Источники правового регулирования предпринимательских отношений в исламском праве

(Петров Д. А.) («Юрист», 2013, N 10)

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ

Д. А. ПЕТРОВ

Петров Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье описываются традиционные источники исламского (мусульманского) права, принципы исламского права, обычаи, которые регулируют предпринимательские отношения. Применение исламского права возможно в неисламских юрисдикциях в рамках предусматриваемой национальным законодательством свободы договора и саморегулирования.

Ключевые слова: источники исламского права, принципы исламского права, обычаи, «обход закона», свобода договора, саморегулирование.

Sources of legal regulation of relations in the Islamic law D. A. Petrov

The article describes the traditional sources of Islamic (Muslim) law, the principles of Islamic law and customs which regulate entrepreneurial attitude. Application of Islamic law is possible in non-Islamic jurisdictions within under the national laws of freedom of contract and self-regulation.

Key words: sources of Islamic law, the principles of Islamic law and custom, «circumvention of the law», freedom of contract, self-regulation.

Система, регулирующая в исламском мире имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, в том числе предпринимательские отношения, является результатом исторически сложившегося консенсуса между нормами шариата и потребностями торгового оборота, взаимодействия исламского права с другими правовыми системами и международным правом, осознанной необходимости приспособления сформулированных сотни лет назад правил поведения к существующим реалиям современного коммерческого оборота. Такой подход приводит к тесному взаимодействию морально-религиозных норм и правовых норм при регулировании предпринимательских отношений, необходимости пересмотра правовых норм вслед за меняющимися мировыми тенденциями в регулировании коммерческого оборота и появлением новых институтов международного коммерческого права и типов предпринимательских отношений. И. Шахт <1> подчеркивает, что все мусульманское право, понимаемое в юридическом смысле, пронизывают соображения религиозно-этического порядка. Поэтому любой институт, сделка или обязательство соизмеряются в нем с религиозно-моральными предписаниями, такими, например, как стремление избегать риска (этим, в частности, объясняется запрет продажи не имеющегося в наличии товара, страхования и других алеаторных сделок), отказ от крайних решений в пользу умеренности и усредненности, акцент на добросовестности и соблюдении эквивалентности обязательств и т. п. ——————————— <1> См.: Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Ox., 1966. Цит. по: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. С. 47.

Источниками исламского права <2> являются: 1) Коран (Священное писание ислама); 2) Сунна (свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда); 3) Иджма — единодушное мнение авторитетных мусульманских богословов (муджтахидов) по обсуждаемому вопросу <3>; 4) Кийас (кыяс) <4> — суждение по аналогии, т. е. сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного ранее <5>. ——————————— <2> См.: Усачев И. В. Статут внешнеэкономической сделки // Право и экономика. 2012. N 6. С. 74 — 79. <3> См.: Фикха. С. 272. <4> Кийас (или кыяс) (аналогия) в шиитской правовой традиции не признается источником права. <5> См.: Фикха. С. 272.

Однако для целей регулирования предпринимательских отношений важным является не только опора на указанные источники, но и толкования, формируемые в текущем режиме в условиях правоприменения муджтахидами, разъясняющими положения Корана с учетом современного правового регулирования. К примеру, каждый исламский банк имеет в своем штате мусульманского правоведа, основной задачей которого является текущее консультирование банка и его клиентов по вопросам применения исламского права. В связи с этим в систему источников исламского права следует включить: 1) иджтихад (или аль-иджтихад) — в исламе деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса <6>; 2) адат (или ада) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные в шариате <7>; 3) урф в разработках исламских законоведов сливается с понятием «ада», выступая иногда его синонимом. Тем не менее в мусульманской доктрине урф выделяют также в качестве обычая. ——————————— <6> См.: Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 91 — 92. <7> См.: Там же. С. 13.

Коран и Сунна как базовые исторические источники исламского права являются прочной юридической и моральной основой для создания и регулирования институтов и отношений <8>. ——————————— <8> См.: Всеобщая исламская декларация прав человека. Принята 19 сентября 1981 г. Исламским советом Европы в Париже // URL: http://constitutions. ru/archives/500.

Но для развившихся с того времени экономических отношений и современных предпринимательских отношений важной является другая группа норм, не являющаяся столь определенной. Она позволяет оценивать и признавать допустимыми с точки зрения шариата как комплекса религиозных предписаний правовые и экономические институты, изменившиеся с момента создания Корана и Сунн или появившиеся вновь. С учетом этого с течением времени все большее значение стали приобретать формулируемые мусульманскими юристами и правоприменителями толкования, находящие свое закрепление в доктрине исламского права. Так появился фикх — мусульманское право, регламентирующее как теоретические вопросы, так и практическую сторону деятельности мусульманской общины. Исламскому праву известна и такая форма выражения его толкования, как хидои («Аль-Хидоя» в переводе с арабского обозначает «достоверное пособие» <9>). Довольно известным является труд Бурхануддина Маргинани «Хидои», написанный в XII в. и посвященный преимущественно частным вопросам исламского права. Как отмечает А. Х. Саидов <10>, историческое значение «Хидои» состоит в том, что он является самым знаменитым источником по исламскому правоведению Мавераннахра и ханифитской школы права в целом, но применить его непосредственно к существующим в настоящее время предпринимательским отношениям затруднительно. ——————————— <9> См.: Саидов А. Х. «Хидоя» Бурхануддина Маргинани — уникальный юридический памятник Ислама // Хидоя. Комментарий мусульманского права: В 2 ч. Ч. 1. Т. I — II / Пер. с англ.; Под ред. Н. И. Гродекова; Отв. ред., авт. предисл., вступит. ст. и науч. ком. проф. А. Х. Саидов. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 30. <10> См.: Саидов А. Х. Указ. соч. С. 43 — 46.

Изначально слово «фикх» обозначало «знание чего-либо», «понимание». В Коране слово «фикх» употребляется не для обозначения учения как такового, а проницательности, острого восприятия и понимания цели говорящего <11>. Тем самым слово «фикх» приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы. ——————————— <11> См.: «Ан-Ниса», 78; «Худ», 91 // URL: http://islam-today. ru/article/3929/.

Соответственно, применение исламского права в современном мире возможно лишь при его юридической разработке, систематизации и разъяснении мусульманскими правоведами (факихами), чем занимается несколько исламских организаций и множество научных школ. Не все положения фикха являются теми действующими правилами поведения, которые признаются и защищаются государством. Тем не менее, понимая фикх как совокупность религиозных, правовых, нравственных норм и предписаний по различным вопросам, исследователи признают его в качестве ориентира и некоего правила поведения, которым необходимо руководствоваться, в силу чего он приобретает признаки источника исламского права. Ведь правилом поведения для правоверного мусульманина является не только норма закона, но и нравственные правила, суждения признанных и авторитетных правоведов. Среди мусульман-суннитов существуют четыре основные школы права: ханафитская, маликитская, шаафитская и ханбалитская, отличающиеся по методологии иджтихада. Мусульмане-шииты имеют собственные правила, школу права и методологию иджтихада. Это привело к иногда различающимся подходам среди различных школ. Несмотря на то что среди школ существует единогласие по более общим вопросам, они могут иметь различные точки зрения по отдельным вопросам применения исламского права. Каждое правило иджтихада является фетвой, или разъяснением определенного ученого какого-либо предписания шариата в целях практического применения. Поскольку каждая фетва формируется человеком, который может заблуждаться, ее ценность увеличивается там, где достигается согласие (иджма) через совещательный орган (шура) нескольких ученых. Рассматривая фетву в качестве доктринального источника права, следует обратить внимание, что каждое толкование рассматриваемого вопроса зачастую дается в условиях отсутствия подробного освещения в канонических текстах Корана и Сунны. В текстах предания о сподвижниках (сахаба) и следующего за ними поколения мусульман (табийн) может быть представлена не одна точка зрения. Поэтому исламские правоведческие школы (мазхабы) могут иметь отличные точки зрения по таким вопросам, хотя суть их расхождений сводится к разному видению ответа на рассматриваемый вопрос <12>. ——————————— <12> На указанные проблемы обращается внимание, в частности, в Постановлении N 1(1/2) Совета Исламской академии правоведения (фикха) при Организации «Исламская конференция» «О выплате закята с долговых обязательств». См.: Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (фикха) — фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. М.: Ладомир, 2003. С. 19 — 20.

Как отмечается в Постановлении N 96(4/11) Совета Исламской академии правоведения (фикха) при Организации «Исламская конференция» «О единстве мусульман» <13>, различные точки зрения в мусульманском праве (фикхе) имеют своей природой стремление правоведов (факихов) дать более точную интерпретацию религиозно-правовым текстам, что обогащает законоведческое наследие ислама, облегчает поиск ответов на различного рода затруднительные вопросы. ——————————— <13> См.: Там же. С. 222 — 223.

В таких условиях дать единообразное и признаваемое всеми доктринальное толкование весьма сложно, в связи с чем перед исламским миром встал вопрос о создании организаций, в которых наиболее авторитетные мусульманские правоведы смогут выработать коллективное мнение. Наиболее известным международным исламским органом, осуществляющим доктринальное толкование, является Исламская академия правоведения (фикха) (International Islamic Fiqh Academy, IIFA) <14> при Организации «Исламская конференция» (Organisation of Islamic Cooperation, OIC) <15>. ——————————— <14> Официальный сайт Исламской академии правоведения: http://www. fiqhacademy. org. <15> Официальный сайт Организации Исламская конференция: http://www. oic-oci. org.

ИАП выпускает правовые правила по всем сферам жизни — финансовым, медицинским, коммерческим вопросам и др. — в виде постановлений Совета Исламской академии правоведения (фикха). Эти постановления представляют толкование, данное по какой-то одной проблеме или нескольким связанным проблемам, чем отличаются от стандартов, выпускаемых, например, Организацией бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (ААОИФИ), в которых выражаются подробные требования к финансовым продуктам. Международные стандарты исламского финансирования разрабатывают два главных органа — Совет по исламскому финансированию (СИФ) и Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (ААОИФИ). Совет по Исламским финансовым услугам (СИФУ) (Islamic Financial Services Board, IFSB) <16>, основанный в 2002 г., призван объединять финансовые органы власти (преимущественно в странах с исламской банковской системой) в целях обеспечения устойчивости и стабильности системы. Для этого СИФУ вправе устанавливать стандарты, руководящие правила и технические указания для исламских финансовых учреждений в целях обеспечения устойчивости и стабильности индустрии исламских финансовых услуг. ——————————— <16> Официальный сайт: http://www. ifsb. org.

С момента своего создания СИФУ опубликовал 19 пруденциальных нормативов и руководящих правил для сферы исламских финансовых услуг, в частности: Руководящие правила управления рисками для учреждений (кроме страховых учреждений), оказывающих только исламские финансовые услуги (IFSB-1); Стандарт достаточности капитала для учреждений (кроме страховых учреждений), оказывающих только исламские финансовые услуги (IFSB-2), и др. Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (ААОИФИ) (Accounting and auditing organization for Islamic financial institutions, AAOIFI) — международная организация со штаб-квартирой в Манаме (Бахрейн). Будучи одной из ведущих организаций, разрабатывающих стандарты деятельности исламских финансовых институтов, она издает шариатские и аудиторские стандарты операций исламского финансирования для исламских финансовых учреждений (исламских банков, страховых компаний, инвестиционных фондов). Стандарты ААОИФИ содержат требования шариата, обязательные для соблюдения при разработке и реализации операций исламского финансирования, например: а) Шариатский стандарт N 8 «Мурабаха» (2002 г.). Посвящен виду финансирования, при котором банк или иной финансовый посредник приобретает необходимый клиенту актив у продавца и продает его клиенту с отсрочкой платежа. Принципиальным отличием от традиционного кредитования является то, что финансовый посредник должен стать полноценным собственником перепродаваемого имущества, со всеми вытекающими рисками <17>; б) Шариатский стандарт N 9 «Иджара, иджара мунтахийя биттамлик» (2002 г.) — отражает нормы шариата в отношении аренды и аренды с последующим переходом права собственности <18>; в) Шариатский стандарт N 17 «Сукук» (2003 г.) — метод привлечения инвестиций для финансирования проекта путем выдела доли в нем <19>; г) Шариатский стандарт N 26 «Такафул» (Исламское страхование) <20>. ——————————— <17> См.: Мурабаха. Шариатский стандарт N 8 / Пер. с англ.; Ред. совет: Р. Р. Вахитов и др.; Орг. бухгалтерского учета и исламских финансовых учреждений (AAOIFI). М.: Исламская книга, 2010. <18> См.: Иджара, иджара с последующим выкупом. Шариатский стандарт N 9 / Ред. совет: Г. Ф. Гусманова и др.; Пер. с англ. О. Протченко. М.: Исламская книга, 2011. <19> См.: Сукук. Шариатский стандарт N 17 [пер. с англ.] / Орг. бухгалт. учета и аудита ислам. финансовых учреждений (ААОИФИ); Ред. совет: Р. Р. Вахитов и др. М.: Исламская книга, 2010. <20> См.: Исламское страхование (такафул): шариат. стандарт N 26: [пер. с англ.] / Орг. бухгалт. учета и аудита ислам. финансовых учреждений (ААОИФИ); Ред. совет: Р. Р. Вахитов и др. М.: Исламская книга, 2010.

Принципы исламского права выступают в качестве основополагающих идей, которыми руководствуются правоведы, толкуя исламское право. Именно опытные специалисты по шариату и экономике, руководствующиеся исламскими принципами <21>, призваны решать сложные вопросы и выявлять допустимость того или иного поведения. ——————————— <21> См.: Постановление N 75(6/8) Совета Исламской академии правоведения (фикха) при Организации «Исламская конференция» «О вопросах денежного обращения» // Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) — фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. М.: Ладомир, 2003. С. 171 — 172.

Мусульмане и правительства исламских государств должны строго соблюдать положения шариата, его экономические, нравственные, общественные и образовательные принципы <22>. ——————————— <22> См.: п. 12 Постановления N 115(9/12) Совета Исламской академии правоведения (фикха) при Организации «Исламская конференция» «Об инфляции и колебаниях курсов валют» // Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (фикха) — фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. М.: Ладомир, 2003. С. 264 — 267.

Среди основополагающих принципов исламского права в части регулирования имущественных отношений хотелось бы обратить внимание на три принципа: 1. Превентивный запрет разрешенного (садд аз-зараиа) — запрещаются те разрешенные действия, которые на деле приводят к порочным или запретным действиям <23>. Этот запрет не ограничивается только сомнительными или неясными ситуациями, но касается всего, что может привести к запретным действиям (харам). Он ставит целью запрещение любых уловок и хитростей при выполнении разрешенных действий, дабы ограждать людей от запретного или не допускать пренебрежения требованиями шариата. Преднамеренность при совершении подобных разрешенных действий, приводящих к запретному, не отменяет того, что сами эти действия, по сути, остаются разрешенными. ——————————— <23> См.: Постановление N 92(9/9) Совета Исламской академии правоведения (фикха) при Организации «Исламская конференция» «О превентивном запрете разрешенного (садд аз-зараиа)» // Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (фикха) — фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. М.: Ладомир, 2003. С. 205 — 206.

2. Любые взаимоотношения должны носить разрешенный с точки зрения шариата характер — халял. Исходя из этого, например, создание акционерной компании, имеющей соответствующие шариату цели и задачи и занимающейся соответствующими шариату видами деятельности, является разрешенным актом. В то же время бесспорно запретным является участие мусульман в акционерной компании, главная цель которой противоречит шариату, например осуществление процентных операций (риба), производство и торговля товарами, запрещенными шариатом. Запретным также является участие в компаниях, хотя бы изредка ведущих деятельность, запрещенную шариатом, даже если основные виды ее деятельности шариатом разрешены <24>. ——————————— <24> См.: Постановление N 63(1/7) Совета Исламской академии правоведения (фикха) при Организации «Исламская конференция» «О финансовых рынках, акциях, опционах, товарах и кредитных картах» // Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (фикха) — фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. М.: Ладомир, 2003. С. 139 — 144.

Р. И. Беккин в качестве способа приведения деятельности страховщиков в соответствие с требованиями шариата допускает открытие в рамках страховой компании, действующей в мусульманском мире, отделения, функционирующего исключительно на базе норм и принципов ислама <25>. ——————————— <25> См.: Беккин Р. И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. М.: Анкил, 2001. С. 5.

По нашему мнению, такой подход, даже если он и реализован в ряде случаев, не может в полной мере соответствовать требованиям ислама, поскольку обособленные структурные подразделения юридического лица (филиалы, представительства) не обладают правосубъектностью и являются лишь частью юридического лица, использующей его правоспособность. Запретной по соображениям формального характера с точки зрения шариата должна быть деятельность компании на территории мусульманских государств, если она не соблюдает нормы шариата в других странах. 3. При регулировании денежного обращения разрешается принимать лишь такие меры, которые не делают запрещенное разрешенным и разрешенное запрещенным. Необходимо организовать исламский рынок товаров и валюты, действующий в соответствии с разрешенными шариатом принципами <26>. ——————————— <26> См.: Постановление N 75(6/8) Совета Исламской академии правоведения (фикха) при Организации «Исламская конференция» «О вопросах денежного обращения» // Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (фикха) — фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. М.: Ладомир, 2003. С. 171 — 172.

Обычаи традиционно имеют большое значение в регулировании предпринимательских отношений как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Статья 5 ГК РФ понимает под обычаем сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Понятие обычая, используемое в исламском праве, несколько шире. В Постановлении N 47(9/5) Совета Исламской академии правоведения (фикха) при Организации «Исламская конференция» «Об обычаях» <27> даются следующие разъяснения: ——————————— <27> См.: Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (фикха) — фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. М.: Ладомир, 2003.

1. Понятие «обычай» включает в себя те слова, поступки и запреты, которыми обычно руководствуются люди в повседневной жизни. Обычаи могут быть приемлемыми или неприемлемыми с точки зрения шариата. 2. Если обычай является частным, он должен быть признан теми, кто ему следует, если же обычай всеобщий, он должен быть приемлемым с точки зрения всего общества. 3. Обычай, который следует принимать во внимание с точки зрения шариата, должен удовлетворять определенным требованиям: — не противоречить шариату; если обычай противоречит священным текстам или одному из положений шариата, он является неприемлемым; — быть постоянным или часто повторяемым; — быть распространенным в обществе, если это важно с точки зрения его учета в каком-либо документе. Если две стороны заявят о неприятии обычая, то он не должен приниматься в расчет. 4. Мусульманским правоведам (факихам), в том числе муфтиям и кадиям, не следует всецело полагаться на мнения, нашедшие отражение в старинных книгах по мусульманскому праву (фикху), необходимо учитывать также изменения в обычаях. Приведенное толкование весьма близко к тому, которое приведено в ст. 5 ГК РФ и выработано судебной практикой, разве что религиозная норма (обычай не должен противоречить шариату или священным текстам) могла бы в российском варианте трактоваться как невозможность применения обычая, противоречащего обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства. Судебный прецедент нельзя считать источником исламского права, несмотря на позитивный и казуальный характер последнего, представляющего совокупность мнений мусульманских правоведов по конкретным вопросам. Согласно исламской доктрине сформулированные факихами правила поведения являются непосредственным результатом деятельности людей, которые хотя и признаются сведущими, но не гарантированы от ошибочных суждений. Поэтому установление формально-определенных толкований не исключает их пересмотра в последующем. Как отмечает Л. Р. Сюкияйнен <28>, особенностью структуры мусульманского права является многообразие и большой объем сформулированных доктриной норм. Несмотря на обязанность судей следовать в своих решениях определенному толку, мусульманско-правовая доктрина никогда (по крайней мере в теории) не признавала принципа судебного прецедента, решение судьи или муфтия не становилось обязательной нормой не только для других судей и муфтиев, но и не связывало при рассмотрении аналогичных дел в дальнейшем само лицо, вынесшее такое решение. ——————————— <28> См.: Сюкияйнен Л. Р. Указ. соч. С. 87.

Вопрос о легитимности или возможности функционирования в неисламских юрисдикциях исламских правовых механизмов, основанных на нормах исламского права, неоднократно ставился в юридической литературе, причем зачастую применительно к исламским финансам. Применение исламского права возможно в исламских юрисдикциях, где законом ему придан соответствующий статус. Полагаем, что применение исламского права возможно и в неисламских юрисдикциях в рамках предусматриваемой национальным законодательством свободы поведения. Однако, подтверждая право на такое допущение, необходимо сделать оговорку о недопустимости злоупотребления правом, в частности, в форме действий в обход закона с противоправной целью, что повлечет отказ лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применение иных мер, предусмотренных законом, если иные последствия таких действий не установлены ГК РФ (п. 2, 3 ст. 10 ГК РФ). Например, вывод суда о злоупотреблении правом, допущенном при заключении сделок, влечет признание их недействительными на основании п. 2 ст. 10 и ст. 168 ГК РФ <29>. ——————————— <29> См.: п. 9, 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 г. N 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2009. N 2.

На недопустимость действий в обход закона обращалось внимание в п. 2.2 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации <30> (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), Постановлении Президиума ВАС РФ от 13 января 2011 г. N 11680/10. ——————————— <30> Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

Древнеримские юристы под «обходом закона» понимали следующее: «Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона тот, кто, сохраняя слова закона, обходит его смысл», «Обход закона присутствует, когда делается то, чего закон не желает, но и не запрещает; и как сказанное слово отличается от мысли, так обход закона отличается от того, что противозаконно» <31>. ——————————— <31> Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты / Пер. и прим. И. С. Перетерского. М.: Наука, 1984. С. 33.

В настоящее время, как нам представляется, должна идти речь именно об императивных нормах закона, которые субъекты могут попытаться «обойти», т. е. не применить в случаях, когда это обязательно, либо об обращении в суд с иском об определении долей в праве собственности на наследственное имущество, если спор между наследниками и вопрос должны решаться путем обращения в регистрирующий орган <32>. ——————————— <32> См.: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 июля 2012 г. N 33-9727/2012.

Примером обхода закона может служить ситуация, когда вместо использования конструкции кредитного договора, предусматриваемого российским законодательством в качестве возмездного, могут быть использованы иные правовые конструкции, имеющие своей исключительной целью обойти закрепленный в исламском праве запрет на получение рибы — любого ссудного процента. Таким образом, применение исламского права в неисламских юрисдикциях в рамках предусматриваемой национальным законодательством свободы поведения может быть обосновано свободой договора (ст. 421 ГК РФ) при условии соблюдения императивных норм. Другим возможным случаем такого применения может служить саморегулирование, в рамках которого будут разработаны и установлены стандарты и правила осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, не противоречащие императивным требованиям национального законодательства и соответствующие нормам исламского права. Такая возможность следует из ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <33>, с одной стороны, определяющей, что стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. С другой стороны, стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида. ——————————— <33> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

——————————————————————