Если не везет… Актуальные вопросы автомобильных грузовых перевозок

(Мариненко Е.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 19)

ЕСЛИ НЕ ВЕЗЕТ…

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Е. МАРИНЕНКО

Екатерина Мариненко, юрист, г. Москва.

Что делать грузоотправителю, если перевозчик не исполняет свою обязанность по подаче автомобиля под погрузку? Предлагаем ряд практических рекомендаций на этот случай.

Три стадии

Перевозочный процесс можно успешно наделить признаком наибольшей формальности, в связи с чем на практике при осуществлении автомобильных грузовых перевозок часто возникают проблемы именно у лиц, не занимающихся перевозками профессионально. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТиГНЭТ) довольно подробно, но все же разрозненно регламентирует права и обязанности участников перевозок, что привело к необходимости выработки практических рекомендаций грузоотправителям.

Данные рекомендации складываются на основе содержания обязательства по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке, которое для этого в силу свойства стадийности подлежит группированию по 3 стадиям:

— подача и принятие заказа;

— непосредственная подача транспортного средства и предъявление груза к перевозке;

— погрузка груза и выезд транспортного средства со склада.

Заявка на перевозку

Первая стадия — подача и принятие заказа (заявки) — инициируется грузоотправителем в момент направления перевозчику заказа в случае осуществления разовой перевозки либо заявки при осуществлении систематических перевозок и одновременном наличии договора об организации перевозок.

Пункт 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила), устанавливает обязанность перевозчика рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).

Указанная обязанность перевозчика не обеспечивается какими-либо действительными мерами ответственности за ее неисполнение, а перевозчик может без несения каких-либо гражданско-правовых санкций рассматривать заказ (заявку) 10 дней вместо 3. При направлении перевозчику одноразового заказа грузоотправителю стоит лишь рассчитывать на порядочность перевозчика, а при осуществлении систематических перевозок грузоотправителю рекомендуется предложить перевозчику включить штрафной пункт за несвоевременное рассмотрение заявки перевозчиком в договор об организации перевозок.

Проверяем транспорт

Следующая стадия — непосредственная подача транспортного средства и предъявление груза к перевозке — характеризуется совокупным выполнением перевозчиком 3 условий, которые должны контролироваться грузоотправителем:

1. При приеме груза к перевозке представитель перевозчика (водитель) обязан предъявить грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист, а грузоотправитель при непредъявлении водителем таких документов вправе отказаться от исполнения договора грузовой перевозки (п. 29 Правил). Затребование путевого листа и документа, удостоверяющего личность водителя, прежде всего рекомендуется самому грузоотправителю, ведь путевой лист представляет собой некое обоснование перевозчика перед грузоотправителем своих полномочий на прием груза к перевозке (решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2008 по делу N А60-8869/2008-С3, от 05.02.2008 по делу N А60-15704/07-С3), без проверки которого грузоотправитель рискует передать груз ненадлежащему лицу. При этом грузоотправителю достаточно ограничиться обычной проверкой вышеназванных документов (Постановление ФАС МО от 18.08.2011 N КГ-А40/8162-11).

2. Перевозчик обязан подать под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки груза, оговоренного в заказе (заявке) или договоре об организации перевозок (п. 1 ст. 791 ГК РФ, ч. 1 ст. 9 УАТиГНЭТ).

Так, ФАС СКО признал правомерными выводы судов нижестоящих инстанций о виновности перевозчика в порче груза по причине неисправности предоставленного транспортного средства (Постановление ФАС СКО от 12.01.2012 по делу N А53-24857/2010). Доводы перевозчика, что поломка автомобиля произошла вследствие предъявления грузоотправителем к перевозке груза больше, чем указано в заявке, суды признали необоснованными, так как водитель перевозчика при приемке груза обязан был убедиться, что количество указанного в накладной груза соответствует количеству груза, который действительно предъявлен к перевозке, и что он не больше грузоподъемности транспортного средства, предъявленного к перевозке.

При неисполнении обязанности перевозчика по предъявлению транспортного средства, пригодного для перевозки предъявляемого груза (в соответствии с п. 23 Правил пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием), отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств (абз. 2 п. 1 ст. 791 ГК РФ) и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза согласно ч. 1 ст. 34 УАТиГНЭТ (ч. 2 ст. 9 УАТиГНЭТ). Следует отметить, что данное право грузоотправителя приобретает на практике характер обязанности и именно грузоотправитель следит за пригодностью предоставленного транспортного средства.

В процессе перевозки по причине протекания тента прицепа, в котором перевозился груз, часть товара была подмочена и испорчена, вследствие чего получатель обратился в суд с требованием о возмещении убытков. Рассматривая дело, суд установил вину отправителя, по неосторожности содействовавшего увеличению размера убытков (транспортное средство, перевозившее груз, не соответствовало ГОСТу), и удовлетворил его требование к перевозчику только в размере 50% от заявленной суммы (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 N 15АП-1154/2011). Суд пояснил, что обязанность по определению коммерческой исправности транспортного средства, пригодного для перевозки определенного груза, лежит на грузоотправителе, который должен был отказаться от использования предоставленного автомобиля (Постановление ФАС СКО от 13.07.2011 по делу N А53-20064/2010).

3. Перевозчик обязан подать под погрузку транспортные средства в установленный в заказе (заявке) или договоре об организации перевозок срок (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Отметим, что у грузоотправителя есть 2 формы реагирования на задержку сроков предъявления транспортного средства со стороны перевозчика.

Первая форма реагирования, согласно ч. 3 ст. 34 УАТиГНЭТ состоит в праве грузоотправителя взыскать с перевозчика за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, либо, если договором не установлено, в размере, установленном п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 34 УАТиГНЭТ. Кроме того, грузоотправитель вправе потребовать от перевозчика возмещений причиненных убытков (ч. 4 ст. 34 УАТиГНЭТ). Данную форму грузоотправителю рекомендуется выбрать при следующих условиях:

— просрочка составляет не менее одного целого часа;

— грузоотправитель желает осуществить отправку груза с допустившим просрочку перевозчиком;

— перевозчик все же выполнил свою обязанность по предоставлению транспортного средства.

В данном случае желание грузоотправителя играет важную роль, ведь несвоевременное предоставление транспортного средства на практике может растянуться от одного часа до нескольких дней или месяцев. Например, во исполнение договора грузоотправитель и перевозчик подписали заявку на перевозку, согласно которой перевозчик обязался подать транспортное средство для перевозки в течение 3 дней с момента получения предоплаты (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 по делу N А70-6744/2011). Платежным поручением отправитель перечислил перевозчику аванс, а через 19 дней получил от него письмо о невозможности перевозки груза в срок в связи с истечением срока разрешения на провоз негабаритного груза. Грузоотправитель отказался продлить сроки доставки и обратился в суд в соответствии с ч. 1 ст. 34 УАТиГНЭТ.

Грузоотправитель в случае нарушения перевозчиком сроков вправе применить вторую форму реагирования, которая состоит в обязанности перевозчика уплатить грузоотправителю штраф в размере 20% платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза (ч. 1 ст. 34 УАТиГНЭТ). Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков.

Данная форма реагирования доступна грузоотправителю только при условии предоставления перевозчиком транспортных средств в пункт погрузки с опозданием. При этом в соответствии с п. 25 Правил опозданием признается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон.

Применительно к задержке перевозчика по предоставлению транспортного средства грузоотправителю рекомендуется учитывать 2 необходимых момента, которые помогут ему в доказывании вины перевозчика:

1) при прибытии транспортного средства под погрузку грузоотправитель должен отмечать в транспортной накладной фактические дату и время подачи транспортного средства (п. 25 Правил). К сожалению, на практике представители грузоотправителя не придают большого значения таким отметкам, что делает невозможным впоследствии привлечение перевозчика к ответственности;

2) грузоотправителю рекомендуется обеспечить получение перевозчиком заявки в такой срок, чтобы перевозчик имел возможность выполнить свою обязанность по подаче транспортного средства. Речь идет о том, что перевозчик по каким-либо причинам может получить заявку позже, чем рассчитывал грузоотправитель. В такой ситуации суды отказали грузоотправителю по взысканию с перевозчика штрафа за невывоз груза, так как перевозчик, получив заявку позже даты подачи транспортного средства, указанной в заявке, не имел возможности предоставить транспортное средство в срок (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 N 17АП-5869/2010-ГК).

Кто следит за погрузкой

В рамках третьей стадии — погрузки груза и выезда транспортного средства со склада — грузоотправителю рекомендуется учесть то, что за порядком погрузки груза в транспортное средство следит перевозчик, который вправе отказаться от осуществления перевозки в случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в погрузке груза (п. 11 ст. 11 УАТиГНЭТ) и взыскать штраф с грузоотправителя за непредъявление для перевозки груза (п. 4 ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 35 УАТиГНЭТ).

Указанное право перевозчика на практике принимает характер обязанности, вследствие чего в суде перевозчик не может ссылаться на неправильную погрузку груза отправителем, что подтверждается, в свою очередь, судебной практикой (Постановления ФАС СКО от 23.01.2009 по делу N А63-573/2008-С3-2, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 N 07АП-1979/12).

Так, в одном деле при принятии груза в пункте назначения грузополучатель обнаружил порчу груза, от возмещения ущерба за который перевозчик отказался, пояснив, что порча груза произошла по вине грузоотправителя вследствие ненадлежащей погрузки товара (ведра составлены в 3 ряда вместо положенных 2). Суд, ссылаясь на ч. 11 ст. 11 УАТиГНЭТ, постановил возместить ущерб, причиненный перевозчиком в процессе перевозки, так как он не осуществил предписанные законом действия по проверке погрузки вопреки императивным правилам данной нормы (Постановление ФАС ВВО от 05.03.2011 по делу N А82-6599/2010).

Таким образом, грузоотправитель как лицо, непрофессионально занимающееся перевозочной деятельностью, должен соблюдать предусмотренные практикой формальности грузовых перевозок, в противном случае он не сможет защитить свои права при помощи судебной системы.

——————————————————————