Тенденции реорганизации и ликвидации некоммерческого партнерства

(Калинина О. Е.)

(«Вестник арбитражной практики», 2013, N 2)

ТЕНДЕНЦИИ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

О. Е. КАЛИНИНА

Калинина Ольга Евгеньевна

Председатель правления некоммерческого партнерства «Центр по содействию устойчивому развитию гражданского общества», доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин НОУ ВПО «Тульский институт управления и бизнеса имени Н. Д. Демидова», юрист, член Тульской торгово-промышленной палаты, кандидат педагогических наук, автор монографии «Некоммерческие организации как субъекты гражданского права».

Основные направления научных исследований: проблемы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, вопросы инфраструктуры товарного рынка.

Автор (соавтор) более 60 публикаций (статей, книг, иных материалов).

Рассмотрены вопросы совершенствования реорганизации и ликвидации некоммерческих партнерств в добровольном и принудительном порядке. Сделан вывод о необходимости исследования путей совершенствования законодательства Российской Федерации в связи с расширением государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

Ключевые слова: некоммерческие партнерства; реорганизация; ликвидация.

Trends in reorganization and liquidation of a non-commercial partnership

O. E. Kalinina

Questions of improvements in reorganization and liquidation of non-commercial partnerships on voluntary and compulsory schemes are considered. In particular, the author concludes that it is necessary to conduct further research regarding the improvement of legislation of the Russian Federation in connection with the expansion of government control over activities of non-commercial organizations.

Key words: non-commercial partnerships; trends of reorganization and liquidation of a non-commercial partnership; reorganization; liquidation.

Некоммерческие организации создаются и действуют на основе принципов законности, самостоятельности, самоуправления, корпоративности, равноправия членов — участников некоммерческой организации, гласности и др. Все более заметным становится вклад некоммерческих организаций в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения, поэтому являются востребованными практически все организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Еще один важный аспект деятельности некоммерческих организаций, в частности некоммерческих партнерств, — координация действий и защита интересов предпринимателей. Взаимодействие предпринимателей и государства, вопросы представительства интересов предпринимателей в государственных органах — все эти функции должны выполняться и выполняются некоммерческими организациями в таких организационно-правовых формах, как общественные организации, некоммерческие партнерства и др.

Для отдельных видов юридических лиц некоммерческое партнерство является рекомендованной, а в некоторых случаях — обязательной организационно-правовой формой. Так, Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливается, что некоммерческое партнерство является одной из возможных обязательных форм при создании указанных объединений и фондовых бирж.

Некоммерческое партнерство обладает всеми признаками юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность; отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Некоммерческие партнерства являются основанными на членстве организациями, объединяющими лиц с целью координации и оказания иного содействия в их деятельности. Следовательно, по своей правовой природе партнерство относится к корпорациям.

Однако в деятельности любой некоммерческой организации как юридического лица (например, некоммерческое партнерство) возникает момент, когда ее существование в данной организационно-правовой форме в дальнейшем не будет являться целесообразным вследствие расширения поля деятельности и необходимости осуществления предпринимательской деятельности не только в соответствии с уставными целями, но и для получения прибыли [1]. В таких условиях единственно возможный вариант — реорганизоваться в одну из предусмотренных форм коммерческой организации. При этом следует отметить, что в ныне действующем Гражданском кодексе РФ, как и в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», практически не освещены процессуальные вопросы преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество и наоборот. Так, в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» только указано, что некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом. Однако самого закона, который регламентировал бы эту процедуру, пока нет.

Чтобы понять сущность происходящих изменений в законодательстве Российской Федерации, необходимо рассмотреть ведущие тенденции условий реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций в России и за рубежом.

Тенденция — это направление развития какого-либо явления или процесса. Так, в одном и том же явлении могут содержаться различные и даже противоположные тенденции.

Реорганизация некоммерческого партнерства означает прекращение существования субъекта гражданского права и одновременно возникновение другого субъекта либо сохранение того же, но с изменившимся правовым статусом.

Нормативно-правовую основу реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций составляют: Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором определен порядок ликвидации, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также иные законы об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций.

Права и обязанности реорганизуемого некоммерческого партнерства переходят к иным организациям в порядке универсального правопреемства. К правопреемникам может перейти весь комплекс прав и обязанностей реорганизуемой организации либо часть их, но непременно права и обязанности вместе. В большинстве случаев реорганизация происходит добровольно по решению высшего органа управления некоммерческого партнерства с обязательным оформлением передаточного акта или разделительного баланса.

Реорганизация некоммерческого партнерства может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация признается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица — при разделении, выделении или преобразовании.

Таким образом, объединение интересов некоммерческих организаций в условиях слияния и поглощения непосредственно или опосредованно позволит оптимизировать процессы интеграции в условиях международного сотрудничества. Обращение к данным вопросам специалистов в области права некоммерческих организаций позволяет провести их сравнительный анализ и гармонизировать сложившиеся в мировой практике отношения делового партнерства НКО.

Преобразование некоммерческого партнерства является одной из форм реорганизации. Особенность преобразования как реорганизации состоит в том, что число участников гражданских правоотношений не изменяется, все права и обязанности преобразуемой организации переходят к возникшему на ее месте субъекту иной организационно-правовой формы. Учитывая особенности различных некоммерческих организаций, разнообразие целей, которые они перед собой ставят, законодатель в ряде случаев ввел ограничения на преобразования из одной формы в другую.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ права и обязанности преобразуемого юридического лица переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом. В этом акте должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Передаточный акт утверждается учредителями некоммерческого партнерства.

Если происходит присоединение, реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. С этого момента права и обязанности присоединенной организации в полном объеме переходят к основной организации, которая и оказывается, таким образом, реорганизованной.

Процедура государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Уставом НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики» предусмотрено, что реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При реорганизации института устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

В условиях совершенствования гражданского законодательства Российской Федерации, направленного на унификацию видов некоммерческих организаций, встает вопрос об открытости перечня организационно-правовых форм НКО и порядка их реорганизации. Так, базовый для некоммерческих организаций Федеральный закон «О некоммерческих организациях» развернуто не закрепляет все многообразие форм некоммерческих организаций, а эту задачу решают специальные законы об отдельных видах некоммерческих организаций, не во всем между собой согласованные. Нормы о них должны содержаться непосредственно в Гражданском кодексе РФ и исчерпывающим образом регулировать статус всех этих организаций как юридических лиц — участников гражданского (имущественного) оборота, порядок их регистрации, функционирования, реорганизации и ликвидации. Разумеется, этим никак не затрагивается содержательная сторона деятельности некоммерческих организаций, урегулированная специальными законами (речь идет только о тех ситуациях, когда они выступают в роли юридических лиц — субъектов гражданского права). Для таких случаев специальные законы должны ограничиваться только признанием этих организаций юридическими лицами и последующей отсылкой к соответствующим нормам Гражданского кодекса РФ.

Обращаясь к анализу ликвидации любого некоммерческого партнерства, необходимо обратить внимание, что она представляет собой регистрацию прекращения деятельности данного юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ существует два вида оснований и, следовательно, два порядка ликвидации юридического лица: обычный и принудительный. Основаниями для обычного порядка ликвидации некоммерческого партнерства по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами (как правило, это высший орган управления некоммерческой организации), являются: истечение срока, на который была создана некоммерческая организация; достижение цели, для которой она была создана. Принудительная ликвидация некоммерческой организации, как и любого иного юридического лица (это своего рода санкция за допущенные правонарушения), осуществляется только по решению суда.

Как показывает анализ судебной практики Арбитражного суда Тульской области, причиной принудительной ликвидации может стать:

систематическая деятельность, противоречащая уставу и целям создания некоммерческой организации;

неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок отчетов о своей деятельности и иных сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Дополнительные основания для ликвидации некоммерческой организации предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и различаются в зависимости от их организационно-правовой формы.

Так, решение о ликвидации фонда может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц, в случае если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей не могут быть произведены, в случае уклонения в деятельности от уставных целей и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Всю процедуру ликвидации некоммерческих организаций можно подразделить на следующие стадии:

принятие решения о ликвидации организации (в течение трех рабочих дней после даты принятия решения подать в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации уведомление по форме РН0005, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», с приложением протокола решения учредителя или органа юридического лица);

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора (уполномоченному лицу (заявителю) необходимо подать в Управление Минюста России уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора по форме РН0006, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212);

публикация сообщения о ликвидации организации в органах печати (в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидационная комиссия помещает в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации);

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса, осуществление расчетов с кредиторами;

составление и утверждение ликвидационного баланса (после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации);

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией [2].

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество некоммерческой организации, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Имущество некоммерческого партнерства распределяется между его членами в соответствии с их имущественным взносом.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Данный порядок ликвидации НКО отражен в уставе НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», при этом решение о ликвидации института принимается общим собранием или судом; общее собрание назначает ликвидационную комиссию, устанавливает порядок и срок ликвидации; при ликвидации института денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом.

Основными поводами для обращения в суд Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области в рамках предусмотренных полномочий в 2012 г. явились:

неоднократное непредставление некоммерческой организацией в Управление Министерства юстиции РФ по Тульской области ежегодной отчетности о своей деятельности;

непредставление некоммерческой организацией сведений об изменениях, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.

На основании анализа судебной практики, деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций выявлено, что принципиальным направлением развития законодательства о некоммерческих организациях (предлагаемым в Концепции развития законодательства о юридических лицах) является определенное ужесточение требований к созданию, регистрации, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, особенно некоммерческих партнерств, и усиление имущественной ответственности их органов (руководителей) и учредителей [3]. В связи с этим представляется необходимым введение давно известного многим развитым европейским правопорядкам запрета реорганизации коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот (при принципиальном разрешении любых преобразований в рамках этих двух видов юридических лиц).

Поэтому в рамках выявленных тенденций реорганизации и ликвидации некоммерческих партнерств предлагается внести следующие изменения в действующее законодательство:

некоммерческие организации вправе заниматься не любыми видами предпринимательства, а лишь соответствующими основному профилю их деятельности (например, вузы вправе оказывать научные и образовательные услуги, но не вправе заниматься розничной торговлей). Такие виды деятельности должны быть исчерпывающим образом перечислены в их уставах (учредительных документах). Систематическая деятельность, противоречащая уставу и целям создания некоммерческой организации, может послужить причиной принудительной ликвидации данного некоммерческого партнерства;

в более специализированных правовых актах следует регулировать особенности реорганизации соответствующих видов некоммерческих организаций, закреплять исключения из правил, закрепленных в актах с более широким предметом регулирования (ГК РФ);

регистрация некоммерческих организаций, результаты которой обладают публичной достоверностью (в ином случае она просто теряет гражданско-правовой смысл), неизбежно требует юридически квалифицированной проверки (экспертизы) учредительных документов и личности учредителей, следовательно, и определенного времени, и осуществления не налоговыми, а специализированными организациями. Как показал анализ зарубежной практики, субъекты, которые могут выполнять данную функцию, — это торгово-промышленные палаты, арбитражные суды.

Полагаем, что выводы и предложения могут применяться в практической деятельности нормотворческих органов, в частности при разработке актов, регламентирующих порядок создания, деятельности и ликвидации некоммерческих организаций; систематизации указанных актов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гришаев С. П. Некоммерческие организации. М., 2010. С. 81.

2. Затенко К. Н. Особенности ликвидации некоммерческих организаций // Налоги. 2011. N 18. С. 33 — 38.

3. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 29.

——————————————————————