить — ведь это не их работа — и будут правы. Комплаенс-менеджеры не отступятся и доведут дело до конца, они не столкнутся с конфликтом интересов, они независимы, уполномочены — вот что отличает их от сотрудников, ранее пытавшихся выполнять рассматриваемые задачи и потерпевших поражение. Если с дисциплиной все в порядке, то комплаенс-менеджеры помогают соответствующим людям улучшить и внедрить эту дисциплину. Это то, чего не могут сделать остальные сотрудники. Легко избежать конфликтов и прятать голову в песок, сложнее решать проблемы. Не все сотрудники будут делать то, что вы хотите, но они будут делать то, что вы заставите их делать. Не все будут делать то, что вы ожидаете, по разным причинам: одни не будут знать, что неправильно поступают, другие будут считать, что не попадутся или легко отделаются в случае выявления. Возможно, сотрудники даже будут пытаться сами рационализировать свою деятельность или будут очень конфликтны, в результате не смогут ничего наладить сами. Но если они увидят всю серьезность ваших намерений принудить их делать то, что вы хотите, они не станут даже думать о нарушениях. Последний шаг комплаенс-программы — это периодический отчет совету директоров. Руководители компании должны знать, что программа работает. Им следует докладывать о таких важных комплаенс-мероприятиях, как обучение персонала, проведение аудита и оценка риска. Может понадобиться утверждение ими внутренних документов, например Управленческого кодекса. И они должны быть осведомлены о главных проблемах, обозначенных в комплаенс-программе. Эффективный комплаенс предполагает также внедрение программы раскрытия, которая определяет, кто в управленческой среде будет оповещен о выявленных нарушениях. Многие страны имеют законодательство, которое предполагает внешнее раскрытие некоторых видов нарушений. Как минимум программа должна отвечать требованию этих законов. Следует отметить, что многие компании хотят иметь менее обременительный процесс, чем комплаенс, но они пробовали это и потерпели неудачу. Доверие — не способ контроля. Средства массовой информации, правительство и общество практически в любой стране недовольны бизнес-сообществом из-за нарушений с их стороны. Многие хотят верить, что проговаривание людям правильных способов работы сработает. Многие не любят систем, основанных на правилах. Методологии, отличные от комплаенса, работают для 99% сотрудников, но именно 1% приносит компании миллионы долларов убытка в качестве штрафных выплат, потерянной репутации, клиентов и потенциальных партнеров. Комплаенс и этические программы имеют лучший шанс предотвратить, найти и устранить проблемы. Остальное оставляет компании незащищенными.

——————————————————————