Обзор судебной практики по делам о возмещении вреда жизни (здоровью) при оказании медицинской помощи (по материалам судов общей юрисдикции Забайкальского края)

(Чеботарева А. А., Ходакова О. В.) («Медицинское право», 2013, N 2)

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА ЖИЗНИ (ЗДОРОВЬЮ) ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)

А. А. ЧЕБОТАРЕВА, О. В. ХОДАКОВА

Чеботарева Анна Александровна, кандидат юридических наук, доцент, докторант РПА Минюста России.

Ходакова Ольга Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Читинской государственной медицинской академии.

В статье представлен анализ материалов судебной практики по делам о возмещении вреда жизни и здоровью при оказании медицинской помощи. В рамках организационно-правового анализа авторами предпринята попытка систематизации рассмотренных дел по ряду значимых признаков. Обобщение судебной практики данной категории дел позволит разработать алгоритм управленческих решений, направленных на формирование оптимальных условий, обеспечивающих возможность реализации права граждан на охрану здоровья и качественную медицинскую помощь.

Ключевые слова: причинение вреда здоровью при оказании медицинской помощи, возмещение материального и морального ущерба, размер вреда.

Review of judicial practice on the cases of compensation of harm to life (health) when rendering medical assistance (on the basis of the materials of the courts of general jurisdiction of the Zabajkal’skij region) A. A. Chebotareva, O. V. Khodakova

The case study of compensation for damage to life and health caused by health care provision is presented. The authors has developed a classification of the cases based on significant characteristics. This case study will allow evolving the system of management decision-making to create necessary conditions ensuring the citizens’ right to health protection and high quality health care.

Key words: damage to health caused by health care provision, compensation for material and moral damage, extent of damage.

Одной из главных задач современной реформы отечественного здравоохранения является усиление гарантий прав граждан в области охраны здоровья. В соответствии с действующим отраслевым законодательством <1> пациент наделен статусом равноправного субъекта в отношениях, связанных с оказанием ему медицинской помощи, что обусловливает изменение характера медико-правовых отношений между медицинскими работниками и пациентами от патерналистских к партнерским. Партнерские отношения предполагают, с одной стороны, знание медицинским персоналом прав пациентов и соблюдение условий и порядка их обеспечения, а с другой — правовую информированность потребителей медицинских услуг, готовность к защите своих легитимных прав и, как следствие, проявление высокой медико-правовой активности. С каждым годом юридическая грамотность пациентов растет, что неотъемлемо ведет за собой увеличение судебных взаимоотношений между пациентами и медицинскими организациями, причинами которых нередко становится некачественное оказание медицинской помощи. Для обобщения результатов судебных решений по делам о возмещении вреда здоровью при оказании медицинской помощи рядом авторов <2> представлены обзоры судебной практики по данной категории дел. Однако системный анализ по такой категории дел не проводится ни на региональном, ни на федеральном уровне, что не позволяет установить типичные ошибки в оказании медицинской помощи. ——————————— <1> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 19. Ст. 2060; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 49. Ст. 6422; Федеральный закон от 21 ноября 2010 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 48. Ст. 6724. <2> Дудов А. С., Нестеренко Ю. М. О рассмотрении судами гражданских дел, связанных с ненадлежащей медицинской помощью (обзор судебной практики) // Медицинское право. 2005. N 4. С. 45 — 50; Цыганова О. А. Обзор судебной практики по делам о возмещении вреда жизни (здоровью) при оказании медицинской помощи (по материалам Архангельской области) // Медицинское право. 2010. N 4. С. 51 — 54.

С целью выявления причин обращения пациентов в суд для защиты своих прав нами проведен анализ судебных дел о возмещении вреда жизни или здоровью при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества. Базой проведения исследования послужили суды общей юрисдикции г. Читы и районов Забайкальского края. С помощью специально разработанной статистической карты учета проведена выкопировка сведений из материалов судебных дел данной категории за период 2006 — 2011 гг. Основными учитываемыми нами признаками явились тип и ведомственная принадлежность медицинской организации — ответчика; возраст и социальный статус истца; специальность медицинского работника, виновного с точки зрения истца, в некачественном оказании медицинской помощи; категория вреда; причины оказания медицинской помощи ненадлежащего качества; размер финансовых требований; вид судебного решения. Всего за отчетный период судами общей юрисдикции Забайкальского края рассмотрено 58 судебных дел, связанных с возмещением материального и морального вреда, нанесенного некачественным оказанием медицинской помощи, повлекшего за собой вред жизни или здоровью пациента; при этом 39 судебных дел рассмотрено судами в краевом центре (суды Центрального, Ингодинского, Железнодорожного и Черновского районов г. Читы), и 19 дел рассмотрено в судах районов края. За анализируемый период прослеживается ежегодное увеличение количества исковых заявлений от граждан по причине причинения вреда жизни или здоровью при оказании медицинской помощи. По организационно-правовой форме медицинские организации, выступающие ответчиками в суде, в 98% случаев являлись учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения вопреки представлениям о том, что наибольшее количество претензий у пациентов возникает к частным медицинским организациям. По типу лечебного учреждения в 65% ответчиком выступали стационарные ЛПУ и, соответственно, в 35% — поликлинические учреждения. Характеристика истца прежде всего обусловлена категорией причиненного вреда. Так, в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества истцом выступал сам пострадавший, в случае причинения вреда в результате смерти кормильца либо если вред здоровью причинен несовершеннолетнему, в качестве истца выступали родственники либо законные представители — 32%. Возрастная характеристика истцов свидетельствует о том, что наиболее часто за защитой своих прав в суд обращались граждане в возрасте от 35 до 55 лет, удельный вес этой возрастной группы в общей структуре составляет 69%. Этот факт является свидетельством того, что наибольшая степень медико-правовой активности характерна именно для этой возрастной категории населения. Все причины обращения в суд в рамках структуры «Карты учета судебных дел» были условно разделены на субъективные, управляемые с точки зрения процесса организации медицинской помощи, и объективные, связанные с трудностями диагностики, обследования, лечения пациентов, обусловленные состоянием здравоохранения и медицинской науки в целом. Подобное деление используется в классификации причин возникновения врачебных ошибок и дефектов оказания медицинской помощи. К первой категории причин нами отнесены такие причины обращения в суд с исковым заявлением, как нарушение принципов этики и деонтологии со стороны медицинских работников, несовпадение ожиданий пациента с достигнутыми результатами лечения и противоправные действия медицинских работников. Вторая категория причин обращения включала такие характеристики, как низкая квалификация врачебного персонала, недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждения, объективное состояние медицинских знаний на современном этапе медицинской науки. Анализ причин обращения свидетельствует, что на долю субъективных причин приходится не более 20% случаев, соответственно, в 80% причинами обращения являлись объективные факторы, обусловившие возникновение дефектов оказания медицинской помощи. В соответствии с действующим законодательством субъектом права при оказании медицинских услуг является не врач, а медицинская организация. Тем не менее именно медицинский работник в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей обеспечивает реализацию права гражданина на получение медицинской помощи, поэтому профиль медицинской специальности, в разрезе которой была оказана медицинская помощь, может быть рассмотрен в качества фактора риска. Среди специальностей медицинских работников, виновных, с точки зрения истцов, в некачественном оказании медицинской помощи, первое место занимают специальности хирургического профиля — на их долю приходится 43,5% от всех поданных исков, включая травматологию и общую хирургию. Второе место занимают специальности терапевтического профиля (34,5%), третье место — акушерство и гинекология (12,5%), педиатрический профиль медицинских специальностей занимает четвертое место по числу исковых обращений граждан. В 87% случаев от всех поданных исковых заявлений вред был нанесен непосредственно потерпевшему, в 13% вред причинен в результате утраты кормильца. Если рассматривать структуру вреда по степени тяжести, то в 46% от всех случаев нанесенный вред расценивался как средней степени, в 12,5% — был нанесен тяжкий вред здоровью, в 9,5% нанесенный вред здоровью пациента расценивался как легкий. В 32% причиной, побудившей истца к подаче заявления в суд, стала смерть пациента от некачественно оказанной медицинской помощи. При анализе финансовых требований истцов и сумм выплат по судебным решениям обращает на себя внимание, что с каждым годом увеличивается сумма требований истца за нанесенный моральный вред. Так, если в 2006 г. средняя сумма иска составляла 200000 руб., то в 2011 г. средняя сумма заявленных исковых требований составила 2,5 млн. руб. В среднем за анализируемый период сумма финансовых требований истцов по возмещению морального вреда составила 1100525 руб. Объем финансовых требований, заявленный истцом в качестве возмещения материального вреда, составил 93542 руб., причем в эту сумму были включены не только средства, потраченные непосредственно на устранение последствий причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества, но и судебные издержки. В то же время суммы, удовлетворенные судом, кардинально отличаются от заявленных — по возмещению материального вреда средняя сумма по удовлетворенному иску составила 4285 руб., по возмещению морального вреда — 71779 руб. Максимальная сумма выплат по возмещению материального вреда составила 30000 руб., морального вреда — 820000 руб. При анализе финансовых требований по профилям медицинских услуг при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества максимальный размер финансовых требований истцов зарегистрирован по профилю акушерских и гинекологических услуг и составил в среднем 1341600 руб. Минимальный размер финансовых претензий отмечен при оказании медицинской помощи терапевтического профиля и составил в среднем 534000 руб., средний размер исковых требований при получении ненадлежащего качества услуг хирургического профиля составил 658300 руб. При анализе вынесенных судебных решений обращает на себя внимание тот факт, что суммы, взысканные судами в качестве компенсации материального ущерба, кратно ниже, чем заявленные истцом первоначальные требования. Так, средний размер выплат по удовлетворенным искам по оказанным услугам акушерско-гинекологического профиля составил 162000 руб., т. е. в 8,3 раза ниже; по услугам терапевтического профиля 117600 руб. (в 4,5 раза ниже от заявленных требований), по претензиям к качеству услуг хирургического профиля — 105200 руб. (в 6,3 раза меньше от первоначальной суммы требований). Поскольку основу финансовых требований при возмещении вреда здоровью составляют реальный ущерб и упущенная выгода, размер которых должен быть подтвержден истцом документально, а также доказана причинно-следственная связь между наступившими неблагоприятными последствиями и действиями медицинского персонала, то уменьшение размера удовлетворенных судом финансовых требований доказывает то, что не всегда выдвинутые истцом аргументы имеют достаточное подтверждение в процессе судебного разбирательства. Интерес представляет размер компенсации морального вреда в зависимости от степени тяжести причинения вреда жизни (здоровью). Размер требований по исковым заявлениям в случае смертельного исхода в среднем составил 718200 руб. (по судебным решениям средняя сумма выплат составила 135000 руб.), в случае нанесения тяжкого вреда здоровью — 1572200 руб. (средняя сумма выплат 250000 руб.), при среднем — 267270 руб. (22000 руб.), при нанесении вреда здоровью легкой степени средняя сумма исковых требований составила 81600 руб. (средняя сумма выплат — 2000 руб.). Таким образом, следует отметить, что удовлетворенный размер компенсации в возмещении причиненного морального вреда устанавливался судом с учетом требований разумности и справедливости, а также фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Все принятые судебные решения можно разделить на три группы: решения в пользу истца — 67% (в том числе судебное решение об удовлетворении иска — 65%, мировое соглашение — 2%), решения в пользу ответчика (отказ в удовлетворении иска) — 26% и прекращенные производства по делу, в связи с отказом истца от иска — 9%. Если рассматривать удовлетворенные иски в зависимости от профиля оказанных медицинских услуг, то исковые требования к врачам-хирургам признаны обоснованными в 60% от всех исков к данной специальности, к врачам терапевтического профиля — в 54%, при оказании услуг ненадлежащего качества акушерско-гинекологического профиля иски были признаны обоснованными в 83% случаев. При анализе удовлетворения исковых требований в зависимости от степени причинения вреда здоровью выявлено, что в случае смерти пациента медицинская организация признавалась виновной в 67% случаев, такой же процент удовлетворения исков наблюдается и в случае причинения тяжкого причинения вреда здоровью. В случае причинения вреда здоровью средней степени удельный вес удовлетворения исковых требований составил 63%, при причинении легкого вреда здоровью — 33%. В процессе судебного разбирательства судебно-медицинская экспертиза проводилась в 37% случаев от общего объема анализируемых судебных дел, или в 48% от всех удовлетворенных исков. При этом в 100% случаев проведение экспертных исследований поручалось Забайкальскому бюро судебно-медицинской экспертизы. По мнению авторов, занимающихся системным анализом судебных практик, назначение судебно-медицинской экспертизы в бюро СМЭ того же региона, где территориально находится ответчик, подчиняясь тому же органу управления здравоохранением, ставит под сомнение независимость заключения. Тем не менее 91% экспертных заключений подтвердили правомерность требований истца. Кассационная жалоба подавалась в 42% случаев от общего объема рассматриваемых дел, причем в 56% жалобу подавал истец, а в 44% — ответчик (медицинская организация). По результатам рассмотрения кассационной инстанцией в большинстве случаев (69%) решение суда первой инстанции осталось без изменений. В 31% дел, рассмотренных кассационной инстанцией, изменен размер удовлетворенных требований, взысканных в качестве компенсации материального или морального вреда, причем в 60% размер компенсации увеличен, в 40% изменение компенсации произведено в интересах ответчика. Анализируя все вышеизложенное, можно сделать ряд выводов. Основными причинами судебных исков по возмещению вреда жизни или здоровью при оказании медицинской помощи являются объективные причины, связанные с низкой квалификацией медицинских работников, дефектами оказания медицинской помощи, недостаточностью технологических возможностей медицинской организации. Размер финансовых претензий со стороны истцов за анализируемый период возрос в несколько десятков раз, что увеличивает финансовые риски медицинских организаций, выступающих в роли ответчиков по данной категории дел, и обусловливает необходимость обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций. В большинстве случаев требования граждан по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью при оказании медицинской помощи, признаны судами обоснованными. По нашему мнению, это отчасти обусловлено правилом о распределении бремени доказывания в гражданском процессе, а именно то, что не истец, а ответчик — медицинская организация должен доказывать отсутствие своей вины в причинении вреда, что не всегда возможно в силу объективных причин, в частности, это связано с отсутствием утвержденных технологических стандартов оказания медицинской помощи по ряду нозологических групп.

——————————————————————