Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ)

(Боровиков В. Б.) («Российский судья», 2005, N 2)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО (СТ. 156 УК РФ)

В. Б. БОРОВИКОВ

Боровиков В. Б., кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Российской академии правосудия.

Важнейшей проблемой, стоящей перед любым государством, является воспитание подрастающего поколения, способного в рамках закона решать сложнейшие задачи по совершенствованию и процветанию общества. В Российской Федерации вопросы воспитания детей регламентируются прежде всего Семейным кодексом. Так, согласно ст. 31 СК РФ вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются совместно, исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей (ст. 31 СК РФ). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно; право знать своих родителей; право на их заботу; право на совместное проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ). При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 СК РФ). При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения права ребенка на воспитание в семье обеспечиваются органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 Семейного кодекса Российской Федерации. Воспитательные функции могут осуществлять и другие лица, не являющиеся официальными опекунами и попечителями, но взявшие к себе детей на постоянное воспитание (например, братья, сестры, дед, бабушка). Неисполнение указанными лицами обязанностей по воспитанию детей при определенных условиях, когда оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, влечет уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ <*>. ——————————— <*> Например, в 2001 — 2003 гг. в Российской Федерации было зарегистрировано соответственно 2973, 2751 и 3405 случаев совершения деяний, подпадающих под признаки посягательства, указанного в ст. 156 УК РФ. См.: Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Под ред. проф. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. С. 95.

Установление уголовной ответственности за данное деяние (в УК РСФСР 1960 г. подобная статья отсутствовала) вполне обоснованно, учитывая, что оно не только посягает на общественные отношения, обеспечивающие условия нормального нравственного и физического развития личности несовершеннолетнего, но и может причинить серьезный вред здоровью, чести и достоинству потерпевшего <*>. ——————————— <*> В отечественных СМИ, например, неоднократно приводились факты, когда дети, спасаясь от жестокого обращения к ним родителей, находили «родительскую заботу» в стаях бродячих собак, приобретая определенные качества животных. Последствия пребывания в подобной среде были таковы, что, несмотря на комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, в полной мере воспитать человеческую личность из новых Маугли практически невозможно. См.: Григоренко Г. Маугли из Керчи // Труд. 1998. 1 сентября; Семенова И. Вы можете ответить на вопрос: чем занят в эту минуту ваш ребенок? // Российская газета. 2000. 28 ноября; Щуков Ю. Маугли в собачьей конуре // Российская газета. 2001. 19 августа.

По данной категории уголовных дел производится дознание и предусмотрена подсудность мировых судей. Объективные признаки: невыполнение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если оно было соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Субъективные признаки: достижение 16-летнего возраста, возложение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а также осуществлению за ним надзора. Объективная сторона указанного преступления заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если оно было соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — это отсутствие должного внимания к развитию, поведению подопечного, безразличное отношение к его здоровью, безопасности, учебе, организации досуга и т. п. <*>. ——————————— <*> О катастрофическом положении дел в Российской Федерации с воспитанием детей говорят хотя бы следующие цифры: по экспертным оценкам, в Российской Федерации, например, в 1999 г. насчитывалось около 2 млн. неграмотных детей, не посещавших учебные заведения См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 году // Российская газета. 2000. 5 апреля. На учете в органах внутренних дел в 2002 г. состояли 276 тыс. родителей, не выполнявших свои обязанности по воспитанию детей. Ежегодно в судах рассматривается свыше 35 тыс. заявлений о лишении родительских прав См.: Пронина Л. Украденное детство // Парламентская газета. 2002. 10 апреля.

Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего означает их плохое, некачественное, нерадивое выполнение, например поощрение совершения подростком антиобщественных поступков, привитие ему взглядов, установок, пропагандирующих жестокость, агрессивность, ненависть к человечеству, неуважение к закону, создание условий, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетнего <*>. ——————————— <*> Например, в телевизионной программе «Сегоднячко» от 12 июля 2002 г. (канал ТНТ) был показан сюжет, как житель Воронежа К. заставлял своих малолетних детей (младшей дочке — 6 лет) забираться без страховки на фабричные трубы (до 86 м высотой), верхние ветки больших деревьев. Все это он снимал на видеопленку, которую затем отсылал в различные телестудии, чтобы данные кадры попали в Книгу рекордов Гиннеса.

При установлении признаков состава рассматриваемого преступления необходимо выяснить: действительно ли на лицо, привлекающееся к ответственности по ст. 156 УК РФ, были возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего или надзору за его поведением, а также имело ли оно реальную возможность качественно исполнять данные обязанности. При отрицательном ответе на эти вопросы состав преступления отсутствует (например, тяжелая и длительная болезнь кого-либо из родителей, неполучение ими в течение нескольких месяцев заработной платы, отсутствие жилища у семьи в связи с бегством из региона со сложной оперативной обстановкой являются объективными обстоятельствами, в значительной мере снижающими их возможности по созданию нормальных жизненных условий для развития личности несовершеннолетних). Состав анализируемого преступления имеет место, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего было соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним <*>. ——————————— <*> Ежегодно в Российской Федерации регистрируется около 2 млн. случаев избиений детей младше 14 лет. В 1999 г. около 200 грудных младенцев были убиты своими матерями // Труд. 2000. 3 марта.

Жестокое обращение — это прежде всего физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т. п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды). Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей) <*>. ——————————— <*> См.: п. 11 Постановления N 10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 7. С. 11.

Необходимо отметить, что понятие жестокого обращения с несовершеннолетними сформулировано в законе крайне неопределенно, что порождает немало сложностей как в уяснении признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, так и разграничении с другими смежными составами преступлений (например, против здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности). Поэтому справедливым является замечание, высказанное в юридической литературе, о необходимости большей конкретизации определения жестокого обращения с ребенком и выработки дефиниций его отдельных форм (физического, сексуального, психического насилия) <*>. ——————————— <*> См.: Дьяченко А., Цымбал Е. Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения в современной России // Уголовное право. 1999. N 4. С. 75.

Судебная практика, испытывая трудности в связи с неопределенностью понятия жестокого обращения с несовершеннолетним, исходит из того, что оно должно свидетельствовать об определенной системе, линии поведения виновного. Поэтому единичные случаи физического насилия, имевшие место в отношении детей со стороны родителей, педагогов и иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, не признаются в качестве преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Например, Президиум Кировского областного суда отменил приговор Слободского районного суда Кировской области в отношении Тарасовой, осужденной по ст. 156 УК РФ за то, что она, работая педагогом в школе, возмущенная поведением нарушителей учебной дисциплины, ударила ладонью по лицу ученика Карнова, а его товарища Пояркова вытолкнула из класса, пнув его ногой. Президиум областного суда, прекращая уголовное дело за отсутствием состава преступления в действиях Тарасовой, указал, что «в отношении каждого из учеников она допустила одиночный случай ненадлежащего исполнения своих обязанностей, что не может быть признано соединенным с жестокостью, а единичные факты физического насилия влекут ответственность за то или иное преступление против здоровья» <*>. ——————————— <*> См.: Обзор судебной практики Кировского областного суда по рассмотрению жалоб и уголовных дел в порядке надзора за 2000 г. // Информационный бюллетень Управления судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Кировской области и Кировского областного суда. 2001. N 2. С. 34.

Некоторые формы жестокого обращения в силу повышенной общественной опасности содеянного могут выходить за рамки анализируемого преступления и требуют дополнительной квалификации. Например, если в результате жестокого с ним обращения несовершеннолетний погибает или ему причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью, то содеянное должно квалифицироваться не только по ст. 156, но и статьям УК, предусматривающим ответственность соответственно за убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК РФ). Квалификация по совокупности имеет место также в случае, когда жестокое обращение с несовершеннолетним выражалось в его истязании (ст. 117 УК РФ). Данное преступление содержит формальный состав преступления, поэтому признается оконченным независимо от наступления общественно опасных последствий (например, причинения физического вреда здоровью несовершеннолетнего). Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних без жестокого обращения влечет административную ответственность (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). С субъективной стороны анализируемое деяние характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что не выполняет возложенные на него обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, жестоко с ним обращаясь, и желает поступать подобным образом. Цели и мотивы неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего не влияют на квалификацию содеянного, но учитываются при назначении наказания. Они не указаны в законе и носят разнообразный характер. Например, совершая деяние, предусмотренное ст. 156 УК РФ, виновный таким образом может стремиться «воспитать» личность несовершеннолетнего в соответствии со своими квазипедагогическими взглядами либо приобщить его к будущей преступной или иной антиобщественной деятельности (в последних случаях он должен также нести ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ и соответственно ст. ст. 150 или 151 УК РФ). В качестве типичных мотивов этого преступления можно назвать, в частности, садизм, месть, озлобленность, стремление показать себя главой семьи, поднять свой авторитет в глазах окружающих. Субъектами этого преступления могут быть родители несовершеннолетнего, то есть лица, записанные его отцом или матерью в книге записей рождения; иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего и надзору за его поведением, например опекун, попечитель, педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним (например, учитель, преподаватель, классный руководитель, мастер производственного обучения, воспитатель дошкольного детского заведения). Для признания субъектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, виновное лицо должно достичь 16-летнего возраста (в том числе и несовершеннолетние родители). Должностные лица образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, при выполнении своих функциональных обязанностей, например организационно-распорядительных, и проявляющие жестокость в обращении с несовершеннолетними, несут ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Проявление с их стороны жестокости в отношении несовершеннолетних в процессе проведения педагогических мероприятий (например, уроков, культурно-массовых, спортивных походов, экскурсий и т. п.) образует признаки состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Лица, лишенные родительских прав, не могут нести уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ, так как они, будучи не освобожденными от обязанности по содержанию своих детей, освобождаются от обязанности по их воспитанию (п. 1 ст. 71 СК РФ). Случаи совершения ими различных насильственных действий в отношении своих несовершеннолетних детей должны оцениваться в соответствии со статьями УК РФ, предусматривающими ответственность за совершение преступлений против личности (например, против жизни и здоровья; свободы, чести и достоинства; половой неприкосновенности и половой свободы личности). Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет. Представляется, законодатель, отказавшись от применения лишения свободы к лицам, виновным в совершении рассматриваемого преступления <*>, сократил возможности дифференцированного назначения наказания за это преступление. Такой вид наказания, как штраф, уместен в определенных ситуациях лишь в отношении педагогов или других работников образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними. Применение же штрафа к родителям, как правило, ставит семью, а следовательно, и самого несовершеннолетнего в тяжелое материальное положение (получается, что карательный элемент этого наказания затрагивает и потерпевшего). Сфера назначения исправительных работ также ограничена в свете изменений, внесенных в ст. 50 УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. (не говоря уже о том, что и этот род занятия, как и штраф, негативно отражается на материальном положении семьи и самого несовершеннолетнего). Фактически у мирового судьи, рассматривающего уголовное дело по ст. 156 УК РФ, из числа наказаний за рассматриваемое преступление в настоящее время остается в арсенале лишь условное осуждение (кстати, трудно понять логику законодателя, отказавшегося от применения лишения свободы за данное деяние, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним). ——————————— <*> См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» N 162-ФЗ (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848) изменил редакцию ст. 156 УК РФ, в частности исключил наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Определенный резерв для совершенствования санкции ст. 156 УК РФ, как и других статей, включенных в главу 20 УК РФ (ст. 150 — 152, 157), заключается, на наш взгляд, в установлении за преступления, предусмотренные названными нормами, такого дополнительного наказания, как лишение родительских прав (естественно, при соответствующих изменениях в этом случае редакции ст. 44, 45 УК РФ). Сейчас же лишение родительских прав производится согласно ст. 69 СК РФ в порядке гражданского судопроизводства при достаточно сложной и громоздкой процедуре. Уголовно-процессуальная форма рассмотрения дел о лишении родительских прав виновных в неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего позволит не только более оперативно оградить ребенка от родительского произвола, но и сделать более действенными основные наказания (в частности, условное осуждение к лишению свободы в сочетании с лишением родительских прав с позиции принципа справедливости воспринимается как адекватное характеру и степени общественной опасности неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Нелишне напомнить, что в период существования СССР уголовные кодексы большинства союзных республик (кроме УК РСФСР, Белорусской ССР и Литовской ССР) предусматривали лишение родительских прав в качестве дополнительного наказания. В УК Узбекской ССР это наказание было предусмотрено в качестве как основного, так и дополнительного <*>. ——————————— <*> Такой подход наблюдается, например, и в УК Швейцарии. Согласно ст. 53 этого Кодекса если кто-либо нарушает свои родительские, или опекунские, или попечительские обязанности совершением преступления или проступка, за который ему назначается наказание в виде лишения свободы, то судья может лишить его родительской, или опекунской, либо попечительской власти и объявить его неспособным осуществлять родительскую власть или быть опекуном или попечителем См.: Уголовный кодекс Швейцарии / Перев. с нем. М.: Изд-во «Зерцало», 2000. С. 26.

——————————————————————