Развитие законодательства, регулирующего отношения по транспортировке нефти в системе магистральных нефтепроводов, и его влияние на теоретические представления об их правовой сущности

(Шевченко Л. И.) («Юридический мир», 2013, N 5)

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТИ В СИСТЕМЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ, И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИХ ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ

Л. И. ШЕВЧЕНКО

Шевченко Любовь Ивановна, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

В статье показаны основные этапы становления и развития российского законодательства, регулирующего отношения по транспортировке нефти в системе магистральных нефтепроводов, отмечена его недостаточность, включая современный период, что привело к многочисленным дискуссиям по вопросу определения правовой сущности договора, используемого в процессе транспортировки нефти. Представленные в правовой литературе научные положения по указанной проблеме служат необходимой основой для разработки и обоснования новых нормативных положений. Любой правотворческий процесс должен включать как обязательную стадию научное исследование решаемых проблем, включая переосмысление разработанных научных положений. Только при таких обстоятельствах можно достичь единства, системности и целостности правового регулирования рыночных отношений, включая сферу энергетики.

Ключевые слова: транспортировка нефти, система магистрального трубопровода, договор транспортировки, правовая сущность договора.

Development of legislation regulating relations on transportation of oil in the system of main oil pipelines and the influence thereof on theoretical ideas on the legal essence thereof L. I. Shevchenko

The article shows the basic stages of formation and development of the Russian legislation regulating relations on transportation of oil in the system of main oil pipelines, notes the insufficiency thereof, including the contemporary period, which led to numerous discussions on the issue of determination of legal essence of contract used in the process of transportation of oil. The scientific provisions on the said issue presented in legal literature serve as a necessary basis for elaboration and substantiation of new normative provisions. Any creative process shall include as a compulsory stage the scientific research of the tasks including re-thinking of elaborated scientific provisions. Only in these circumstances it is possible to achieve uniformity, systemic approach and integrity of legal regulation of market relations, including the sphere of energetics.

Key words: transportation of oil, system of main oil pipeline, contract of transportation, legal essence of contract.

Правовое регулирование отношений в сфере нефтеснабжения в основном связано с транспортировкой нефти, осуществляемой посредством использования системы магистральных нефтепроводов, которая фактически охватывает всю территорию России, обладая при этом тенденцией к расширению. На катастрофическую нехватку нормативных правовых актов, направленных на регламентацию отношений, связанных с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов, указывается в юридической литературе. Недостаточность нормативно-правовой основы процессов нефтеснабжения способствовала укреплению доминирующего положения ОАО «АК «Транснефть», обладающего возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке нефти и нефтепродуктов России». Такое положение, в частности, может привести к упадку топливно-энергетических отраслей при одновременном росте цен на их продукцию <1>. ——————————— <1> Алекперов В. Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. М.: АО «РИТЭК», 2010. С. 93.

Слабое развитие законодательства в указанной сфере считается одной из причин многочисленных дискуссий при определении правовой природы отношений, связанных с транспортировкой нефти посредством системы нефтепроводов. В литературе представлены самые разнообразные точки зрения относительно правовой сущности договора транспортировки. Данный договор относят к договорам перевозки, поставки, энергоснабжения, возмездного оказания услуг, переработки, смешанным договорам <2>. ——————————— <2> См., напр.: Ситников С. Л. Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы. М.: Юстицинформ, 2012; Логофет Д. Д. Договор транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу // Право и экономика. 2003. N 4 и др.

Вместе с тем, не отрицая причинности вышеуказанных явлений, нельзя не отметить, что имеющиеся научные положения по указанным проблемам служат необходимой основой для разработки и обоснования новых нормативных положений. Любой правотворческий процесс (применительно к разработке отдельных нормативных актов) должен включать как обязательную стадию научную проработанность решаемых проблем, включая переосмысление имеющихся научных положений. Только при таких обстоятельствах можно достичь единства, системности и целостности правового регулирования рыночных отношений, включая сферу энергетики, правовая база которой нуждается в совершенствовании и стабильности. В советский период (70 — 80-е гг. прошлого столетия) регулирование отношений транспортировки углеводородной продукции по магистральным трубопроводам осуществлялось на уровне ведомственных нормативных актов: постановлениями Госарбитража при Совете Министров СССР, а также Госснаба СССР <3>. ——————————— <3> Гудков И. В., Лахно П. Г. Магистральные трубопроводы и право. В кн.: Энергетика и право. Вып. 2 / Под ред. П. Г. Лахно. М., 2009. С. 496 — 497.

В соответствии с указанными актами управления магистральных нефтепроводов приобретали нефть у нефтедобывающих объединений и реализовывали ее нефтеперерабатывающим заводам. Продажа добытой нефти осуществлялась посредством договора поставки путем ее перекачки по магистральным нефтепроводам. Указывалось на необходимость заключения в таких случаях двух договоров: между поставщиком (промыслом или нефтеперерабатывающим заводом) и трубопроводным управлением; между трубопроводным управлением и потребителем нефти. Подчеркивался особый вид отношений, при которых отправителем и получателем перекачиваемой по нефтепроводу продукции выступало одно и то же лицо, для их опосредования использовался договор на перекачку, по которому нефтепроводное управление принимало от нефтесбытовой организации продукцию для перекачки ее по трубопроводу и последующей передачи в распоряжение той же самой организации. При этом договоры на перекачку продукции по трубопроводу предлагалось относить к договорам перевозки <4>. ——————————— <4> Садиков О. Н. Правовое регулирование трубопроводного транспорта в СССР // Правоведение. 1962. N 2. С. 137.

Дальнейшее формирование нормативной базы, посвященной регулированию отношений по транспортировке нефти и нефтепродуктов посредством системы магистральных трубопроводов, связано с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». Во исполнение данного Указа Правительством Российской Федерации от 14 августа 1993 г. N 810 было принято Постановление «Об учреждении акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть», послужившее основой создания системы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по транспортировке нефти, ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». В целях регулирования такой деятельности Правительством Российской Федерации принимается ряд Постановлений: от 31 декабря 1994 г. N 1446 «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.»; от 28 февраля 1995 г. N 209 «О регулировании доступа к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации»; от 2 сентября 1997 г. N 1130 «О распределении дополнительных объемов транспортировки нефти на экспорт» и др. <5>. ——————————— <5> Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N 218 названные нормативные акты были признаны утратившими силу.

Приказами Министерства топлива и энергетики утверждены: Положение о порядке уступки права доступа к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации от 4 августа 1995 г. (с последующими изменениями); Положение о приеме и движении нефти в системе магистральных нефтепроводов от 1 сентября 1995 г. <6>. Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии утверждается Инструкция по учету нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» <7>. Постановлением ФЭК РФ от 10 июля 2002 г. N 42-э/5 утверждена Методика определения тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам Российской Федерации. ——————————— <6> В дальнейшем — Положение о приеме и движении нефти. <7> В дальнейшем — Инструкция по учету нефти.

В Инструкции по учету нефти (п. 1.1) указывается, что предприятия АК «Транснефть» производят транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам на основании договоров, заключаемых с производителями (грузоотправителями) нефти в порядке, установленном Минтопэнерго России. Анализ нормативных правовых актов, принятых в указанный период, явился основой для обоснования различных выводов ученых о правовой сущности договора, используемого в процессе транспортировки нефти. Широкое распространение получает точка зрения о том, что исследуемый договор по своей сущности совпадает с конструкцией договора перевозки: нефть грузоотправителя является грузом (индивидуально-определенной вещью), который (следуя положениям ст. 785 ГК о договоре перевозки груза) перевозчик обязуется доставить в пункт назначения и выдать управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. О том, что нефть является грузом для транспортирования, а предприятия АК «Транснефть» производят транспортировку нефти (в качестве груза) по магистральным нефтепроводам, говорится в п. 1.1 — 1.2 Инструкции по учету нефти. Между тем формулировка «нефть грузоотправителя» может использоваться в случае приема нефти в систему магистральных нефтепроводов от одного грузоотправителя и подразумевает, что данная нефть отделена от любой иной нефти, принадлежащей другим грузоотправителям. В вышеуказанной Инструкции (п. 2.2) применяется термин «партия нефти», который также не может быть рассмотрен как груз, поскольку «партией нефти считается количество нефти (смеси нефти), однородной по показателям качества, сопровождаемое одним транспортным документом и направляемое на один конечный приемо-сдаточный пункт». Под партией нефти грузоотправителя понимается лишь конкретно определенное количество нефти. В Положении о движении нефти отмечается, что предприятия нефтепроводного транспорта производят взаимную передачу соответствующих количеств нефти, указанных в маршрутных телеграммах, начиная с производственного объединения магистральных нефтепроводов, принимающего нефть от производителя (грузоотправителя), в порядке очередности их поступления (п. 12). Функционирование системы магистральных нефтепроводов предполагает осуществление непрерывной деятельности по приему и передаче нефти от одного субъекта другому. Нефть, передаваемая в систему нефтепроводов различными отправителями, смешивается в нефтепроводе и в дальнейшем перемещается в общем потоке, выделить в нем нефть конкретного грузоотправителя невозможно. В силу чего правомерен вывод, что конструкция договора перевозки, по которой грузополучатель по завершении процесса перевозки получает тот же самый груз, который был вверен грузоотправителю, не применима к отношениям по транспортировке нефти <8>. ——————————— <8> См., напр.: Богоненко В. О правовой природе договора поставки грузов трубопроводным транспортом // Нефть, газ и право. 1998. N 4; Егиазаров В. А. Понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» в российском законодательстве // Право и экономика. 1999. N 11.

Согласно другому выводу, отношения по транспортировке по своей природе следовало относить к отношениям поставки или снабжения <9>. Обоснованием тому явился тот факт, что договор поставки как самостоятельная договорная конструкция общепризнано рассматривался в качестве правовой формы организованных товарно-денежных отношений. Вместе с тем сложившаяся на тот период обширная нормативно-правовая основа регулирования отношений поставки (ГК РФ, положения о поставках продукции и товаров, особые условия поставки и др.) была малопригодной для регламентации отношений, связанных с транспортировкой нефти и нефтепродуктов. ——————————— <9> Советское гражданское право: Учебник. Т. 1. 1980. С. 226.

С переходом к рыночной системе хозяйствования отпали прежние основания для использования договора поставки как необходимого правового инструмента в организации и функционировании хозяйственных связей по поставкам как планомерных социалистических товарно-денежных отношений. При разработке действующего ГК РФ было принято решение сохранить договор поставки, но не в качестве самостоятельной договорной конструкции, а как один из видов договора купли-продажи, по которому поставщик обязуется передать в обусловленный срок (или сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю. Складывающиеся в указанной сфере отношения, участником которых стали предприятия трубопроводного транспорта, объединенные в АК «Транснефть», стали носить усложненный характер, сочетать в себе элементы различных обязательств и, соответственно, не укладываются в рамки поставочных отношений, регулируемых нормами ст. 506 — 534 ГК. Известно, что основными, конституирующими договор поставки обязанностями сторон являются: для поставщика — передача товара, а для покупателя — его приемка и оплата. Для осуществления указанных обязанностей необходима детализация требований, относящихся к сроку, способам поставки товаров, их ассортименту, качеству, комплектности, порядку приемки по количеству и качеству, порядку расчетов. Все отмеченные особенности, характерные для договора поставки, позволили сделать вывод о невозможности их применения в полной мере к отношениям по снабжению нефтью и нефтепродуктами посредством магистрального трубопровода. Отдельные авторы рассматривают договор транспортировки в качестве договора энергоснабжения, с чем сложно согласиться, поскольку между указанными договорными конструкциями существуют различия. В отличие от передачи нефти через систему магистральных трубопроводов, подача энергии по договору энергоснабжения осуществляется посредством присоединенной сети, включающей в себя эксплуатируемые энергетические сети, приборы и другое оборудование энергоснабжающей организации, энергопринимающие устройства (энергоустановка) абонента, присоединенные к сетям энергоснабжающей организации, оборудование (приборы), обеспечивающие учет потребления энергии. Энергоснабжающая организация обязана обеспечить получение абонентом соответствующего количества энергии на его энергоустановку путем подключения (доступа) через присоединенную сеть к мощностям энергосистемы. На абонента возлагаются обязанности обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им соответствующих приборов и оборудования, соблюдение режима потребления энергии как особого товара; энергоснабжающая организация наделена дополнительными правами по контролю за техническим состоянием энергоустановки абонента, его приборов и оборудования. Таким образом, основное различие между рассматриваемыми договорными конструкциями выражается в предмете договоров (энергии, энергоресурсов — нефти и нефтепродуктов), а также способах, обеспечивающих их продвижение: через присоединенную сеть или систему магистральных нефтепроводов <10>. При этом между указанными понятиями — «присоединенная сеть» и «система магистральных нефтепроводов» проводятся различия. Как справедливо отмечает Б. М. Сейнароев, термин «присоединенная сеть» является заимствованным из электроэнергетики, где под ним понимается система электропередающих объектов (ЛЭП, трансформаторные подстанции и пр.) <11>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 3) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <10> Вместе с тем в литературе широко представлен и широкий подход: договоры энергоснабжения, газоснабжения, снабжения нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами объединить в одну группу и рассматривать их как «договоры о снабжении продукцией через присоединенную сеть». См.: Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями: Автореф. дис. к. ю.н. М., 1953. Подобную точку зрения разделяют и другие авторы, которые считают, что договор о снабжении продукцией через присоединенную сеть может быть квалифицирован как вид договора купли-продажи, включающий в качестве его разновидностей не только договор энергоснабжения, но и другие договоры — о снабжении газом, нефтью и нефтепродуктами и другими товарами через присоединенную сеть. См.: Гражданское право. Т. II. Полутом 1. 2-е изд. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Изд-во «Бек», 1999. С. 326 — 327. <11> Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6. С. 34.

С. Л. Ситников также доказывает, что для договора энергоснабжения существенной особенностью является факт самостоятельной эксплуатации абонентом сетей и приборов учета, что нехарактерно для отношений транспортировки по нефтепроводу. Вместе с тем, отмечает автор, не исключается, что отправители нефти могут иметь в собственности нефтепровод (именуемый как подводящий нефтепровод), по которому производится транспортировка нефти до точки подключения к системе магистральных нефтепроводов. Такие предприятия также могут иметь в своем ведении и эксплуатации приборы измерения количества и показателей качества нефти, до перехода ее в магистральный нефтепровод. Однако наличие или отсутствие указанных приборов учета и контроля не является здесь обязательным, в отличие от договора энергоснабжения. Получение нефти ее получателем осуществляется по итогам процесса транспортировки: включая прошествие времени, предназначенного для транспортировки нефти, предъявления получателем товаросопроводительных документов и т. д. Таким образом, очевидно, что конструкция договора энергоснабжения, предусмотренная ст. 539 — 548 ГК, не совпадает с конструкцией договора транспортировки нефти и нефтепродуктов <12>. ——————————— <12> Ситников С. Л. Гражданско-правовое регулирование транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов. Актуальные проблемы. М.: Юстицинформ, 2012. С. 61 — 64.

Следует также согласиться с мнением В. В. Витрянского в том, что договором энергоснабжения могут охватываться отношения, которые складываются при снабжении потребителей электрической и тепловой энергией через присоединенную сеть. Что касается иных договоров, предметом которых является снабжение потребителей газом, нефтью, нефтепродуктами, водой и другими товарами, то они не относятся к договорам энергоснабжения. Применение к ним в определенных случаях положений ГК о договоре энергоснабжения следует относить к приемам законодательной техники, что никак не влияет на квалификацию указанных договоров в качестве договора энергоснабжения либо его разновидностей <13>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное). —————————————————————— <13> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. С. 137.

Существует мнение о том, что договором транспортировки фактически оформляются отношения по переработке, объектом которой выступает передаваемая в систему магистральных нефтепроводов нефть отправителя, выступающая в качестве индивидуально-определенной вещи. В ходе отношений по транспортировке отправитель нефти, передавая одну нефть, приобретает право собственности на другую нефть, полученную в результате ее смешения в нефтепроводе, что рассматривается как процесс переработки. Подобный подход представляется надуманным, исходя из разной целевой направленности отношений, возникающих между отправителем нефти и АК «Транснефть», их трудно «уложить» в рамки ст. 220 ГК, содержащей положения о переработке движимого имущества, непосредственной целью которой является сам процесс переработки, получение соответствующим субъектом переработанной вещи в новом ее виде. Такая цель нехарактерна для договора транспортировки, заключая который, стороны стремятся не к переработке нефти (если даже условно к ней отнести смешение нефти), а к передаче ее в систему нефтепровода, для дальнейшего получения данного товара в ином месте, даже в случае изменения ее качественных характеристик. Дискуссия об отнесении договора транспортировки нефти к категории смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК) связана также с различием в определении элементов, составляющих его содержание. Д. Д. Логофет считает, что данный договор включает в себя элементы договора перевозки, иррегулярного хранения и мены <14>. По мнению С. Л. Ситникова, договор транспортировки состоит из элементов договора мены и договора об оказания услуг <15>. В. А. Егиазаров видит в данном договоре элементы договора транспортной экспедиции <16>. ——————————— <14> Логофет Д. Д. Договор транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу // Право и экономика. 2003. N 4. С. 23. <15> Ситников С. Л. Договор транспортировки нефти посредством системы магистральных нефтепроводов: теория и практика правоприменения // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2005. N 5. <16> Егиазаров В. А. Указ. соч. С. 89.

Вызывает сомнение предположение о том, что договор транспортировки включает в себя элементы договора хранения, относящегося к числу договоров об оказания услуг. В классической форме конструкция договора хранения закреплена п. 1 ст. 886 ГК, согласно которому по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Статья 890 ГК допускает хранение вещей, определяемых родовыми признаками, используя вариант «хранение с обезличением» (иррегулярного хранения). Такой вариант хранения предполагает смешение вещей одного поклажедателя с вещами того же рода других поклажедателей. Поклажедателю возвращается равное или обусловленное сторонами количество вещей того же рода и качества. Однако использование варианта «хранения с обезличением» должно быть прямо предусмотрено сторонами в тексте соответствующего смешанного договора. В современный период широкое распространение получает точка зрения о том, что исследуемый договор транспортировки нефти по своей правовой сущности относится к договорам возмездного оказания услуг, при котором результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое. Как отмечает Ю. В. Романец, при оказании услуг продается «не сам результат, а действие к нему» <17>. Следует признать, что такой подход в определенной мере характеризует сущность договорных отношений по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, в процессе которого осуществляется совокупность различных действий — услуги по выполнению заказа и диспетчеризации, обеспечению приема, перекачки, перевалки, слива, налива и сдачи нефти грузоотправителя и т. д. ——————————— <17> Романец Ю. В. Договор возмездного оказания услуг // Закон. 1999. N 10. С. 110.

Такой подход нашел отражение в ряде нормативных правовых актов, принятых в последнее время и направленных на регламентацию отношений в области нефтеснабжения. Постановлением Правительством РФ от 21 декабря 2009 г. N 1039 «О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации» установлен порядок недискриминационного доступа к услугам по подключению планируемых к строительству, проектируемых, вновь построенных и реконструируемых нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам. Указанные услуги осуществляются на основе заключения договора между организацией трубопроводного транспорта и собственником или иным законным владельцем завода о взаимных обязательствах сторон по оказанию услуг по подключению завода к магистральному трубопроводу. Магистральный трубопровод рассматривается как совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти и нефтепродуктов, соответствующих законодательству РФ, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта. Важное значение приобретают технические условия формируемых договорных отношений, содержание которых предопределяется следующими факторами: 1) пропускной способностью магистрального трубопровода (проектная и фактическая) как способностью магистрального трубопровода за определенный период времени транспортировать количество нефти и (или) нефтепродуктов (с учетом физических свойств нефти и (или) нефтепродуктов, а также установленного оборудования); 2) технологической возможностью подключения завода; 3) схемами нормальных (технологических) грузопотоков нефти (утверждаемыми Министерством энергетики РФ). Названным Постановлением определен порядок подачи заявлений о выдаче технических условий, их содержание, сроки заключения соответствующих договоров, их существенные условия (п. 3 — 15), а также введен порядок учета нефтеперерабатывающих заводов в специальном реестре (п. 27 — 43). Для обеспечения для любых лиц равных условий для доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов), оказываемым субъектами естественных монополий, Правительством Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 844 принято Постановление «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам». Постановлением определен состав информации, касающейся регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, порядок обеспечения доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, формы раскрытия информации, в том числе ее предоставления на безвозмездной основе по письменным запросам потребителей услуг в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Вместе с тем п. 18 данного Постановления к информации, раскрываемой субъектами естественных монополий, отнесена также информация о существенных условиях и (или) типовой форме договора об оказании услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов. Данное указание противоречит п. 1 ст. 432 ГК, который не предусматривает возможность установления перечня существенных условий на уровне одной из сторон формируемых договорных отношений. Далее, указание о возможности разработки таким субъектом типовой формы фактически означает придание ей обязательного характера <18>. Поэтому было бы целесообразным предоставить возможность субъектам естественных монополий разрабатывать тексты примерных договоров, предусматривая возможность для сторон вносить в их содержание необходимые изменения и дополнения. ——————————— <18> АК «Транснефть» был разработан первоначально стандартный текст договора транспортировки нефти по магистральному трубопроводу (договор ТНМН), а позже — типовая форма договора об оказании услуг по транспортировке нефти, по которым осуществлялись услуги по транспортировке нефти грузоотправителя по системе магистральных нефтепроводов. В предпринимательской деятельности указанные документы неправомерно использовались в обязательном порядке.

В 2011 г. Правительством Российской Федерации принимается два постановления, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере нефтеснабжения. Постановлением от 17 февраля 2011 г. N 90 утверждаются Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти. Наиболее важное значение в плане исследуемых отношений имеет второе Постановление Правительства от 29 марта 2011 г. N 218, которым утверждены Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации. Названными Правилами определено, что услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) предоставляются оператором на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, заключаемого с потребителем (п. 6). Под оператором понимается субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам; под потребителем — лицо, являющееся собственником нефти (нефтепродуктов) либо владеющее ею на ином законном основании, удовлетворяющее требованиям названных Правил и получившее в установленном порядке доступ к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам. Правилами определен круг существенных условий договора, к которым, как представляется, неверно отнесены права и обязанности сторон, возникновение которых связано с фактом заключения договора. Правила определяют срок (1 календарный год) и порядок заключения договора, требования к исполнению основных обязанностей сторон. Вместе с тем не совсем понятно использование в указанном нормативном акте договорной формы поставки нефти (п. 6, 12, 18 Правил), не показано его соотношение с договором на оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов). Таким образом, в нормативных правовых актах наблюдается тенденция отнесения договора по транспортировке нефти к договорной форме оказания услуг, что позволяет включить в нег о условия о совершении ряда вспомогательных действий, например по диспетчеризации потоков нефти, контролю режима перекачки, перевалки, налива (кроме налива в автоцистерны), сливу нефти и др., осуществление которых необходимо для исполнения сторонами своих основных обязанностей. Вместе с тем рассмотрение данного договора исключительно как договора возмездного оказания услуг исключает возможность отнесения к его предмету нефти, в отношении которой такие услуги оказываются, что вряд ли является правильным. Главной целью заключения данного договора для отправителя (потребителя) является получение определенного количества нефти с определенными качественными характеристиками в определенном месте (пункте назначения), независимо от факта, что им предварительно могла быть передана для отправки (в пункте отправления) соответствующей транспортной организации (оператору) нефть с иными качественными характеристиками. Таким образом, в России отсутствует четко выстроенная система нормативных правовых актов, регулирующих отношения по нефтеснабжению, не нашли законодательного закрепления легальные определения договоров, используемых в процессе транспортировки нефти по магистральным трубопроводам. Дальнейшее ее совершенствование должно осуществляться в рамках современных концепций по совершенствованию норм ГК и развитию энергетического законодательства в РФ.

——————————————————————