Правовое регулирование порядка усыновления ребенка

(Беседкина Н. И.) («Новый юридический журнал», 2013, N 1)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА УСЫНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА

Н. И. БЕСЕДКИНА

Беседкина Н. И., кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Одним из достижений Семейного кодекса РФ является судебный порядок усыновления, установленный после действующего долгое время административного порядка.

Ключевые слова: усыновление, семейное право, права ребенка, семья усыновителей.

Legal regulation of the order of adoption of the child N. I. Besedkina

Besedkina N. I., candidate of jurisprudence, associate professor, assistant manager Civil law chair of Financial University under the Government of the Russian Federation.

One of achievements of the Family code of the Russian Federation is the judicial order of adoption established after an administrative order operating long time.

Key words: adoption, family law, rights of the child, family of adoptive parents.

Порядок усыновления ребенка сформулирован в статье 125 Семейного кодекса РФ, а также главе 29 Гражданского процессуального кодекса РФ <1>. Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определен в Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации» (далее — Правила передачи детей на усыновление) <2>. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. N 46. Ст. 4532. <2> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 10.04.2000. N 15. Ст. 1590.

Одним из достижений Семейного кодекса РФ является судебный порядок усыновления, установленный после действующего долгое время административного порядка, когда решение об усыновлении принималось исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, а с 13 марта 1995 года — постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства (нахождения) усыновляемого либо по месту жительства усыновителя (ст. 98 Кодекса о браке и семье РСФСР) <3>. В соответствии с п. 2 ст. 169 Семейного кодекса РФ судебный порядок усыновления детей введен в действие со дня введения в действие Федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР <4>, а именно по истечении 30 дней после опубликования 26.08.1996 в Собрании законодательства РФ (N 35, ст. 4134) Федерального закона от 21 августа 1996 г. N 124-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» <5>. Замена административной процедуры усыновления на судебную носит положительный характер, т. к. в рамках усыновления разрешаются крайне важные правовые вопросы в отношении детей и родителей, а поскольку судья является специалистом в области права, достойная организация обеспечения законности проведения усыновления не должна вызывать сомнений. ——————————— <3> Кодекс о браке и семье РСФСР (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1397. <4> Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 175. <5> Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. N 35. Ст. 4134.

Всю процедуру усыновления можно условно разделить на три основных этапа: досудебный, судебный и постсудебный. Первый, досудебный, этап начинается с подачи лицом, желающим усыновить ребенка, в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявления с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. Пункт 6 Правил передачи детей на усыновление предписывает приложить к заявлению следующие документы: краткую автобиографию; справку с места работы с указанием должности и заработной платы либо копию декларации о доходах; копию финансового лицевого счета и выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, а также справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан либо предоставление необходимых сведений для направления запроса органом опеки и попечительства в соответствующие уполномоченные органы посредством межведомственного информационного взаимодействия; медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; копию свидетельства о браке (если состоят в браке); паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (в случае личного обращения в орган опеки и попечительства); копию свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено); справку о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданную соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе). Это перечень необходимых документов, которые на данном этапе будут востребованы органами опеки и попечительства с заявителя. Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 года N 542 <6> утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. К таким заболевания относятся: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. В целях выявления указанных заболеваний заявителям предписывается пройти освидетельствование у следующих специалистов: терапевта, инфекциониста, невропатолога, фтизиатра, дерматовенеролога, онколога, психиатра и нарколога. Результаты медицинского освидетельствования действительны в течение 3 месяцев <7>. Представляется целесообразным увеличение срока действия медицинского заключения о состоянии здоровья будущих усыновителей, в связи с тем что процедура сбора других документов чаще всего превышает три месяца, в результате заявителю приходится в процессе несколько раз проходить медицинское обследование и получать заключение. Увеличение срока действия медицинского заключения будет способствовать соблюдению интересов потенциальных усыновителей, а также детей, оставшихся без попечения родителей. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 N 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание законодательства РФ. 06.05.1996. N 19. Ст. 2304. <7> Приказ Минздрава РФ от 10.09.1996 N 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996. N 8.

Орган опеки и попечительства дает разъяснения гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с усыновлением, выясняет мотивы заявителей стать усыновителями. Далее, для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 7 календарных дней со дня получения документов составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка. В течение 5 рабочих дней со дня проведения указанного обследования орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве кандидатов в усыновители. Заключение о возможности граждан быть усыновителями выдается в виде документа на бумажном носителе либо электронного документа, оформленного в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, и действительно в течение 2 лет со дня утверждения <8>. ——————————— <8> Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ. 10.04.2000. N 15. Ст. 1590.

В случае отрицательного заключения орган опеки и попечительства уведомляет об этом претендентов, в том числе об отказе в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители, возвращает документы и разъясняет порядок обжалования. Положительное заключение является основанием для автоматической постановки на учет таких претендентов, но уже в качестве кандидатов в усыновители. После этого кандидат самостоятельно обращается к региональному или федеральному оператору, представляет сведения о себе и о ребенке, которого хотел бы усыновить (указывает пол, возраст, внешние характеристики, состояние здоровья и пр.). Эти сведения оператор банка данных документирует в виде анкеты, заполняемой кандидатом в целях их учета в государственном банке данных о детях и обеспечения доступа таких граждан к содержащейся в банке данных о детях информации (ст. 7 Федерального закона от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). Заполненная кандидатом анкета относится к конфиденциальной информации и является основанием для представления доступа кандидату к анкетам детей, оставшихся без родительского попечения, которые также носят конфиденциальный характер (ст. 8, 11 Федерального закона от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). В ситуации, когда несколько граждан указали одинаковую информацию о детях, которых желали бы усыновить, приоритет в получении доступа к анкете такого ребенка имеет гражданин, срок учета сведений о котором в государственном банке данных о детях установлен ранее, чем о других кандидатах. На оператора государственного банка данных возлагается обязанность не реже чем один раз в месяц уведомлять кандидата в письменной форме о результатах поиска ребенка в каждом случае поступления новых сведений о детях, оставленных без родительского попечения (ст. 12 Федерального закона от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). При выборе ребенка кандидатам оператором государственного банка данных (региональным или федеральным) выдается направление на посещение ребенка. Направление действует в течение 10 дней с момента его выдачи. В соответствии с п. 12 Правил о передаче детей на усыновление кандидаты в усыновители обязаны лично: познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка, подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. Количество посещений не нормировано, однако по сложившейся практике усыновителям рекомендуют навестить выбранного ребенка не менее девяти раз. Это не только поможет ребенку хотя бы немного привыкнуть к «новому» для него взрослому, но также даст возможность кандидату еще несколько раз обдумать, усыновлять или нет конкретного ребенка. При усыновлении младенца по объективным причинам достаточно сложно установить контакт, даже при неоднократном посещении, но именно в таких ситуациях более важным является «привыкание» усыновителя, возможность принять взвешенное решение, полностью отвечающее интересам выбранного ребенка. Если решение об усыновлении выбранного ребенка принято, кандидату следует обратиться с заявлением об установлении усыновления в суд. С этого момента начинается судебный этап в процедуре усыновления. Рассмотрение и разрешение судом дел об усыновлении производятся в порядке особого производства, т. е. по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 27 и 29 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ). В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ усыновители освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об усыновлении. Кандидаты — граждане РФ подают заявление об установлении усыновления в районный суд по месту жительства (нахождения) ребенка. В отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, действуют правила об иной подсудности: такие лица подают заявление соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ст. 269 ГПК РФ). К заявлению кандидата в усыновители прилагаются документы, указанные в ст. 271 ГПК РФ, в двух экземплярах. Российские граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося иностранным гражданином, помимо основных документов прилагают также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и, если это требуется в соответствии с нормами права такого государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление (п. 3 ст. 271 ГПК РФ). При подготовке дела к судебному разбирательству судья обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком (п. 2 ст. 125 Семейного кодекса РФ, п. 1 статьи 272 ГПК РФ). К этому заключению органы опеки и попечительства должны приложить: 1) акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка либо по месту жительства усыновителей (усыновителя); 2) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка; 3) медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка. Данный документ выдается экспертными медицинскими комиссиями органов управления здравоохранения субъектов РФ по вопросам медицинского освидетельствования детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставляется кандидатам в усыновители для ознакомления (Приказ N 369 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Приказ N 641 Министерства образования от 25 декабря 1995 года «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» <9>). Кроме того, кандидаты в усыновители имеют право на проведение независимой экспертизы в медицинских учреждениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по вопросам, связанным с освидетельствованием состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью. Независимое медицинское освидетельствование осуществляется при участии медицинского работника учреждения, из которого ребенок передается на воспитание в семью. Обычные справки медицинского учреждения или врача не должны приниматься судом в качестве надлежащего документа, свидетельствующего о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии ребенка, на что рекомендует обращать внимание Верховный Суд РФ (абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 <10>); ——————————— <9> Приказ Минздравмедпрома РФ N 369, Минобразования РФ N 641 от 25.12.1995 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» (вместе с «Положением об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации») (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.03.1996 N 1045) // Российские вести. 24.04.1996. N 77. <10> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета. N 92. 03.05.2006.

4) согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей. Вместе с тем, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка (ст. 132 Семейного кодекса РФ). Форма выражения согласия не определена, в связи с чем согласие может быть выражено в заключении органов опеки и попечительства, в письменном заявлении ребенка либо установлено непосредственно в суде. Так, согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Исходя из положений ст. 12 Конвенции о правах ребенка и ст. 57 Семейного кодекса РФ, при решении вопроса об участии в судебном заседании ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет судам следует исходить из права ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. И лишь затем, и только при наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, судья выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства; 5) согласие родителей ребенка на его усыновление при усыновлении ребенка родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, также согласие их законных представителей, а при отсутствии законных представителей — согласие органа опеки и попечительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 130 Семейного кодекса Российской Федерации; 6) согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей. Согласие должно быть выражено в письменной форме. Вместе с тем согласно ст. 131 Семейного кодекса РФ суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия вышеуказанных лиц; 7) при усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственниками ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. При этом суд не связан перечнем установленных законом документов, поэтому при необходимости может затребовать и иные документы (п. 3 ст. 272 ГПК РФ). Процессуальный закон (ст. 273 ГПК РФ) устанавливает требование о проведении закрытого судебного заседания по делам об усыновлении с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Закрытость заседания, в т. ч. объявление решения, по таким категориям дел предопределена правилом о соблюдении тайны усыновления. Рассматривая дело об усыновлении, судьей должны быть установлены все обстоятельства, имеющие отношение к делу, в том числе создающие невозможность усыновления, проверены все представленные лицами, участвующими в деле, доказательства. В частности, при рассмотрении дел об усыновлении «иностранными усыновителями» суд должен удостовериться также в факте невозможности передать ребенка на воспитание в семьи российских граждан или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников (пункт 1 статьи 123, пункт 4 статьи 124 Семейного кодекса РФ). Верховный Суд РФ рекомендует судам при решении вопроса о допустимости усыновления (как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками) в каждом конкретном случае проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, например обстоятельства, характеризующие поведение заявителя на работе, в быту, состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком (абз. 3 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8). Однако нужно учесть, что судам следует подходить к подобным рекомендациям Верховного Суда РФ не формально (запрашивая характеристики на кандидата от кого только можно, например жилищно-эксплуатационных организаций или соседей), а исключительно с учетом интересов конкретного усыновляемого ребенка и обстоятельств дела. Кроме того, представляется целесообразным разработать комплекс мер для решения проблемы сиротства в Российской Федерации, который бы позволил облегчить процедуру усыновления приемным родителям, опекунам (попечителям), а также родственникам ребенка, решившим взять его в свою семью. Если заявитель обратился в суд с просьбой об усыновлении двух или более детей, суд может рассмотреть вопрос об усыновлении этих детей в одном процессе независимо от того, являются ли дети по отношению друг к другу братьями или сестрами (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8). Более того, если даты рождения этих детей разные, суд по заявлению кандидатов в усыновители может изменить дату одного из детей либо обоих детей при соблюдении правил о возможности изменения даты рождения усыновляемого ребенка, установленных ст. 135 Семейного кодекса РФ, во избежание появления вопросов в будущем о сроках беременности матери ребенка, причинах рождении двойни в разные даты и, соответственно, сохранения тайны усыновления. Если заявление об установлении усыновления судом удовлетворено, в резолютивной части решения указывается следующая информация: об удовлетворении просьбы заявителей (заявителя) об усыновлении ребенка, о признании ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) с указанием всех данных об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимых для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния, в том числе о записи усыновителей (усыновителя) в качестве родителей в книге записей рождений, об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка, а также о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя, если эти вопросы были положительно разрешены судом по просьбе заявителя либо заинтересованных лиц (часть 1 статьи 274 ГПК РФ, п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8). Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают не со дня вынесения решения, которым удовлетворено требование об усыновлении, а со дня вступления в законную силу такого судебного решения. Однако, если замедление в исполнении решения об усыновлении может привести к невозможности самого исполнения, суд вправе по просьбе усыновителей обратить решение к немедленному исполнению, когда требуется срочная госпитализация усыновленного для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка (ст. 212 ГПК РФ, абз. 2 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8). Вынесением решения заканчивается второй этап усыновления и начинается следующий — «постсудебный». В рамках последнего этапа на суд возлагается обязанность в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения (абз. 2 п. 3 ст. 125 Семейного кодекса РФ), который, в свою очередь, обязан произвести государственную регистрацию усыновления, если усыновитель или уполномоченное им лицо в течение месяца со дня усыновления не обратится с заявлением о такой регистрации <11>. ——————————— <11> Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (п. 2 ст. 41) // Собрание законодательства РФ. 24.11.1997. N 47. Ст. 5340.

Пунктом 20 Правил о передаче детей на усыновление установлена для усыновителей обязанность лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда. В завершение необходимо отметить, что 28 декабря 2012 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот, направленный на упрощение процедуры оформления детей в семьи и разбюрократизацию процедуры оформления.

——————————————————————