Организационная подготовка к рассмотрению дел об усыновлении детей иностранцами

(Анисимов В.)

(«Российская юстиция», N 7, 1999)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ

ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ ИНОСТРАНЦАМИ

В. АНИСИМОВ

В. Анисимов, судья Воронежского областного суда.

Эта категория гражданских дел имеет достаточно солидную правовую основу. Рассмотрение заявлений иностранных граждан об установлении усыновления регулируется ст. ст. 124 — 139, 165 Семейного кодекса РФ, гл. 29.1 ГПК РСФСР. По этому вопросу принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

В последнее время в нашей области возросло число таких заявлений, поданных иностранными гражданами в суд. Начиная с августа 1998 г. по 1 февраля 1999 г. Воронежским областным судом было рассмотрено 26 таких дел.

Хотелось бы остановиться не на чисто правовом аспекте, а на организационной стороне подготовки к рассмотрению этих дел.

Порядок усыновления детей иностранными гражданами в принципе не отличается от порядка усыновления детей российскими гражданами. Но законом определено важное условие — усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан либо на усыновление родственниками детей, независимо от гражданства и места жительства этих родственников (п. 4 ст. 124 СК РФ).

На практике этот вопрос решается в организационном плане по-разному. Чаще всего представители органа опеки и попечительства готовят справку о том, что усыновления данного ребенка гражданами России или родственниками не произошло.

Однако, учитывая важность этого обстоятельства, целесообразно истребовать конкретные данные о том, выполнены ли органом опеки и попечительства требования п. 3 ст. 122 СК РФ — направлены ли сведения на ребенка в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти и если направлены, то когда. Думается, не лишним будет истребовать и конкретные данные о том, кто и когда обращался по вопросу усыновления данного ребенка, почему такого усыновления не произошло, собрать по возможности информацию о братьях, сестрах ребенка, других родственниках.

Кроме того, согласно ст. 126 СК РФ учет иностранных граждан, желающих усыновить российских детей, производится органом исполнительной власти субъекта Федерации или федеральным органом в порядке, предусмотренном тем же п. 3 ст. 122 СК РФ. Таким образом, эти граждане должны ставиться на централизованный учет, во всяком случае, не позднее чем за один месяц до подачи заявления об усыновлении в суд.

На практике это осуществляется по-другому. Иностранные граждане (в основном США) обращаются в суд с заявлениями через своих доверенных лиц, посмотрев предварительно ребенка на фотографии или на видеокассете, полученных ими либо через доверенных лиц, либо от других заинтересованных организаций. Доверенные лица решают все вопросы, возникающие в период досудебной подготовки дела (что, кстати, допускается законом). Усыновители же, как правило, приезжают только в судебное заседание. Материал, предусмотренный законом в отношении усыновителей, обобщают различные фонды, например Международный фонд помощи ребенку и Центр усыновления «ФРЭНК».

Необходимым условием для рассмотрения таких дел является наличие разрешения страны, в которую предполагается ввезти ребенка, на въезд на постоянное место жительства.

Такие данные в суд представляются. Но они оформляются обычно в виде «гарантийных писем» с условиями, которые необходимо тщательно проверить. Например, типичный текст: «Посольство США предоставит иммиграционную визу, позволяющую ребенку въехать в США на постоянное место жительства, если будет решение суда в соответствии с законами РФ и соответствующим законом США». Значит, нельзя однозначно утверждать, что ребенок получит разрешение на постоянное место жительства в США, если суд не изучил, по меньшей мере, соответствующий закон США.

Гражданские дела такой категории рассматриваются в порядке особого производства, с обязательным участием самих усыновителей (ст. 125 СК РФ, гл. 29.1 ГПК РСФСР).

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству закон обязывает судью в каждом случае истребовать от органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого.

На практике органы опеки и попечительства, и в частности отделы образования районных администраций, представляют за подписью заведующего отделом заключение с одним выводом — усыновление целесообразно и необходимо.

Думается, этот вопрос необходимо разрешать более тщательно и ответственно. Целесообразно в порядке досудебной подготовки направить в отдел образования либо копию соответствующего определения, либо отдельный запрос о выполнении требований закона (п. 1 ст. 124 СК РФ), где указать, что истребуемые данные должны подготовить ответственные работники — специалисты комиссионно. В частности, руководитель отдела должен издать распоряжение о создании комиссии (либо постоянной, либо по каждому делу — персональной), а затем утвердить выводы этой комиссии. На первый взгляд эти требования носят формальный характер. Однако, учитывая специфику этих дел, их выполнение поможет установить истину.

В моей практике при рассмотрении подобного дела возник такой вопрос. Заведующий одним из районных отделов образования отказывался издавать распоряжение о создании комиссии, сославшись на достаточность подписанного им заключения и отсутствие каких-либо нормативных документов по этому поводу. Формально он прав, если не считать того, что законные требования судьи подлежат исполнению. И весьма кстати 14 января 1999 г. был опубликован Закон Воронежской области «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства», где в принципе оговорены права и обязанности этих органов.

Необходимым условием установления усыновления ребенка является согласие его родителей (ст. 129 СК РФ).

На практике в основном усыновляются дети в возрасте до трех лет. Много дел касается детей, от которых матери отказались еще в роддоме. Как правило, это молодые незамужние женщины. Достаточно распространенный мотив — тяжелое материальное положение, незапланированное рождение ребенка.

По закону для отказа от ребенка достаточно одного заявления матери (ст. 129 СК РФ). Но, думается, даже в этом случае не будет нарушением закона, если орган опеки и попечительства до предполагаемого усыновления (или суд во время подготовки дела) сообщит такой матери о возможном усыновлении ее ребенка. Ведь она, отказавшись от ребенка после родов, могла испытывать определенный психологический дискомфорт, и ее решение не всегда могло быть обдуманным. Не лишним будет все же выяснить — предпринимались ли матерью ребенка какие-либо действия, пусть косвенные, по выяснению судьбы своего ребенка. Это необходимо еще и потому, что в соответствии с п. 2 ст. 129 СК РФ родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление до вынесения решения судом о его усыновлении.

Юристы скажут, что это возврат к прежним требованиям ст. ст. 14, 50 ГПК РСФСР. Поэтому сразу хочу оговориться, что представление указанных выше данных необходимо возложить на лиц, участвующих в деле, в том числе и прокурора. Прокурор не должен ограничиваться лишь участием при рассмотрении таких дел, он призван осуществлять регулярный надзор за действиями органов опеки и попечительства, администраций Домов ребенка.

На практике может возникнуть вопрос о механизме отмены усыновления иностранными гражданами, о выполнении в связи с этим требований ст. 165 ГПК РСФСР. Желательно также, чтобы соответствующие должностные лица (в частности, органов опеки и попечительства) после того, как ребенок покинет пределы России, проследили за его судьбой в дальнейшем, используя уже имеющие международные договоры и выработав свои механизмы связей с компетентными органами (скажем, тех же США).

——————————————————————